Механизм государства и государственный аппарат.
Традиционно понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» употребляются как синонимы. В последнее время понятие «механизм государства» трактуется шире. В механизм государства наряду с государственным аппаратом включаются и некоторые формы непосредственной демократии (референдумы, выборы и т.п.), т.е. формы реализации государственной власти непосредственно населением.
Механизм государства — это совокупность всех организационных форм, посредством которых реализуется государственная власть, осуществляются функции государства.
Структура механизма государства:
1) институты непосредственной демократии (референдум, выборы и т.д.)
2) государственный аппарат
Государственный аппарат– это специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Признаки государственного аппарата:
- действует на основе законодательства.
- действует на принципах субординации и координации деятельности.
- первичными элементами являются государственные органы и учреждения
- для обеспечения государственно-властных полномочий существуют органы принуждения.
- посредством государственного аппарата осуществляются функции государства.
3) государственные организации – предприятия, учреждения, способствующие осуществлению функций государства.
Н.: Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».
Структура государственного аппарата:
· государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих властных функций;
· государственные учреждения, предприятия, организации, которые не обладают властными полномочиями (за искл. их администраций), а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры и т.д.;
· государственные служащие, специально занимающиеся управлением;
· организационные и финансовые средства, а также принудительная сила, необходимая для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Формы деятельности:
· непосредственно управленческие (не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передачи опыта и т.д.);
· правовые, вызывающие государственно-обязательные последствия;
· правотворческие, направленные на подготовку проектов нормативных актов, их принятие, издание и др.;
· правоохранительные, обеспечивающие надзор и контроль за соблюдением законов, привлечение виновных к юридической ответственности, рассмотрение юридических дел в судах, проведение в жизнь карательных и правовосстановительных мер.
Принципы деятельности:
· приоритетность прав и свобод человека и гражданина, предполагающая обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;
· демократизм, выражающийся в первую очередь в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;
· принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную), способствующий созданию механизмов, исключающих произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
· законность, означающая обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;
· гласность, обеспечивающая информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;
· принцип федерализма, выражающий единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
· профессионализм, создающий благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирующий высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны.
14. Органы государства: понятие, признаки, классификация.
Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное властными полномочиями.
Признакиоргана государства:
· самостоятельность как структурного элемента государственного механизма;
· создание и функционирование в установленном порядке (на основе правовых актов и соответствующим образом — выборы, назначения, формирование);
· выполнение только ему свойственных задач и функций;
· наличие в этой связи властных полномочий;
· наличие организационной структуры, кадрового состава;
· наличие имущества, финансовых средств из бюджета.
Государственные органы разнообразны, они осуществляют различные функции и поэтому подразделяются на виды:
по принципу разделения властей - законодательные, исполнительные и судебные;
Законодательные органы состоят из выборных должностных лиц – депутатов, основная функция - принятие законов.
Исполнительно-распорядительные органы государственной власти включают в себя исполнительную деятельность (осуществление тех решений, которые приняты представительными органами) и распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий).
Органы судебной власти осуществляют в первую очередь юрисдикционную функцию (субъективную и объективную).
Субъективная юрисдикция реализуется посредством официального признания судебным органом наличия у того или иного субъекта субъективного права и присуждения ему всего того, что с этим правом связано.
Объективная юрисдикция отвечает в решении судебного органа на вопрос — нарушено или нет право. Объективная юрисдикция осуществляется как юрисдикция репрессивная, восстановительная и отменительная.
- репрессивная юрисдикция осуществляется в таком решении судебного органа, которое констатирует нарушение каким-то деянием нормативного акта и устанавливает за это определенные штрафные санкции.
- с восстановительной юрисдикцией сталкиваются тогда, когда судебное решение устанавливает на основе права обязанность возмещения ущерба, хотя и не усматривает при этом правонарушения.
- с отменительной юрисдикцией имеют дело в тех случаях, если суд отменяет противоправный юридический акт.
по объему властных полномочий — высшие и местные;
по способу формирования - выборные и назначаемые
по срокам полномочий — на постоянные и временные;
по особенностям и порядку принятия решений - коллегиальные и единоначальные;
по правовым формам деятельности — на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;
по широте компетенции — на органы общей и специальной компетенции.
(Например: Правительство РФ и Министерство финансов РФ)
по форме реализации государственной деятельности — на представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;
15. Ветви государственной власти: соотношение, взаимодействие, система «сдержек и противовесов».
Разделения властей – это принцип, по которому законодательные, исполнительные и судебные органы функционируют относительно независимо друг от друга, без вмешательства и при строгом разграничении законом их полномочий.
Разделение властей, их функционирование, взаимодействие законодательно закреплено. Н.: статья 10 КРФ
Разделение на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти обосновывается:
· необходимостью осуществлять такие три функции, как принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия;
· обеспечением, сохранением демократии от чрезмерной концентрации, монополизации власти одним человеком, одним государственным органом;
· возможностью контроля за деятельностью ветвей власти, сдерживающих и уравновешивающих одна другую.
Механизм государства, основывающийся на разделении властей, отличается следующими характеристиками:
· единая суверенная власть принадлежит народу;
· отсутствует орган, концентрирующий всю полноту государственной власти;
· относительная независимость ветвей государственной власти и реализующих ее государственных органов;
· система «сдержек и противовесов» ограничивает власть каждого органа государства и препятствует ее сосредоточению в рамках какой-либо ветви власти в ущерб другим ветвям. Элементами такой системы являются: срочность полномочий должностных лиц; несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления; право вето на законопроекты; право роспуска парламента; контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; независимость судейского корпуса и др.
В системе разделения властей:
для законодательной власти характерно:
- первичное представительство идет от народа, как единственного источника власти;
- коллегиальность
- распорядительная функция по формированию высших исполнительных и судебных органов
- функция контроля исполнительной власти (одобрение кандидатуры председателя правительства, вопрос о доверии правительству, ежегодные отчеты правительства)
- возможность политической оценки (импичмента) должностных лиц
- контролируется судебной властью с помощью конституционного надзора и судебного контроля
для исполнительной власти характерно:
- вторичность, производность
- подзаконность
- может быть единоличной (в президентской республике правительство – советники главы государства) или коллегиальной (в парламентской республике правительство подотчетно парламенту)
- несёт солидарную ответственность за принятые решения
- обладает правом законодательной инициативы
- контролируется законодательной властью (одобрение кандидатуры председателя правительства, вопрос о доверии правительству, ежегодные отчеты правительства)
- контролируется судебной властью с помощью конституционного надзора и судебного контроля
для судебной власти характерно:
- только суд отправляет правосудие
- независимость и подчинение только закону
- обладает правом законодательной инициативы
- является арбитром в спорах о компетенции между органами власти
- осуществляет контроль за законодательной и исполнительной властью посредством конституционного надзора и судебного контроля.
В РФ принцип разделения властей закреплен в действующей КРФ. На практике многие готовы признать отдельное существование каждой из властей, но никак не их равенство, самостоятельность и независимость, что отчасти объясняется российскими традициями: самодержавия, единовластия. Специфика нынешней российской системы разделения властей проявляется и в особенностях положения Президента РФ в системе органов государства, что характерно для смешанных (президентско-парламентских) форм правления. Президент РФ, являясь главой государства, обеспечивает взаимодействие всех ветвей власти.