Тема 5. Форма государства
Конституция РСФСР 1918г.
Принятие решения о создании Конституции
Резолюция о государственных учреждениях в Советской Республике
Принятие Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа
III Съезд рабочих и солдатских депутатов
1. После роспуска Учредительного Собрания уже 10.01.18г. начал работу III Съезд Совета рабочих солдатских депутатов.
2. Состоялось объединение Всероссийского Съезда Советов рабочих и солдатских депутатов с Всероссийским Съездом крестьянских депутатов. Принятие Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа
3. Принятие Резолюции о федеральных учреждениях Российской Республики
4. Принятие решение о разработке и принятии Конституции
13.01.18г. параллельно III Всероссийскому Съезду Совета рабочих солдатских депутатов в Смольном открылся чрезвычайный Всероссийский Чрезвычайный Съезд Совета крестьянских депутатов. Сразу после открытия. Он объединился с III Всероссийским Съездом Совета рабочих солдатских депутатов = III Всероссийский Съезд Совета рабочих солдатских и крестьянских депутатов. Это слияние завершило организацию единого верховного органа Совета.
12.01.13 - III Съезд Совета рабочих солдатских депутатов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Она окончательно закрепила всевластие Совета в центре и на местах. Российская Республика провозглашалась федеративным государством на основе «свободного союза свободных наций». Декларация состояла из четырех разделов, каждый из которых подтверждал завоевания Советской власти в той или иной сфере. нА семинар подробнее.
Данной Резолюцией подтверждалась территориальное федеративное устройство России и подтверждалась текущая система органов власти. Высшим органом Федерации был Всероссийский Съезд, где избирался Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) – верховный орган власти между съездами. ВЦИК избирал правительство Федерации – Совет Народных Комиссаров (СНК). Все местные дела находились в исключительном ведении местных советов, которые создавались в губерниях, уездах и волостях.
Съезд поручил ВЦИКу сформировать Конституционную Комиссию, которая должна была разработать проект Конституции и представить его на обсуждение очередного Съезда.
Непосредственно после Съезда, ВЦИК принял Декрет о социализации земли, повторявший основные положения предшествующего законодательства:
ü Частная собственность на землю и ее недра отменялась навсегда
ü Земля и весь инвентарь передавались в распоряжение земельных комитетов. Распределение земли между крестьянами в пользование предполагалось проводить на уравнительно-правовых началах.
Конституция – государственный нормативно-правовой акт (или совокупность обычаев), обладающий высшей юридической силой, который провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, а равно, определяет основы общественного строя, форму правления, форму территориального устройства, политический режим, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения.
1. Конституция РСФСР 1918г.
2. Конституция СССР 1924г. и Конституция РСФСР 1925г.
3. (Сталинская) Конституция СССР 1936г. и Конституция РСФСР 1937г.
4. Конституция СССР 1977 и Конституция СССР 1978г.
5. Конституция 1993г.
Форма государства – совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти.
На форму государства оказывают влияние:
1) социально—экономические, культурные факторы;
2) исторические традиции;
3) национальные и религиозные особенности;
4) природные и климатические условия;
5) соотношение политических сил и т. д.
Структурные элементы формы государства:
1) форма правления, отражающая порядок организации государственной власти и ее взаимодействие с населением, органами государства;
2) форма государственного устройства, отражающая территориальную организацию государственной власти;
3) государственно—правовой (политический) режим, отражающий совокупность приемов и способов осуществления власти.
Форма государства определяет:
1) порядок образования органов государственной власти;
2) структуру органов государства;
3) специфику территориальной обособленности населения;
4) характер межведомственных взаимоотношений;
5) особенности в отношениях государственных органов и населения;
6) методы и приемы осуществления политической власти и т. д.
Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканскойформой правления (ст. 1 Конституции РФ).
Характерные черты государственного строя Российского государства:
1) демократизм;
2) республиканская форма правления;
3) федерализм;
4) разделение властей;
5) идеологическое и политическое многообразие;
6) признание и гарантирование местного самоуправления;
7) правовое государство;
8) государственный суверенитет, носителем которого является многонациональный народ РФ;
9) социальный характер, так как политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Форма правления – республиканская. Российское государство – это полупрезидентская республика. Российское государство по своему государственному устройству – федерация, обладающая следующими характерными признаками федерализма:
1) добровольность объединения субъектов РФ;
2) равноправие субъектов РФ;
3) государственная целостность;
4) самоопределение народов, наций и национальностей;
5) разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ и т. д.
Государственно—правовой режим РФ – демократический.
Соотношение типа и формы государства:
1) тип государства является содержанием государства, а его форма – средство выражения;
2) тип государства определяет экономическую основу и политическое содержание государственной власти, а форма государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им;
3) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации;
4) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д.
Соотношение формы и типа государства применительно к различным типам государства:
1) рабовладельческий тип государства:
а) монархия – восточная деспотия, при которой вся полнота государственной власти принадлежала монарху—деспоту, осуществляющему единоличное управление при помощи насильственного военно—бюрократического аппарата (в Египте, Вавилоне, Ассирии и т. д.);
б) республика:
– аристократическая – республика, в которой основная масса населения была отстранена от участия в выборах в органы высшей власти (Спарта);
– демократическая – республика, в которой для формирования высших органов власти привлекались широкие слои населения (Афины);
2) феодальный тип государства:
а) монархия:
– раннефеодальная, сформированная в процессе завоевания и передела территорий. Монарх – первый среди равных, а его власть носила номинальный характер;
– сословно—представительная, в которой власть монарха была формально полноправной, но при осуществлении управления он опирался на собрание представителей господствующего класса;
– абсолютная, в которой отсутствовали органы, ограничивающие власть монарха;
б) республика – экономически развитые и независимые города—республики, устанавливающие свое господство над прилегающей к ним территорией (Венеция, Новгород, Псков);
3) буржуазный тип государства:
а) монархия – конституционная (Англия, Япония и т. д.);
б) республика – парламентская и президентская;
4) социалистический тип государства —
социалистическая республика (СсСр, КНДР идр.).
В юридической литературе существует мнение, что четкого соотношения между формой и типом государства нет, так как у государств одного и того же типа могут встречаться различные формы государства, так же как у государств различного типа могут встречаться одинаковые формы.
Форма правления – организация высшей государственной власти, порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения с населением.
Виды форм правления: 1) монархия, в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление.
Признаки монархии:
а) наличие единоличного главы государства;
б) передача власти по наследству представителям правящей династии;
в) осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно;
г) отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности.
Виды монархии:
а) абсолютная (неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне);
б) конституционная (ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти:
– парламентская – власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.); – дуалистическая – вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.); 2) республика, в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти.
Признаки республики:
а) формально—юридическое признание народа в качестве источника власти;
б) передача народом государственной власти коллегиальному органу правления;
в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
г) сменяемость и выборность представительной власти;
д) подотчетность и ответственность (юридическая и политическая) власти за результаты своей деятельности.
Виды республик:
а) президентская – власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине);
б) парламентская – всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии);
в) полупрезидентские и полупарламентские республики (Франция, Финляндия).
Также выделяют смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт).
Форма государственного устройства – политико—территориальное устройство государства.
Простые (унитарные) государства – единые и централизованные государства, состоящие из административно—территориальных единиц, подчиняющихся центральным органам власти и не обладающих признаками суверенитета (Франция, Норвегия и т. д.).
Признаки:
1) единство и суверенитет;
2) административные единицы, не обладающие политической самостоятельностью;
3) единый и централизованный государственный аппарат;
4) общая законодательная система;
5) единая система взимания налогов. Виды:
1) в зависимости от способа контроля:
а) централизованные (на местах – представители из центра);
б) децентрализованные, в которых избираются органы местного самоуправления;
в) смешанные;
2) региональные, состоящие из политических автономных образований с собственными представительными органами и администрацией.
Сложные государства – государства, состоящие из государственных образований, которые пользуются какой—либо степенью государственного суверенитета:
1) федерация – объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно государство (США, РФ и т. д.).
Признаки:
а) союзное государство;
б) наличие самостоятельности;
в) общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации;
г) двухканальная система налогов.
Виды:
а) в зависимости от принципа формирования субъектов:
– административно—территориальная;
– национально—государственная;
– смешанная;
б) в зависимости от юридической основы:
– договорная;
– конституционная;
2) конфедерация – межгосударственные объединения либо временные юридические союзы суверенных государств, создаваемые с целью обеспечения общих интересов.
Признаки:
а) отсутствие суверенитета, единого гражданства, законодательства и единой денежной системы;
б) координация деятельности государств по вопросам, для решения которых они объединялись;
в) добровольный выход и отмена действия общеконфедеративных актов на своей территории;
3) империя – государство, созданное в результате завоевания чужих земель и обладающее различной зависимостью ее составных частей от верховной власти.
Государственно—правовой (политический) режим – совокупность средств и способов осуществления государственной власти, которые выражают ее содержание и характер.
Виды политического режима:
1) авторитарный – осуществление государственной власти одним лицом по своему произволу, без учета мнения большинства.
Его признаки:
а) отстранение населения от формирования государственной власти;
б) концентрация всей государственной власти в руках правящей элиты, интересы которой преобладали над не учитываемыми интересами населения;
в) устранение властью оппозиции;
г) реализация решений государственной власти с использованием насилия и при помощи военно—полицейского аппарата;
д) преобладание противоправных решений.
Виды:
– деспотический, при котором лицо (деспот) приходит к власти законными способами, но осуществляемая им власть носит поработительный для ближайшего окружения характер;
– тиранический, при котором лицо (тиран) приходит к государственной власти захватническим способом, а его жестокость обрушивается на все население государства;
– конституционно—авторитарный, при котором ограничения демократических прав и свобод получают законодательное закрепление в конституции, формально провозглашающей эти права и свободы; – тоталитарный, при котором в абсолютном централизованном государстве существует одна официальная идеология, ущемляющая демократические права и свободы и сформированная правящей партией во главе с вождем, который осуществляет контроль во всех сферах общественной жизни;
2) переходные и чрезвычайные – режимы, имеющие временный характер и формируемые либо в результате революции, либо при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному функционированию государств и безопасности граждан;
3) демократический – государственная власть основана на принципе подчинения меньшинства большинству.
Признаки:
а) прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;
б) реализация принципа разделения властей;
в) полное подчинение государства праву;
г) провозглашение и обеспечение государством демократических прав и свобод.
Виды:
а) демократия участия, т. е. участие в политике всего населения;
б) демократия многовластия (полиархия),
т. е. наличие множества центров политической активности, привлекающих граждан и отстаивающих свои интересы;
в) демократия сообществ (консоциатив—ная), т. е. сохранение за каждым участником национально—религиозной культуры.