Государство и иные организации, входящие в политическую систему общества.

Политическая система общества — это механизм организации и функционирования политической власти.

Структура: политические организации, политические отношения, политическая идеология и политическая деятельность.

Политическая организация — это совокупность государственных, общественных организаций, при помощи которых осуществляется управление общественными делами. Основные элементы политической организации: государство, политические партии, массовые национальные и общественные движения; общественные организации, в том числе и различные церковные организации; профессиональные союзы, органы местного самоуправления, трудовые коллективы.

Политические отношения, т.е. взаимодействие субъектов политики и власти, при котором происходит их объединение или разобщение; передача идей, взглядов; обмен ресурсами (информацией, знаниями); передача волевых побуждений от одного субъекта к другому. Главные взаимосвязи, определяющие политические отношения: между государством и обществом; властью и народом; классами, социальными группами и слоями общества; внутри групп и на уровне межиндивидуального общения.

Политическая идеология — это отражение политической жизни в теориях, взглядах, представлениях, чувствах и настроениях, политических традициях и установках. Политическая идеология существует на двух уровнях: теоретическом, включающем доктрины, программы, политические решения; и общественно-психологическом, состоящем из взглядов, представлений, иллюзий, предрассудков, чувств, настроений, убеждений, стереотипов, традиций.

Политическая деятельность представляет одну из форм функционирования политической системы. Структура политической деятельности вклю­чает: субъект процесса (реальная власть или ее носитель, тот, кому делегирована власть); объект процесса, который должен быть создан; средства, методы, исполнители, ресурсы (материальные и финансовые, а также идеальные — наука, знания, настроение масс и др.).

Важнейшими функциями политической системы являются: определение целей развития общества, его политическое объединение, регулирование режима политической деятельности, легитимация политического режима и др.

В современных условиях различают два основных вида политических систем: демократическую и антидемократическую. Первая связана с вещными отношениями и имеет предпосылкой построение их по рыночному типу. Вторая определяется единственной правящей партией, проводящей свою политику через общественные организации и население.

Государство является центральным звеном политической системы

Отличия государства от иных организаций общества.

 

Государство:

Ø выступает в качестве официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территории по признаку гражданства;

Ø является единственным носителем суверенитета;

Ø обладает специальным аппаратом (механизмом) публичной власти;

Ø организует государственную жизнь на правовых началах;

Ø является собственником государственного сектора экономики и оказывает решающее влияние на экономическую жизни общества

Ø издает правовые акты

Ø осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть

Ø обладает механизмом государственного принуждения

Ø является единственной полновластной организацией для всего общества

Ø определяет основы внешней и внутренней политики страны

Взаимодействие государства с иными организациями общества.

Взаимодействие государства и политических партий. По участию в делах государства различаются парламентские и правящие партии.

Парламентские партии:

· классические парламентские партии, функционирующие для обслуживания выборов, получения большего числа мандатов для формирования правительства;

· парламентские партии, рассматривающие эту работу как одно из направлений политической деятельности и имеющие постоянно действующие партийные организации (социалистические партии);

· партии, рассматривающие парламентскую работу как второстепенное направление деятельности (коммунистические партии).

Правящие партии:

· партии антидемократических государств, существующие в единственном числе; идеология такой партии становится государственной идеологией, а ее аппарат срастается с госаппаратом;

· партии демократических государств, когда руководство органами государственной власти назначается в зависимости от того, какая партия победила на выборах, либо идет процесс полной замены состава аппарата государства.

Взаимодействие государства с национальными движениями. Эти движения представляют собой менее формализованные общественные образования, различные союзы, соборы и т.п. Обычно структура их не выражена, они не имеют членства и т.д. Цели и задачи национальных движений воспринимаются государственным аппаратом через систему идеологического воздействия.

Взаимодействие государства и церкви.

Формы взаимодействия:

1. Статус государственной церкви означает: (Великобритания)

· освящение главы государства при вступлении в должность.

· церковь выполняет какие-либо государственные функции (Священный Синод).

· признание за церковью права на широкий круг объектов;

· получение от государства материальной помощи и различных субсидий;

· наделение юридическими полномочиями;

· право участия в политической жизни страны, в том числе через представительство в государственных органах;

· обладание широкими полномочиями в области воспитания и образования;

 

2. Статус частной корпорации с особыми привилегиями (РФ)

· льготная система налогообложения

· получение от государства материальной помощи и различных субсидий;

· наделение юридическими полномочиями;

· разделение сфер взаимодействия с государством (образование, попечение о заключенных, военнослужащих, престарелых, сиротах, благотворительность) и сфер невмешательства (выборы, оперативно-розыскная деятельность и т.д.).

 

3. Режим отделения церкви от государства предполагает: (США)

· государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;

· государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, когда не нарушаются действующие законы;

· государство не оказывает церкви материальной и финансовой поддержки;

· церковь не вмешивается в дела государства, а занимается вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей населения;

· церковь не выполняет каких-либо государственных функций.

Взаимоотношения государства и профсоюзов. В зависимости от типа политической системы профсоюзы вступают в отношения сотрудничества с государством или выступают по отношению к государству противоборствующим, оппонирующим элементом. Для переходных типов политических систем деятельность профсоюзов характеризуется анархо-синдикалистскими признаками.

Взаимоотношения государства с органами местного самоуправления, которые играют значительную роль в низовых политических структурах общества. Эти органы могут либо представлять первичный слой органов государственной власти, либо отделены от государства. Через органы местного самоуправления осуществляются формы непосредственной демократии (референдумы, выборы, собрания, сходы и т.п.).

Формы взаимоотношений: