Стабилизационная политика.
Финансы и финансовая система. Финансовая и фискальная политика государства.
Банковская система. Денежно-кредитная политика государства.
Стабилизационная политика.
ТЕМА 13. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.
Недемократический (антидемакратический)
Демократический
v 2. (деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный)-характеризуются следующими признаками:
ü полный контроль государства над всеми сферами жизни,;
ü огосударствление всех общественных организаций;
ü личность фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;
ü реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;
ü игнорируются интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;
ü не учитываются особенности религиозных убеждений населения.
Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов.
v 1. Демократический режим (“demarcate”- народовластие) складывается в правовых государствах.
Выражается в следующем:
ü свобода личности в экономической сфере;
ü реальная гарантированность прав и свобод граждан;
ü создание эффективной системы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;
ü личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;
ü власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;
ü основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм;
ü государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.
Экономическая политика – это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономику для реализации определенных целей.
Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, сглаживает колебания экономики. Соответственно, при проведении стабилизационной политики правительство должно стимулировать экономику в периоды спада и сдерживать в периоды подъема.
Основные цели стабилизационной политики в экономике:
- достижение желаемого уровня занятости;
- стабильность экономического роста;
- сдерживание инфляции и т.д.
Стабилизационная политика включает два основных направления:
- фискальную (налогово-бюджетную) политику;
- денежно-кредитную (монетарную) политику.
Для получения эффекта от мер стабилизационной политики необходима согласованность действий фискальной и кредитно-денежной политики при распределенных полномочиях и ответственности.
В кейнсианской модели фискальная политика рассматривается как наиболее эффективное средств макроэкономической стабилизации, так как государственные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и сильной мультипликативное воздействие на потребительские расходы. Одновременно налоги достаточно эффективно воздействуют на потребление и инвестиции.
В классической модели фискальной политике отводится второстепенная роль по сравнению с монетарной, так как фискальные меры вызывают «эффект вытеснения» и способствуют повышению уровня инфляции, что значительно снижает их стимулирующий эффект.
В отличие от кейнсианцев представители неоклассического направления и монетаризма видят причину нестабильности именно в проведении экономической политики. По их мнению, для достижения экономического равновесия необходимы устойчивые и долгосрочные правила. Основные предлагаемые ими правила:
- поддерживание определенного уровня роста денежной массы (при условии постоянной скорости обращения денег), что даст стабильность экономического роста без инфляции;
- стабильность увеличения номинального национального дохода, что поможет избежать инфляции;
- стабильность уровня цен;
- сбалансированность бюджета по завершении экономического цикла. Ежегодная сбалансированность бюджета невозможна, а по истечении цикла она должна быть.
Экономическая стабилизация связана со многими трудностями практического характера. В их числе – временные лаги, несовершенство экономической информации, изменчивость ожиданий экономических агентов, неоднозначность исторических аналогий.