Экономическая безопасность: понятия и базовые элементы

Раздел 17. ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

 

17.1. Экономическая безопасность: понятия и базовые элементы

17.2. Финансовая безопасность: сущность и место в системе экономической безопасности

17.3. Механизм и системы обеспечения финансовой безопасности государства

 

 

Понятие "экономическая безопасность" недавно вошло в нормативную лексику и стало полноправным объектом исследования экономической науки. Этот термин начал использоваться в работах отечественных экономистов лишь в начале 90-х лет минувшего столетия. Тем не менее за этот, сравнительно короткий, промежуток времени наработан специфический категориальный аппарат с использованием несвойственных классической экономической науке терминов ("угроза", "индикатор безопасности", "пороговое значения" и т.п.), сформирован соответствующий ему методологический инструментарий анализа, который свидетельствует о создании отдельной отрасли экономических исследований – науки, которая занимается изучением теоретико-методологических основ обеспечения экономической безопасности государства и имеет название "екосестейт".

Термин "безопасность" происходит от греческого "владеть ситуацией". Методологически понятие "экономическая безопасность" выводится ученым, прежде всего, из понятия "национальная безопасность". Последнее имеет формализованное определение в принятом Верховной Радой Украины в июне 2003 г. Законе "Об основах национальной безопасности Украины".

В частности, в ст. 1 указанного Закона национальная безопасность рассматривается как защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, по которой обеспечивается постоянное развитие общества, своевременное выявление, нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам и предотвращения их. Закон также определяет основные сферы национальной безопасности, среди которых внешнеполитическая, сфера государственной безопасности, воинская сфера и сфера безопасности государственной границы Украины, внутриполитическая, экономическая, социальная, гуманитарная, экологическая, информационная сферы. Отталкиваясь от этих соображений, ученые стараются вывести определение понятия "экономическая безопасность". О существенных расхождениях относительно его происхождения свидетельствует такой перечень.

1. Экономическая безопасность – состояние государства, при котором оно обеспечено возможностью создания условий для зажиточной жизни его населения, перспективного развития его экономики в будущем и возрастания благосостояния его жителей.

2. Экономическая безопасность – возможность государства обеспечивать защиту национальных экономических интересов от внешних и внутренних угроз, осуществлять поступательное развитие экономики с целью поддержания стабильности общества и достаточного оборонительного потенциала при любых условиях и вариантах развития событий.

3. Экономическая безопасность – способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

4. Экономическая безопасность – совокупность условий и факторов, которые обеспечивают независимость национальной экономики, ее стабильность и постоянство, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

5.Экономическая безопасность – возможность государства самостоятельно разрабатывать и осуществлять собственную экономическую политику, а также определять и реализовывать собственные национальные интересы.

6. Экономическая безопасность – способность национальной экономики к расширенному самовоспроизводству с целью удовлетворения на определенном уровне потребностей собственного населения и государства, противостояния дестабилизирующему действию факторов, которые создают угрозу нормальному развитию страны, обеспечение конкурентоспособности национальной экономики в мировой системе хозяйствования.

Таким образом, экономическая безопасность является сложным и многоплановым общественным явлением, которое характеризуется разными сущностными признаками и формами проявления. С точки зрения многоаспектного подхода определение понятия "экономическая безопасность" неразрывно связано с такими понятиями, как:

"интересы" (национальные, государственные, индивидуальные, корпоративные, общественные и др.);

"устойчивость" (национальной экономики, экономического развития, социально-экономической системы и т.п.);

"независимость" (экономики от внешних рынков, разработки национальной экономической стратегии без внешнего влияния);

"воспроизводство" (главным жизненно важным интересом в экономической сфере для субъекта любого уровня – от лица к государству – является воспроизводство своего существования).

Исследование этой проблемы в таком контексте убеждает, что экономическаябезопасность – это не только дееспособность самого государства, то есть его возможность реализовывать собственные властные решения, а и возможность для экономических субъектов разных уровней действовать соответственно своим базовым интересам, в общем русле укрепления экономической безопасности страны.

Таким образом, экономическую безопасность необходимо рассматривать как базовую составную национальной безопасности, ее фундамент и материальную основу и, вместе с тем, как взаимосвязанную систему определенных уровней (рис. 17.1). Это означает, что состояние национальной безопасности государства зависит от жизнеспособности экономики, ее эффективности, мобильности, конкурентоспособности. Обеспечение экономической безопасности является исключительной прерогативой государства.

Изучение вопроса сущности экономической безопасности предусматривает рассмотрение определенных базовых элементов.

Объекты экономической безопасности. Объектами национальной экономической безопасности являются государство, общество, домохозяйство, отдельные граждане, предприятия, учреждения, организации, отдельные территории, а также основные элементы экономической безопасности и экономическая система в целом.

Одновременно государство есть не только объектом, а и основным субъектом экономической безопасности и осуществляет свои функции в этой сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Первоочередное значение при создании и обеспечении системы экономической безопасности как составной целостной системы национальной безопасности государства имеет определение национальных экономических интересов. Ведь именно от этого зависит разработка эффективных средств их реализации и защиты, а разработка концепции и стратегии обеспечения экономической безопасности всегда опирается на долгосрочные национальные экономические интересы.

Национальные экономические интересы – жизненно важные материальные, интеллектуальные ценности, определяющие потребности общества и государства, реализация которых гарантирует экономический суверенитет государства, его независимость в разработке экономической политики и реализации управленческих решений, стойкость национальной экономики, ее воспроизводство и прогрессивное развитие.

Для проведения аналитической и прогнозной деятельности соответствующие государственные органы должны определять национальные экономические интересы, исследовать их взаимодействие, соотношения приоритетности и т.п.. Можно применять классификацию национальных экономических интересов, которая изображенная на рис. 17.2.

Рис. 17.2. Классификация национальных экономических интересов

 

Разработка программы первоочередных и долгосрочных мероприятий по обеспечению экономической безопасности и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое понимание угроз экономической безопасности.

Угрозы экономической безопасности – совокупность имеющихся и потенциально возможных явлений и факторов, которые создают опасность для реализации национальных интересов в экономической сфере.

Для создания надежной системы обеспечения экономической безопасности государства нужный эффективный механизм определения угроз национальным интересам, которые создают непосредственную опасность экономической системе

Угрозы экономической безопасности видоизменяются в зависимости от состояния и уровня развития экономической системы и для каждого в отдельности взятого государства отличаются характером и уровнем остроты. В обобщенном виде классификацию угроз экономической безопасности государства можно провести по таким параметрами (рис. 17.3).

С целью принятия государственными органами обоснованных решений необходим мониторинг индикаторов (показателей) экономической безопасности, которые предусматривают прежде всего фактическое отслеживание, анализ и прогнозирования важнейших групп экономических показателей.

Индикаторы экономической безопасности – реальные статистические показатели развития экономики страны, которые наиболее полно характеризуют явления и тенденции в экономической сфере. Особое внимание следует сосредоточить на таких общих индикаторах экономической безопасности:

– валовой внутренний продукт (ВВП);

– темп инфляции;

– дефицит бюджета;

– уровень безработицы;

– экономический рост;

– уровень и качество жизни;

– энергетическая зависимость;

– интегрированность в мировую экономику;

– сальдо экспорта-импорта;

– состояние демографических процессов;

– государственный внутренний и внешние долги;

– уровень тенизации экономики.

 

Неотъемлемой составной определения уровня экономической безопасности является установление не только определенного набора индикаторов экономической безопасности, а и их пороговых / предельных значений.

Порог / предельные значения индикаторов экономической безопасности – это количественные величины, нарушение которых вызовет неблагоприятные тенденции и угрожающие процессы в экономике.

Приближения индикаторов экономической безопасности к их граничной допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых значений – о вхождении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, фактически, о реальной угрозе экономической безопасности.

Учитывая это, экономическую безопасность государства часто трактуют как некоторое состояние, которому удовлетворяет определенный набор пороговых значений показателей-индикаторов. Такой подход имеет право на существование, поскольку он дает возможность зафиксировать некоторый срез экономической ситуации как основу для принятия управленческих решений. Тем не менее экономическую безопасность целесообразно понимать шире, как прогрессирующее и динамическое явление, поскольку экономика не может рассматриваться как что-то статическое. Если в государстве наблюдаются развитие и экономический рост, то экономическая безопасность укрепляется и закрепляется, а ее пороговые значения смещаются в сторону высших значений, или вводятся новые индикаторы, которые отображают новый уровень и новое качественное состояние экономической системы. Экономический спад и экономический кризис сопровождаются, как правило, угрозами и опасностями стабильности социально-экономической ситуации и приводят к приближению показателей к критически допустимому уровню индикаторов безопасности.