Признаки и сущность государства
Государство имеет свои специфические черты, отличающие его от всех других институтов и организаций (партий, движений и др.).
1. Отделение публичной власти от общества, её несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев. Это отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления. Осуществление публичной власти требует определенной организации - специального аппарата (чиновников, судей, армии и др.). Современное государство сочетает профессиональный аппарат управления с представительной системой, которая формируется посредством выборов.
2. Наличие территории. Законы и полномочия государственных органов распространяются на людей, проживающих в контуре границ государственной территории. Государство строится на основе территориальной общности людей, а не по принципам кровного родства или религиозным принципам.
3. Суверенитет. Это такое свойство государственной власти, которое выражается в ее верховенстве и независимости по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений. Выделяют внутренний суверенитет, что означает право власти принимать или изменять законы, обязательные для всего населения, и внешний суверенитет (в контексте международных отношений), который предполагает свободу государства от контроля извне.
4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы, полиция и т.д.), а так же органы - армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.
5. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания аппарата управления и для материального обеспечения государственной политики.
6. Организация общественной жизни на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. В любом современном обществе имеется множество субъектов власти (семья, церковь, партии и т. п.), однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений является государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, имеющих общеобязательный характер.
7. Претензия на представительство общества в целом и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация не может представлять и защищать всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
Сущность государства - главное, что обуславливает объективную необходимость существования государства, а также то, чьим интересам оно служит. Традиционно исследователи обращают внимание на две главные причины, обуславливающие государство - классовую и общесоциальную. Действительно, государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса (классовая сущность), оно одновременно является организатором "общих дел", т.е. обеспечивает безопасность, экономические, политические и культурные условия жизнедеятельности людей (общесоциальная сущность). Как свидетельствует опыт современной демократии сфера проявления общесоциального назначения государства существенно расширилась. Государство выступает в роли надклассового арбитра, пытаясь в своей политике учитывать многообразные, порой антагонистические интересы, делая акцент на регулировании потенциальных и реальных конфликтов как внутри государства, так и вне его. "Снятие" функций классового насилия и расширение функций регулирования отношений между социальными группами, выражение их интересов через механизмы демократии позволяет говорить о тенденции становления правового и социального государства.
3. Функции государства
Место и роль государства в политической системе общества раскрывается в его функциях. Традиционно их делят на внутренние и внешние. К внутренним относятся следующие:
- экономическая - защита существующего способа производства, регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, стабилизация экономики и создание стимулов для экономического роста, регулирование "естественных монополий" (связь, энергетика). Вопрос о пределах государственного вмешательства в экономическую сферу является одним из сложнейших вопросов современной теории и практики. С одной стороны, полную несостоятельность показала практика прямого директивного вмешательства государства в экономику (СССР). С другой, - полностью свободный рынок несет в себе момент стихийности. Современное государство должно использовать экономические рычаги (налоги, льготы, кредиты) для регулирования экономических процессов;
- социальная - удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, предоставление социальных гарантий социально незащищенным группам населения (молодежи, пенсионерам, безработным, сиротам, инвалидам, многодетным семьям и др.). Государство через эту функцию корректирует негативные социальные последствия реформ, связанных с переходом к рынку;
- правовая - обеспечение законности и правопорядка;
- политическая - обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям максимально широких слоев населения, либо потребностям поддержания политического господства класса-собственника;
- образовательная и культурно-воспитательная - эти функции направлены на формирование условий для получения общедоступного общего и среднего профессионального образования, а также условий для удовлетворения культурных потребностей населения; - экологическая - охрана природной среды.
К внешним функциям относят следующие:
1. защита интересов государства на международной арене,
2. обеспечение обороны страны,
3. развитие сотрудничества и интеграции с другими странами.
Для осуществления указанных функций государство использует определенные средства (ресурсы государственной власти) и опирается на комплекс специальных органов, составляющих в совокупности структуру государства. Все рассмотренные в лекции "Политическая власть" ресурсы могут быть использованы государством, но к исключительной монополии государства относится использование законов, других юридических норм и силовых ресурсов.
4. Структура и формы государства
Как политическая структура государство имеет сложное строение и включает в себя систему государственного управления, институт президентства или институт монархии, систему правосудия, органы государственного контроля, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности, вооруженные силы, местные органы власти. В структуре государства выделяют три ветви государственной власти: законодательная власть (парламент), которая принимает законы и другие важные документы, определяющие жизнь страны (в разных странах парламенты имеют разные названия, например в США - Конгресс, в Финляндии - Сейм, в России - Федеральное Собрание), исполнительная власть, обеспечивающая исполнение законов и осуществляющая повседневное управление страной (в России - это Правительство Российской Федерации), судебная власть, призванная осуществлять правосудие и разрешение юридических споров (в России к этим органам власти относятся Конституционный, Верховный Высший, Арбитражный и другие суды).
Дальнейший анализ государства связан с выделением возможных форм государства. Форма государства складывается из трех элементов: формы государственного правления, формы государственного устройства и политического режима (характеристика режимов рассматривается в отдельной лекции).
Форма правления государства - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Государства по форме правления классифицируются на республики и монархии.
1. Монархия (с греч. monarhia - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. На современном этапе существуют государства с такими разновидностями монархической формы правления, как абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Оман), конституционная парламентская (Великобритания, Испания, Норвегия, Япония) и дуалистическая (Иордания, Кувейт, Марокко). При абсолютной монархии в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Монарх сам издает законы, руководит внутренней и внешней политикой государства, назначает и смещает правительство, вершит высший суд. Конституционная парламентская монархия характеризуется следующими особенностями: а) власть монарха ограничивается конституцией, утверждаемой парламентом монарх не вправе изменять конституцию, а его власть номинальна, символична; б) правительство формируется парламентом из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент; в) лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства (премьер-министр - наиболее значимое лицо в политической жизни); г) правительство отвечает перед парламентом, а не перед монархом. В чем смысл сохранения института монархии в этих странах? Это - определенный символ нации, в котором актуализируется историческая память народ. В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в законодательной сфере, но достаточно широки в сфере исполнительной власти, парламент, наоборот, не имеет влияния ни на формирование правительства, ни на его состав и деятельность.
2. Республика - (от лат. res publicа - общественное дело) форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. В современных государствах преобладают две разновидности республиканской формы правления: парламентская (Германия, Италия, Индия) и президентская республика (США, Аргентина, Мексика).
Парламентская республика. Эта форма правления мало чем отличается от парламентской монархии (некоторые политологи приводят пример Великобритании как классического парламентского правления). В основу правления положен принцип: слабый президент - сильный парламент. Президент, также как монарх, является формальным главой государства, фактически исполнительная власть сосредоточена в руках главы правительства. Так как парламент назначает и смещает главу исполнительной власти, формирует из своего состава правительство и может его отозвать, то выходит, что он занимает главное место в системе государственных органов и соответственно играет ведущую роль в политической жизни общества. С другой стороны, президент может обладать правом роспуска нижней палаты парламента (например, в Германии, а в Великобритании этим правом обладает премьер-министр).
Президентская республика. Классическим примером данной формы правления являются США. Эта форма правления строится по принципу: сильный президент - сильный парламент, что предполагает более последовательное разделение полномочий законодательной и исполнительной власти (в ряде стран Латинской Америки, которые пытались скопировать американскую модель, утвердились суперпрезидентские республики, т.к. власть президента не уравновешивается действительно сильным парламентом).
В руках президента сосредоточена вся полнота исполнительной власти. Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. По отношению к высшему представительному органу (парламенту) президент имеет право накладывать вето на его законодательные акты (вето - запрет, накладываемый одним органом власти на решения другого, в данном случае - это право президента не подписывать закон, возвращать его парламенту на повторное рассмотрение). Право вето носит относительный характер: парламент должен повторно проголосовать за отвергнутый закон. Чтобы преодолеть президентское вето, сторонники закона должны собрать 2/3 голосов. В исключительных случаях, например, когда президент обвиняется в преступлениях и в нарушениях конституции, парламент имеет право на импичмент - право на возбуждение процесса досрочного освобождения главы государства от должности и привлечения к ответственности.
В ряде стран (Франция, Швейцария, Литва) сложились формы правления, которые с трудом подходят под вышеназванные "чистые" формы. Их называют полупрезидентскими или смешанными. Президент, являясь главой государства, в тоже время влияет на формирование правительства и назначения на ключевые посты. Хотя, как и в парламентской форме, существует премьер-министр, президент обычно председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Правительство несет двойную ответственность - перед президентом и парламентом. У политологов нет единого мнения относительно формы правления, сложившейся в современной России. Ее оценивают как смешанную, указывая на роль президента в формировании правительства и его влияние на принятие решений правительства, на право роспуска нижней палаты парламента -Государственной Думы (последнее полномочие в президентской республике у главы государства отсутствует). Ряд ученых говорят о России как суперпрезидентской республике, ссылаясь на объем полномочий, предоставленных президенту, и на сложность объявления процедуры импичмента.
Форма государственного устройства характеризует территориальное деление государства и соотношение полномочий центральных и региональных (местных) органов власти.
Основными формами государственного территориального устройства являются унитарное государство, федерация и конфедерация.
1. Унитарное (от лат. unitas - единство) государство (Болгария, Венгрия, Великобритания) предполагает распространение на всю его территорию единой системы права, органов государственной власти и управления, единого гражданства. Местные органы управления не обладают какой-либо политической самостоятельностью, но могут быть самостоятельны в хозяйственной и социально-культурной сферах. Унитарные государства бывают централизованными (Швеция, Дания) и децентрализаванными (Испания, Франция). Последняя форма предполагает большую автономность крупных регионов, которые могут иметь даже собственные парламенты и правительство.
2. Федерация (от лат. federatiо - союз, объединение) - это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.). Классическое возникновение федеративных государств осуществлялось "снизу" "вверх" через интеграцию ранее самостоятельных государственных образований в единое государство. Федеральные конституции (в более редких случаях - договор) устанавливают степень самостоятельности ее субъектов. Отношения между центром и субъектами строятся на основе распределения полномочий: часть из них является исключительной компетенцией федерального центра, другая - субъектов федерации, третья - в совместной компетенции. Субъекты федерации могут иметь собственные конституции, правовую и судебную систему, свои органы власти и управления, свое гражданство. В большинстве случаев члены федерации не имеют право одностороннего выхода из союза. Федерация формируется по территориальному (административному) принципу (США, Германия, Бразилия), по национальному принципу (бывшие СССР, Югославия, Чехословакия), либо на сочетании двух основ (Россия, Пакистан). История показала, что национальная федерация оказалась менее устойчивой, чем территориальная (административная) федерация. Разнотипный характер Российской Федерации проявляется в наличии трех видов субъектов, что закреплено ст. 5 Конституции РФ: национальные республики, административно-территориальнве единицы (край, область) и национально-территориальные единицы (автономный округ, автономная область). Сложность подобного строения федерации проявляется в том, что один субъект федерации (автономия) входит в состав другого (область, край). Подобный принцип "два в одном" порождает комплекс экономических и административных проблем в сложносоставленных регионах (Тюменская область, Красноярский край и др.).
Ряд ученых выделяет симметричные и асимметричные федерации. Первая означает полное равноправие всех субъектов, вторая - предполагает в силу каких-либо причин (например, с целью погасить тенденцию к сепаратизму) предоставление отдельным субъектам более широких прав в области налоговой политики, в сфере международной деятельности и др. К подобным государствам относят Бельгию, Испанию, Россию, Индию, Пакистан, Малайзию.
3. Конфедерация - союз юридически и политически независимых государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Такими целями является оборона, внешняя политика, экономическое сотрудничество. Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, гражданство и законодательство. Конфедеративное государство неустойчиво и перерастает либо в федерацию (США в ХYIII в., Швейцария в XIII в., Германия ХIХ в.), либо распадается.