Правовое и социальное государство
Развитие демократии непосредственным образом связано с утверждением правового государства. Остановимся на основных принципах правового государства:
1. Верховенство закона, его господство над всеми сферами жизни.
2. Правовой характер самих законов, т.е. их соответствие международным правовым стандартам.
3. Приоритет прав и свобод личности и ее свободное развитие. Государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда вмешательство государства недопустимо. Общеизвестна формула: "все, что не запрещено индивиду, ему дозволено", а для власти: "все, что не разрешено власти, ей запрещено".
4. Взаимоответственность государства и личности. В правовом государстве отношения между ними строятся не только на правовой основе, но также пронизаны морально-этическими обязательствами.
5. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что исключает монополию какого-либо органа на власть.
Сущности современного демократического государства соответствует не только его правовая, но и социальная форма. Считается, что такой тип государства складывается во второй половине ХХ в. в странах Запада во многом благодаря влиянию социальных экспериментов социалистических стран.
Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством. Внутреннюю политику социального государства можно охарактеризовать как средство утверждения социального компромисса и солидарности в обществе. Такое государство сглаживает имущественное и другое социальное неравенство, помогает низкодоходным группам, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования. Это проявляется в реализации разнообразных программ государства, направленных на развитие сферы образования, здравоохранения (в различных странах приняты программы, призванные гарантировать общедоступность и бесплатность здравоохранения, основного общего и среднего профессионального образования); помощи пенсионерам и другим социально уязвимым группам; в создании новых рабочих мест; в развитии системы переобучения безработных, трудоустройства молодежи. Подобным образом государство гарантирует право своих граждан на "достойную жизнь", право на минимальный стандарт благополучия, а в идеале - примерно одинаковые для всех социальных групп стартовые возможности для реализации жизненных целей. Реализация этих прав находится в непосредственной зависимости от уровня экономического развития страны, от перераспределительной политики государства, когда с помощью налогов часть доходов богатых слоев населения перераспределяется в пользу бедных. Реализация социальных прав человека позволяет характеризовать политику государства в терминах социальной справедливости. Эти аспекты всегда находятся в центре внимания политических партий и движений, являются важнейшей составной частью их программ. Социал-демократические и коммунистические партии настаивают на расширении социальных программ, в то время как правые партии критикуют социальное государство, связывая с ним такие явления, как разрастание бюрократического аппарата, рост массового иждивенчества, повышение налогов, что в итоге тормозит экономическое развитие. Например, неоконсерваторы отстаивают тезис об адресной социальной поддержке, что должно сократить количество получателей социальной помощи.
6. Государство и гражданское общество
Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. В понятии "гражданское общество" отражена иная, нежели государство, сфера социальной жизни - сфера частногражданской жизни людей, где доминирует предприимчивость, инициатива и частный интерес. Гражданское общество - это сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют самостоятельно и автономно по отношению к государству. В государстве преобладают вертикальные отношения и иерархичные связи, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей - отношений конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Важным условием существования гражданского общества является наличие правового механизма, который ограждает его от прямого вмешательства со стороны государства. Какое состояние системы социальных отношений можно определить как гражданское общество? В современной теории нет единого ответа. Одни исследователи считают возможным применить эпитет "гражданское" к догосударственному обществу (такой подход вряд ли является продуктивным, т.к. первобытное общество предполагало не автономию, а растворение индивида в родоплеменной группе), другие считают, что таковым оно становится, когда появляется государство, третьи связывают его с развитием капитализма в экономике и с преобразованием характера отношений между властью и населением, когда отношения между властью и подданными трансформировались в отношения между властью и гражданами. Существуют разные подходы относительно структурных составляющих гражданского общества.
1. Наиболее распространен подход, отождествляющий гражданское общество с внегосударственной сферой. В этом случае структура гражданского общества будет включать в себя, во-первых, - экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и моральные отношения, а также неопосредованные государством политические отношения между партиями и общественными движениями; во-вторых, - социальные институты: негосударственные предприятия, акционерные общества, семья, церковь, негосударственные СМИ, институты культуры и образования, партии, органы местного общественного самоуправления.
2. Из структуры гражданского общества исключатся экономическая сфера.
3. За границу гражданского общества выносятся политические движения и партии, органы общественного самоуправления, которые объединяются в особую сферу - "политическое общество". Последнее трактуется как посредник между гражданским обществом и государством. Формирование гражданского общества тесно связано с развитием правового государства. Важнейшими предпосылками этого взаимосвязанного процесса являются многоукладная рыночная экономика (основа независимости граждан от государства); равноправие различных социальных классов и слоев; реальные гарантии прав и свобод; соблюдение гражданами законов; ориентация органов государственной власти на соблюдение конституции. Показателем способности гражданского общества к самоорганизации является многопартийность. Партии призваны "отфильтровать" интересы различных социальных групп и воплотить их в конкретные решения государственной власти. Тем самым гражданское общество является источником законов.