Финансовая безопасность: сущность и место в системе экономической безопасности

 

Одной из важнейших составных экономической безопасности есть финансовая безопасность, без которой практически невозможно решить ни одну из задач, которые стоят перед государством.

Финансовая безопасность рассматривается под разными углами, в частности:

с позиции ресурсно-функционального подхода, финансовая безопасность – защищенность финансовых интересов субъектов хозяйствования на всех уровнях финансовых отношений; обеспеченность домашних хозяйств, предприятий, организаций и учреждений, регионов, областей, секторов экономики государства финансовыми ресурсами, достаточными для удовлетворения их потребностей и выполнение соответствующих обязательств;

с точки зрения статики, финансовая безопасность – такое состояние финансовой, денежно-кредитной, валютной, банковской, бюджетной, налоговой, инвестиционной, таможенно-тарифной и фондовой систем, которые характеризуются сбалансированностью, стойкостью к внутренним и внешним отрицательным влияниям, способностью предупредить внешнюю финансовую экспансию, обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и экономический рост;

в контексте нормативно-правового регламентирования, финансовая безопасность предусматривает создание таких условий функционирования финансовой системы, при которых, во-первых, фактически отсутствует возможность направлять финансовые потоки в незакрепленные законодательными нормативными актами сферы их использования и, во-вторых, до минимума снижена возможность злоупотребления финансовыми ресурсами.

Таким образом, финансовая безопасность – защищенность финансовых интересов на всех уровнях финансовых отношений; определенный уровень независимости, стабильности и стойкости финансовой системы страны в условиях влияния на нее внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, которые составляют угрозу финансовой безопасности; способность финансовой системы государства обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и постоянное экономическое возрастание.

Финансовую безопасность любого государства определяют такие факторы:

– уровень финансовой независимости (при этом большое значение имеет размер внешней финансовой помощи со стороны международных финансовых учреждений, экономических группировок, правительств отдельных стран, объем иностранных инвестиций в национальную экономику);

– характер финансово-кредитной политики (как внутренней, так и внешней), которую проводит государство;

– политический климат в стране;

– уровень законодательного обеспечения функционирования финансовой сферы. Финансовая безопасность государства имеет как внутренний, так и внешний аспекты.

Относительно внешнего, то это, прежде всего, финансовый суверенитет страны, независимость национальной финансовой системы от влияния международных финансово-кредитных организаций и транснационального капитала. Тем не менее вести речь про абсолютную финансовую независимость в условиях глобализации некорректно. Ведь на финансовой безопасности Украины сказываются процессы финансовой глобализации, которые усиливаются в мировом сообществе. Затем проблема финансовой безопасности сегодня выходит за национальные пределы. Возрастает уровень интеграции и консолидации финансовых рынков, возрастают масштабы мобильности капитала и усиливается интенсивность его обращения. Как утверждают специалисты, "в мире сформировались грандиозные потоки "мировых денег", которые не подчиняются ни национальным правительствам, ни любым другим политическим учреждениям. Они не образовались как проявление потребностей производства, торговли, инвестирования или потребление. Главным их источником есть преимущественно торговля деньгами". Поэтому при разработке стратегии финансовой безопасности государства важно скрупулезно анализировать и учитывать текущую и вероятную ситуацию на мировых валютных рынках и рынках капитала.

Безопасность внутренней финансовой сферы Украины определяется совершенством правовой, организационной и институциональной базы, а также политической стабильностью, уровнем рисков рыночной конъюнктуры, масштабами теневой экономики и уровнем коррупции в государстве.

Финансовая безопасность является чрезвычайно сложной многоуровневой системой, которую образовывают ряд подсистем, каждая из которых имеет собственную структуру и логику развития. Финансовая безопасность государства включает: бюджетную, налоговую, долговую безопасность, финансовую безопасность банковской системы, валютную, денежно-кредитную, инвестиционную безопасность, финансовую безопасность страхового и фондового рынка.

Под понятием бюджетная безопасность следует понимать состояние обеспечения платежеспособности государства с учетом баланса доходов и расходов государственного и местных бюджетов и эффективности использования бюджетных средств. В целом бюджетная безопасность государства предопределяется размером бюджета, уровнем перераспределения ВВП через бюджет, размером, характером и уровнем дефицита бюджета, методами финансирования последнего, масштабами бюджетного финансирования, процессом бюджетного формирования, своевременностью принятия и характером кассового выполнения бюджета, уровнем бюджетной дисциплины.

Налоговая безопасность государства определяется эффективностью налоговой политики государства, которая может оптимально объединять фискальные интересы государства и индивидуальные, корпоративные интересы налогоплательщиков. С позиций фискальной достаточности проблема налоговой безопасности сводится к обеспечению государства таким объемом налоговых поступлений, которые есть оптимально необходимыми в соответствии с требованиями провозглашенной экономической доктрины. При этом следует помнить, что на фискальную безопасность государства влияют многочисленные налоговые, часто необоснованные, льготы. Вместе с тем, налоговая безопасность государства предусматривает оптимизацию уровня налогообложения, ведь чрезмерное повышение нормы налогообложения приводит к увеличению теневой экономики, свертыванию легального бизнеса, массового уклонения от уплаты налогов, а затем – к сокращению налоговой базы.

Долговая безопасность государства – определенный уровень государственной внутренней и внешней задолженности с учетом стоимости ее обслуживания и эффективности использования внутренних и внешних заимствований и оптимального соотношения между ними, достаточное для решения необходимых социально-экономических потребностей, которая дает возможность сохранить стойкость финансовой системы страны к внутренним и внешним угрозам, обеспечить относительную независимость государства, сохраняя при этом экономическую возможность страны осуществлять выплаты на погашение основной суммы и процентов без угрозы утратить суверенитет, одновременно поддерживая надлежащий уровень платежеспособности и кредитного рейтинга.

Финансовую безопасность банковской системы в целом и ее отдельных составляющих следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, с точки зрения финансовых последствий ее деятельности для страны вообще и отдельных клиентов и контрагентов. Во-вторых, с точки зрения недопущения реальных и потенциальных угроз финансовому состоянию всей банковской системы страны, Национального банка Украины и банковских учреждений. Вообще сущность финансовой безопасности банковской системы состоит в обеспечении наиболее эффективного использования ресурсного потенциала, создании благоприятных условий для реализации экономических интересов банковских учреждений, предупреждении внутренних и внешних угроз банковской системе, создании условий ее стабильного и эффективного функционирования.

Валютная безопасность государства – во-первых, степень обеспеченности государства валютными средствами, достаточными для соблюдения положительного сальдо платежного баланса, выполнения международных обязательств, накопления необходимого объема валютных резервов, поддержания стабильности национальной денежной единицы; во-вторых, состояние курсообразования, которое максимально защищает от потрясений на международных валютных рынках и создает оптимальные условия для поступательного развития отечественного экспорта, широкомасштабного притока в страну иностранных инвестиций, интеграции Украины к мировой экономической системы.

Денежно-кредитная безопасность – такое состояние денежно-кредитной системы, которая характеризуется стабильностью денежной единицы, доступностью кредитных ресурсов и таким уровнем инфляции, которая обеспечивает экономический рост и повышение реальных доходов населения. При этом величина ссудного процента может быть достаточной для насыщения трансакционного спроса на деньги и перехода к политике "длинных денег", а размер денежной массы должен быть достаточным для обслуживания ею хозяйственных оборотов.

Инвестиционная безопасность – достижение уровня инвестиций, который дает возможность оптимально удовлетворять текущие потребности экономики в капитальных вложениях по объему и структуре с учетом эффективного использования и возвращения средств, которые инвестируются, оптимального соотношения между размерами иностранных инвестиций в страну и отечественных за границу, поддержания положительного национального платежного баланса. Вместе с тем, с точки зрения обеспечения финансовой безопасности государства, формирование системы инвестиционной безопасности в Украине обязательно следует осуществлять с учетом необходимости соблюдения взвешенной антиинфляционной политики, достижения сокращения бюджетного дефицита.

Финансовая безопасность фондового рынка – оптимальный объем его капитализации (учитывая представленные на нем ценные бумаги, их структуру и уровень ликвидности), способный обеспечить стойкое финансовое состояние эмитентов, владельцев, покупателей, организаторов торговли, торговцев, институтов общего инвестирования, посредников (брокеров), консультантов, регистраторов, депозитариев, хранителей и государства вообще. Оценивая безопасность фондового рынка в целом, надо вести речь о безопасности рынка государственных ценных бумаг и рынка корпоративных ценных бумаг, а также его сегментов: рынков акций, облигаций, векселей, казначейских обязательств, сберегательных сертификатов, биржевого и внебиржевого рынков.

Под финансовой безопасностью страхового рынка в целом, и конкретного страхователя в частности, следует понимать такой уровень обеспеченности страховых компаний финансовыми ресурсами, которые дали бы им возможность в случае необходимости возместить оговоренные в договорах страхования убытки их клиентов и обеспечить эффективное функционирование. Финансовая безопасность рынка страховых услуг, которая зависит от многих объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов, прежде всего, определяется состоянием его развития, финансовой результативностью и эффективностью деятельности. Вместе с тем она обусловлена и реальным финансовым состоянием субъектов хозяйствования.

Учитывая многоаспектность понятия финансовой безопасности, сложность взаимосвязей и взаимозависимости разных ее элементов в состав финансовой безопасности (кроме перечиcленных выше) целесообразно включить такие структурные компоненты:

–финансовую безопасность человека/отдельного гражданина и домохозяйства;

– финансовую безопасность предприятия;

– финансовую безопасность региона.

Финансовая безопасность человека – такое состояние жизнедеятельности гражданина, при котором обеспечивается правовая и экономическая защита его жизненных интересов, придерживаются конституционные права, обеспечивается достойный и качественный уровень жизни независимо от влияния внутренних и внешних угроз. При этом функцией государства является обеспечение определенных социальных стандартов и социальных гарантий, в частности минимального размера заработной платы и пенсий на таком уровне, чтобы трудоспособному человеку достаточно было этих средств на создание и содержание семьи, а пенсионеру – на достойную старость. Существенными угрозами финансовой безопасности граждан и государства в целом, является нарушение прав потребителей, невыплата пенсий и заработной платы, безработица, обесценивание сбережений, падение реальных доходов населения и обнищание, усиление дифференциации доходов и имущественного расслоения общества и т.п.. Финансовая безопасность каждого человека во многом зависит от общего состояния экономики и финансовой политики, которая проводится в государстве.

Финансовая безопасность предприятия – обеспечение условий сохранения коммерческой тайны, интеллектуальной собственности и информации; защищенность предприятия от отрицательного влияния внешней среды, то есть способность предприятия противостоять неблагоприятному внешнему влиянию, а также способность быстро реагировать на разнообразные внешние угрозы. С позиций ресурсно-функционального подхода, финансовую безопасность предприятия рассматривают как процесс наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для избежания угроз и обеспечение стабильного функционирования предприятия в текущем и будущем периоде. Финансовая безопасность предприятия зависит от эффективности использования капитала, качества корпоративного управления и финансового менеджмента, обновления технологий и информационной базы. Важными условиями и элементами в обеспечении нормального функционирования предприятия является оценка и управление экономическими рисками и адаптация к изменениям рыночной конъюнктуры.

Состояние финансовой безопасности государства в целом, определяется финансовой безопасностью отдельных регионов, их тесной взаимозависимостью и обеспечением устойчивого развития всех его регионов.

Финансовая безопасность региона – финансовая самостоятельность (автономия), которая в первую очередь проявляется в осуществлении контроля над ресурсами региона и определяется возможностями наиболее полно использовать конкурентные преимущества региона; это стабильность региональной экономики, которая предусматривает надежность всех элементов экономической системы, защита всех форм собственности, создание гарантий для эффективной предпринимательской деятельности, сдерживание влияния дестабилизирующих факторов; способность к развитию и прогрессу, то есть самостоятельно реализовать и защищать региональные экономические интересы, осуществлять модернизацию производства, эффективную инвестиционную и инновационную политику, развивать интеллектуальный и трудовой потенциал региона.

Комплексный концептуальный подход к исследованию понятия финансовой безопасности требует выделения такой составной, как международная финансовая безопасность.

Международная финансовая безопасность – комплекс международных условий сосуществования договоренностей и институциональных структур, при которых каждому государству – члену мирового сообщества обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального, экономического и финансового развития, не испытывая внешнего давления и рассчитывая на невмешательство, понимание и взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами. Важную роль в решении этой проблемы играют партнерские соглашения о свободном движении капиталов, товаров и услуг, учет взаимных экономических интересов, отказ от силового давления, равноправные отношения с менее развитыми в экономическом плане странами. То есть международная финансовая безопасность – такое состояние мировой экономики, при котором обеспечивается взаимовыгодное сотрудничество государств в решении национальных и интернациональных (глобальных) проблем хозяйствования, свободный выбор и реализация ими своей стратегии социально-экономического развития и участия в международном разделении труда. Поэтому основным вопросом международной экономической безопасности на сегодня есть создание условий для сотрудничества государств в решении не только их национальных, а и глобальных проблем человечества.