Национальные правовые системы имеющие ряд общих, сходных черт, признаков образуют некую единую, автономную общность, охватываемую понятием «правовая семья».
Таким образом национальная правовая система понимается как исторически сложившаяся совокупность норм права отдельной страны, а также используемые в этой стране механизмы правотворчества, правореали-зации и государственного принуждения, призванные обеспечить надлежащее функционирование и совершенствование действующих норм права.
Право — это мера свободы класса и, соответственно, личности, обусловленная в конечном итоге материальными, экономическими отношениями общества и выражающаяся в форме правомочий либо правопри-тязаний на соответствующую долю материальных и духовных благ общества, а также в форме обязанности не посягать на права других лиц государства и общества в целом.
Глава 28 ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
1. Понятие национальной правовой системы
Одним из необходимых этапов на пути познания сущности и социальной природы права является поиск учеными-юристами общих черт, признаков, закономерностей, которые лежат в основе действующих национальных систем права. В настоящее время на земном шаре таких систем насчитывается более двухсот. Однако нет ни одного суверенного государства, которое бы имело систему норм права, полностью совпадающую с системой права, действующей в какой-либо другой стране. Принципиальное различие между действующими правовыми системами проявляется и во всех иных компонентах механизма правового регулирования: источниках права, судебной и иной правоприменительной практике, исторических традициях, правосознании, правоотношениях.
Можно найти немало примером тому, как принципиально важные положения одной правовой системы воспринимаются негативно, отвергаются другими правовыми системами и наоборот. Так основу мусульманского права составляют религиозные тексты — Коран, Сунна, тогда как правовая система Франции не только не воспринимает религиозные тексты в качестве источников права, но и запрещает какое-либо вмешательство религиозных организаций в дела государства и даже использование зданий религиозных организаций для проведения политических мероприятий.
Одним из действенных приемов, с помощью которого ученые-юристы пытаются выявить общие и специфические признаки действующих правовых систем, является их сравнение, сопоставление. Существует целое направление научных исследований — сравнительное правоведение, ставящее своей непосредственной целью проведение сравнительного анализа действующих правовых систем, их классификацию и выявление всего многообразия действующих норм, приемов и способов нормативно-правового регулирования общественных отношений, применяемого в современном мире.
Сравнение и основанная на нем классификация исследуемых явлений в истории науки не раз приводила к серьезным открытиям, примером чему может служить всем известная периодическая система элементов Д.И. Менделеева, сыгравшая первостепенную роль в изучении химических веществ и даже предсказавшая существование элементов, которые не были известны на момент составления таблицы, но были открыты впоследствии.
Основным объектом сравнительного анализа правовых систем современности выступает национальная правовая система.
Понятие «национальная правовая система»является одним из наиболее широких по содержанию правовых понятий и включает в себя всю, без какого-либо исключения совокупность правовых явлений и процессов, действующих в какой-либо отдельно взятой стране(Франции, Германии, Болгарии, России и т.д.). Этим понятием охватывается прежде всего вся система норм права, действующих в стране. Поскольку любая система права представляет собой итог правотворческой деятельности государства и общества, то и в национальную правовую систему включают также правотворческую деятельность государственных органов, общественных и иных организаций, населения по подготовке, принятию и дальнейшему совершенствованию действующих норм права.
Важнейшим и необходимым элементом национальной правовой системы выступает также деятельность государства и общества по охране и реализации норм права в конкретных отношениях. Ибо нормативно-правовое регулирование общественных отношений достигает своей конечной цели лишь на стадии реализации, воплощения действующих норм в конкретных отношениях, стадии создания правовых отношений, соответствующих действующим нормам права. И только с учетом конкретных правоотношений, которые реально возникают и существуют в обществе, можно давать объективные оценки нормам права, их способности выступать в качестве действенных, эффективных регуляторов общественных отношений, сравнивать, сопоставлять регулятивный потенциал одной национальной правовой системы, ее отдельных частей с другой национальной правовой системой.
Граждане, государственные органы и иные лица, будучи субъектами правотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности, осуществляют волевые действия и акты, принимают юридически значимые решения, вступают в конкретные правоотношения. Все такие действия и решения, прежде чем выразиться в конкретном поведении тех или иных лиц, проходят стадию мыслительной деятельности субъекта, на которой решающую роль играет правосознание субъекта, его правовые знания, правовые чувства, эмоции и установки. Особенно велика роль правосознания, таких его компонентов, как правовая наука и правовая идеология на стадии правотворчества, формирования новых норм права. Поэтому правосознание также выступает необходимым компонентом национальной правовой системы.
Таким образом, понятие «национальная правовая система» включает в себя все компоненты механизма правового регулирования: систему норм права, правосознание и правоотношения, а также механизмы правотворчества, реализации норм права и государственного принуждения. И все же данное понятие не является тождественным понятию «механизм правового регулирования»,поскольку имеет более широкое содержание. Национальная правовая система характеризует механизм правового регулирования, во-первых, не абстрактно, а реально действующим в какой-либо отдельной стране и, во-вторых, рассматривает его как результат длительного исторического развития.
Если понятие «механизм правового регулирования» отражает правовые процессы и явления абстрактно, в виде совокупности наиболее устойчивых, общих явлений и процессов, характеризующих деятельность общества и государства по правовому регулированию общественных отношений, то понятие «национальная правовая система»отражает эти же процессы и явления реально действующими в какой-либо стране, государстве. Поэтому содержание национальной правовой системы составляют не только явления и процессы, которые необходимы, присущи любому механизму правового регулирования, но и реально действующие явления и процессы, представляющие собой результат действия каких-либо случайных, субъективных факторов и не соответствуют закономерностям правового развития.
Например, действующее законодательство любой страны наряду с эффективно действующими нормами права, содержит ту или иную совокупность законотворческих ошибок в виде пробелов, противоречий, декларативных или фактически утративших действие нормативных предписаний. Законотворческие ошибки не являются объективно необходимыми компонентами механизма правового регулирования. Их наличие в действующем законодательстве обусловливается недостаточно высокой правовой культурой членов законотворческого органа, неумелым применением требований законодательной техники разработчиками законопроекта, некачественной экспертизой законопроекта и другими субъективными причинами. Равным образом и реальные процессы правоприменения, реализации норм права зачастую отходят от теоретических канонов механизма реализации норм права. Реализуя нормы права субъекты руководствуются не только ими, но и другими социальными нормами, а также совершают деяния, прямо противоречащие нормам права. И тем не менее все юридически значимые действия и решения, независимо от степени их согласованности с действующим правом, охватываются понятием «национальная правовая система».
Другая отличительная особенность понятия «национальная правовая система «состоит в том, что оно охватывает правовую систему как в статике, так и в динамике, в историческом развитии.Любая современная национальная правовая система представляет собой итог, ставший результатом ее длительного исторического развития. Историческая преемственность ставшего и предшествующих ему состояний может выражаться в различных формах. Отдельные компоненты, возникшие на предшествующих стадиях исторического развития системы, продолжают сохраняться в ее современном действующем состоянии. Возможны также ситуации, когда компоненты системы не сохранились в действующей правовой системе, но оказали существенное влияние на ее развитие, в том числе и ее современное состояние.
Ярким примером сохранения исторических традиций в современной правовой системе может служить правовая система исламских государств, основными источниками которой выступают Коран, Сунна и другие религиозные тексты, возникшие в начале первого тысячелетия и применяемые для регулирования общественных отношений в их первоначальном варианте, без каких-либо изменений и новаций. Историческая преемственность ярко проявляется в правовой системе Англии, США, Франции и других стран. Ни одна современная правовая система не может быть полностью понята в ее существенных свойствах, признаках без учета ее исторического развития.
2. Понятие правовой семьи. Основные семьи современного права
Правовая система отдельной страны, будучи уникальной и неповторимой в ее историческом развитии и современном, ставшем со-
стоянии, содержит и некоторые черты, признаки, присущие другим либо всем национальным правовым системам.Так, все национальные правовые системы используют нормы права в качестве регуляторов общественных отношений, создают специальные судебные органы для разрешения правовых конфликтов между участниками правоотношений, обеспечивают действие правовых норм с помощью государственного принуждения и др.
Есть также признаки, присущие не всем, а только некоторым национальным правовым системам. Например, в Англии, США, Канаде лидирующую роль в системе источников права играет судебный прецедент, тогда как в Италии, Германии, Польше, Российской Федерации и некоторых других странах континентальной Европы основным источником права признает закон, а судебный прецедент либо вовсе не признается источником права, либо играет роль второстепенного источника права.
Основанием для обособления национальных правовых систем в отдельную правовую семью, как правило, берутся наиболее важные, сущностные признаки, свойства, компоненты правовых систем, в том
числе:
общие исторические корни.Национальные правовые системы могут иметь единый и достаточно длительный этап своего становления и развития. На этом их общем этапе были сформированы принципы, специфические черты, которые играли известную роль в истории этих правовых систем и не утратили своего значения в современный период. Значительный интерес в этом плане представляет обычное право стран Африки. Все исследователи единодушно констатируют общность и оригинальность его принципов, институтов, юридической техники, которые существенно отличаются от европейского обычного права. Все это дает основания для бесспорного утверждения о том, что обычное право стран Африки имело какого-то общего предка, общую историческую основу. В то же время вопрос об этом общем предке остается неясным и дискуссионным;
источники права.Это один из основополагающих признаков деления национальных правовых систем на правовые семьи. Существует прямая и непосредственная связь между системой источников права и остальными компонентами механизма правового регулирования. В зависимости от того, какие способы формирования права
используются в национальной правовой системе, что признается действующим правом, образуются и действуют механизмы охраны и реализации норм права. Государства континентальной Европы, признавая закон ведущим источником права, принимают большую часть норм права в форме законов, а на судебные органы возлагают обязанность неукоснительного следования действующим законам. В Англии основным источником права длительный период признавался судебный прецедент, что в свою очередь значительно сдерживало законотворческую деятельность представительного органа страны и одновременно наделяло суды правотворческими функциями. Своеобразие правовых источников мусульманского права также сказывается в системе органов, осуществляющих правотворческие и судебные функции;
исходные принципы правового регулирования, единство юридических понятий и терминов.Общность национальных правовых систем может проявляться не только в их механизмах правового регулирования, но и в непосредственном содержании действующих правовых норм и институтов. Наиболее ярко эта общность обнаруживается на уровне конкретных правовых принципов и правовых понятий. Не представляет большого труда увидеть различие между национальными правовыми системами стран Европы, Индии и стран Дальнего Востока на уровне основополагающих правовых принципов. Если для всех европейских стран ведущим является принцип борьбы за право, за создание реальных условий для того, чтобы любой гражданин, иное лицо мог реально защитить свои нарушенные права путем обращения в суд или иной компетентный орган, то для правовых систем Индии и стран Дальнего Востока ведущим является прямо противоположный принцип — добросовестное исполнение возложенной обязанности и терпеливого отношения к любым посягательствам на субъективные права человека или иного лица. На принципах, существенно отличающихся от принципов европейского права, основано и обычное право африканских стран. Туземное правосудие, по мнению Р. Давида и Ж. Спинози, выступает скорее как институт примирения, чем как институт применения наказания правонарушителя. Отсутствие действенного механизма исполнения решений делает еще более необходимым институт согласия; решение, основанное на властных началах, рискует остаться неисполненным;
отрасли и институты права.Национальные правовые системы, основанные на общих принципах и правовых понятиях, терминах, как правило, имеют и значительное сходство в системе отраслей и институтов права. Все страны континентальной Европы в системе действующих норм права выделяют гражданское, конституционное, административное (полицейское), уголовное и другие отрасли права. В то же время для Англии, как представительницы общего права, подобное деление норм права на отрасли является неведомым. В Англии отсутствуют гражданское, административное, торговое и некоторые другие отрасли права. Вместо них используется деление норм права на общее право и право справедливости, неизвестные странам континентальной Европы.