Дуализм местного управления

Государственное управление местными делами

Независимость местного самоуправления

- государственные органы не вмешиваются в компетенцию общины.

- мсу – самостоятельное управление делами общины.

- органы мсу – не относятся к государственным органам.

- государственные органы контролируют только превышение пределов компетенции общины.

- органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, и их компетенция создается и регулируется государством

- самоуправление - часть общего государственного управления, особая организация государственной власти на местах, основанная на выборных началах

- учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах.

- выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством

- местное самоуправление сочетает в себе: публичную власть, сформированную населением определенной территории; элемент государственного устройства (мсу важнейшая составная часть системы реализации государственной политики); институт гражданского общества.

 

- местные дела объединены с государственными делами

- двойственная природа предметов ведения: мсу самостоятельно решает вопросы местного значения и осуществляет значительный объем переданных гос. полномочий

- т.о. местные органы включаются в государственный механизм, не теряя при этом самостоятельности.

 

11. Понятие, признаки государственной власти. Легитимность государственной власти: понятие, виды.

Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Истории известны различные пути происхождения государственной власти:

а) аристократический, когда власть вождя, предводителя формировалась с помощью выборов или путем узурпации ограниченным кругом лиц либо одним лицом;

б) плутократический, когда закреплялись привилегии экономически господствующей социальной группы, слоя или класса.

Характер государственной власти:

· публично-политический, имеющий материальную основу (казенные имущества, другие источники доходов, налоги);

· поддержанный силой и авторитетом права (через нормативно-правовые акты, юридические механизмы власть проводит государственные веления, делает их общеобязательными);

· суверенный, т.е. отделенный от иных видов власти (как внутри страны (партийной, религиозной), так и вне ее пределов — от других государств);

· легитимный, т.е. юридически обоснованный и признанный. Власть должна иметь социальное и юридическое основание для того, чтобы выступать в качестве публичной. Этими основаниями могут быть исторически складывающиеся традиции, доверие населения, международно-правовое признание и др.

Средствами осуществления государственной власти выступают институты государства. Среди них выделяются:

· институты народного представительства: парламентаризм, всеобщие выборы, муниципальное самоуправление, президентство (если избирается всенародным голосованием);

· институты управления: правительство, правительственные учреждения, «силовые ведомства»;

· институты правосудия: права и свободы человека и гражданина, равенство всех перед законом; государственные гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Способы осуществления государственной власти:

Правовое регулирование — это способ упорядочения общественных отношений путем приведения их в соответствие с нормами права.

Например: Реализацию данного способа можно проследить применительно к деятельности общественных формирований. Правовое регулирование включает ряд этапов:

· определение круга субъектов – участников правоотношений, наделение их свойством правосубъектности. Для этого все общественные формирования должны быть в установленном порядке зарегистрированы, их программы и уставы не должны противоречить законодательству страны.

· Установление границ поведения субъектов, т.е. общественные формирования должны действовать в рамках законов государства.

· Определение порядка ликвидации общественного формирования за нарушение установленных правил.

Государственный контроль — это способ осуществления государственной власти, обеспечивающий соблюдение нормативных актов.

Например: Применительно к деятельности общественных формирований государственный контроль состоит из ряда этапов:

· проверки соответствия программы (устава) общественного формирования, его деятельности законодательству страны;

· выработки на этой основе определенного решения;

· доведения этого решения до исполнительных органов государства и общественного формирования.

 

Конкретными формами государственного контроля являются:

· отказ в регистрации общественного формирования, программа (устав) которого противоречит требованиям конституции, законам государства;

· предупреждение общественного формирования о несоответствии его деятельности законодательству;

· привлечение к юридической ответственности лидеров, членов общественного формирования за нарушение установленных правил;

· приостановление деятельности общественного формирования до принятия решения;

· ликвидация общественного формирования как организации, имеющей целью насильственное изменение конституционного строя и целостности государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной или религиозной розни.

Утрата государственного контроля (недееспособность государственной власти, правовой нигилизм, разгул преступности и др.) грозит социальными бедствиями, незащищенностью личности. Однако всеобщий контроль приводит к апатии граждан, к потере правовым регулированием своей роли.

Любой антидемократический режим стремится к максимальному расширению сферы своего влияния на общество. Сохраняя универсальность контроля, антидемократический режим использует разнообразные методы, в том числе и репрессии.

При демократическом режиме государственный контроль — это контроль строго определенных органов государства за соблюдением всеми субъектами права действующего законодательства. В демократическом государстве человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом (ст. 29, п. 2 Всеобщей декларации прав человека).

Легитимность власти -

в широком смысле – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять, готовность ей подчиниться.

в узком смысле – это власть законная, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

Обычно различают три типа легитимности:

· традиционный;

· харизматический (харизма — священный дар);

· рациональный, демократический.

В традиционной легитимности выделяют геронтологическую (власть старейших), патриархальную (власть вождя племени), патримониальную (власть монарха).

Харизматическая легитимность основывается на личной преданности людей вождю, пророку, убежденных в их необычном даре. Такая власть иногда подкреплена законом, а чаще не имеет такого фундамента.

Рациональная легитимность базируется на демократических процедурах власти, когда соблюдаются права человека, царствуют закон и правопорядок. Выделяются четыре разновидности современной рациональной легитимности:

· плюралистическая демократия, признаваемая большинством граждан легитимной;

· авторитарно-бюрократический режим, при котором основные права и свободы человека соблюдаются и защищаются лишь частично;

· тоталитарные режимы, уже не поддерживаемые большинством населения;

· режимы, где не существует ни признания, ни неприятия тех, кому принадлежит власть.

 

Источники легитимности власти:

· идеологические принципы и убеждение граждан в справедливости и прогрессивности государственной власти;

· доверие к традиционной и устоявшейся власти;

· доверие к власти благодаря положительной оценке личных качеств руководителей;

· политическое (или государственное) принуждение. Бессильная власть никого не устраивает.

 

В России в последнее время можно говорить о делегитимации государственной власти, так как:

· подорвано уважение к власти;

· идет процесс коррумпированности чиновничества, криминализации общества;

· нарушается баланс между российскими и западными ценностями;

· неэффективна социально-экономическая политика властей;

· отсутствует соблюдение правовых норм, регламентирующих организацию и деятельность государственных органов;

 

12. Функции государства: понятие, виды.

Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение государства в обществе.

Функции государства

- устанавливаются в зависимости от главных задач, стоящих перед государством, и представляют собой средство реализации этих задач.

- осуществляющиеся специально уполномоченными на то органами либо их структурными подразделениями, отличаются от видов государственной деятельности.

- осуществляются в определенных формах и особыми методами, присущими государственной власти.

Существуют различные основания для деления функций государства: по продолжительности действия; по направленности действия; по объектам воздействия.

По продолжительности действия они подразделяются на постоянные и временные. Постоянные присущи государству на всех этапах его существования; временные характеризуются непродолжительностью существования.

По направленности действия различаются внутренние и внешние функции государства.

Классификация внутренних функций проводится по сферам государственной деятельности: экономическая, социальная, финансового контроля, охраны правопорядка, экологическая.

· экономическая функция — это выработка стратегии и тактики развития страны в оптимальном режиме. Кроме того, эта функция проявляется в установлении налогов, выдаче инвестиций, установлении льгот, выработке программ экономического развития и т.п.;

· социальная функция направлена на создание нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т.п. путем минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, выделения средств на здравоохранение, отдых, просвещение и т.д.;

· функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. Кризисные явления в экономике РФ ставят перед государством вопросы полноценного финансового контроля, укрепления курса рубля и др.;

· правоохранительная функция связана с обеспечением точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами;

· экологическая функция — это деятельность государства по обузданию безудержной эксплуатации природы с помощью своих установлений (природоохранительное законодательство, программы по охране окружающей среды и др.).

Внешние функции государства — основные направления его деятельности на международной арене. К числу внешних функций относятся:

· функция обороны. Для России важность этой функции определяется не только в связи с международными событиями, но и внутренними катаклизмами — этническим сепаратизмом в первую очередь;

· поддержка мирового порядка заключается в политическом сотрудничестве государств для исключения глобальных вооруженных конфликтов. Деятельность государств в этой сфере координируют ООН, ее органы, а также международные универсальные и региональные организации;

· внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, проявляющегося в разделении труда, специализации и кооперировании производства, развитии кредитно-финансовых связей и др.;

· сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (готовность к чрезвычайным ситуациям, снижение последствий катастроф и др.).

По объектам воздействия выделяют следующие функции:

· экономическая (обеспечение функционирования и развития экономики с помощью охраны различных форм собственности, организации внешнеэкономических связей и др.);

· политическая (осуществление государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, охрана суверенитета государства и др.);

· социальная (охрана прав и свобод населения, поддержание необходимого уровня жизни, обеспечение необходимых условий труда, его оплаты, быта и др.);

· идеологическая (поддержка определенной идеологии, организация и обеспечение духовного возрождения страны и др.).

 

Современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции:

а) обеспечение народовластия:

· реализация волеизъявления народа в законодательстве;

· обеспечение государственного суверенитета;

· официальное представительство всего общества;

· защита конституционного строя;

б) экономическая:

· выработка экономической доктрины;

· управление государственной собственностью;

· установление правовых основ рынка и ценовой политики;

· регулирование внешнеэкономических отношений государства;

в) социальная:

· обеспечение общественного благополучия;

· создание равных возможностей для всех граждан;

· поддержание образования, науки, культуры, здравоохранения и т.п.;

г) экологическая:

· обеспечение экологической безопасности населения;

· способствование экологическому благополучию страны;

д) налогообложение и взимание налогов;

е) защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.

Внешниефункции:

а) интеграция в мировую экономику;

б) внешнеэкономическое партнерство и поддержка иностранных инвестиций;

в) оборона страны, базирующаяся на поддержании достаточного уровня обороноспособности. Вооруженные силы предназначаются как для защиты независимости и территориальной целостности государства, так и для выполнения международных обязательств;

г) поддержка мирового порядка. Международные конфликты сопровождаются нарушением прав человека;

д) сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем. Его фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного реагирования.

Обычно выделяют несколько групп глобальных проблем: международного сотрудничества и упрочения мира; обеспечения прав и свобод человека; национальной и международной безопасности; экологические; демографические; проблемы научно-технической революции и использования ее результатов для преодоления отсталости; проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступностью и другими антиобщественными явлениями.