Составные части финансовой политики

Финансовая политика государства, ее содержание, цели, задачи

Тема 5. Финансовая политика государства

 

1. Финансовая политика государства, ее содержание, цели, задачи

2. Составные части финансовой политики

3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе

(реферат)

Большинство своих функций государство выполняет через экономическую политику. Цели и задачи экономической политики реализуются через систему планирования, организации, регулирования и контроля. Основу экономической политики составляет финансовая политика, которая традиционно рассматривается как один из инструментов государственного регулирования экономики, связанной с обеспечением финансовой централизации, концентрации финансовых ресурсов для экономических преобразований. В процессе разработки финансовой политики закладывается финансовая база достижения целей и задач экономической политики.

Содержание финансовой политики определяется сущность и содержание финансов, объективной экономической категории. Но финансовая политики не всегда в полной мере отражает объективный характер финансов, неизбежно неся в себе субъективный элемент. В этом заключается противоречие между политикой и экономикой, между финансовой политикой и базисными финансовыми отношениями. Противоречие разрешается путем реализации мер финансовой политики, направленных на решение приоритетных на данном этапе задач экономического и социального характера.

Финансовая политика – это часть общей экономической политики, которая посредством соответствующих рычагов и методов активно участвует в регулировании финансовых процессов.

Финансовая политика- это целенаправленная деятель­ность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использова­нием на основе финансового законодательства [21, с. 22].

Финансовая политика – это основанная на финансовых отношениях особая сфера деятельности государства в области формирования и использования финансовых ресурсов как на макроуровне, так и на микроуровне с целью экономического и социального развития.

Основой финансовой политики являются финансовые отношения между государством и субъектами хозяйство­вания по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования.

Стратегической целью финансовой политики является обеспечение экономической и социальной стабильности в стране на базе экономического роста.

Основными целями финансовой политики являются:

ü на­иболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соот­ветствующее наращивание государственных финансов для удовлетворения потребностей общества;

ü повышение уров­ня доходности на душу населения;

ü увеличение бюджетной обеспеченности жителей;

ü выполнение социальных стан­дартов, повышение жизненного уровня населения страны.

Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, определе­ние приоритетных направлений развития страны.

 

Различают три основных типа финансовой политики: классическую, регулирующую, планово-директивную.

Классическая финансовая политика предусматривает невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого становится ограничение государственных расходов и налогов.

В основе регулирующей финансовой политики лежит экономическая теория Кейнса: государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономик с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой, основана на системе директивных планово-распределительных функций государства и направлена на жесткое выполнение плановых показателей развития экономики. Перераспределение денежных средств с системе государственных финансов и государственных предприятий происходит в строгом соответствии с планом. Это вызывает жесткую централизацию и перераспределение через бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемы в экономике. Данная политика ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия международного капитала.

В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики.

В зависимости от стадии экономического цикла (экономический спад, депрессия (стагнация), оживление, экономический подъем), на котором находится экономика страны, субъекты власти используют следующие виды финансовой политики:

стимулирующую (стабилизационную), охватывающую стадии спада и депрессии, связанную со стимулированием деловой активности субъектов хозяйствования путем снижения налогов и увеличение государственных расходов на поддержку стратегически и социально значимых отраслей экономики;

сдерживающую, охватывающую стадии экономического оживления и подъема, что предполагает снижение государственных расходов и усиление налогового бремени.

 

Финансовая политика государства включает:

• определение и разработку научно обоснованной страте­гии и тактики развития финансов в соответствии с главны­ми целями экономического развития страны;

• механизм распределения и перераспределения финансовых ресурсов в соответствии с основными направлениями их использования;

• разработку и осуществление конкретных мероприятий для достижения поставленных целей.

Базиру­ется финансовая политика на соблюдении ряда требований:

1) научный подход;

2) учет конкретных исторических условий;

3) тщательный анализ практики предшествующей хозяйственной и финансовой деятельности;

4) применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики для выполнения поставленных задач конкретного этапа развития;

5) повышение эффективности использования фи­нансовых ресурсов;

6) прогнозирование результатов финансо­вой политики с учетом многовариантности расчетов;

7) анализ достоверной информации о финансовом потенциале, объек­тивных возможностях предприятия и т.д.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финан­совая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - это долговременный курс фи­нансовой политики государства, определенный на перспек­тиву и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной страте­гией развития страны. В процессе ее разработки прогнози­руются основные тенденции развития финансов, направле­ния их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений в соответствии долговременными целями социально-экономического развития Республики Беларусь.

Финансовая тактика - это комплекс мероприятий, на­правленных на решение задач конкретного этапа развития государства на основе разработанной финансовой страте­гии, связанных с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из потребностей страны.

Стра­тегия и тактика неразрывно связаны между собой. Страте­гия создает благоприятные условия для решения такти­ческих задач. Тактика, определяя наиболее острые пробле­мы развития экономики и социальной сферы, предлагает оперативные способы изменения финансовых отношений, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решить задачи, намечаемые финансовой стра­тегией.

Финансовая стратегия в Республике Беларусь как элемент финансовой политики государства регламентиро­вана следующими основными документами:

• Программой социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на 2011-2015 годы;

• Стратегией развития банковского сектора экономики Республи­ки Беларусь на 2011-2015 годы;

• Стратегией привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года.

 

• Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года;????

• Инвестиционным кодексом республики Беларусь.
Основные направления финансовой стратегии Республики Беларусь следующие:

- обеспечение устойчивого экономического роста, поз­воляющего повысить реальные доходы населения;

- создание эффективной налоговой системы, отвечаю­щей требованиям экономического роста;

- снижение налоговой нагрузки;

- повышение эффективности государственных расходов и сокращение дефицита государственного бюджета;

- концентрация бюджетных средств с целью реализации государственных программ;

- оптимизация и совершенствование управления госу­дарственным долгом;

- привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики страны.

Финансовую стратегию в нашей стране определяют ор­ганы государственного управления - парламент; Админист­рация Президента; Министерство финансов; Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и другие.

Осу­ществляется финансовая политика с помощью финансо­вого механизма. Финансовый механизм - это совокупность установленных государством видов, форм и методов орга­низации финансовых отношений.

Различают директивный и регулирующий финансовые механизмы.

Директивный финансовый механизм определяется государством путем разработки и введения обязательных для всех субъектов хо­зяйствования финансовых отношений в сфере бюджетного устройства, налогообложения, финансового рынка.

Регули­рующий финансовый механизм связан с распределительны­ми отношениями общего характера в той сфере финансов предприятий, где интересы государства прямо не затраги­ваются.

Система финансового механизма включает в себя ряд групп и методов. Финансовый механизм государства обес­печивает постоянное совершенствование законодательной базы финансов, развитие финансовых отношений, их регу­лирование, укрепление финансовой системы государства, стабилизацию его финансов, дальнейшее развитие внешне­экономических связей;

финансовый механизм местных органов власти - изыска­ние источников финансового обеспечения потребностей территорий.

Бюджетный механизмнаправлен на разработку эффективной системы налогообложения, обеспечивающей формирование доходов бюджета, определение направлений их использования и методов финансирования.

Механизм внебюджетных фондов обеспечивает сбор це­левых денежных средств, предназначенных для финанси­рования конкретных мероприятий по социальной защите населения.

В коммерческих предприятиях финансовый ме­ханизм направлен на формирование и использование де­нежных фондов.

Финансовый механизм некоммерческих организаций связан с бюджетным дотированием, субсидированием и получени­ем дополнительных доходов, связанных с коммерческой де­ятельностью.

Механизм финансового рынка направлен на ак­кумулирование и эффективное использование временно сво­бодных денежных средств физических и юридических лиц.

К методам финансового механизма, раскрывающими его конструкцию, относятся инструменты, рычаги, финансовое обеспечение.

Инструменты, рычаги - это элементы распределения доходов (цена, налоги, прибыль и т.д.). Они способствуют формированию финансовых ресурсов и использованию фондов денежных средств. По выполняемым функциям подразделяются на: стимулы, санкции, нормы, нормативы, лимиты. Роль стимулов выполняют льготы; роль санкций - пени, штрафы и т.д.

Финансовое обеспечение включает изыскание различных источников финансовых ресурсов для выполнения поставлен­ных целей (собственные, заемные, лизинг, факторинг и др.).

 

В пределах общей финансовой политики принято выделять ее составные части: бюджетную, налоговую и денежно-кредитную политику.

Бюджетная политика- это стратегия и тактика выработки форм финансовых отношений, с помощью которых осуществляется мобилизация доходов в государственный бюджет для выполнения функций государства. Она связа­на с распределением фонда денежных средств государства, дальнейшим его использованием по целевому, отраслевому, территориальному назначению и ориентирована на дости­жение сбалансированного бюджета по доходам и расходам, на преодоление бюджетного дефицита.

Налоговая поли­тика- это стратегия и тактика государства по выработке форм финансовых отношений, позволяющих производить прямое изъятие части доходов у субъектов хозяйствования и населений в бюджет страны. Свое назначение и функ­ции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующие функции. Фис­кальная функция реализуется посредством изъятия доходов хозяйствующих субъектов и населения для формирования бюджетного фонда. Стимулирующая функция выражает­ся через экономические рычаги воздействия (мотивация к труду; экономия финансовых ресурсов; финансовая подде­ржка рыночных реформ) и влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие.

Ценовая политика - стратегия и тактика государства по регулированию процесса ценообразования и выработке форм финансо­вых отношений, связанных с получением доходов в бюджет государства.

Основную роль по реализации бюджетно-налоговой по­литики в Республике Беларусь выполняет Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам. Денежно-кредитная политика- это стратегия и тактика государства в лице Национального банка Республики Беларусь по вы­работке форм финансовых отношений, предназначенных для достижения и поддержания высокого уровня экономи­ки страны, стабилизации цен; укрепления национальной денежной единицы, уменьшении инфляции.

Текущая де­нежно-кредитная политика направлена на:

- предоставление кредитов субъектам хозяйствования и населению на более привлекательных условиях;

- развитие финансового рынка;

- повышение устойчивости белорусского рубля;

- внедрение инноваций в банковскую сферу;

- привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.