Интересам и вовлечение населения на решение важнейших социально значимых проблем.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 23
(См. схему 21 на стр. 587)
1. Государство как особое звено политической системы Российской Федерации
В Российской Федерации политическая система общества действует в полном соответствии с нормами международного права. Согласно ст. 13 и 30 Конституции РФ в Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность и гарантируется свобода деятельности политических партий и иных общественных объединений. При этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Каждый житель России имеет право не только вступать в общественные объединения, но и беспрепятственно организовывать их. В то же время Конституция запрещает кому бы то ни было принуждать граждан к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем.
Реализуя конституционное право свободы совести, население Российской Федерации может участвовать в деятельности существующих религиозных объединений, основывать новые, а также распространять религиозные вероучения либо атеистические убеждения. Согласно Конституции РФ государство признается светским и ему запрещается устанавливать какую-либо религию в качестве государственной или обязательной. Все без какого-либо исключения религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Конституция РФ гарантирует местное самоуправление, наделяет его органы полномочиями, позволяющими населению успешно решать вопросы местного значения с учетом интересов жителей соответствующего региона, исторических и иных местных традиций. Действующее федеральное законодательство признает самостоятельным субъектом политических отношений и трудовой коллектив предприятий, организаций, учреждений, хотя возможности его участия в политической жизни страны являются весьма ограниченными.
Таким образом, Конституция РФ создает надлежащую правовую основу для организации и активного действия всех известных современному обществу компонентов политической системы: общественных объединений и политических партий, религиозных организаций, органов местного самоуправления и трудовых коллективов. Государство закрепляет также действенные гарантии незыблемости прав, предоставленных общественным объединениям и ассоциациям, устанавливая за нарушение этих прав уголовную, гражданскую и административную ответственность виновных должностных лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.
Одновременно с легально действующими компонентами политической системы в Российской Федерации существуют и преступные сообщества, деятельность которых направлена на дестабилизацию экономического, политического порядка в обществе, на создание дополнительных препятствий на пути проведения государством мер по созданию и развитию рыночных отношений, реформированию экономики и общества.
Особым звеном политической системы Российской Федерации выступает само государство, его органы. Оно призвано быть не только самостоятельным субъектом политических отношений, выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но и создавать необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации и деятельности политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан России. В этих целях оно наделяется весьма широкими правомочиями, и в частности:
1) устанавливать правовой режим организации и деятельности политической системы;
2) осуществлять регистрацию общественных объединений, политических партий, религиозных организаций;
3) привлекать к участию в делах государства общественные объединения и политические партии, органы местного самоуправления
и трудовые коллективы;
4) осуществлять надзор за законностью в деятельности общественных объединений и других компонентов политической системы;
5) применять меры государственного принуждения к общественным объединениям и иным членам политической системы общества,
нарушающим режим законности и посягающим на права и свободы граждан, организаций и иных лиц.
В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума подготовила и приняла ряд федеральных законов, которыми закрепила правовой статус большей части компонентов политической организации РФ. Среди них особое значение имеют следующие федеральные законы: «Об общественных объединениях», принятый Государственной Думой 14 апреля 1995 г., «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г., «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 12 августа 1995 г., «О свободе совести и религиозных объединениях», принятый Государственной Думой 19 сентября 1997 г.
Названные федеральные законы и принятые в соответствии с ними подзаконные акты создают достаточно надежную правовую основу деятельности общественных объединений, религиозных организаций, органов местного самоуправления, устанавливают пределы и способы вмешательства в их деятельность органов государства, а также способы защиты права, нарушенного незаконными действиями и решениями государственных органов и должностных лиц. Красной нитью через все законы проходит запрет органам государственной власти и должностным лицам вмешиваться в деятельность негосударственных объединений и органов местного самоуправления помимо случаев, прямо предусмотренных федеральными законами. Каждый легально действующий член политической системы РФ получает реальную возможность действовать свободно, самостоятельно осуществлять свои функции, уставные цели без какого-либо давления со стороны государства и боязни быть привлеченным к ответственности за неисполнение указаний, решений государственных органов и должностных лиц, не основанных на Конституции РФ и федеральном законодательстве.
В строгом соответствии с действующим законодательством осуществляется регистрация общественных объединений, политических партий и религиозных организаций компетентными органами государства. Регистрация не является обязательным условием деятельности названных компонентов политической системы. Они вполне могут осуществлять свои функции и реализовывать свои уставные цели и без этой процедуры, но не могут приобрести прав юридического лица. Кроме того, незарегистрированные общественные объединения, политические партии не могут участвовать в выборах депутатов представительных органов, Президента РФ, глав исполнительных органов субъектов РФ.
Действующее законодательство устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым государственный орган может отказать в регистрации общественного объединения, политической партии или религиозной организации. Так, общественному объединению и политической партии может быть отказано в регистрации в случаях, когда: 1) устав противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, федеральному законодательству; 2) не представлен перечень учредительных документов или они оформлены в ненадлежащем порядке; 3) название объединения или партии оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан и по некоторым другим основаниям.
Законодательство запрещает отказывать в регистрации общественного объединения или политической партии по мотивам нецелесообразности их создания. Объединение, партия, которым было отказано в регистрации, могут обжаловать это решение в суд.
Государство стремится привлечь на свою сторону определенную часть общественных объединений и политических партий. Наиболее же тесное взаимодействие наблюдается между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, которые непосредственно реализуют значительную часть политико-правовых решений государства в сфере экономики, образования, культуры, здравоохранения, охраны общественного порядка. Будучи светским, государство не привлекает к своей деятельности религиозные организации и ведет активную борьбу с преступными сообществами. В то же время государство весьма часто прибегает к помощи общественных объединений и политических партий. Можно выделить три направления их наиболее активного сотрудничества.
Первое направление составляет деятельность государственных органов по обеспечению гласности, доведению до сведения общественных объединений, иных членов политической системы общества и общества в целом информации о состоянии дел в соответствующем органе государства, принимаемых им решениях, перспективных планах работы, путях и способах преодоления негативных социальных явлений и процессов. Подобная постоянная связь государственных органов с гражданским обществом и его объединениями осуществляется путем организации пресс-центров, отделов информации, введения должностей пресс-секретарей, а также проведения периодических встреч ответственных должностных лиц с руководителями общественных объединений и журналистами.
Второе и главное направление взаимодействия государства с общественными объединениями и политическими партиями составляет их совместная деятельность, направленная на решение каких-либо политических, экономических и иных социально значимых проблем. Общественные объединения и политические партии активно взаимодействуют с государственными органами в ходе выборов органов представительной и исполнительной власти, при осуществлении мер, связанных с охраной труда, окружающей природной среды, памятников истории и культуры, оказанием материальной помощи малоимущим и нуждающимся слоям общества, проведением мероприятий, связанных с празднованием каких-либо исторических событий или дат в жизни российского общества и государства. В целях активного и действенного сотрудничества с общественными объединениями и политическими партиями в органах исполнительной власти создаются и действуют специальные подразделения (департаменты, отделы, комитеты) либо общественно-государственные органы (советы, коллегии, комиссии).
Так, при мэре и департаментах Правительства г. Москвы действует более 20 общественно-государственных советов, коллегий, обеспечивающих взаимодействие органов исполнительной власти с различными общественными организациями г. Москвы. Наиболее тесное и плодотворное их сотрудничество имело место при реализации трехстороннего соглашения между профсоюзами, промышленниками и предпринимателями и Правительством Москвы. Большую работу по укреплению межнациональных отношений ведет Московское межнациональное совещание при департаменте общественных и межрегиональных связей. Правительство Москвы оказывает необходимую финансовую поддержку общественным организациям, предоставляет им льготы по аренде помещений и оплате коммунальных услуг.
Действующее законодательство обязывает государство, его органы оказывать поддержку деятельности общественных объединениям в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам, заключения договоров, предоставления на конкурсной основе социального заказа на выполнение различных государственных программ.
Третье направление взаимодействия государственных органов, общественных объединений и политических партий составляют проблемы законотворчества и правотворчества. Общественные объединения и политические партии, привлекаются органами представительной и исполнительной власти для подготовки проектов федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, изучения общественного мнения о действующих нормах права, социальных интересов населения, экспертизы проектов нормативно-правовых актов и законов.
Большое место в деятельности государства, его органов занимает надзор и контроль за деятельностью остальных членов политической организации РФ. Последовательно проводимый Конституией РФ и федеральными законами принцип независимости органов местного самоуправления и иных компонентов политической системы РФ от государственных органов не означает, однако, вседозволенности. Негосударственные органы и объединения полностью автономны лишь в решении своих внутриуставных задач, но обязаны неукоснительно соблюдать все действующие нормы, которые касаются их как участников конкретных правоотношений.
Надзор за законностью в деятельности общественных объединений и иных компонентов политической системы осуществляет прокуратура РФ. Орган, регистрирующий общественные объединения, политические партии, религиозные организации, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов названных объединений, партий и организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах. Экологические, пожарные, эпидемиологические и иные государственные органы осуществляют надзор и контроль за выполнением негосударственными органами и объединениями существующих технических правил и стандартов.
Общественные объединения и другие негосударственные компоненты политической системы РФ за допущенные ими правонарушения привлекаются к ответственности. К ним могут применяться все меры, предусмотренные санкцией нарушенной нормы. Так, в случае нарушения налогового законодательства может быть взыскана вся сумма сокрытого или заниженного дохода и штраф в размере той же суммы. В числе специальных мер, принимаемых только к общественным объединениям и политическим партиям за совершение действий, противоречащих их уставным целям, иные нарушения действующего законодательства, предусматривается вынесение письменного предупреждения, приостановка деятельности на срок до шести месяцев, а за наиболее грубые правонарушения — ликвидация по
решению суда. Ликвидация означает запрет деятельности соответствующего общественного объединения или политической партии. Ликвидационная комиссия может назначаться как учредителями, так и судом, вынесшим решение о ликвидации.
В случае совершения общественными объединениями и политическими партиями деяний, наказуемых в уголовном порядке, должностные лица объединений и партий при доказанности их вины за организацию преступных деяний могут привлекаться к ответственности как руководители преступных сообществ. Другие члены и участники объединений и партий несут ответственность лишь за те преступления, в подготовке или совершении которых они непосредственно участвовали.
2. Общественные объединения
Общественные объединения представляют собой наиболее распространенную организационную форму, при которой население Российской Федерации реализует свое конституционное право на создание коллективных формирований для защиты своих общих интересов и достижения общих целей. Общественные объединения характеризуются необычайным разнообразием и массовостью. В настоящее время в Российской Федерации действует более 40 000 общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений, охватывающих абсолютное большинство населения страны.
Таким образом, общественное объединение характеризуется следующими специфическими признаками, позволяющими выделять его из совокупности остальных общественных и хозяйственных формирований:
1) добровольностью создания общественных объединений и правом их членов беспрепятственно и в любой момент выходить из них; самоуправлением, т.е. правом членов объединения управлять его делами самостоятельно, без вмешательства государственных органов и иных лиц, в том числе разрабатывать и принимать устав, формировать руководящие органы и выбирать руководителей объе динения. В общественных объединениях самоуправление осуществляется их съездами, конференциями, собраниями, а также выборными руководящими и контрольно-ревизионными органами;
3) некоммерческим характером деятельности. Извлечение прибыли не может формулироваться в качестве основной или единственной цели общественного объединения. Объединения, имеющие такие цели, признаются хозяйственными, коммерческими организациями, а поэтому образуются и действуют в ином порядке. Законодательство разрешает общественным объединениям осуществлять коммерческую деятельность при соблюдении двух условий. Во-первых, такая деятельность должна носить вспомогательный характер и осуществляться в той мере, в какой это необходимо для реализации главных целей общественного объединения. Во-вторых, полученная прибыль полностью должна идти только на нужды объединения и не может распределяться между его членами.
В Российской Федерации общественные объединения в зависимости от их организационно-правовой формы подразделяются на общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности.
Общественной организациейпризнается общественное объединение, основанное на индивидуальном членстве физических лиц. Членами общественной организации могут быть и общественные объединения при условии, что они прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ или его территориальных органах и обладают статусом юридического лица. Индивидуальное членство может быть оформлено различным образом. В одних организациях может иметься лишь список ее членов, тогда как в других могут выдаваться членские билеты. Прием в члены организации осуществляется на основании письменного или устного заявления физического или юридического лица и оформляется специальным решением компетентного органа общественной организации. На члена общественной организации могут возлагаться обязанности принимать активное участие в ее деятельности, уплачивать членские взносы и подчиняться решениям ее руководящих органов. В форме общественных организаций в Российской Федерации действуют профсоюзы, разного рода творческие, спортивные и иные общественные объединения.
Общественным движениемпризнается общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Ее участником признаются граждане или общественные объединения,
которые принимают активное участие в деятельности общественного движения, лично поддерживают проводимые им мероприятия. Таким образом, состав общественного движения является непостоянным и самим движением не контролируется. В его деятельности участвуют все желающие на период своей деятельности в этом движении. Прекращение активного участия в движении означает одновременно и выход из него. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественно значимой политической, экологической, социальной и иной проблемы.
В Российской Федерации в качестве движений зарегистрированы такие общественные формирования, как движение «Солдатские матери», Межрегиональное движение рабочих предприятий Всероссийского общества слепых, движение «Демократическая Россия», Всецерковное православное молодежное движение (братство).
Общественный фондпонимается как общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования этого имущества на общественно полезные, в том числе и благотворительные, цели.
Основное отличие общественного фонда от общественных организаций состоит в том, что он не имеет строго фиксированного членства. У него нет потребности и в большом числе участников,— как это характерно для общественного движения. Общественный фонд решает специфические задачи — накопление имущества для реализации социально полезных целей и не нуждается в массовом членстве. Для общественного фонда важно получить на основе добровольных взносов, пожертвований, иных не запрещенных законом поступлений достаточные средства и передать их нуждающимся людям либо соответствующим организациям на реализацию различных социально полезных проектов. При этом действующее законодательство запрещает учредителям и управляющим имуществом общественного фонда использовать имущество фонда в собственных интересах.
Министерством юстиции РФ были зарегистрированы в качестве общественных объединений Международный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-фонд), Российский благотворительный фонд им. Великой княгини Елизаветы Федоровны, Международный фонд Александра Сергеевича Пушкина, Фонд международных обменов «Кокусай корю кикин», Экологический фонд России.
Общественным учреждениемпризнается объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах. Особенность данного вида общественных объединений состоит в том, что: 1) учредители предоставляют общественным учреждениям свое имущество на правах оперативного управления, что означает неправомочность учреждения распоряжаться вверенным ему имуществом без согласия учредителей; 2) общественное учреждение не может заниматься коммерческой деятельностью и распределять полученную прибыль между его учредителями; 3) для оперативного управления делами учреждения может создаваться коллегиальный орган. Этот орган избирается работниками учреждения, которые не являются его учредителями или потребителями услуг.
Коллегиальный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе.
Под органом общественной самодеятельностипонимается общественное объединение, создаваемое с целью решения социально значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан и строит свою работу в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.
Основные организационные особенности органа общественного самоуправления выражаются в том, что он создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение. Поэтому орган общественного самоуправления не имеет над собой каких-либо вышестоящих органов и организаций, а также постоянного членства. В случае государственной регистрации орган общественной самодеятельности приобретает права и может принимать обязанности юридического лица.
Органы общественной самодеятельности весьма разнообразны. Это могут быть родительские комитеты, создаваемые при образовательных учреждениях, уличные, дворовые комитеты, образуемые населением по месту их жительства, стачечные комитеты и иные органы самоуправления, образуемые трудовыми коллективами предприятий, организаций, учреждений.
Деятельность общественных объединений РФ благотворно сказывается во всех сферах жизни и деятельности общества и государства. Благодаря названным общественным формированиям обеспечивается объединение, организация населения страны сообразно
В современных условиях особенно заметна роль профсоюзов как органов защиты и охраны социально-трудовых прав работников предприятий, организаций и учреждений. В Российской Федерации действует Всероссийская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ. Принимаемые комиссией генеральные соглашения определяют основные меры, которые надлежит проводить государству и работодателям в области развития рынка труда, оплаты труда работников, доходов и поднятия уровня жизни населения, охраны труда и обеспечения экономической безопасности и в других сферах с целью создания надлежащих условий для труда, отдыха и материального обеспечения работников.
Значительную поддержку государство, органы исполнительной власти получают от разного рода общественных фондов, благотворительных организаций, общественных учреждений в решении социальных проблем и оказании действенной помощи нуждающимся и малообеспеченным слоям населения, улучшении материального обеспечения организаций и учреждений в сфере науки, образования, культуры и спорта, при защите социальных прав населения от посягательств со стороны органов государства и недобросовестных предпринимателей.
В Российской Федерации значительная часть общественных объединений, ставит своей целью оказание действенной поддержки экономическим реформам, проводимым государством, защиту и охрану от нарушений прав собственников, предпринимателей, менеджеров, работодателей и других лиц, действия и усилия которых направлены на развитие и упрочение рыночных отношений.
Необходимым условием плодотворного сотрудничества государства и общественных организаций является их деятельность в рамках законности, при неукоснительном соблюдении действующих законов, прав и законных интересов граждан и иных лиц. Федеральный закон, предоставив широкие права общественным объединениям, одновременно устанавливает действенный механизм применения к ним ответственности. Названный механизм позволяет обеспечить надежную охрану интересов государства, граждан и иных лиц от посягательств со стороны общественных объединений, равно как и защиту их прав и интересов в процессе привлечения к ответственности.
К общественным объединениям, совершившим правонарушение, могут применяться различные меры государственного принуждения,
вплоть до приостановления их деятельности и ликвидации. Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на срок до шести месяцев по решению суда. Такая мера применяется в случаях: 1) совершения общественными объединениями действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создания вооруженных формирований, разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни; 2) осуществления действий, противоречащих уставным целям.
Генеральный прокурор РФ или прокурор субъекта Российской Федерации вносит в руководящие органы соответствующих общественных объединений представление об выявленных правонарушениях и устанавливает месячный срок для их устранения. О результатах принятых мер по представлению должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Если выявленные нарушения не были устранены, прокурор обращается с заявлением в суд, который может вынести решение о приостановлении деятельности общественного объединения.
Суд может приостановить деятельность общественного объединения и по заявлению Министерства юстиции РФ или его территориальных органов, если общественная организация не прекратила своей деятельности, противоречащей уставным целям, после двух официально вынесенных ими письменных предупреждений.
Общественное объединение, деятельность которого приостановлена решением суда, ограничивается в правах лишь частично. Оно не может организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением случаев, прямо указанных в законе, В то же время общественное объединение может участвовать в деятельности органов государственной власти, представлять и защищать свои права, осуществлять в соответствии со своим уставом пред-[рринимательскую деятельность.
Общественное объединение может быть ликвидировано по ре-ению суда по одному из четырех оснований: 1) если цели и дей-
ия общественного объединения направлены на насильственное вменение основ конституционного строя и нарушение целостно-РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных армирований, разжигание социальной, расовой, национальной
или религиозной розни; 2) в случае виновного нарушения конституционных и иных прав и свобод граждан; 3) в случае неоднократных или грубых нарушений законов и иных нормативно-правовых актов-4) при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям.
В суд с заявлением о ликвидации общественного объединения может обращаться только Генеральный прокурор Российской Федерации либо прокурор субъекта Российской Федерации. Ликвидация общественного объединения по решению суда влечет прекращение его деятельности полностью, в том числе без права его слияния, присоединения и преобразования.
3. Политические партии
Политическая система Российской Федерации характеризуется многопартийностью. В настоящее время в России зарегистрировано несколько сотен общероссийских, межрегиональных и региональных партий среди которых можно выделить три основные группы: 1) партии либеральной и социально-либеральной ориентации, ставящие своей целью превратить Российскую Федерацию в типичное буржуазное государство по образцу и подобию современных буржуазных государств, 2) партии национально-патриотической ориентации, стоящие в оппозиции к нынешнему курсу государства и ориентированные на воссоздание и укрепление отечественной многонациональной государственности, преемственность и защиту национальных интересов России и свобод ее граждан; 3) партии социалистической и коммунистической ориентации, ставящие своей целью продолжение социалистического и коммунистического строительства в России.
В конечном итоге все политические партии призваны объединять граждан по политическим интересам и вовлекать их в политическую деятельность,способствовать реализации их конституционного права на участие в делах государства. В условиях плюрализма мнений и идеологического многообразия политические партии России имеют реальную возможность осуществлять многообразную политическую деятельность, в том числе:
беспрепятственно разрабатывать взгляды, идеи относительно экономического, политического правового устройства Российской Федерации и путей воплощения этих положений в реальной жизни;
пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ;
вести активную деятельность по внедрению своей идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партии, принимать участие в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы, представительных (законодательных) органов субъектов РФ, проводить программные установки через членов партии, избранных депутатами Государственной Думы и представительные органов субъектов РФ.
Однако действующие в Российской Федерации политические партии пока что не способны в полной мере выступать действительно независимой организационной формой объединения и выражения политических интересов населения, его вовлечения в активную политическую деятельность. Созданные в начале 90-х годов, политические партии выражают не столько политические интересы отдельных социальных слоев, групп общества, сколько политические мировоззрение лидера партии и его команды. Но как оказалось впоследствии, у значительной части лидеров отсутствовали и четкие представления о путях реформирования России, развития ее экономического строя и совершенствования политической власти. Поэтому программные положения многих партий по вопросам их стратегии и тактики, конечных результатов реформирования общества и государства были заимствованы из программ других партий и лишены оригинальности.
Отчуждение большинства партий от народных масс не преодолено и по настоящее время. По-прежнему партии не ведут постоянной и системной работы с населением с целью повышения его политического и правового сознания, вовлечения граждан в активную политическую деятельность. Периодические издания партий не пользуются большой популярностью у населения, а большинство партий и вовсе их не имеет. Партии лишены доступа к радио и телевидению. Государство значительно чаще предоставляет эфирное время религиозным деятелям, чем политическим.
Партии, как правило, не ведут разъяснительной, пропагандисткой деятельности и на уровне трудовых коллективов, в процессе непосредственного общения с населением, стоят в стороне от борьбы рабочих и иных трудящихся за свои социально-трудовые права. Свою неготовность к руководству рабочим движением признает даже Коммунистическая партия РФ. В докладе на IX пленуме ЦК КПРФ в декабре 1996 г. ее лидер ГА. Зюганов вынужден был констатировать, что в руководстве партии нет даже специального ответственного работника на уровне секретаря, который мог бы координировать усилия партийных органов и профсоюзного и рабочего движения, обеспечить агитационно-пропагандистскую деятельность по разъяснению позиции партии.
Оторванные от политических интересов населения, партии основной формой своей политической деятельности избрали участие в формировании представительных органов Федерации и ее субъектов и получение депутатских мандатов. Именно в период предвыборной кампании политические партии просыпаются от «спячки»и с целью привлечения на свою сторону избирателей активно пропагандируют ряд популярных среди населения лозунгов, не предлагая реальных и конкретных путей их воплощения в реальной жизни.
Население достаточно скептически относится к большинству предвыборных обещаний политических партий, о чем свидетельствуют итоги голосования по выборам в Государственную Думу. Лишь нескольким партиям удается собрать более 5 % голосов избирателей и провести своих представителей в Государственную Думу. Социологические опросы неизменно фиксируют по преимуществу негативное или нейтральное отношение населения к политическим партиям и своему участию в их деятельности. В частности, по данным некоторых опросов, лишь 10% населения воспринимает свое право на участие в политических партиях как жизненно важное, необходимое. Население отдает явный приоритет своим правам на социальную защиту, судебную защиту, на неприкосновенность личности, жилища, имущества (80 % ответов лиц, участвовавших в опросе).
Процесс становления и развития многопартийности в Российской Федерации в настоящее время вступил в новую фазу своего развития,когда мелкие политические партии, не сумевшие достойно проявить себя на политической арене, привлечь на свою сторону сколько-нибудь значительную часть населения, прекращают существование либо объединяются с другими политическими партиями. В конечном итоге этот процесс должен привести к созданию нескольких партий, реально представляющих и отражающих интересы той или иной части населения России. При этом конкуренция и борьба развернется между партиями, представленными в органах государственной власти и поддерживающими курс государства, и партиями, стоящими в оппозиции к этому курсу и предлагающими другой путь развития общества и государства, решения актуальных экономических, политических и иных проблем. Реально такая борьба уже идет между партиями социалистической ориентации, претендующими на защиту и выражение интересов рабочего класса и всех трудящихся, и партиями, поддерживающими интересы новой российской буржуазии и отстаивающими курс экономических реформ и проведение дальнейших мер с целью упрочения рыночных отношений в России.
На организацию и деятельность политических партий негативно влияет отсутствие надлежащей законодательной базы. До сих пор Государственная Дума не может принять федеральный закон по вопросам правового положения политических партий и порядка их деятельности. Законодательный пробел частично восполняется нормами Закона СССР об общественных объединениях, а также применяемыми по аналогии нормами одноименного федерального закона. Однако значительная часть принципиально важных специфических вопросов реализации конституционного принципа многопартийности остается нерешенной. В частности, отсутствует легальное определение понятия «политическая партия», не урегулирован порядок взаимодействия партий и органов государственной власти привлечения к ответственности партий за нарушения Конституции РФ и федеральных законов, возможность и порядок финансирования партий иностранными государствами, организациями и гражданами.
Часть 2 ст. 31 Федерального закона «Об общественных объединениях» запрещает политическим партиям и политическим движениям получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных государств, организаций и граждан на деятельность, связан-I ную с подготовкой и проведением выборов. Тем самым создается впечатление, что в остальных случаях политические партии могут получать материальную помощь из-за рубежа. Однако подобная прак-[ тика вряд ли будет способствовать развитию и укреплению полити-! ческой активности населения, выражению его интересов политичес-I кими партиями, состоящими на содержании у зарубежных государств и организаций. Поэтому надлежащее законодательное решение этого и других вопросов организации и деятельности политических | партий требует настоятельного принятия соответствующего феде-Iрального закона.
14. Религиозные объединения
Конституция РФ признает Российскую Федерацию светским государством,что означает полное отделение религиозных объединений от государства и его органов. Светский характер государства выражается прежде всего, в том, что религиозные объединения никак не вмешиваются в деятельность государственных органов при осуществлении правосудия, регистрации актов гражданского состояния, не входят в состав таких государственных органов, как армия государственные и муниципальные образовательные учреждения! В свою очередь государство не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений и их участников.
Как показывает практика, государство не способно обходиться без помощи религиозных объединений. Недостаточное влияние политических партий на сознание и умы населения нынешняя государственная власть пытается компенсировать с помощью церкви, которая воспитывает в своих прихожанах многие моральные качества, импонирующие буржуазному государству. Это — законопослушание, несопротивление насилию и власти, смирение, отказ от материалистического мировоззрения и др.
Антиконституционный альянс церкви и органов государственной властинаиболее ярко проявился в предоставлении радио и телевидения для религиозной пропаганды, телевизионных трансляций богослужений, финансировании строительства церквей, иной финансовой и материальной помощи, участии религиозных деятелей в мероприятиях, проводимых государством. В свою очередь церковь предпринимает активные действия по введению в образовательных учреждениях специальных дисциплин, а также созданию религиозных организаций в воинских частях и подразделениях.
Заметно активизировали свою деятельность зарубежные миссионеры, изъявившие острое желание приобщить население России к религиозным ценностям Запада, помочь российским гражданам окончательно избавиться от пережитков социализма в сознании и поведении. Уже к концу 1993 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало более сотни миссионерских организаций, среди которых были Европейско-азиатский дивизион Генеральной конференции адвентистов седьмого дня, Всемирная миссия братьев во Христе, Российско-американская христианская миссия евангелизации и благотворительности «Каждый Дом для Христа».
В целях обеспечения реального действия конституционного принципа, закрепившего светский характер государства, а также создания условий, препятствующих бесконтрольной деятельности зарубежных миссионерских организаций, Государственная Дума 19 сен-
тября 1997 г. приняла Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Согласно названному закону религиозным объединением признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.Таким образом, основное отличие религиозного объединения от общественных объединений характеризуется тем, что в основе его деятельности лежит определенное вероисповедание (христианство, буддизм, ислам и др.), т. е. религиозное учение и его обрядность. При этом религиозному объединению предоставляется право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также обучать религии и проводить религиозное воспитание своих последователей. Кроме того, религиозному объединению разрешается создавать собственные образовательные учреждения, с согласия детей и органов местного самоуправления вести факультативные занятия в образовательных учреждениях.
Религиозные объединения могут создаваться и действовать в двух организационных формах — религиозные группы и религиозные организации.
Религиозная группа представляет собой такое добровольное объединение граждан, которое исповедует и распространяет веру без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.Помещение и другое необходимое имущество для дея-; тельности религиозной группы предоставляют ее участники.
Религиозная организация — это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица.Следовательно, религиозная организация от религиозной группы отличается двумя признаками: 1) состоит из лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих в Российской Федерации. Ее учредителями не могут выступать жители других государств, что значительно ограничивает возможности миссионерской деятельности религиозных объединений зарубежных стран; 2) обладает правами юридического лица и может выступать субъектом всех отношений, регулируемых гражданским законодательством.
Федеральный закон разрешает религиозной группе преобразоваться в другую организационную форму с соблюдением следующих условий. Учредителями религиозной организации могут выступать не менее десяти граждан РФ. Религиозная группа, членами которой состоят учредители, должна существовать на данной территории в течение пятнадцати лет и иметь подтверждение о своем существовании, выданное органами местного самоуправления либо централизованной религиозной организацией.
Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях последовательно проводит конституционный принцип о светском характере государства и полном отделении от него религиозных организаций. В частности, признается, что государство не может: 1) возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления: 2) вмешиваться в деятельность религиозных объединений, не противоречащую действующему законодательству; 3) давать согласие на создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и воинских частях; 4) вводить религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Федеральный закон запрещает сопровождать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления, военнослужащим использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
Государство вправе оказывать финансовую, материальную и иную помощь религиозным объединениям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, передавать безвозмездно культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и имуществом церковного назначения, а также предоставлять объединениям налоговые и иные льготы. Все иные формы материальной помощи государства религиозным объединениям, в том числе и финансирование строительства новых храмов, являются противоправными, грубейшими нарушениями законности.
В свою очередь религиозные объединения обязываются последовательно соблюдать принцип отделения от государства, в том числе: 1) не возлагать на себя функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и
органов местного самоуправления; 2) не участвовать в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также в деятельности политических партий и политических движений, не оказывать им материальную и иную помощь.
Религиозные объединения могут действовать самостоятельно, без вмешательства государства при условии уважительного отношения к действующему законодательству и неукоснительного соблюдения прав и свобод граждан. В случае грубых нарушений Конституции РФ, федерального законодательства либо систематического осуществления деятельности, противоречащей целям ее создания, религиозная организация по решению суда может быть ликвидирована. За аналогичные деяния судом может быть вынесен запрет на деятельность религиозной группы.
Основаниями для судебного запрета деятельности религиозной группы или ликвидации религиозной организации могут служить такие противоправные деяния, как создание вооруженных формирований, пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества, посягательство на личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе с использованием наркотических и психотропных средств, гипноза, совершение развратных и иных противоправных действий.
:. Органы местного самоуправления |
Учредители, руководители и участники религиозного объединения, совершившего насилие над гражданами или иное причинение | вреда их здоровью, несут ответственность в уголовном порядке.
Органы местного самоуправления избираются населением соот-:твующего муниципального образования — городского, сельского поселения, нескольких поселений, объединенных обшей территорией, иной населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Структура названных органов весьма многообразна. Это могут быть представительные органы муниципального образования, глава администрации, иные должностные лица и органы местного самоуправления, наделенные полномочием решать вопросы местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Наименование органов местного самоуправления определяется в каждом регионе самостоятельно, исходя из национальных,
исторических и иных местных особенностей. Структура же этих органов определяется населением самостоятельно.
Специфика органов местного самоуправления как самостоятельного компонента политической системы РФ состоит в том, что они сочетают в себе черты, присущие как общественным организациям, так и органам государства.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти,образуются непосредственно населением для решения местных, затрагивающих его интересы задач. Состав и структура этих органов не подлежат согласованию с вышестоящими органами государства и тем более не могут утверждаться ими. Всякое вмешательство в этот процесс со стороны органов государства означало бы грубейшее нарушение Конституции РФ, закрепленных ею прав населения на местное самоуправление.
Сформированные непосредственно населением органы местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий действуют на принципах автономии, самоуправления. Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию, действующие федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты, но не находятся в подчинении у органов государственной власти и могут не выполнять их оперативно-распорядительные указания.
Самостоятельность организации и деятельности органов местного самоуправления роднит их с общественными объединениями и политическими партиями. Более того, названные компоненты политической системы нередко работают в тесном взаимодействии друг с другом, создавая надлежащие условия для участия населения в решении задач местного значения, формировании органов местного самоуправления, в местных референдумах, сходах и других формах непосредственного волеизъявления жителей муниципального образования. В то же время органы местного самоуправления не представляют собой разновидности общественного объединения. Они сохраняют в себе многие черты государственного управления и остаются в системе государственно-властных отношений. Они, в частности, осуществляют нормативно-правовое регулирование общественных отношений и принимают общеобязательные нормативно-правовые предписания, осуществляют правоприменительную деятельность, принимают акты применения права, которые имеют общеобязательную силу и для органов государства. В целях охраны общественного порядка органы местного самоуправления могут создавать муниципальную милицию.
Весьма широкими правами наделяются органы местного самоуправления в процессе решения вопросов местного значения. Они имеют прежде всего право собственности на определенное имущество. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»в состав муниципальной собственности входят земля и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, жилищный фонд, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Местное самоуправление осуществляется на подлинно демократических началах при непосредственном участии населения во всех его делах. Основными организационными формами местного самоуправления выступают формы прямого волеизъявления народа — местные референдумы, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народная правотворческая инициатива, различного рода территориальное общественное самоуправление, осуществляемое гражданами по их месту жительства (микрорайонов, кварталов, улиц и др.).
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, памятников истории и культуры, организуют транспортное обслуживание населения, осуществляют организацию и содержание учреждений общего и профессионального образования, медицины, создают условия для работы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, решают иные вопросы местного значения.
По некоторым вопросам органы местного самоуправления могут наделяться государственными полномочиями. Так, в настоящее время данные органы от имени государства осуществляют охрану окружающей природной среды, решают вопросы социального обеспечения граждан, могут координировать участие предприятий, организаций, учреждений, не находящихся в муниципальной собственности, в комплексном социально-экономическом развитии территории и т.д.
В случае передачи органам местного самоуправления каких-либо государственных полномочий, государство обязано обеспечить органы местного самоуправления необходимыми материальными и финансовыми средствами. Одновременно государство наделяется
правом контролировать деятельность органов местного самоуправления в рамках переданных им полномочий государства.
В целях защиты органов местного самоуправления от незаконного вмешательства в их деятельность органов государства или должностных лиц Конституция РФ наделяет органы местного самоуправления правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в процессе исполнения решений органов государственной власти. Одновременно Конституция РФ запрещает кому бы то ни было ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами.
Органы местного самоуправления не обладают правом применения мер государственного принуждения к лицам, не выполняющим их нормативно-правовых установлений. По всем фактам неисполнения этих предписаний органы местного самоуправления могут обратиться в суд, который правомочен обязать правонарушителя исполнить соответствующее решение органа местного самоуправления.
Только суд может отменить решение органов местного самоуправления, которое противоречит Конституции РФ, законам и подзаконным нормативно-правовым актам. Органы государства и должностные лица не могут принимать подобных решений, поскольку это означало бы их вмешательство в дела органов местного самоуправления, создавало бы реальные условия для сохранения незаконной практики государственного руководства этими органами.
Действующее законодательство надежно гарантирует деятельность органов местного самоуправления от необоснованного прекращения их полномочий. Право принимать решения по этому вопросу предоставляется только законодательному (представительному) органу субъекта РФ при наличии установленных судом нарушений органом местного самоуправления Конституции РФ, устава субъекта Федерации, федерального закона, нормативно-правового акта субъекта Федерации или устава муниципального образования.
6. Трудовые коллективы
Трудовой коллектив понимается как совокупность всех, без какого-либо исключения работников, осуществляющих трудовую деятельность в организации, учреждении, предприятии на основе заключенного трудового договора. Воснове управления организацией, учреждением, предприятием лежит единая воля, исходящая от ее руководителя и иных органов, наделенных властными полномочиями. И администрация, и работники действуют согласованно, чтобы обеспечить успешное решение задач, возложенных на организацию.
Полномочия трудового коллектива осуществляет общее собрание (конференция) его членов. Собрание считается правомочным, если в нем участвует более половины общего числа членов трудового коллектива, а конференция — при наличии не менее двух третей делегатов. Решение общего собрания (конференции) принимается открытым голосованием членов трудового коллектива, присутствующих на собрании (конференции). Действующим законодательством могут устанавливаться и иные правила принятия решений. Так, решение об объявлении забастовки признается законным при условии, что на общем собрании присутствовало не менее двух третей от общего числа работников. Подобные требования предъявляются и к кворуму конференции трудового коллектива. При этом необходимо, чтобы за решение об объявлении забастовки проголосовало не менее половины присутствующих на общем собрании (конференции) трудового коллектива.
Оперативное управление трудовым коллективом и контроль за выполнением решений общих собраний (конференций) трудового коллектива, как правило, осуществляет Совет трудового коллектива. Данный орган избирается общим собранием (конференцией) на срок два-три года и ответствен перед ним в своей деятельности.
Трудовой коллектив выступает равноправным и самостоятельным субъектом социального партнерства на уровне предприятий, организаций, учреждений. Ему предоставляются широкие полномочия в сфере заключения трудового договора, закрепления дополнительных социально-трудовых прав и льгот, контроля за исполнением трудового договора. В частности, трудовым коллективам предоставляется право уполномочивать профсоюзы, иные органы на ведение переговоров и подписание коллективного договора, утверждать единый проект коллективного договора, заслушивать ежегодно или в сроки, предусмотренные коллективным договором, отчеты о ходе его выполнения. Общее собрание (конференция) трудового коллектива через своих специально избранных представителей может обращаться с заявлением в суд о наказании лиц, виновных в неисполнении обязательств коллективного договора, а также требовать от собственника организации принять соответствующие меры к ее руководителю, не обеспечившему выполнение условий коллективного договора.
Благодаря коллективным договорам трудовой коллектив может успешно защищать свои социально-трудовые права по вопросам оплаты труда, выплаты пособий и компенсаций, занятости, обучения, переобучения, высвобождения работников, улучшения условий и охраны труда, льгот для работников, совмещающих работу с учебой, и др.
Трудовой коллектив может рассматривать и принимать общеобязательные для работодателя и работников решения по вопросам самоуправления трудового коллектива, предоставления работникам социальных льгот из фондов трудового коллектива, условий деятельности общественных объединений в организации. Трудовой коллектив наделяется правом утверждать правила внутреннего трудового распорядка в организации, избирать комиссию по трудовым спорам, обсуждать и одобрять комплексные планы улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, контроля за ходом выполнения этих планов, за соблюдением работниками правил по охране труда.
Действующее законодательство наделяет трудовой коллектив не только правами, но и предоставляет действенные гарантии их реального осуществления. В борьбе за свои права трудовой коллектив организации может применять все законные средства, вплоть до забастовки. Данный легальный способ разрешения коллективного спора применяется по решению общего собрания (конференции) трудового коллектива.
К сожалению, большая часть трудовых коллективов в настоящее время достаточно пассивна и не использует всех предоставленных им прав. Трудовые коллективы по-прежнему уповают на государство, профсоюзы, добрую волю работодателя, практически не верят в свои силы, в возможность совместными действиями не только создавать материальные блага, но и укреплять, охранять собственные социально-трудовые права.
7. Преступные сообщества
Российские правоведы и политологи, как правило, выводят преступные сообщества за пределы политической системы гражданского общества. Подобный взгляд сложился в советской политико-правовой доктрине, рассматривавшей систему организационных форм деятельности населения как монолит, призванный обеспечивать построение в СССР социализма, а затем и коммунизма. В этой теоретической схеме не оставалось места для иных, в том числе и преступных, целей и действий. К тому же начиная с
60-х годов отрицалось наличие в СССР организованной преступности.
В настоящее время организованная преступность в Российской Федерации является общеизвестным и бесспорно установленным фактом, с которым должны считаться как государство, так и юридическая наука. Значительный шаг на пути признания организованной преступности как политико-правового явления сделан наукой уголовного права и действующим уголовным законодательством. Статья 210 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.
В соответствии с реалиями современной жизни надлежит привести и теоретические представления о политической организации -России, дополнив ее таким специфическим, но действенным компонентом, как преступные сообщества. Они издавна оказывали заметное влияние на все сферы общества, а в определенные периоды играли решающую роль как в политической системе страны, так и в судьбе общества в целом. Ярким примером этому может служить партия большевиков РСДРП(б), которая, работая в подполье и будучи запрещенной организацией, в конечном итоге осуществила пролетарскую революцию, низвергла царское правительство и создало социалистическое государство.
Преступные сообщества оказывают заметное влияние и на современные политико-правовые процессы в Российской Федерации,
Под преступным сообществом понимается сплоченная, организованная группа людей, созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединение организованных групп в таких целях.Таким образом, преступное сообщество, как и любое общественное объединение, состоит из определенной совокупности людей, имеющих общий интерес и связанных единством цели. При этом в сообществе достигнута достаточно высокая степень организованности, сплоченности. Оно имеет: 1) руководителя; 2) устав или иной документ, закрепляющий порядок деятельности сообщества, его цели, права и обязанности членов, порядок приема в сообщество и др.; 3) фиксированное членство, хотя по соображениям конспирации не все члены могут знать друг друга. Однако всегда имеется лицо, которое руководит и направляет деятельность той или иной части преступного сообщества, не разглашая им сведений о наличии других частей, групп сообщества и состоящих в них членах. Преступное сообщество создается в целях совершения серии противоправных или
длящихся преступлений, его деятельность планируется осуществлять в течение продолжительного времени. Тем самым оно отличается от группы лиц, объединившихся для совершения какого-либо одного преступления или иного правонарушения.
От легально действующих общественных объединений преступное сообщество отличается двумя признаками: 1) оно действует нелегально, вопреки уголовному запрету. Нелегальность выражается не в том, что сообщество действует без государственной регистрации. Как было отмечено, законодательство РФ разрешает общественным и религиозным объединениям действовать без прохождения этой процедуры. Нелегальность преступного сообщества означает, что его организация и деятельность прямо запрещены законом; 2) сообщество ставит своей целью совершение тяжких или особо тяжких преступлений типа захвата власти неконституционным путем, пропаганду национальной или религиозной розни, совершение хищений имущества в больших размерах, совершение заказных убийств и др.
По сфере противоправных посягательств преступные сообщества традиционно подразделяются на уголовные и политические.
Уголовные преступные сообщества ставят своей целью совершение противоправных деяний, посягающих на права личности, ее жизнь и здоровье, общественную безопасность и общественный правопорядок, общественные отношения в сфере экономики) экологии, воинской службы. Все преступления совершаются сообществом в целях удовлетворения личных интересов его членов, желающих обогатиться, приобщиться к современным благам цивилизации нелегальным, противозаконным путем, посягая на права других лиц и государства. Интересы уголовных преступных сообществ остаются преимущественно в экономической сфере. Такие сообщества не поднимаются до уровня политической деятельности и не ставят перед собой цели воспрепятствовать деятельности государства, его органов, сменить власть или политический режим.
Политические преступные сообщества, наоборот, ставят своей непосредственной целью захват власти неконституционным вооруженным путем, организацию мятежей, а также совершение действий, препятствующих нормальной деятельности государства, его органов и должностных лиц. Это могут быть террористические акты, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации, диверсии, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, насильственный захват власти или
насильственное удержание власти, публичные призывы к развязыванию агрессивной войны и другие преступления против мира и безопасности.
Следует иметь в виду, что не всякая деятельность против государственной власти и его курса может осуществляться только нелегальным путем. Современное общество и государство допускают деятельность оппозиционных партий, которые не разделяют курса политических сил, стоящих у государственной власти, и пытаются конституционным путем, используя парламентские методы, завоевать большинство мест в представительных органах, а также провести своего сторонника на должность президента. Политические преступные сообщества запрещаются законом потому, что используют такие методы борьбы за власть, которые могут поставить общество на грань гражданской войны, повлечь за собой большие человеческие жертвы и разрушения.