ВТО – угроза продовольственной независимости России?

В этой части конференции было предоставлено слово тем представителям бизнес-сообщества, которые оценивают сложившуюся обстановку в АПК России как сложную и неоднозначную с учетом принятых Россией обязательств.

В. И. Тарасов, руководитель Аграрного центра ЕврАзЭС при ВНИИЭСХ, считает, что присоединение к ВТО несет в себе риски и угрозы конкурентоспособности и продовольственной безопасности нашей страны.

Сравнение уровней продовольственной безопасности (отношение объема производства к объему потребления страны) по основным видам сырья в России и других странах мира (рис. 1) подтверждает, что ВТО защищает экономические интересы не развивающихся стран, а в первую очередь крупных западных государств и США.

 

Данные таблицы дублируют график – оставить либо таблицу, либо рисунок

Рис. 1. Уровни продовольственной независимости по мясу птицы (в расчете для России за период 2009–2011гг. использованы данные www.mcx.ru)

По словам Дж. Стиглица, лауреата Нобелевской премии по экономике, ВТО стала символом глобальных несправедливостей, так как, на словах выступая за необходимость отказа от субсидирования производства, передовые промышленные страны проводят аграрную политику, предусматривающую масштабную поддержку своих сельхозпроизводителей. Так, по данным Еврокомиссии (A Budget for Europe 2020. Part II), затраты бюджета ЕС на поддержку АПК в 2007–2013 гг. составляют 371,3 млрд евро (в том числе для Польши – 28 млрд евро), или 4 млрд евро в год. На 2014–2020 гг. запланированы средства в объеме 374,4 млрд евро.

План Обамы по удвоению продовольственного экспорта США предусматривает уровень поддержки сельхозпроизводителей в размере 0,16 долл. на 1 долл. произведенной продукции. Для сравнения: уровень поддержки в России не превышает 0,06 долл. на 1 долл. продукции, а в Норвегии (член ВТО) составляет 0,68 долл. на 1 долл. продукции (источник: International trade administration (ITA) (trade.gov).

С учетом состояния АПК России на момент присоединения страны к ВТО реальный уровень субсидирования гораздо ниже дозволенного в рамках ВТО, а уровень платежеспособности сельскохозяйственных компаний снижается до критической планки (рис. 2).

 

Рис. 2. Состояние АПК России на момент присоединения к ВТО (на основе годовых отчетов Министерства сельского хозяйства РФ (mcx.ru)

При этом условия присоединения к ВТО предусматривают дальнейшее снижение лимитируемого уровня поддержки сельхозпроизводителей до 9,0 и далее до 4,4 млрд долл. и сокращение импортных пошлин на ряд чувствительных видов продовольствия (живые свиньи, мясо свиней свежее и замороженное, колбасные изделия и др.), а также запрет на экспортные субсидии.

По прогнозам аналитиков Мясного союза, в ближайшей перспективе снизятся объемы производства мяса птицы (на 1 500 тыс. т) и свинины (на 500 тыс. т). Этот объем будет компенсирован за счет импорта. По оценке академика РАСХН Э. Н. Крылатых, в результате уступки части внутреннего рынка внешним экспортерам и сужения внешнего рынка для российских экспортеров сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия ежегодные потери России будут составлять около 4 млрд долл. США.

По данным агентства Ernst & Young, торговый профицит государственного бюджета может снизиться на 10 %, т. е. на 41,4 млрд руб.

По оценке экспертов Всемирного банка, присоединение России к ВТО может привести к ежегодному росту ВВП на 3,3 %, или почти на 49 млрд долл. США. Благопотребление (welfare) среднестатистического российского домохозяйства может увеличиться на 7,2 % в год. Заработная плата сохранивших рабочие места работников в среднесрочной перспективе может вырасти примерно на 4–5 %, а в долгосрочной перспективе – на 13–17 %. Но в некоторых отраслях падение производства и безработица достигнут угрожающих размеров (табл. 2).

Таблица 2. Оценка экспертами Всемирного банка последствий присоединения России к ВТО для ее экономики

Отрасль Объем производства, % Экспорт, % Импорт, % Численность рабочей силы, %
Пищевая промышленность –14 –8 +38 –15
Сельское хозяйство –3 –6 +11 –3
Легкая промышленность –7 +4 +8 –9
Машиностроение –12 –8 +20 –13

По материалам комиссии по АПК РСПП экспертами российских отраслевых союзов была сделана интегральная оценка последствий присоединения России к ВТО (табл. 3).

Таблица 3. Интегральная оценка последствий присоединения России к ВТО экспертами российских отраслевых союзов

Отрасль Потери, млрд руб.
Производство свинины –20
Производство говядины –17
Производство мяса птицы –17
Производство сахара –25
Производство молока –29
Итого –108

По оценке экспертов Российской академии сельскохозяйственных наук, замедлится рост производства продукции сельского хозяйства по сравнению с запланированным в проекте государственной программы в совокупности за восемь лет ее реализации с 21 до 14 %, что эквивалентно недополучению 1 трлн руб. валовой продукции в ценах 2010 г., или в среднем по 125 млрд руб. ежегодно.

Принимая во внимание сказанное, Правительству РФ эксперты рекомендовали принять комплекс мер, в том числе:

- предусмотреть в Государственной программе по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы объемы финансирования, согласованные Протоколом о присоединении к ВТО от 17 декабря 2011 г.;

- обеспечить погашение в значительной степени кредиторской задолженности агропромышленного комплекса РФ;

- предусмотреть завершение в максимально короткие сроки принятия технологических регламентов на основные виды продукции АПК;

- освободить сельхозтоваропроизводителей от предварительной уплаты банкам при получении кредитов той доли средств, которую они потом должны получить в порядке возврата затрат на уплату процентов из федерального бюджета;

- сохранить существующие размеры субсидирования процентных ставок по кредитам, которые будут выданы сельскохозяйственным товаропроизводителям после 1 января 2013 г.;

- рассмотреть возможность внесения изменений в обязательства России в ВТО по корректировке ставок таможенно-тарифного регулирования на чувствительные товарные позиции;

- представить стратегию действий федеральных органов исполнительной власти по защите национальных интересов России в ВТО.