Составные части финансовой политики
Финансовая политика государства, ее содержание, цели, задачи
Тема 5. Финансовая политика государства
1. Финансовая политика государства, ее содержание, цели, задачи
2. Составные части финансовой политики
3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе
(реферат)
Большинство своих функций государство выполняет через экономическую политику. Цели и задачи экономической политики реализуются через систему планирования, организации, регулирования и контроля. Основу экономической политики составляет финансовая политика, которая традиционно рассматривается как один из инструментов государственного регулирования экономики, связанной с обеспечением финансовой централизации, концентрации финансовых ресурсов для экономических преобразований. В процессе разработки финансовой политики закладывается финансовая база достижения целей и задач экономической политики.
Содержание финансовой политики определяется сущность и содержание финансов, объективной экономической категории. Но финансовая политики не всегда в полной мере отражает объективный характер финансов, неизбежно неся в себе субъективный элемент. В этом заключается противоречие между политикой и экономикой, между финансовой политикой и базисными финансовыми отношениями. Противоречие разрешается путем реализации мер финансовой политики, направленных на решение приоритетных на данном этапе задач экономического и социального характера.
Финансовая политика – это часть общей экономической политики, которая посредством соответствующих рычагов и методов активно участвует в регулировании финансовых процессов.
Финансовая политика- это целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодательства [21, с. 22].
Финансовая политика – это основанная на финансовых отношениях особая сфера деятельности государства в области формирования и использования финансовых ресурсов как на макроуровне, так и на микроуровне с целью экономического и социального развития.
Основой финансовой политики являются финансовые отношения между государством и субъектами хозяйствования по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования.
Стратегической целью финансовой политики является обеспечение экономической и социальной стабильности в стране на базе экономического роста.
Основными целями финансовой политики являются:
ü наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов для удовлетворения потребностей общества;
ü повышение уровня доходности на душу населения;
ü увеличение бюджетной обеспеченности жителей;
ü выполнение социальных стандартов, повышение жизненного уровня населения страны.
Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, определение приоритетных направлений развития страны.
Различают три основных типа финансовой политики: классическую, регулирующую, планово-директивную.
Классическая финансовая политика предусматривает невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого становится ограничение государственных расходов и налогов.
В основе регулирующей финансовой политики лежит экономическая теория Кейнса: государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономик с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).
Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой, основана на системе директивных планово-распределительных функций государства и направлена на жесткое выполнение плановых показателей развития экономики. Перераспределение денежных средств с системе государственных финансов и государственных предприятий происходит в строгом соответствии с планом. Это вызывает жесткую централизацию и перераспределение через бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемы в экономике. Данная политика ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия международного капитала.
В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики.
В зависимости от стадии экономического цикла (экономический спад, депрессия (стагнация), оживление, экономический подъем), на котором находится экономика страны, субъекты власти используют следующие виды финансовой политики:
стимулирующую (стабилизационную), охватывающую стадии спада и депрессии, связанную со стимулированием деловой активности субъектов хозяйствования путем снижения налогов и увеличение государственных расходов на поддержку стратегически и социально значимых отраслей экономики;
сдерживающую, охватывающую стадии экономического оживления и подъема, что предполагает снижение государственных расходов и усиление налогового бремени.
Финансовая политика государства включает:
• определение и разработку научно обоснованной стратегии и тактики развития финансов в соответствии с главными целями экономического развития страны;
• механизм распределения и перераспределения финансовых ресурсов в соответствии с основными направлениями их использования;
• разработку и осуществление конкретных мероприятий для достижения поставленных целей.
Базируется финансовая политика на соблюдении ряда требований:
1) научный подход;
2) учет конкретных исторических условий;
3) тщательный анализ практики предшествующей хозяйственной и финансовой деятельности;
4) применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики для выполнения поставленных задач конкретного этапа развития;
5) повышение эффективности использования финансовых ресурсов;
6) прогнозирование результатов финансовой политики с учетом многовариантности расчетов;
7) анализ достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях предприятия и т.д.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия - это долговременный курс финансовой политики государства, определенный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной стратегией развития страны. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, направления их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений в соответствии долговременными целями социально-экономического развития Республики Беларусь.
Финансовая тактика - это комплекс мероприятий, направленных на решение задач конкретного этапа развития государства на основе разработанной финансовой стратегии, связанных с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из потребностей страны.
Стратегия и тактика неразрывно связаны между собой. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, определяя наиболее острые проблемы развития экономики и социальной сферы, предлагает оперативные способы изменения финансовых отношений, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решить задачи, намечаемые финансовой стратегией.
Финансовая стратегия в Республике Беларусь как элемент финансовой политики государства регламентирована следующими основными документами:
• Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы;
• Стратегией развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 годы;
• Стратегией привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года.
• Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года;????
• Инвестиционным кодексом республики Беларусь.
Основные направления финансовой стратегии Республики Беларусь следующие:
- обеспечение устойчивого экономического роста, позволяющего повысить реальные доходы населения;
- создание эффективной налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста;
- снижение налоговой нагрузки;
- повышение эффективности государственных расходов и сокращение дефицита государственного бюджета;
- концентрация бюджетных средств с целью реализации государственных программ;
- оптимизация и совершенствование управления государственным долгом;
- привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики страны.
Финансовую стратегию в нашей стране определяют органы государственного управления - парламент; Администрация Президента; Министерство финансов; Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и другие.
Осуществляется финансовая политика с помощью финансового механизма. Финансовый механизм - это совокупность установленных государством видов, форм и методов организации финансовых отношений.
Различают директивный и регулирующий финансовые механизмы.
Директивный финансовый механизм определяется государством путем разработки и введения обязательных для всех субъектов хозяйствования финансовых отношений в сфере бюджетного устройства, налогообложения, финансового рынка.
Регулирующий финансовый механизм связан с распределительными отношениями общего характера в той сфере финансов предприятий, где интересы государства прямо не затрагиваются.
Система финансового механизма включает в себя ряд групп и методов. Финансовый механизм государства обеспечивает постоянное совершенствование законодательной базы финансов, развитие финансовых отношений, их регулирование, укрепление финансовой системы государства, стабилизацию его финансов, дальнейшее развитие внешнеэкономических связей;
финансовый механизм местных органов власти - изыскание источников финансового обеспечения потребностей территорий.
Бюджетный механизмнаправлен на разработку эффективной системы налогообложения, обеспечивающей формирование доходов бюджета, определение направлений их использования и методов финансирования.
Механизм внебюджетных фондов обеспечивает сбор целевых денежных средств, предназначенных для финансирования конкретных мероприятий по социальной защите населения.
В коммерческих предприятиях финансовый механизм направлен на формирование и использование денежных фондов.
Финансовый механизм некоммерческих организаций связан с бюджетным дотированием, субсидированием и получением дополнительных доходов, связанных с коммерческой деятельностью.
Механизм финансового рынка направлен на аккумулирование и эффективное использование временно свободных денежных средств физических и юридических лиц.
К методам финансового механизма, раскрывающими его конструкцию, относятся инструменты, рычаги, финансовое обеспечение.
Инструменты, рычаги - это элементы распределения доходов (цена, налоги, прибыль и т.д.). Они способствуют формированию финансовых ресурсов и использованию фондов денежных средств. По выполняемым функциям подразделяются на: стимулы, санкции, нормы, нормативы, лимиты. Роль стимулов выполняют льготы; роль санкций - пени, штрафы и т.д.
Финансовое обеспечение включает изыскание различных источников финансовых ресурсов для выполнения поставленных целей (собственные, заемные, лизинг, факторинг и др.).
В пределах общей финансовой политики принято выделять ее составные части: бюджетную, налоговую и денежно-кредитную политику.
Бюджетная политика- это стратегия и тактика выработки форм финансовых отношений, с помощью которых осуществляется мобилизация доходов в государственный бюджет для выполнения функций государства. Она связана с распределением фонда денежных средств государства, дальнейшим его использованием по целевому, отраслевому, территориальному назначению и ориентирована на достижение сбалансированного бюджета по доходам и расходам, на преодоление бюджетного дефицита.
Налоговая политика- это стратегия и тактика государства по выработке форм финансовых отношений, позволяющих производить прямое изъятие части доходов у субъектов хозяйствования и населений в бюджет страны. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующие функции. Фискальная функция реализуется посредством изъятия доходов хозяйствующих субъектов и населения для формирования бюджетного фонда. Стимулирующая функция выражается через экономические рычаги воздействия (мотивация к труду; экономия финансовых ресурсов; финансовая поддержка рыночных реформ) и влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие.
Ценовая политика - стратегия и тактика государства по регулированию процесса ценообразования и выработке форм финансовых отношений, связанных с получением доходов в бюджет государства.
Основную роль по реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь выполняет Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам. Денежно-кредитная политика- это стратегия и тактика государства в лице Национального банка Республики Беларусь по выработке форм финансовых отношений, предназначенных для достижения и поддержания высокого уровня экономики страны, стабилизации цен; укрепления национальной денежной единицы, уменьшении инфляции.
Текущая денежно-кредитная политика направлена на:
- предоставление кредитов субъектам хозяйствования и населению на более привлекательных условиях;
- развитие финансового рынка;
- повышение устойчивости белорусского рубля;
- внедрение инноваций в банковскую сферу;
- привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.