Государственные образования в Северном Причерноморье

Развитие государственных и правовых институтов Закавказья и Средней Азии

Развитие государственных и правовых институтов Урарту

ТЕКСТ

ТЕМА 2: РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА

Заключение

 

История человечества предложила различные варианты государственной организации. В мире существовало и существует большое количество государственных форм. Каждое государство уникально в своем роде и несет на себе отпечаток тех природно-климатических, географических условий в которых оно возникло, развивалось и функционировало. Существование государств порождает сходство государственной организация. Это позволяет классифицировать государства, т.е. объединить их в группы в зависимости от того или иного основания.

Типология государства - это раздел государствоведения, который включает систему знаний о принципах, способах и основаниях классификации государств, а также изучающий основные типы государственности.

Типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

Таким образом, взяв за основу формационный подход можно выделить следующие исторические типы государств: восточное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

 

Использованная литература:

1. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006.

2. Марченко, М. Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

3. Теория государства и права: учебное пособие: в 2 ч. Ч. II : Теория права / кол. авт.: Ю. С. Кожевникова, Р. А. Кузнецов, В. И. Леушин и др. - Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2007.

4. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. - 5-е изд., стереотип. - М.: Омега-Л, 2008.

5. Синенко Ю. О соотношении формационного и цивилизационного подходов к типологии государства / Ю. Синенко // Закон и право. - 2007. - № 4 - С. 97-99.

6. Любашиц В.Я.Возникновение национального государства как государства современного типа: проблемы теории / В. Я. Любашиц
// Правовая политика и правовая жизнь. - 2005. - №1.-с.6-17.

7. Синенко Ю.С. К вопросу о разграничении типологии и классификации государства / Ю. С. Синенко // Вестник Барнаульского юридического института. - 2006. - Выпуск №11. - С. 64-67.

 

1. Развитие государственных и правовых институтов Урарту.

2. Развитие государственных и правовых институтов Закавказья и Средней Азии.

3. Государственные образования в Северном Причерноморье.

 

 

Первым государством на территории нашей страны было Урарту, возникшее в Закавказье. В конце II и в начале I тысячелетия до н.э. здесь шел процесс разложения первобытно-общинного строя, образование классового общества. В основе этого процесса лежали экономические причины, но постоянные войны с Ассирией и другими внешними врагами ускорили его.

По свидетельству ассирийских источников, в середине XIII в. до н.э. существовали большие объединения урартских племен. В IX в. до н.э. сформировалась рабовладельческая общественно-экономическая формация, антагонистические классы - рабов и рабовладельцев, возникло рабовладельческое по своей классовой сущности государство Урарту. Оно просуществовало около трех столетий. Достигнув расцвета в VIII в. до н.э., Урарту захватило территории многих мелких стран и племен. В начале VI в. до н.э. Урарту было порабощено соседним южным государством Мидией.

Крупнейшими рабовладельцами в Урарту являлись цари. Им принадлежала верховная собственность на землю. На их землях трудились рабы, большинство которых составляли пленные. В результате удачных войн на царские земли переселялись целые народы. Царю принадлежали дворцы с богатствами, громадное количество скота, сады, виноградники. На него работали пленные ремесленники.

В класс рабовладельцев входили также члены царского рода, жрецы, правители областей, военная знать, которые обладали крупными хозяйствами, основывавшимися на труде рабов. Жрецы составляли значительную и влиятельную часть класса рабовладельцев. В стране было построено большое число храмов, обладавших огромными богатствами. Храмы имели свое хозяйство, где трудились рабы. Жрецы осуществляли идеологическую функцию государства. В результате удачных военных походов часть добычи цари жертвовали храмам.

Основной массой эксплуатируемых были рабы. Их труд широко использовался на строительстве ирригационных сооружений, водопроводов, крепостей, дворцов знати, храмов, дорог, хозяйственных построек царя и других рабовладельцев. Главным источником рабства являлся плен. Рабы были совершенно бесправной частью населения. Их жестоко эксплуатировали.

Основную массу свободного населения составляли крестьяне-земледельцы. Они были объединены в сельские общины. Крестьяне-общинники платили налоги, несли разнообразные повинности. Их привлекали к строительству оросительных систем, дорог, к выполнению воинской повинности, поставке лошадей для царского войска.

В городах жили торговцы, ремесленники, которые славились обработкой железа, меди, драгоценных металлов, камня, дерева. Большая часть ремесленников принадлежала, по-видимому, к рабам. В городах проживала и часть земледельцев, которые обрабатывали землю царя и находились на государственном обеспечении, не имея своего хозяйства. В городах-крепостях, являвшихся административными центрами, проживали также чиновники местного аппарата и размещались гарнизоны.

По форме правления Урарту было монархией. Во главе его стоял царь, которому принадлежала верховная, светская и духовная власть. Центром управления являлся царский двор, где основные должности занимали члены царского рода. Для Урарту, подобно другим странам Древнего Востока, было характерно наличие трех ведомств: финансового, или ведомства по ограблению собственного народа, военного, или ведомства по ограблению соседних народов, и ведомства общественных работ.

В Урарту осуществлялись обширные ирригационные работы, без которых было невозможно вести хозяйство. Важным звеном государственного аппарата являлись вооруженные силы, нужные для отражения нападения Ассирии, скифов, киммерийцев, для завоевания и ограбления других народов, для удержания в повиновении рабов и крестьян-общинников. Войско состояло из постоянных царских отрядов, а в случае военного похода также из отрядов, приводимых правителями областей, и ополченцев. По тем временам войско было хорошо организованным: имелись боевые колесницы, кавалерия, пешие отряды лучников, копейщиков. Как свидетельствуют письменные ассирийские источники, в Урарту существовали области, где специально выращивали и тренировали лошадей для конницы.

Местный государственный аппарат по тем временам был четко организован. Вся территория Урарту делилась на области во главе с областными начальниками, назначаемыми царем. Им принадлежали военные, административные, финансовые, судебные полномочия. Административный центр области находился в городе-крепости. В своей области правители, по существу, обладали неограниченной властью, что в ряде случаев приводило к выступлениям против царя, особенно когда тот терпел военное поражение.

 

Процесс распада первобытно-общинного строя у народов Закавказья и Средней Азии происходил задолго до н.э. О наличии здесь в VI - IV вв. до н.э. классового общества свидетельствуют данные археологической науки, появление первых городов, сведения греческих историков Геродота и Ксенофонта (V в. до н.э.). Естественно, древние рабовладельческие цивилизации, втягивавшие в свою орбиту большие пространства Закавказья и Средней Азии, оказали определенное влияние на исторические судьбы племен Закавказья и Средней Азии, ускорили процесс разложения здесь первобытно-общинного строя. Это не значит, что рабовладельческие порядки и государственность были привнесены в Закавказье и Среднюю Азию извне, как это пытаются представить некоторые историки. Классовое общество в Закавказье и Средней Азии возникло в результате длительного процесса распада первобытно-общинного строя.

Древнейшие рабовладельческие государства Закавказья и Средней Азии имели ряд общих черт и в то же время существенно отличались друг от друга. У первых государственных образований не было четко очерченных границ, которые совпадали бы с границами расселения основных народов, сформировавшихся на этой территории позже.

Рабовладельческие отношения, развивавшиеся в Закавказье и Средней Азии, имели некоторые особенности. Одна из них заключается в том, что значительную роль в производстве играла сельская община, в силу чего рабство не стало таким, каким оно было, например, в Греции и Римской империи.

В VI в. до н.э. персидское рабовладельческое государство Ахеменидов захватило обширные области Закавказья и Средней Азии. Оно делилось на сатрапии, во главе которых находились правители-сатрапы. Так, значительная часть территории нынешнего Азербайджана вошла в XI сатрапию, территория Средней Азии, населенная бактрийцами, - в XII, саки, жившие к востоку от Сырдарьи, - в XV, а хорезмийцы и согдийцы - в XVI сатрапию. Первыми в Средней Азии от власти Ахеменидов освободились хорезмийцы и саки (конец V - начало IV в. до н.э.).

В период правления Ахеменидов значительная часть народов Средней Азии перешла к оседлому земледелию. Тогда же создается широкая сеть искусственного орошения. При сооружении каналов и постройке городов используется труд рабов. Ахемениды создали стройную, но внутренне мало связанную систему управления. Сатрапы назначались из числа лиц, наиболее близко стоящих к царю. Административная власть сатрапа была неограниченной. В его компетенцию входило: управление областью, собирание дани с населения в казну Персидского государства, организация чеканки монеты и командование военными силами. По требованию сатрапа зависимые народы должны были выставлять отряды, состоявшие из конницы, пехоты и воинов на колесницах.

Империя Ахеменидов перестала существовать в 30-х годах IV в. до н.э. в результате завоевания ее войсками Александра Македонского. Земли закавказских и среднеазиатских народов вошли в состав его государства. Единственным независимым государством в Средней Азии остался Хорезм. При организации управления завоеванными землями греки сохранили институт сатрапов. При них назначались должностные лица, ведавшие военными и финансовыми делами. Сатрапы Александра в отличие от ахеменидских не имели права чеканить монету и держать наемное войско. В остальном управление оставалось таким же, каким оно было при персах. Чтобы укрепить власть, Александр склонял на свою сторону местную знать, идя на значительные уступки ей. Местная знать сыграла немаловажную роль в установлении господства греко-македонских завоевателей.

После смерти Александра Македонского завоеванные им области вошли в состав государства Селевкидов. В конце IV в. и в III в. до н.э. из состава государства Александра и Селевкидов стали выделяться независимые и полунезависимые государства.

Так, в IV в. до н.э. на территории Армении возникло самостоятельное Айраратское царство с центром в Армавире. Несколько позже возникли самостоятельные Армянское и Иберийское государства.

В I в. до н.э. в Закавказье вторглись римские войска. Они рассматривали Армению, Иберию и Прикаспийскую Албанию как подвластные себе земли. Шла долгая и упорная борьба народов Закавказья за свою независимость. В процессе этой борьбы консолидировались армянская, грузинская и азербайджанская народности.

В конце II - начале III вв. н.э. рабовладельческий Рим, переживший глубокий кризис, не мог уже сохранить свое влияние на Закавказье. На это время приходится и упадок рабовладельческих отношений.

В середине III в. до н.э. в Средней Азии выделилось самостоятельное Греко-бактрийское царство, в состав которого входили Бактрия, Согдиана, Маргиана и Паркана (Фергана). О классовом расслоении населения Греко-бактрийского царства свидетельствует состав войска греко-бактрийских царей, включавшего конницу, в которую входили представители местной знати, и пехоту из рядовых свободных людей. Греко-бактрийское царство не было прочным государством. Огромная держава, составленная из различных мало связанных между собой частей, не могла просуществовать долго. К тому же греко-македонская знать не опиралась на широкие слои местного населения. Она рассматривала среднеазиатские области как объект эксплуатации.

Во II в. до н.э. Греко-бактрийское царство распалось. От него отделилась Согдиана, Маргиана была завоевана парфянами. С севера на Греко-бактрийское царство напали массагетские кочевые племена. Среди осевших на территории Бактрии племен источники упоминают тохаров. В первое время после завоевания Бактрии тохары основали свое государство - Тохаристан. Тохаристан граничил с Хорезмским государством, которое включало собственно Хорезм, Согдиану и Чач (район Ташкента).

На рубеже нашей эры важную роль в истории Средней Азии играло царство кушанов - одно из тохарских государств. Кушанское царство подчинило себе территории Бактрии и Согдианы и другие земли и вскоре превратилось в одно из крупнейших государств той эпохи. Время расцвета Кушанского царства считается периодом наибольшего для Средней Азии развития рабовладельческих отношений. Первоначальная столица Кушанского царства находилась на территории Согдианы, затем была переведена в Индию. Огромная Кушанская держава вела постоянные войны, расширяя свою территорию и превращаясь в сильное рабовладельческое государство. Войны давали большое количество рабов, трудом которых создавались новые города и строились каналы в Хорезме, Согдиане, Бактрии и Фергане. Наряду с рабами в Кушанском царстве существовала масса свободного крестьянства, объединенного в общины.

В I - III вв. Кушанское царство играло важную роль в развивающихся политических и торговых отношениях со многими странами Запада и Востока. Кушанская культура оставила после себя глубокий след, ярко характеризующий могущество этой державы. В III в. начинается распад Кушанского царства. Хорезм снова занимает независимое положение, что видно по возобновлению им выпуска своих монет. На развалинах Кушанской империи в Средней Азии возникает множество городов-государств. К этому периоду рабовладельческий строй в Средней Азии приходит в упадок. Развиваются замкнутые хозяйства крупных землевладельцев. Территория Средней Азии в III - IV вв. политически была раздроблена. В западной части долины Зеравшана образовался союз городских царств во главе с Бухарой. Союз городов-государств сложился и в Фергане.

Из-за скудости данных общественный и политический строй и право закавказских и среднеазиатских государств эпохи рабства не могут быть подробно охарактеризованы. Известно лишь то, что эти регионы были областями развитого земледелия, ремесла и скотоводства. Цари как главы государств обладали неограниченной властью. Их личность обожествлялась. Они были одновременно и верховными жрецами. Высшие военные, административные и религиозные должности распределялись среди родственников и соплеменников царя. Номинально царь считался верховным собственником земли и населения. В его руках сосредоточивались огромные богатства. При царях имелись советы старейшин. Чеканились в государствах свои монеты. Политической формой государства была деспотия. Правовая система, можно предполагать, складывалась из обычного права, актов местной знати и установлений царей. Судить конкретно об основных чертах права Закавказья и Средней Азии древнего периода не представляется возможным из-за отсутствия правового материала того периода.

 

 

Со временем зона формирования государственных образований постепенно продвигается к северу. Она переваливает через Кавказский хребет и располагается вокруг Черного и Азовского морей, где жили многочисленные и этнически разнообразные народы.

Важное место в истории занимают скифы и их государственность. Скудость источников вызывает многочисленные споры, касающиеся истории этого народа или даже народов, по мнению некоторых авторов. Само место происхождения скифов не очень ясно. Имеется точка зрения, согласно которой они пришли в Европу с Алтая, на что указывает, в частности, и антропологический тип, по крайней мере, части скифов. Советские же авторы настаивали на том, что скифы - автохтонный, коренной народ Северного Причерноморья. В VIII в. до н.э. скифы по восточному берегу Черного моря двинулись на юг, наводя ужас на народы Передней Азии, что было зафиксировано даже в Библии. Затем, однако, они вернулись к берегам Черного моря.

Предшественниками скифов, образовавшими первые политические формирования между Черным и Каспийским морями, были киммерийцы (X-VIII вв. до н.э.). Они же первоначально и господствовали над скифами. В течение первой половины VII в. до н.э. скифы сломили сопротивление киммерийцев и распространили свое владычество от Волги до Днестра. Впрочем, взаимоотношения киммерийцев и скифов не вполне ясны.

Общественный строй скифов был рабовладельческим. Некоторые авторы полагают, что рабовладение скифы переняли в ходе их броска на юг, когда они оказались в гуще старейших рабовладельческих государств. Такое влияние возможно, однако следует заметить, что скифское общество находилось в состоянии, когда оно само было способно перенять рабовладение, подготовлено к нему своим собственным внутренним развитием. Во всяком случае, источники сообщают, что когда скифское войско ушло на юг, то женщины, оставшись без мужей, завели массу детей от рабов. Этот факт говорит и о другом: рабство в VII в. до н.э. еще не являлось преградой, которая помешала бы свободной женщине пойти на такую связь. Исследователи полагают, что в это время рабство было еще патриархальным. Однако позже оно в Скифии приобрело все черты, свойственные эпохе рабовладения на востоке.

Рабовладельческие порядки стали весьма жесткими. Раб не имел даже права на жизнь, приравниваясь к домашнему скоту. Некоторые авторы считают, что зрелый рабовладельческий строй сложился у скифов только к IV в. до н.э. Впрочем, это не помешало им тогда же прибегнуть к боевым услугам рабов. Когда враги осадили Ольвию, скифы, которые жили в этом городе вместе с греками, отпустили всех рабов на волю, включили их в свое войско и таким образом отбились от нападавших. Рабство у скифов было двоякого рода: индивидуальное и коллективное, когда группа рабов принадлежала целой общине.

Вопрос о времени возникновения государственности у скифов в науке спорен. Разные авторы называют VII, VI, V и даже IV в. до н.э. Думается, ближе к истине стоят те, кто предлагает более раннюю дату, что подтверждается, например, наличием в это время отрядов вооруженных рабовладельцев, предназначенных, очевидно, для подавления сопротивления рабов. Еще более ярким фактом является существование уже в VII в. до н.э. наследственной царской власти. В более позднее время сложится даже идея о ее божественном происхождении.

Скифское государство не было централизованным, чему способствовал и его кочевой характер.

В источниках отмечается сильная военная организация скифов, основу которой составляла кавалерия, вооруженная луками, а также мечами и кинжалами. Во главе войска стояли цари, которые не только командовали воинами, но и сами участвовали в сражении.

Причерноморские скифы были неоднородными, распадаясь на несколько орд. Самыми могущественными из них являлись так называемые царские скифы, жившие в Северной Таврии. К западу от них располагались две другие группировки, занимавшиеся соответственно скотоводством и земледелием. Впрочем, по мнению исследователей, и скотоводы начинали осваивать земледелие. Центр Скифии менял свое положение. Одно время он сместился в Приднепровье, а в III в. до н.э. - в Крым. В это время, в IV-III вв. до н.э., происходит расцвет Скифского государства, связанный с развитием хозяйства. Возникает ремесло, появляются города.

В V-IV вв. до н.э. Скифское государство расширяется за счет соседних народов. Скифы совершают дальние походы, даже в Центральную Европу, где сталкиваются с кельтами. В IV же в. до н.э. скифы заходят за Дунай, в область, которую географы назовут Малой Скифией. Скифское государство, в это время руководимое Атеем, по мнению некоторых авторов, охватывает пространство от Малой Скифии до Азовского моря.

В 331 г. до н.э. полководец Александра Македонского Зонирион проник в центральные районы Скифии. С этого времени Скифское государство пошло к упадку, и во II в. до н.э. его захватывают сарматы (по-гречески савроматы), пришедшие с востока. От Скифии останется маленькое государство в Крыму с центром в Неаполе Скифском (возле нынешнего Симферополя), вынужденное отбиваться со всех сторон от врагов и в конце концов поглощенное ими.

Почти на всем протяжении истории Скифского государства его соседями являются греческие колонии, цепочкой окаймлявшие Черное и Азовское моря. Скифы имели с ними и мирные контакты (экономические и культурные), и военные столкновения.

Греки пришли в Причерноморье из Эллады, когда там произошло перенаселение и понадобились новые земли. Кроме того, метрополии были нужны природные ресурсы Причерноморья - хлеб, металлы и прочее, а также торговые связи с северными народами. Здешние места были благодатным краем, создававшим хорошие условия для ведения сельского хозяйства. Вместе с тем колонистам приходилось отстаивать свои поселения от многочисленных кочевников и иных аборигенов, жить в постоянной боевой готовности, хотя они старались проникнуть на эти земли мирным путем.

Переселение греков в Причерноморье началось еще в VIII в. до н.э. и продолжалось несколько столетий. Было создано большое число поселений. В некоторых местах они располагались по побережью на расстоянии 5-10 км друг от друга.

Общественный и политический строй Причерноморских городов-государств по понятным причинам копировал строй метрополии, хотя, по мнению исследователей, и отличался от него.

Поскольку в греческих колониях, как и в метрополии, существовал рабовладельческий строй, то гражданами считались только свободные. Они-то и организовывали надлежащие органы власти и управления. При этом из числа избирателей исключались женщины и негреки.

Греческие колонии поддерживали определенные связи с метрополией, не отрывались от нее. Например, Ольвия была независима от своей метрополии - Милета, но на протяжении веков сохраняла с ним союзные отношения.

Верховным органом власти в городе была экклесия - народное собрание. Значительную роль в управлении городом играл также городской совет, подготовлявший решения народного собрания. Высшая исполнительная власть принадлежала коллегии выборных архонтов. Вопросами обороны ведала коллегия шести стратегов, финансовыми делами - специальные коллегии «семи» и «девяти», торговлей и рынком - тоже специальная коллегия и т.д.

Основу государственного бюджета Ольвии составляла система ввозных и вывозных пошлин на товары и различные виды налогов.

Наивысшего расцвета Ольвия достигла в V-IV вв. до н.э. Однако затем она теряет свое влияние в силу конкуренции в здешних местах с более мощным Боспорским государством.

Боспорское государство возникло за счет объединения нескольких греческих колоний. Его географическим центром стал Керченский пролив, именовавшийся в то время Боспором Киммерийским, откуда и получило свое название государство. Главным его городом был Пантикапей (нынешняя Керчь), основанный в начале VI в. до н.э. Общность торговых интересов и необходимость обороны от соседей, прежде всего скифов, заставили города, расположенные на Крымском и восточном побережье Керченского пролива, объединиться в одно государство в начале V в. до н.э. под руководством династии Археанактидов. В 438 г. до н.э. государство возглавила новая династия - Спартокиды, которые были даже не греками, а «варварами», фракийцами. Они приняли титул архонтов, но сделали эту должность наследственной.

Спартокиды стремились к расширению государства. Они присоединили города Нимфей, Феодосию, создав основу государства на побережье Черного моря вплоть до нынешнего Новороссийска. Таким образом, Боспорское государство стало уже не греческим, а полиэтничным, где, однако, господствовала греческая культура. Определить его точную территорию невозможно, поскольку она изменялась, но в IV в. до н.э. Боспорское государство простиралось примерно на 6 тыс. кв. км.

Главной отраслью хозяйства в Боспорском государстве было земледелие, обеспечивавшее не только собственные нужды, но и широкий экспорт хлеба в Афины. О размахе этой торговли говорит тот факт, что в конце V в. до н.э. Спартокиды имели постоянных представителей в Афинах. Развивается виноделие, снабжавшее своей продукцией и соседние племена. Широко развернулись ремесла, в том числе производство железа, гончарных изделий. Важное место в жизни государства занимала торговля, включая транзитную, соединявшую Средиземноморье с варварскими соседями Боспора.

Боспорское общество было рабовладельческим, но своеобразным. В главной отрасли хозяйства - земледелии рабский труд применялся мало. Возможно, причиной этого являлось географическое положение боспорских земель: пашни находились прямо на границе с соседями. Поэтому рабам убежать за границу, может быть, к своим варварским соплеменникам было не трудно. Сказывалось и то, что в присоединяемых варварских землях классообразование еще не завершилось и в процессе производства свободные общинники занимали важное место. Так или иначе, но исследователи отмечают, что рабов в Боспорском государстве было неизмеримо меньше, чем свободных. Вместе с тем через Боспор шла активная транзитная торговля рабами: с материка их переправляли в далекую Грецию.

Что касается верхушки боспорского общества, то важное место в ней занимала вслед за правящей династией аристократия, связанная с производством и торговлей хлебом. Со временем с ней смешивается и аристократия присоединенных народов. В IV в. до н.э. заметной общественной силой становятся армия и флот.

В качестве политической формы раннего Боспора выступала тирания. Однако под ней понималось не то, что мы имеем в виду в наше время. Тирания первой и второй династий состояла просто в том, что их основоположники захватили власть и что власть эта была достаточно крепкой.

По мнению почти всех исследователей, монархия в Боспоре имела специфический характер: она была коллегиальной, корпоративной. Дело в том, что во главе государства стоял не один правитель, а два или три, связанных родственными узами, - отец и старшие сыновья, два брата и т.п. Это не означало, что такие правители занимались одним и тем же делом. Обычно они разделяли между собой важнейшие функции. Впрочем, второй правитель выполнял иногда обязанности дублера, например, при главнокомандующем, в качестве которого выступал первый. Иногда младший правитель оставался как бы наместником в столице, когда старший уходил в поход.

Такая система позволяла плавно осуществлять правопреемство: старший сын, который на протяжении многих лет правил вместе с отцом, приобретал все необходимые знания и навыки. В источниках того времени такие монархи считались как будто бы равными, однако это не совсем так. Тем не менее, почести им воздавались равные, и официальное обращение в сношениях с другими государствами делалось сразу к обоим.

Боспорские правители выполняли также судейские функции и были верховными жрецами. Также они являлись самыми богатыми людьми. Больше того, их личная казна не отграничивалась строго от государственной. Вообще осуществлялась идея, по которой и само государство есть частная собственность правящей династии. Спартокиды имели громадные земли, с которых получали большие доходы. Кроме того, они широко занимались хлебной торговлей. Для ее развития строились новые порты, с которых шли и таможенные пошлины в пользу правителей. Экономическая мощь позволяла Спартокидам обеспечивать крепкое политическое господство, в частности, подмять под себя полисную структуру городов, городское самоуправление.

Вместе с тем экономическое положение Спартокидов создавало общность их интересов с запросами аристократической верхушки - крупнейших землевладельцев и торговцев хлебом. Из них формируется слой «друзей тирана» - один из важнейших институтов и атрибутов всех тиранических режимов.

Такой режим поддерживался вооруженными силами, в качестве которых выступала наемная армия. Флот был тоже укомплектован афинскими моряками. Сведения о народном ополчении на Боспоре в источниках не просматриваются. Полагают, что Спартокиды не очень надеялись на свой народ: наемники набирались обычно из варваров.

Предполагают, что в Боспорском государстве сложилось определенное окружное управление, во всяком случае, подразделение на европейскую и азиатскую части (границей между Европой и Азией в то время считался Керченский пролив и дальше Дон). Во главе этих округов и стояли младшие Спартокиды.

Помимо личного участия в управлении государством, руководства политикой Спартокиды располагали и аппаратом чиновников. Первый уровень чиновников включал «друзей тирана». Низшей территориальной единицей были, видимо, комы, во главе которых стояли комархи. Кроме этого, Спартокиды располагали штатом фискальных чиновников и, может быть, финансовых агентов.

Хотя, как уже говорилось, Спартокиды подмяли под себя полисное устройство, тем не менее, по мнению исследователей, оно в той или иной мере сохранилось и в столице, и в других городах, существовали народные собрания и пр. (Пантикапей, Фанагория, Горгипий).

Сохранилось в определенной мере самостоятельное управление и у народов, включенных в состав Боспорского государства. Они имели своих царей, вождей, собственное войско.

В III-II вв. до н.э. для Боспорского государства наступили тяжелые времена. Усилился натиск воинственных соседей - скифов и сарматов. Внутри самой династии Спартокидов разгорелась борьба за власть. Население городов тоже хотело расширения своих прав. Но главной силой, погубившей Боспор, было мощное восстание рабов под руководством дворцового раба Савмака. Последний представитель династии Спартокидов Персиад был убит. Восстание удалось подавить с помощью Понтийского государства, расположенного на южном побережье Черного моря. Его царь Митридат вместе с тем включил Боспор в состав своих владений.

Таким образом, первым путем возникновения государственности на территории нашей страны был классический - через рабовладельческое государство. Со временем рабовладельческий строй исчерпал себя. Он уступил дорогу новому, более прогрессивному, феодальному строю, феодальной общественно-экономической формации. Соответственно складывается и новый тип государства и права. Однако на большей части территории нашей страны и у крупнейших ее народов государственность возникает другим путем: она вырастает сразу как феодальная из первобытно-общинных отношений.