Теория договорного происхождения государства
Теологическая теория
Патриархальная теория
Основные теории происхождения государства.
Чем совершеннее право, тем в большей степени оно связывает государство, активность которого в этом случае направлена в интересах личности.
Соотношение государства и права.
Соотношение государства и права предполагает: единство, различия, взаимодействие, противоречия.
Единство государства и права проявляется в том, что они:
· выступают средствами управления, инструментами власти;
· призваны сочетать личные, общественные и групповые интересы;
· развиваются в тесной взаимосвязи;
· находятся под одинаковым воздействием социально-экономических и духовных факторов.
Основные различия между государством и правом:
· если для государства главное – государственная организация общества, то для права – способы, формы управления общественной жизнью;
· если государство выражает силу, то право – волю;
· первичный элемент государства – государственный орган, права – норма права;
· они не совпадают по формам, функциям и др.
Воздействие государства на право проявляется:
· в правотворчестве, когда оно устанавливает, санкционирует и признает нормы права;
· обеспечении реализации права, что создает различные предпосылки для использования лицами, их организациями возможностей для удовлетворения интересов и потребностей;
· охране права и господствующих отношений;
· распространении права в социальном пространстве.
Воздействие права на государство проявляется:
· в установлении пределов государственного вмешательства в частную жизнь граждан;
· оформлении государственной деятельности в рамки юридических форм;
· осуществлении контроля за деятельностью государственного аппарата;
· цивилизованном общении государства как с населением, так и другими государствами;
· правовых взаимоотношениях власти со структурными единицами государства, нациями, народностями;
· установлении легитимности государственного принуждения.
Противоречие государства и права: власть имеет тенденцию к неограниченности, а право стремится ее ограничить, ввести юридические рамки.
Время появления: 354-320 г. до н. э.
Основоположники и последователи: Аристотель, М.Н. Покровский
Ø Государство – естественная форма человеческой жизни
Ø Как существа общественные все люди стремятся к объединению – созданию семей
Ø Увеличение числа семей приводит к образованию государства
Ø Государственная власть – есть продолжение и развитие отцовской власти.
Время появления: 4 в.
Основоположники и последователи: Августин, Фома Аквинский, Ж. Маритен.
Ø Бог - творец всего сущего на Земле, в том числе и государства.
Ø Поникнуть в тайну божественного замысла и постичь природу и сущность государства невозможно.
Ø Подчиняясь божественному непознаваемому, но непреложному замыслу, но непреложному замыслу любой подданный государства должен подчиняться ему, а значит не преступать государственные законы и действовать во благо этого государства.
Время появления: 17 в.
Основоположники и последователи: Г. Гроций, Б. Спиноза, А. Радищев, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс и др.
Ø Государству предшествует естественное состояние людей (по Руссо «прирожденных прав», по Гоббсу «войны всех портив всех»)
Ø Ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По договору люди передают часть своих прав государственной власти (подчиняются), а государство обязуется охранять природные неотчуждаемые права человека.
Ø Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.