Теория договорного происхождения государства

Теологическая теория

Патриархальная теория

Основные теории происхождения государства.

Чем совершеннее право, тем в большей степени оно связывает государство, активность которого в этом случае направлена в интересах личности.

Соотношение государства и права.

 

Соотношение государства и права предполагает: единство, различия, взаимодействие, противоречия.

Единство государства и права проявляется в том, что они:

· выступают средствами управления, инструментами власти;

· призваны сочетать личные, общественные и групповые интересы;

· развиваются в тесной взаимосвязи;

· находятся под одинаковым воздействием социально-экономических и духовных факторов.

Основные различия между государством и правом:

· если для государства главное – государственная организация общества, то для права – способы, формы управления общественной жизнью;

· если государство выражает силу, то право – волю;

· первичный элемент государства – государственный орган, права – норма права;

· они не совпадают по формам, функциям и др.

Воздействие государства на право проявляется:

· в правотворчестве, когда оно устанавливает, санкционирует и признает нормы права;

· обеспечении реализации права, что создает различные предпосылки для использования лицами, их организациями возможностей для удовлетворения интересов и потребностей;

· охране права и господствующих отношений;

· распространении права в социальном пространстве.

Воздействие права на государство проявляется:

· в установлении пределов государственного вмешательства в частную жизнь граждан;

· оформлении государственной деятельности в рамки юридических форм;

· осуществлении контроля за деятельностью государственного аппарата;

· цивилизованном общении государства как с населением, так и другими государствами;

· правовых взаимоотношениях власти со структурными единицами государства, нациями, народностями;

· установлении легитимности государственного принуждения.

Противоречие государства и права: власть имеет тенденцию к неограниченности, а право стремится ее ограничить, ввести юридические рамки.

 

 

 

Время появления: 354-320 г. до н. э.

Основоположники и последователи: Аристотель, М.Н. Покровский

Ø Государство – естественная форма человеческой жизни

Ø Как существа общественные все люди стремятся к объединению – созданию семей

Ø Увеличение числа семей приводит к образованию государства

Ø Государственная власть – есть продолжение и развитие отцовской власти.

Время появления: 4 в.

Основоположники и последователи: Августин, Фома Аквинский, Ж. Маритен.

Ø Бог - творец всего сущего на Земле, в том числе и государства.

Ø Поникнуть в тайну божественного замысла и постичь природу и сущность государства невозможно.

Ø Подчиняясь божественному непознаваемому, но непреложному замыслу, но непреложному замыслу любой подданный государства должен подчиняться ему, а значит не преступать государственные законы и действовать во благо этого государства.

 

Время появления: 17 в.

Основоположники и последователи: Г. Гроций, Б. Спиноза, А. Радищев, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс и др.

Ø Государству предшествует естественное состояние людей (по Руссо «прирожденных прав», по Гоббсу «войны всех портив всех»)

Ø Ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По договору люди передают часть своих прав государственной власти (подчиняются), а государство обязуется охранять природные неотчуждаемые права человека.

Ø Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.