По действию во времени государственные органы делятся на постоянные и временные.

Вопрос 2. Государственный орган: понятие, признаки, классификация.

Задачи и функции государства осуществляются посредством деятельности его механизма.

Поскольку механизм государства состоит из соответствующих органов, логично начать его рассмотрение с анализа понятия и признаков государственного органа.

Он отличается от партий, массовых и других общественных организаций, органов местного самоуправления и иных общественных объединений. Не всякие государственные организации и учреждения могут рассматриваться в качестве государственного органа.

Орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические признаки.

Назовите признаки государственного органа

К числу наиболее существенных признаков государственного органа относятся следующие:

1. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, т. е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;

б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания;

в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства;

г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.

Наличие государственно-властных полномочий, обладание ими - важнейший признак государственного органа, в тесной связи с которым находятся и другие его признаки.

2. формируется государством или непосредственно народом в соответствии с законом и функционирует на его основе.

3. имеет предусмотренные конституцией или иными законами специальные функции, которые он осуществляет от имени государства

4. издает нормативные и индивидуальные акты

5. обеспечивает и защищает эти требования от нарушений путем применения мер воспитания, убеждения, стимулирования, в случае необходимости - государственного принуждения

6. состоит из служащих, находящихся в особых правоотношениях друг с другом и органом: объем, порядок использования властных полномочий устанавливаются законом и получают конкретизацию в должностных инструкциях, штатных расписаниях и т.д.

7. имеет необходимую материальную базу - казенное имущество, которое находится в оперативном управлении; свой счет в банке; источник финансирования - государственный бюджет

8. имеет организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, систему служебной подотчетности и служебную дисциплину

Государственный орган - это структурно и функционально обособленное звено механизма государства, которое создается в установленном законом порядке уполномоченным субъектом для осуществления определенного направления государственной деятельности и наделяется для этого соответствующими властными полномочиями.

Разносторонность и многосложность деятельности государственного механизма по осуществлению задач и функций государства обусловливает множество его органов. Более глубокому и конкретному представлению о них способствует классификация государственных органов по видам на основеразличных научно обоснованных критериев.

По способу образования:

а) выборные (представительные органы):

б) назначаемые (органы прокуратуры, правительство);

в) наследуемые (наследуемый монарх).

По территории действия:

общие (общефедеральные)- распространяются на всю территорию;

субъектов федерации – в федеративном государстве;

местные - действуют в административно-территориальных единицах.

По характеру компетенции:

общей компетенции – органы, в компетенцию которых входят рассмотрение и принятие решений по всем вопросам, относящимся к компетенции данного вида органов (Президент, Правительство):

специальной компетенции–те органы, которые осуществляют свою компетенцию в какой либо узкой сфере (министерства, государственные комитеты);

По способу принятия решений:

коллегиальные – решения принимаются большинством голосов, составляющих соответствующий орган (Парламент);

единоначальные – решения принимаются единолично руководителем. (Президент);

По такому критерию, как юридический источник их легитимности, органы государства подразделяются на:

а) органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации);

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, высших судебных органов Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ). Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму - вторичными, производными от первых.

На основе принципа разделения властей, в зависимости от того, к какой ветви власти относятся, государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

По действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, на которую распространяется деятельность государственных органов, они подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом, согласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.

Абсолютное большинство государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции и законам Российской Федерации, конституциям и уставам субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе.

Вместе с тем могут существовать государственные органы, создание и деятельность которых носят временный характер. Они непосредственно связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

По правовым формам деятельности:

правотворческие;

правоприменительные;

правоохранительные.

По характеру и содержанию деятельности:

законодательные (парламент);

исполнительные (правительство);

правоохранительные (милиция);

судебные (суды);

контрольно-надзорные (прокуратура).

Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех рассмотренных выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

Вывод: Государственный орган - это структурно и функционально обособленное звено механизма государства, которое создается в установленном законом порядке уполномоченным субъектом для осуществления определенного направления государственной деятельности и наделяется для этого соответствующими властными полномочиями.