Журналистское расследование
Очерк
Статья
Статья – жанр аналитический. Аналитическая журналистика, как мы помним, представляет факты в их причинно-следственной взаимосвязи, дает им развернутую трактовку, оценку, обосновывает прогноз развития явлений, рисует план действий, связанный с отображаемым предметом. Поэтому статья носит масштабный, научно-теоретический характер. Она обычно обобщает широкий фактический материал в широких временных рамках. Для этого жанра характерны научная постановка темы, решение важных общественных проблем современности, глубокая аргументированность.
Название "статья" произошло от латинского слова, обозначающего "часть целого". Поэтому в журналистской практике отдельную публикацию, часть всего текста газетного номера, тоже называют статьей. Хотя жанр этой публикации может совершенно не подходить под определение статьи.
Ведь статья определяется исследователями как жанр публицистики, основанный на ясном развитии строго определенной мысли, которая подкрепляется системой аргументов и типических фактов и получает окончательное выражение в обобщениях и выводах, направленных через авторские рекомендации на достижение конкретных результатов. Таким образом, объектом познания статьи является группа фактов, ряд конкретных ситуаций, творческая задача, стоящая перед журналистом, - это собственно постановка проблемы, ее разработка и анализ, следовательно, для статьи характерны широта и глубина обобщений и выводов.
Осмысление ситуации в статье начинается с конкретного фактического материала. Мысль автора, возникшая по вполне определенному факту, определяет тему статьи. Для ее доказательности выдвигаются аргументы - логические доводы, результат анализа целого ряда типических фактов. Они, кстати, тоже приводятся автором для того, чтобы подтвердить верность системы авторских суждений. Завершает статью вывод, дающий читателю новое видение жизненной ситуации и перспектив развития. Сила статьи - не в фактах, а в обобщениях, опирающихся на развернутую аргументацию. Ведь статья излагает итоги исследования, проведенного журналистом-аналитиком.
Сейчас исследователи жанровых особенностей журналистики выделяют такие формы статьи, как общеисследовательская статья, практико-аналитическая статья, полемическая статья и передовая статья.
Общеисследовательская статья анализирует общезначимые, широкие вопросы. Автор такой статьи может рассуждать о политико-экономических или нравственных вопросах с высоким уровнем обобщения. Главное для него - изучение различных закономерностей, тенденций, перспектив развития современного общества.
Практико-аналитическая статья уже самим названием своим показывает, что мысль журналиста направлена на актуальные практические вопросы. Ее интересы сосредоточены на конкретных проблемах. Главное - выявить причины ситуации, сложившейся в той или иной сфере общественных отношений, оценить эту ситуацию, определить тенденции развития, показать пути ее возможного решения, вынести на суд общественности конструктивные предложения по этому поводу.
Полемическая статья появляется в ходе столкновения двух или нескольких точек зрения на решение конкретной проблемной ситуации. Автор ставит перед собой задачи обосновать свою собственную позицию по спорному вопросу, показать свое видение проблемы и, одновременно, опровергнуть позицию своего оппонента. Поэтому такая статья наполнена лишь теми фактами, которые друг другу не противоречат. Автор не может себе позволить показать жизнь как единство и борьбу противоположностей.
Передовая статья - редакционное или авторское выступление на злобу дня, по самому существенному вопросу текущего момента. Ее специфика заключается в особой актуальности темы, политическом осмыслении выдвигаемых задач, конкретности обобщений и выводов. Поэтому для нее важно место публикации - самое ударное на первой странице номера. Иногда такое выступление может быть сведено к лозунгу, вынесенному в аншлаг или шпигель. Передовая статья всегда сиюминутна, динамична по мысли и имеет конкретную привязанность к региону распространения.
Работая над статьей, журналист выступает как ученый-теоретик. Ему важно добыть необходимые факты, выявить причинно-следственные связи, обобщить полученный материал и сделать глобальные выводы, распространенные на всю ситуацию в целом.
Любая статья должна обладать ясной концептуальной линией. Читателю должны быть понятны те методы, которые журналист применяет при оценке явлений, а аргументация, использованная в статье, - помогать аудитории правильно воспринимать значимость для себя общих событий и вырабатывать свою линию поведения. В самом начале статьи журналист уточняет: почему он избрал для анализа данную ситуацию и насколько важна она для общества. Поскольку любая ситуация содержит в себе внутренние противоречия, важно показать все нюансы и расставить нужные акценты. Конечно, развитие событий в проблемной ситуации часто бывает довольно сложным, журналист может лишь запутать читателя, последовательно описывая их, - главное же заключается в том, чтобы логика рассуждений оставалась ясной и убедительной.
Журналист стремится найти наиболее эффективные средства усиления эмоциональности статьи. Для этого жанра естественны специальные термины, определения, общие формулировки. Но все они должны быть понятны массовому читателю из контекста. Строгую последовательность и организованность статье придают повторы. Это могут быть перечисления, связанный с повторами вопросно-ответный метод изложения материала, анафора, составляющая начало абзацев, рефрены, создающие вариантное развитие темы статьи.
Широта и разносторонность сравнений, ассоциаций, сопоставлений, яркие публицистические и литературные образы, ссылки на мифологические и сказочные персонажи, поговорки, пословицы, афоризмы, крылатые слова и выражения, точные и острые эпитеты, метафоры, развернутые сравнения, гиперболы и аллегории, - одним словом, яркий и выразительный словарь публициста помогает дать всестороннюю характеристику описываемому явлению. А это, в свою очередь, выгодно отличает публицистическую статью от строгого научного стиля академического исследования проблемной ситуации ученым.
Сейчас уже не только репортеры, но и публицисты-аналитики активно используют жанр репортажа. Элементы репортажности придают динамичность и наглядность любому публицистическому произведению. Статья в этом смысле не исключение. Репортаж, как вы помните, дает живое отражение действительности через непосредственное восприятие автора. Личность журналиста - один из главных компанентов статьи, ведь этот жанр должен воздействовать не только на разум, но и на чувства человека. Поэтому логический монолог здесь сочетается с выразительно-изобразительными элементами эмоциональной публицистики.
Ясность, динамизм, строгая простота и композиционная стройность дополняют основные законы публицистического отражения действительности в аналитической журналистике - теоретическую аргументацию, анализ фактов, событий, явлений, умозаключения на основе научных обобщений. Развивая теоретические достижения науки в соответствии с реальной жизнью, творчески применяя их к конкретным социальным процессам, публицист и создает статью как специфический жанр журналистики.
Тут исключительную роль играет позиция автора, обеспечивающая отбор, осмысление, систематизацию и интерпретацию фактов. Она, в конечном счете, и определяет размеры материала на газетной полосе. Чтобы представить читателю целостную, логически последовательную систему знаний о самом обществе и разных формах отношений в обществе, прогрессивных и негативных тенденциях их развития, журналист максимально использует свои творческие возможности.
Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни. Так гласит научное определение жанра. Что же оно обозначает?
Прежде всего то, что очеркист художественно воплощает в слове реальные исторические лица и события, составляя о них мнение на основании системного исследования объекта. Суждение достигается путем анализа, а заключение и вывод являются логическим его завершением.
Словом, очерк - одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира. Не случайно же очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая: если рассказ - живописная картина, то очерк – графический рисунок или эскиз к картине. Он как бы на грани между документом и обобщенным художественным образом. Если бы историки сегодня не имели других источников, кроме очерковой литературы, то и в этом случае они смогли бы верно представить себе минувшую жизнь: русский очерк содержит огромный художественно-познавательный материал, отражающий многие важные моменты развития страны на протяжении ряда десятилетий.
Ведь очерк в истории русской публицистики известен с конца 18 века. И отличался он не только широтой охвата и тематическим многообразием, но и постановкой волнующих, актуальных проблем современности. Поэтому познавательная ценность русской очерковой литературы неотделима от ее активной роли в истории освободительного движения. На протяжении всей своей истории - от появления до современного развития - очерк стремился знакомить читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждать общественное мнение и формировать понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними. Только тогда, когда публицист проявляет себя как компетентный исследователь, тонкий аналитик, он может убедить читателя в верности своих оценок и суждений.
Исследователи выделяют несколько видов очерков.
Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивацию его поступков, индивидуальное и типическое в характере. Очеркист ищет в реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основные типические черты своей социальной среды и одновременно отличалась своеобразием черт характера, оригинальностью мысли. И уже затем создает не фотографическое изображение, а художественно-публицистическое отображение индивидуального образа.
Это не простая биографическая справка. Жизнь человека нельзя раскрыть в еенравственной красоте, в богатстве ее творческого проявления, подменяя рассказ о ней изложением анкетных данных или описанием технологии труда героя.
Чтобы портретный очерк занял целую газетную страницу, нужна такая личность, которая была бы очень значительной. Ведь журналист лишь в деталях, штрихами намечает портрет своего героя. Однако и менее, чем в 300-400 строк очеркист вряд ли уложится: относительный лаконизм жанра сочетается здесь с публицистической разработкой актуальной проблемы, анализом психологии героя.
Проблемный очерк включает в себя ряд подвидов: экономический, социологический, философский, экологический, судебный, полемический и другие. Здесь в роли публициста выступает специалист в определенной области. Предметом его исследования и художественно-публицистического отражения становится актуальная проблема, вставшая перед обществом в конкретный текущий момент. Это концептуальный авторский монолог, просвеченный индивидуальным видением человека и ситуации, в которой он действует.
Очеркист-проблемник не просто разрабатывает тему с помощью эмоционально-образных выразительно-изобразительных средств, а создает образ ситуации. На первый план выходит уже не показ конкретной личности, а научно-публицистическое исследование проблемы. Роль автора здесь всегда активная, - он вступает в прямой разговор с читателем, свободно оперируя знаниями по истории вопроса, цифрами, статистическими данными.
Такой вид очерка не частый гость на страницах газет. Создавая развернутый образ ситуации, он значительно объемнее проблемно-аналитических жанров - корреспонденции и статьи. Поэтому проблемный очерк - форма журнальной или даже книжной публицистики.
Путевой очерк - один из самых старых видов. Его особенности заключаются в том, что объект изучения развертывается для автора постепенно. Действительно, путешествуя, публицист всматривается в людей, в ситуации, фиксирует факты и события, отражая их через призму индивидуальных наблюдений. В передаче личных впечатлений от возникающих перед глазами очеркиста форм жизни, обычаев, нравов, социальных контрастов и заключается специфика путевого очерка. В нем сочетаются элементы портретного и проблемного очерков.
Это не случайно: сами истоки русского очерка следует искать именно здесь, в этом виде жанра. Обострение социальных противоречий в России 18 века поставило перед публицистами задачу показать панораму развивающихся событий. Новое отношение к действительности сочеталось с поиском новых форм ее отражения. Так появились "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева и "Письма русского путешественника" Н.М.Карамзина.
Нередко путевые очерки публикуются с продолжениями, создавая иллюзию совместного путешествия автора и читателей. Очеркист становится глазами своей аудитории, используя для этого репортажные приемы.
Стилистическая языковая структура очерка полностью соответствует цели, поставленной автором, и виду очерка, избранному им для художественно-публицистического осмысления действительности. Краткость, лаконизм, умение в сжатой форме сказать о многом, создать многогранную картину - один из основных признаков высокого профессионального мастерства очеркиста.
Особую роль в очерке играют пейзажи. Описание природы помогает раскрыть и обстановку, в которой происходит действие, и эмоционально-психологическое состояние героев очерка или самого очеркиста. В выявлении существенных признаков природных явлений, показе их взаимосвязи с главной идеей очерка, выразительных подробностей и детализации очеркист может достичь необычайной глубины проникновения в самую суть описываемого.
Однако в практике начинающих журналистов глубина осмысления пережитого и увиденного часто подменяется однообразием тематики, иллюстративным скольжением по поверхности жизни, сухостью изложения мысли, бедностью лексического запаса, - очерком здесь называют всякое описание факта, события, человека.
Поэтому еще раз заметим, что русская очерковая публицистика прежде всего стремится к активному вторжению в жизнь, к проблемности, к новизне, к раскрытию фактов большой социальной значимости. А яркая, образная манера повествования, острые индивидуальные речевые характеристики, метафоры, сравнения, гиперболы способствуют большей выразительности и художественно-публицистическому отображению действительности.
Одним из эффективных методов построения очерка является ассоциативный способ изложения, типичным проявлением которого служат авторские размышления. Авторские ассоциации, как правило, углубляют образно-психологическую разработку основной идеи повествования.
Очень важно, чтобы все ситуации, факты, события, ассоциации представляли единое целое, подчинялись единой цели - разработке темы, избранной очеркистом. Вместе с тем, только полностью изучив материал, факты, обстоятельства, людей, можно окончательно решить, какой поворот придать очерку, какую проблему выдвинуть в нем. Поэтому, работая над очерком, журналист фиксирует в своем блокноте и в памяти все: общие сведения, данные, цифры, имена и фамилии, должности, конкретные эпизоды, ситуации, раскрывающие человека в действии, чтобы потом суметь раскрыть характерное, поучительное, впечатляющее. Ведь композиция жанра требует непременного соединения, столкновения многих фактов, эпизодов, размышлений.
Этот жанр тесно взаимосвязан с жанром версии. Выдвигая предположения о причинах происходящего, сопоставляя факты, журналист пытается определить истину. И для этого он использует множество источников информации: люди, документы, личное наблюдение и многое другое, – при сборе фактов чрезвычайно важны тщательность, аккуратность, осмотрительность. Так как небрежность при журналистском расследовании способствует распространению дезинформации, которая, в свою очередь, может привести к неверным прогнозам и дальнейшим действиям.
Испорченная репутация героев журналистского расследования далеко не самое худшее из последствий некачественного подхода к сбору и интерпретации фактов. Может пострадать общество в целом.
Может быть, именно потому жанр журналистского расследования не стал достоянием многих, - за него берутся только те журналисты, которые готовы взять на себя ответственность за социальные, моральные, экономические и политические последствия своих материалов. Однако, в современных условиях свободы слова внешняя эффектная сторона разоблачения чужих тайн все более увлекает представителей средств массовой коммуникации. Быстрая популярность работающих в этом жанре журналистов, с одной стороны, и частые заказы им на нейтрализацию соперников, с другой, служат причиной соблазна наполнить средства массовой коммуникации скандальными историями и дешевыми сенсациями. Тем более, что предметом журналистского расследования становится наиболее яркое, скандальное по своей сути, сенсационное явление.
Субъективизм журналистов, их чрезмерная горячность, категоричность и митинговость лишь раскалывают общество, не только не давая возможности трезво и рассудительно найти пути решения назревших проблем, но даже усугубляя положение.
Важно помнить, что целью журналистского расследования становится желание автора непременно установить скрытые причины определенного явления, процесса, ситуации. Поэтому материал и отвечает на вопросы "почему" и "как".
Это такой специфический аналитический жанр, который ставит непременным условием присутствие автора в числе действующих героев: он сам идет по следам события, выявляя все новые и новые подробности. Читатель следит за ходом расследования глазами журналиста, узнает от него, какие препятствия стояли на его пути, какие открытия он совершал, какие эмоции он испытывал при этом, - словом, процесс расследования становится наглядным, схожим с репортажем.
Кстати, и исследователи жанров среди различных видов журналистского расследования прежде всего выделяют расследование-репортаж.
Уже само название подсказывает нам, что здесь сочетаются специфические особенности репортажа (информационного жанра, который, как мы помним, достоверно, выразительно и динамично рисует картину события через непосредственное восприятие автора, обязательно присутствующего на месте действия и создающего "эффект присутствия" для читателей) и аналитического исследования (специфический процесс познавательной деятельности, при котором журналист соединяет фактическую документальность с авторским мнением, комментированием фактов, постановкой и прогнозом решения проблемы). В расследовании-репортаже наглядно показываются поиск разоблачительных фактов и документов, результаты журналистского поиска, поведение участников ситуации. В целом же материал своим сюжетом напоминает детективную историю.
Но в отличие от литературно-художественного детектива, где в сюжет вводятся все новые и новые участники описываемого события и в их уста вкладываются все новые и новые подробности, в журналистском расследовании зачастую даже не упоминается, откуда пришла та или иная информация к журналисту. Конфиденциальность бесед вынуждает засекречивать источники информации.
Другим видом журналистского расследования называется расследование-панорама. Его основой становится авторское размышление, сопоставление обнаруженных фактов, находок, свидетельских показаний, документов. Осмысливая причины происходящего на его глазах, журналист высказывает свои догадки, часто оставляя выводы незавершенными. Нарисовав картину событий, он создает иллюзию реального окружающего пространства, опираясь на личный жизненный опыт читателей, а потому и предоставляя им право вынести окончательное суждение о предмете журналистского расследования.
Тут журналист прибегает к методам получения информации, роднящим его с ученым-исследователем: столь же скрупулезно изучает он связь явлений, уделяя пристальное внимание каждой мелочи. И при этом очень важно умение отделять главное, актуальное от второстепенного, выясненного в ходе проведенного расследования. Нередко журналисты, забывая о предмете своего исследования, увлекаются не менее яркими, скандальными деталями из жизни своих героев, превращая расследование-панораму в свод всевозможных сенсационных разоблачений.
Задача журналиста - дать всесторонний анализ изучаемому явлению, ситуации. Но он, конечно же, прежде, чем приступить к изучению явления, ситуации, выстраивает себе некую гипотезу, которую можно трактовать и как частный случай предвзятого представления. Осознание, делая гипотезу объектом внимания, резко усиливает ее влияние на восприятие наблюдений.
Правильная гипотеза помогает сделать максимально информативным любой, даже самый слабый сигнал. И, наоборот, отсутствие правильной гипотезы мешает увидеть даже очевидные факты. Так что строительство гипотез и их проверка на жизнеспособность - вещь серьезная, способная привести к тяжелым последствиям. Поэтому в судебном расследовании, например, сложился веками отработанный принцип, согласно которому истолкованием полученных в ходе расследования фактов должны заниматься, по крайней мере, две стороны - обвинение и защита, заинтересованные в подтверждении прямо противоположных гипотез. Без этой заинтересованности важные факты могут ускользнуть от внимания или будут ложно, односторонне, субъективно интерпретированы.
Журналист, к сожалению, остается один на один со своей гипотезой, ему трудно бывает сохранить объективность, непредвзятость в истолковании собранных фактов. Он строит версию, версия эта на первом этапе как будто подтверждается, и журналист начинает верить в нее. С этого момента ему трудно оставаться объективным. Любые факты трактуются в пользу этой версии, а детали, которые в нее не вписываются, легко им отбрасываются. И особенно коварны тут так называемые косвенные доказательства, то есть те, которые обладают наибольшей неопределенностью.
Словом, гипотеза отбирает факты, которые ее подтверждают, а эти подтверждения еще более усиливают ее избирательность. Возникает замкнутый круг, разорвать который становится непросто.
Между тем, широта освещения действительности и масштабы выводов журналистского расследования должны выходить за рамки узких, локальных ситуаций, а потому ложные гипотетические предположения и вытекающие из них выводы становятся чрезвычайно опасны для общества. Стремление избежать этого - такова цель журналиста, работающего в жанре расследования.
Как можно достичь объективности? Прежде всего, через четкое разграничение факта и мнения, точность и сбалансированность, через представление конкурирующих между собой возможных точек зрения на предмет журналистского расследования, через подробную презентацию улик и доказательств. Автор не должен стесняться предлагать всевозможные пути решения освещаемых проблем, анализировать реальность их воплощения и прогнозировать возможный результат.
Изложение накопленного материала обязано подчиняться принципу разумной достаточности: на все ли поставленные журналистом критические вопросы получены достоверные ответы. Журналист всегда должен быть готов защитить принцип разумной достаточности своего материала перед судом.
Понятно, что когда публицист оказывается за рабочим столом, он включает свое воображение, интерпретируя факты. Интерпретация, в свою очередь, не всегда подлежит проверке. Тем не менее, журналист, воссоздавая в словах интонации и моделируя сложность восприятия событий, явлений, подбирает такие изобразительно-выразительные средства, которые позволят отличить авторские впечатления от чистых фактов.