МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Глава 9

Правовая психология представляет собой совокупность правовых оценок, чувств, эмоций, воли, которые проявляются у отдельных граждан, социальных групп и общества в целом в процессе их

Понятия, категории и закономерности в своей совокупности об­разуютнаучную теорию как систему теоретических знаний об иссле­дуемом предмете, явлении. Именно в этом качестве выступает и тео­рия права как наука о наиболее общих закономерностях, свойствах и признаках права.

Из совокупности ощущений в сознании складываетсяпредстав­ление о предмете. Представление — это обобщенный чувственно-наглядный образ предметов и явлений. Так, воду мы представляем себе как прозрачную жидкость, не имеющую цвета, и отличаем ее от других жидкостей.

Человек обладает способностью изучать, познавать окружающий его мир. В отличие от предметов и явлений материального мира результаты познания являются их мыслительной копией, своеобразным отраже­нием, лишенным веса, длины, цвета и других материальных свойств. Знания существуют в особых присущих им формах: ощущениях, пред­ставлениях, понятиях, категориях, закономерностях и теориях.

Ощущения представляют собой результаты отражения органами чувств (обонянием, осязанием, слухом и зрением) отдельных свойств предметов и явлений. Мы говорим: «Вода мокрая, вода бесцветная, вода прозрачная».

Понятия и категории отражают наиболее важные свойства, при­знаки предметов и явлений, которые можно выявить в процессе на­учного, теоретического познания. В частности, на этом уровне по­нятие «вода» понимается как жидкость, молекулы которой состоят из водорода и кислорода. Закономерности отражают глубинную и необходимую связь между предметами и явлениями. Примером мо­жет служить закон физики, согласно которому на всякое тело, по­груженное в воду или иную жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости.




19Q

Человек не только познает мир, но и преобразует его. Современ­ное цивилизованное общество характеризуется развитой промыш­ленной индустрией, производящей разного рода станки, машины, оборудование, автоматы, делающие жизнь человека удобной и ком­фортной. Человек вывел новые сорта растений, новые породы жи­вотных, его руками построены современные города, создан скорост­ной транспорт и другие блага цивилизации. Однако все произведен­ные руками человека блага прежде, чем воплотиться в металле, дереве, бетоне, существуют в его сознании и порождаются сознанием.

Сообразно наличным знаниям человек определяет свое отноше­ние к окружающему его миру, дает ему определенную оценку.Что-то он оценивает положительно, к другим явлениям относится нейтраль­но, а третьим он дает негативную, отрицательную оценку. И то, что человека не устраивает полностью или частично, он пытается изме­нить, усовершенствовать, улучшить.Поиск путей в этом направлении также осуществляется при помощи сознания. Человек конструирует машину, совершенствует действующие технологические процессы, разрабатывает методы управления современным обществом, пред­лагает проекты новых законов и иных нормативно-правовых актов.

Таким образом, сознание представляет собой форму отражения (познания) человеком окружающего его мира, а также его отноше­ния к этому миру в форме разного рода оценок и предложений по усовершенствованию, изменению конкретных социальных и природ­ных явлений, процессов, созданию новых материальных или духов­ных благ.

Правовое сознание является частью, видом сознания и в пол­ной мере обладает всеми его свойствами. Правосознание — это прежде всего знание. Оно отражает такие социальные явления, как право, все его многообразные связи и соотношения с другими со­циальными явлениями, в том числе: 1) законодательство и содер­жащиеся в нем нормы права; 2) юридическую практику, т.е. деятель­ность компетентных органов государства по подготовке и приня­тию нормативно-правовых актов, деятельность государственных органов, граждан и иных лиц по реализации норм права в конкрет­ных правоотношениях, деятельность государства и общества по борьбе с правонарушениями; 3) сведения об истории становления и развития права как социального явления, его этапах, пройден­ных в процессе развития.

Помимо знаний в правосознание входят оценки,которые дают граждане, их объединения, иные лица действующему праву и прак-


тике его реализации в конкретных отношениях. Каждый человек в процессе своей жизнедеятельности вступает в те или иные конкрет­ные правоотношения и неизбежно сталкивается с правовыми нор­мами. Нормы, которые защищают и охраняют интересы индивидуу­ма, способствуют их удовлетворению, как правило, получают поло­жительную оценку. К определенной части действующих норм, содержащих пробелы, противоречия или ущемляющих конституци­онные права и свободы человека, граждане относятся негативно, критикуют их и вносят предложения об усовершенствовании, изме­нении таких норм.

Конечно, оценки, даваемые на уровне обыденного сознания дей­ствующему праву, носят субъективный, личностный характер и не всегда бывают справедливыми. Специалисты-юристы, обладающие системными знаниями закономерностей действия и развития права, способов реализации норм права в конкретных отношениях, дают более точные и объективные оценки действующему праву. В процес­се своей практической или научной деятельности юристы постоян­но оценивают способности действующего права выступать регуля­тором общественных отношений, обеспечивать прогрессивное раз­витие общества, охранять права и свободы граждан. Применяют и некоторые другие критерии. В отличие от основной массы граждан специалисты-юристы не только дают негативную оценку несовер­шенным нормам, но и выявляют причины, в силу которых те или иные нормы действуют недостаточно эффективно, не реализуются в конкретных отношениях.

С учетом негативных оценок действующего права, практики его реализации в конкретных отношениях отдельные граждане, обще­ственные объединения и политические партии, а также государствен­ные органы, должностные лица, юридические научные учреждения и ученые-юристы готовят предложения о новых, по их мнению, более совершенных правовых нормах.Эти предложения частично публику­ются средствами массовой информации, а определенная часть таких предложений направляется непосредственно в компетентные пра­вотворческие органы.

Наиболее кардинальные предложения по совершенствованию действующего законодательства предлагаются партиями и обще­ственными организациями, которые находятся в оппозиции к суще­ствующей государственной власти, не разделяют ее экономическо­го, политического и социального курса. Так, основная задача дей­ствующего законодательства Российской Федерации сводится к


 




возрождению в стране национальной буржуазии и реанимации бур­жуазных порядков. Против такого курса наиболее резко выступает коммунистическая партия, по-прежнему связывающая могущество и процветание России с прямо противоположным курсом — восста­новлением социалистического строя и социалистических порядков. Таким образом, правосознание представляет собой систему знаний об истории становления и развития права как социального явления, его современном состоянии, а также совокупность правовых оценок и кон­кретных предложений о путях, способах совершенствования, развития действующего права.

Правосознание существует в индивидуальной или общественной форме.

Индивидуальное правосознание— это совокупность правовых зна­ний, оценок, эмоций и чувств, присущих каждому отдельному чело­веку, отдельной личности. Индивидуальное правосознание всегда уникально и неповторимо. Вследствие разных познавательных спо­собностей, психологических типов личности каждый человек по-сво­ему воспринимает действующее право, оценивает его, испытывает желание действовать правомерно либо противоправно. Даже обуча­ющиеся в одинаковых условиях студенты юридических вузов имеют различное правосознание. Одни студенты имеют глубокие знания, другие только хорошие, а третьи только посредственные. Одни сту­денты одобряют и поддерживают действующие в обществе правовые порядки, другие к ним относятся нейтрально, а третьи настроены к ним достаточно критично.

Индивидуальное правосознание проявляется при осуществлении гражданами юридически значимых действий, реализации прав и сво­бод, защите законных интересов, подготовке разного рода юриди­ческих документов. Это могут быть заявления, жалобы, ходатайства, коллективные обращения, объяснения и др. Особой формой прояв­ления индивидуального сознания выступают произведения литера­туры и искусства. Авторы романов, повестей, пьес, сценариев на пра­вовые темы передают личное отношение к действующим в обществе правовым порядкам, законам и с помощью художественных средств показывают насущные потребности общества в изменении, совер­шенствовании устаревших, отживших порядков. Хорошо иллюстри­рует это положение, например, роман Л.Н. Толстого «Воскресение», роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Правосознание профессионалов-юристов реализуется в подготав­ливаемых ими правовых документах, разного рода проектах поста-


новлений, приказов, решений, приговоров, определений и др. Для ученых-юристов основными формами реализации их индивидуаль­ного правосознания выступают монографии, брошюры, статьи, дис­сертационные работы, отчеты и др.

Общественное правовое сознание— это совокупность правовых представлений, принципов, понятий, теорий, эмоций, которые раз­деляются обществом в целом или его отдельными социальными сло­ями, классами.

В числе ведущих правовых представлений современного обще­ства можно назвать такие принципы, как всемерная охрана и защита прав и свобод человека и гражданина, равноправие, гуманизм, сво­бода экономической, политической, литературной, научной и иной творческой деятельности, признание верховенства закона.

Правовое сознание отдельных социальных слоев в значительной степени зависит от степени их участия.в общественном производ­стве материальных и духовных благ, способов получения и потребле­ния этих благ. Правосознание рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, капиталистов и рабочих как представителей классов, на­ходящихся в антагонистических противоречиях, имело и имеет прин­ципиальные отличия. Право, которое признается и одобряется экс­плуататорами как справедливое, общеобязательное, подлежащее неукоснительному исполнению, негативно оценивается и критику­ется эксплуатируемыми классами.

Общественное правовое сознание социальных слоев, классов в реальной жизни проявляется в таких формах, как обращения, декла­рации, программы, принимаемые общественными объединениями, политическими партиями, нормативно-правовые акты, принимае­мые политически господствующим классом, научные и научно-по­пулярные издания идеологов соответствующего социального слоя, класса, публикации в прессе и др.

2. Структура правосознания

Правосознание имеет сложную структуру и состоит из трех ком­понентов: правовой психологии, правовой науки и правовой идео­логии. Названные компоненты, будучи различными по своему не­посредственному содержанию, взаимно предполагают друг друга.


 




предметно-практической деятельности по толкованию норм права и их реализации в конкретных правоотношениях.Для этого компонента правового сознания характерны два признака: 1) процесс отражения, познания права ограничивается усвоением (толкованием) норм пра­ва, знанием происходящих в стране и мире правовых событий и фор­мированием на основе познанного психологических феноменов: оценок, чувств, эмоций, волевых актов; 2) познание осуществляется сугубо с практическими целями, для осуществления каких-либо юри­дически значимых действий, поступков.

Любой взрослый человек обладает той или иной совокупностью правовых знаний, которые он получает из собственного опыта, в про­цессе воспитания и образования, через средства массовой информа­ции и иных источников. На основе этих знаний — не имеет значения, что они являются неполными и неточными, а то и вовсе неверными,— человек формирует собственное мнение о полезных и необходимых свойствах права и действующих нормах права. У человека складыва­ется устойчивое мнение о том, какие свойства права обеспечивают удовлетворение материальных и духовных потребностей, свободу де­ятельности и надежно защищают от правонарушений.

Например, законопослушные граждане полагают, что действую­щее право должно быть справедливым, гуманным, должно обеспе­чивать охрану их законных интересов, защищать от произвола долж­ностных лиц и государственных органов, не содержать суровых сан­кций за незначительные правонарушения. В результате у них создается некий идеал «хорошего», «справедливого» права или, ина­че говоря, формируются ценностные ориентации в области права.

Граждане положительно оценивают принимаемые государством нормативно-правовые акты и меры по совершенствованию практи­ки реализации норм права, если эти акты и меры соответствуют их ценностным ориентациям. И, наоборот, граждане дают негативные оценки нормативно-правовым актам и действиям государства, ко­торые не соответствуют ценностным ориентациям граждан.

Как позитивные, так и негативные правовые оценки вызывают у граждан определенные эмоции, чувства. Под эмоциями в психологии понимают психические реакции человека на предметы внешнего мира и собственное поведение. Это могут быть радость, грусть, страх, вос­торг, досада, разочарование, смущение и др. Длительные или посто­янные эмоции личности понимаются как чувства. К их числу отно­сятся, например, чувства долга, дружбы, справедливости. Весь спектр эмоций и чувств человека проявляется в его отношениях и оценках к


праву. Так, правовые эмоции и чувства могут выражаться в осознании необходимости исполнять юридические обязанности, в гуманном от­ношении к лицам, совершившим правонарушение, в раскаянии за содеянное, разочаровании вновь принятым актом и т.д.

Правовые оценки, эмоции, чувства оказывают существенное вли­яние на выбор человеком конкретного варианта поведения, т.е. на процесс формирования воли. В социальной психологии под волей понимается сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, сознательное принятие решения действовать опреде­ленным образом.

В тех случаях, когда действующие нормы одобряются и поддер­живаются гражданами, вызывают у них положительные эмоции и чувства, граждане, как правило, выбирают правомерный вариант поведения. Они удовлетворяют свои интересы и потребности в уста­новленном законом и иными актами порядке, вступая в конкретные правоотношения. Граждане могут избирать правомерный вариант поведения и в случае негативного отношения к действующим нор­мам права, боясь быть привлеченными к уголовной, административ­ной или иной ответственности.

В современном обществе не так уж редки случаи, когда граждане или иные лица решаются действовать противоправно, в обход зако­на, совершать правонарушения. Подобный вариант действий изби­рается как по мотивам несогласия с действующим правом, так и вследствие затруднений, которые субъект не может преодолеть, дей­ствуя только правомерно. Например, гражданин желает иметь в соб­ственности автомобиль, но не имеет достаточных средств для его приобретения. В этих условиях он принимает решение достать день­ги на покупку автомобиля незаконным путем, совершив ограбление магазина или банка.

Процесс формирования воли нередко представляет собой слож­ный акт, где решающее значение имеют мотивы и правовые установ­ки. Мотивы — это побуждения, которыми человек оправдывает не­обходимость и целесообразность осуществления избранного им ва­рианта поведения. Человек как бы самому себе объясняет, почему в этой ситуации он должен действовать так, а не иначе. В числе моти­вов могут выступать самые различные обстоятельства: эмоции и чув­ства, нравственные требования, желание достичь поставленной цели, недостаточно активная или, наоборот, активная деятельность пра­воохранительных органов государства, гарантированность успеха в реализации принятого решения.


 




В сложных ситуациях, допускающих возможность многовариан­тного выбора варианта поведения, происходит борьба мотивов. Че­ловек долго и тщательно продумывает оптимальный вариант своего поведения и соответствующим образом мотивирует его. Процесс формирования воли может быть значительно упрощен благодаря правовым установкам, побуждающим человека действовать опреде­ленным образом — правомерно или противоправно.

Большинство граждан имеют установки на правомерное поведе­ние. В любой, самой благоприятной для правонарушения ситуации гражданин с такими установками неукоснительно соблюдает и испол­няет действующие нормы права. Его ценностные ориентации в виде осознания необходимости уважать действующие в обществе законы, права и законные интересы других лиц, добросовестно относиться к своим обязанностям удерживают его от совершения правонарушений. В то же время у определенной части населения установки на право­мерное поведение выражены недостаточно четко либо отсутствуют вовсе, но обнаруживается склонность к совершению противоправных деяний, особенно если для этого созданы благоприятные условия.

Ценностные ориентации, чувства, эмоции, воля, мотивы, право­вые установки и другие компоненты правовой психологии в полной мере присущи и лицам, обладающим профессиональными юриди­ческими знаниями, осуществляющим юридическую деятельность в суде, прокуратуре, иных государственных органах, адвокатуре и иных общественных объединениях. В процессе практической деятельнос­ти юристы-профессионалы, руководствуясь собственным правосоз­нанием и имеющимися ценностными ориентациями, определяют свое отношение к действующим нормам права, выражают правовые чувства, формируют свою волю и мотивируют ее. Все правовые ре­шения юристов-профессионалов носят более компетентный, осоз­нанный и мотивированный характер, нежели у граждан, не имею­щих системных юридических знаний.

Таким образом, правовая психология отражает право, иные пра­вовые явления на уровне того, что реально существует, а творческие познавательные акты ограничиваются формированием воли и при­нятием юридически значимых решений с целью возникновения, из­менения или прекращения конкретных правоотношений. Однако для развития, совершенствования действующих норм права таких зна­ний и действий оказывается явно недостаточно.

Правовое регулирование, как и любая сложная социальная про­блема, требует научного подхода и знания закономерностей, по кото-


рым функционирует и развивается право. Знания такого рода составляют содержание правовой науки — правоведения.В настоящее время право­ведение представляет собой достаточно развитую систему, состоящую из общей теории права и государства, истории государства и права, науки государственного (конституционного) права, науки гражданс­кого права и других юридических наук. Как относительно самостоя­тельный компонент правового сознания правовая наука отличается от правовой психологии прежде всего глубиной познания права и прак­тики его реализации в конкретных правоотношениях.

Научное познание права начинается с изучения действующих норм и практики их реализации в конкретных отношениях. Одна­ко ученые-юристы не довольствуются этими знаниями и конечную цель своих исследований видят в выявлении закономерностей, ко­торые лежат в основе права и определяют его развитие. Словом, пра­воведение призвано отвечать не только на вопрос о том, каково су­ществующее право, но и, главным образом, на вопрос о том, каким должно быть совершенное, эффективно действующее в обществе право, каковы его внутренние глубинные свойства, признаки, за­кономерности.

Правовая наука отличается от правовой психологии и особыми методами познания. Сложный процесс выявления закономерностей права требует применения специальных и весьма сложных приемов, способов научного познания. Так, эмпирическое познание права и практики его действия осуществляется с помощью конкретно-соци­ологических методов, методов толкования права, разного рода ста­тистических приемов. Теоретические знания о праве получаются с помощью методов абстрагирования, системного анализа, моделиро­вания и др.

Правовая наука предъявляет весьма строгие требования и к по­знающему субъекту, специалисту, осуществляющему научные иссле­дования. Если на уровне правовой психологии познавательные акты осуществляет любой здравомыслящий человек, то способностью ге­нерировать новые научные знания обладает далеко не всякий спе­циалист, имеющий высшее юридическое образование. Для занятия наукой требуются углубленные теоретические знания в соответству­ющей области правоведения, умение творчески применять научные методы познания, способность к абстрактному мышлению и умению открывать новые, ранее не известные знания о праве, его законо­мерностях. Процесс подготовки ученого-юриста занимает достаточ­но длительный период, требует длительных и системных занятий,


 




большой эрудиции. Поэтому круг лиц, занимающихся научной дея­тельностью в области правоведения, не очень велик.

Третьим компонентом правового сознания выступает профессиональ­ное сознание юристов.Его содержание составляют научные знания, которые профессионалы-юристы получили в процессе обучения в юридических вузах или на юридических факультетах университетов. Однако в отличие от ученых-юристов, юристы-профессионалы ис­пользуют научные знания для решения проблем, которые возника­ют в ходе их правотворческой, правоприменительной либо право­охранительной деятельности. Поэтому результатом применения профессионального сознания выступают не новые научные зна­ния, а документы, правоприменительные, нормативно-правовые и иные акты, принимаемые в ходе практической юридической де­ятельности.

Четвертый компонент правового сознания составляет правовая иде­ология. Ее содержание составляют идеи, взгляды, предложения о путях совершенствования действующего права в целях придания ему наиболь­шей адекватности социальным и иным условиям того общества, в кото­ром это право действует.Правовую идеологию разрабатывают преж­де всего политические партии с учетом интересов, чаяний социаль­ного слоя, класса, представляемого соответствующей партией.

Вследствие противоречивости интересов, целей отдельных сло­ев, классов общества правовая идеология, выражаемая одной поли­тической партией может существенно отличаться от правовых взгля­дов, идей других партий. Наиболее острая борьба идеологий наблю­дается между буржуазными и коммунистическими, рабочими партиями. Все буржуазные партии стремятся укрепить буржуазное законодательство, объявляют его самым справедливым, самым де­мократичным и даже «естественным». Рабочие, коммунистические партии основательно критикуют буржуазное право, показывают его исторически преходящий характер и предлагают конкретные пути преобразования буржуазного права в право, защищающее интересы рабочего класса и всех трудящихся, в социалистическое право.

В юридической литературе правовая идеология нередко тракту­ется как составная часть правовой науки. По нашему мнению, по­добный взгляд на правовую идеологию является неточным.

Во-первых, правовая идеология может возникать и развиваться вне связи с правовой наукой. Например, в ряде исламских государств правовая идеология основывается на религиозных догматах: Кора­не, Сунне и других источниках. Идеология индусского права также


отражает систему религиозных, философских и социальных норм, именуемую индуизмом, который также весьма далек от научной трак­товки права и закономерностей его развития.

Во-вторых, правовая наука и правовая идеология имеют разные задачи. Правоведение стремится раскрыть объективно-истинные знания о праве, не связанные с чьими бы то ни было классовыми интересами. Хотя это требование трудновыполнимо, тем не менее имеется ряд общепризнанных теоретических положений, выводов, отражающих действительные связи, свойства права. Это, например, знания о содержании и строении таких явлений, как норма права, правоотношение, правонарушение, система права. Лишены классо­вой политической окраски и многие правовые понятия, категории, раскрываемые отраслевыми юридическими науками.

Правовая идеология, наоборот, связана прямо и непосредствен­но с интересами определенных классов, социальных слоев, отражает их представления об идеальном, наиболее совершенном праве. При этом идеология органически дополняет научные знания тем, что раз­рабатывает пути их непосредственного претворения в предметно-практическую деятельность, в процессе совершенствования налич­ного права, законодательства. Тем самым правовая идеология явля­ется необходимым связующим звеном между правовой наукой и юридической практикой, обеспечивает их взаимодействие и дальней­шее развитие.

Вышеизложенное позволяет, таким образом, рассматривать пра­вовую идеологию в качестве самостоятельного компонента право­вого сознания.

3, Правовая культура и правовое воспитание

Правосознание характеризует способность общества изучать и знать право, его закономерности, а также разрабатывать меры по со­вершенствованию действующего законодательства. Однако этим многообразная правовая деятельность общества не исчерпывается. Она включает в себя также правотворчество, деятельность государ­ственных органов и должностных лиц по реализации норм права в конкретных отношениях, процессы использования гражданами пре­доставленных им прав и исполнения ими обязанностей. В конечном итоге правовая деятельность общества и государства стремится со­здать такой режим, который бы обеспечивал каждому человеку, орга­низациям, учреждениям беспрепятственную реализацию их прав и


свобод и надежно гарантировал бы от произвола государственных ор­ганов, должностных лиц и отдельных личностей.

Правовой режим, обеспечивающий надлежащий уровень закон­ности, неукоснительную реализацию прав и свобод человека, иных лиц, взаимную ответственность государства и личности, охватыва­ется понятием правовой культуры.

В обществе с высокой правовой культурой создаются надлежа­щие условия для реального выполнения государством своей обязан­ности обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие челове­ка, утверждать право, демократию и справедливость. Ибо в таком обществе правовые конфликты проявляются весьма редко и разре­шаются цивилизованным путем в рамках действующего законода­тельства. Никто не может строить свое благополучие за счет умале­ния прав и свобод других лиц.

Уровень правовой культуры характеризуется степенью совершен­ства всех правовых явлений.

Общество с высоким уровнем правовой культуры отличается со­вершенным законодательством, лишенным пробелов и противоре­чий, нечетких и неясных правовых предписаний, норм, закрепляю­щих произвол государства, его органов или должностных лиц. В та­ком обществе действующие нормы права в полной мере соответствуют общественным отношениям и способствуют их про­грессивному развитию. Устаревшие нормы, равно как и нормы, зак­репляющие произвол государства, предоставляющие приоритеты одной части населения за счет умаления прав и свобод других слоев общества, свидетельствуют о серьезных недостатках в деятельности правотворческих органов, неспособности их обеспечивать надлежа­щее нормативно-правовое регулирование общественных отношений. Высокий уровень правовой культуры предполагает высокий уро­вень законности в деятельности государственных органов и должно­стных лиц. Исполнительная власть принимает надлежащие меры по реализации законов и иных нормативно-правовых актов в конкрет­ных правоотношениях, исключает какие-либо факты проявления волокиты, бюрократизма, злоупотребления властью или служебным положением. Вся деятельность государственных органов и должнос­тных лиц осуществляется под действенным контролем обществен­ных объединений и средств массовой информации. Гласность и от­сутствие цензуры создают условия для того, чтобы любые отступле­ния исполнительной власти от закона становились бы достоянием широкой общественности и были бы незамедлительно устранены


компетентными государственными органами. Кроме того, каждый гражданин наделяется правом обращения в судебные органы за за­щитой своего нарушенного законного интереса неправомерными действиями государственных органов или должностных лиц.

Такое общество, как правило, характеризуется правовой актив­ностью своих граждан, которые широко используют предоставлен­ные ему права и свободы в экономической, политической и соци­альной сферах. Благодаря такой активности граждане обеспечива­ют себя и общество необходимыми материальными и духовными благами, создают необходимые условия для эффективного действия политико-правовых сфер общества. При этом каждый гражданин обладает глубокими правовыми знаниями, имеет возможность по­лучать квалифицированную помощь и активно борется с правона­рушениями, допускаемыми другими лицами.

Уровень правовой культуры общества напрямую связан и с нали­чием в обществе надлежащих условий для развития правовой науки, научных юридических учреждений, способных осуществлять твор­ческий, объективный анализ права и его закономерностей. На осно­ве научных исследований, ученые-юристы подготавливают и вносят в компетентные органы научно обоснованные рекомендации по со­вершенствованию законодательства, деятельности законодательной и исполнительной власти, иных органов государства, укреплению в обществе законности и правопорядка. Деятельность научных юри­дических учреждений должна осуществляться свободно и не зави­сеть от идеологических установок государственных органов, поли­тических партий.

При этом подразумевается, что общество располагает широкой сетью юридических учебных заведений, способных удовлетворять потребности общества и государства в высококвалифицированных специалистах в области права.

Если конкретное состояние правовой культуры общества не со­ответствует названным критериям, то приходится говорить о недо­статочно высокой правовой культуре.О недостаточной правовой культуре свидетельствует также большое число правонарушений и недостаточно эффективная борьба государства с преступлениями и иными противоправными деяниями. Особенно опасны попытки государства закреплять нормы, позволяющие государственным органам и должностным лицам беспрепятственно посягать на пра­ва и свободы граждан, создавать благоприятные условия для бю­рократизма и коррупции.


В обществе создается атмосфера недоверия, подозрительности и страха. Граждане не доверяют государству и проводимым им мерам, по преимуществу относятся негативно к действующим нормам пра­ва и предпринимают попытки удовлетворять свои интересы вопреки правовым установлениям. Нормативно-правовое регулирование в этих условиях становится малоэффективным, а государство утрачи­вает способность управлять страной и нередко пытается обеспечить неукоснительное исполнение норм права с помощью суровых мер государственного принуждения, установить авторитарный и иной антидемократический режим правления.

Одной из действенных мер по обеспечению государством закон­ности и правопорядка цивилизованным демократическим путем яв­ляется его деятельность по повышению правовой культуры общества, государственных органов и каждого гражданина.Особое значение при­дается при этом правовому воспитанию населения. В этих целях го­сударство вводит преподавание правовых дисциплин в общих и про­фессиональных образовательных учреждениях, создает необходимые условия для самостоятельного изучения населением действующего права, а также привлекает граждан к участию в деятельности право­охранительных органов, стремится повысить действенность и эффек­тивность борьбы с правонарушениями.

Так, в Российской Федерации учащиеся общеобразовательных школ знакомятся с основами правовых знаний, правами и свобо­дами человека и гражданина, закрепленными в Конституции РФ, студенты всех неюридических вузов изучают гражданский, трудо­вой кодексы, иные нормативно-правовые акты, которыми регули­руется их трудовая, политическая и иная деятельность. Каждый гражданин имеет возможность подписаться и получать официаль­ные издания законов, указов Президента РФ, иных нормативно-правовых актов. Юридические издательства издают для населения комментарии действующего законодательства, популярные рабо­ты по праву. По телевидению регулярно выступают должностные лица, видные ученые-юристы, которые разъясняют содержание действующих законов, порядок реализации лицами предоставлен­ных им прав.

Цель правового воспитания — выработать у граждан правовые установки на правомерное поведение, вооружить каждого человека необходимыми знаниями о принадлежащих ему правах и свободах, порядке защиты нарушенного права и тем самым сформировать до­статочно высокий уровень его правовой культуры.


Многогранная деятельность государства по правовому воспита­нию населения не даст плодотворных результатов, если не будет под­крепляться совершенствованием остальных сфер общества.Общеиз­вестно, что реальное бытие определяет сознание, и попытки совер­шенствовать сознание без изменения условий жизнедеятельности населения обречены на неудачу, провал.

В СССР в 70-80-х годах проводилась интенсивная работа по пра­вовому воспитанию населения. В стране действовали многочислен­ные университеты правовых знаний, где могли обучаться все желаю­щие бесплатно. Во всех учебных заведениях преподавались основы права. Перед населением регулярно выступали работники правоох­ранительных органов с лекциями на правовые темы. Принадлежа­щие государству средства массовой информации активно пропаган­дировали советские законы и необходимость их неукоснительного исполнения. Однако эти меры плохо сочетались с многочисленны­ми нарушениями законности, допускавшимися должностными ли­цами, с фактическим отлучением большинства граждан от управле­ния делами общества и государства, с углубляющимися диспропор­циями в сфере распределения материальных благ.

Несмотря на все усилия государства по правовому воспитанию населения, его правовая культура не менялась сколько-нибудь су­щественно. Сохранялся достаточно высокий уровень преступности. Население не принимало активного участия в борьбе с правонару­шениями. Не проявило оно и сколько-нибудь активных действий по защите социалистического строя и советской власти в 1991—1993 гг.

Чтобы обеспечить успех правового воспитания граждан, государ­ство должно создавать необходимые условия для проявления полити­ческой активности личности, ее участии в делах государства, обеспе­чивать реальное действие принципов гласности и демократии, вести активную борьбу со всякого рода правонарушениями должностных лиц и государственных органов. Решающим фактором повышения право­вой культуры населения является неуклонное повышение материаль­ного благосостояния всех слоев общества. Российская Федерация дол­жна извлечь надлежащий урок из печального опыта СССР и отдавать себе отчет в том, что правовое сознание граждан нельзя рассматривать в отрыве от процессов совершенствования конкретно-исторических условий их жизни и деятельности.


 




(См. схему 8 на стр. 577)

1. Понятие правового регулирования

Взаимодействие норм права и правосознания осуществляется в рамках правового регулирования общественных отношений.

Правовое регулированиепонимается прежде всего как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-пра­вовых актов. В этом процессе ведущая роль принадлежит государству, его законодательным и исполнительным органам. Именно они при­нимают наибольшую часть действующих в обществе норм права. Ак­тивную правотворческую деятельность осуществляет также общество, его организации и объединения. В частности, население в ходе рефе­рендума может принимать и принимает законы. Нормативно-право­вые акты в пределах своей компетенции издают органы местного са­моуправления. Каждая организация, учредителями которой выступа­ют граждане, общественные организации, иные негосударственные органы и учреждения, разрабатывает и принимает свой устав.

Правовое регулирование осуществляется с определенными и впол­не конкретными юридическими и социальными целями.Общие юриди­ческие цели правового регулирования сводятся к созданию в обще­стве стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов, граждан и иных лиц, кото­рые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.

Согласно Конституции РФ общие юридические и социальные цели правового регулирования в Российской Федерации выражают­ся прежде всего в утверждении прав и свобод человека, гражданско­го мира и согласия, сохранении исторически сложившегося государ­ственного единства, возрождении суверенной государственности


России, утверждении незыблемости ее демократической основы. Конечным итогом деятельности по достижению этих целей видится обеспечение благополучия и процветания России, что согласуется с пониманием ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Каждый нормативно-правовой акт принимается с определенной целью, для решения конкретных задач в области права, экономики, политики, в иных социальных сферах. При этом в тексте актов не­редко называются цели их принятия. Так, Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» был принят в целях опреде­ления правовых и экономических основ создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов. Федеральный за­кон «О животном мире» регулирует общественные отношения в це­лях сохранения биологического разнообразия видов, устойчивого использования всех компонентов животного мира, сохранения ге­нетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

На стадии правотворчества приоритет принадлежит, безусловно, пра­восознанию,которое выполняет три задачи: 1) критически оценивает действующую систему норм права; 2) выявляет малоэффективные, несовершенные, устаревшие и иные дефектные нормы права; 3) обо­сновывает пути и способы дальнейшего совершенствования действу­ющих норм права и проектирует новые, более совершенные правовые нормы.

Как индивидуальное, так и общественное правосознание нахо­дится в постоянном развитии, совершенствовании, обладает способ­ностью быстро выявлять, отражать новые, перспективные явления и тенденции в развитии общества, требующие дальнейшего совершен­ствования системы действующих норм права. Кроме того, как уже говорилось ранее, не все такие нормы соответствуют интересам и потребностям граждан, иных лиц. Поэтому критический подход пра­восознания к действующему праву составляет одно из важнейших и постоянных направлений его деятельности. В результате негативно­го отношения граждан, иных лиц к действующему праву определя­ется совокупность норм, которые нуждаются в дальнейшем совер­шенствовании.

Критический подход правосознания не сводится только к нега­тивным оценкам. Он также несет в себе конструктивное, позитивное начало — граждане, иные лица предпринимают попытки улучшить, усовершенствовать действующие нормы, ведут активный поиск путей


 




дальнейшего развития права как на уровне его общих принципов, требований, так и конкретных норм. В средствах массовой инфор­мации и особенно прессе, письмах граждан в компетентные государ­ственные органы, научно-популярных и научных работах ученых-юристов содержится масса предложений, что конкретно и каким об­разом нужно изменить в системе действующих норм права.

Решающую роль в правотворчестве играет правосознание долж­ностных лиц, компетентных принимать нормативно-правовые акты самостоятельно либо в составе государственного органа. Их право­творческие решения нередко подводят итог длительным обществен­ным дискуссиям о том, каким образом и что конкретно следует из­менять в системе действующих норм права и какими должны быть новые, более совершенные нормы права.

Созданием системы совершенных, эффективно действующих норм права правовое регулирование не завершается, а вступает в но­вую стадию — стадию реализации этих норм в конкретных правоотно­шениях.Социальные и юридические цели, поставленные правотвор­ческим органом при принятии соответствующего нормативно-пра­вового акта, не могут быть реализованы иначе, как воплотившись в конкретных правоотношениях. А это означает, что граждане и иные лица, наделенные правами, активно их используют для удовлетворе­ния своих интересов и потребностей. Обязанные участники право­отношений добросовестно исполняют возложенные на них обязан­ности. Одновременно никто не совершает действий, запрещенных правом. В результате в обществе создаются порядки, которые пред­ставляются государству и его правотворческим органам желательны­ми и необходимыми.

На стадии реализации права во взаимоотношении «право — пра­восознание» ведущую роль играет право. Можно сказать, что здесь право формирует правосознание участников правоотношений.

После того, как нормы права приняты правотворческим орга­ном, они приобретают всеобщее значение и становятся знаемыми. Все заинтересованные лица должны ознакомиться с этими норма­ми и с учетом их положений избирать вариант юридически значи­мого поведения — правомерный или противоправный. Процесс оз­накомления с вновь принятыми нормативно-правовыми актами, их содержанием, равно как и другими действующими актами, расши­ряет совокупность правовых знаний познающего субъекта. Одно­временно происходит изменение и в системе ценностных право­вых ориентации.


Приобретение нового знания о праве сопровождается формиро­ванием у субъекта положительных либо отрицательных оценок и эмоций, правовых чувств. Познающий субъект может одобрять вновь принятые нормативно-правовые акты, находить их справедливыми, гуманными, полезными, целесообразными либо относиться к ним нейтрально, полагая, что вновь принятые нормы его не интересуют и в практической деятельности ему не потребуются. Субъект может оценивать нормы и негативно, находить их несправедливыми, неде­мократичными, противоречащими его интересам и потребностям, правам и свободам, закрепленным Конституцией РФ.

Процесс усвоения познающим субъектом норм права завершает­ся формированием волевых актов, т.е. принятием решений, как следу­ет поступать в условиях наличного права: правомерно или противоправ­но.Избирая правомерный вариант поведения, участники конкрет­ных правоотношений реализуют нормы права в реальной жизни и тем самым завершают процесс нормативно-правого регулирования. Желательный для государства вариант поведения, закрепленный нормой права, оказался воплощенным в конкретных действиях и поступках.

В учебной и научной литературе стадия реализации норм права нередко подразделяется на две.

Первая стадия — возникновение прав и обязанностей в конкрет­ном правоотношении. На основе действующих норм права и при наличии соответствующих жизненных обстоятельств у конкретных субъектов возникают права и обязанности, которые индивидуализи­руются в конкретных отношениях. Правоотношения представляют собой главное средство перевода норм права в плоскость прав и обя­занностей, принадлежащих конкретным лицам.

Вторая стадия — реализация прав и обязанностей участников кон­кретных правоотношений в реальной жизни. Эту стадию составляют юридически значимые действия и поступки, осуществляемые в со­ответствии с правами и обязанностями, индивидуализированными в конкретных правоотношениях. Воплощением общих норм в фак­тическом, реальном поведении граждан и иных лиц завершается про­цесс правового регулирования.

Однако не всегда и не все граждане, иные лица следуют требова­ниям норм права. Ни одно современное общество и государство не может ликвидировать правонарушения, т.е. ситуации, когда то или иное лицо, участник конкретного правоотношения действует противо­правно, сознательно нарушает нормы права. Тем самым возникает


 




конфликт между лицом, совершившим правонарушение, и государ­ством. Лицо не желает выполнять нормативно-правовые установле­ния государства и пытается удовлетворить свои интересы и потреб­ности способами, не разрешенными действующими нормами права. В обществе возникают и существуют отношения и порядки, которые государство признает нежелательными и опасными для себя, обще­ства и интересов граждан и иных лиц.

Понятно, что с противоправными поступками государство ми­риться не может и вынуждено применять к правонарушителям дей­ственные меры — санкции, предусмотренные нарушенной нормой права, а также принуждать виновных лиц к реальному исполнению возложенных на них обязанностей.

Процесс применения юридической ответственности к правонаруши­телям составляет отдельную, самостоятельную стадию правового регу­лирования.Борьбу с правонарушениями прежде всего ведут такие органы государства, как органы внутренних дел, прокуратура и суд. Активное участие в выявлении правонарушений и применении юри­дической ответственности принимают граждане и их общественные объединения.

В частности, профсоюзы и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюза по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Экологические обще­ственные организации ведут активную борьбу с экологическими пре­ступлениями и правонарушениями. Важное значение в охране прав покупателей играют общества прав потребителей. Без участия граж­дан не могут действовать ни суд присяжных, ни суд в составе судьи и народных заседателей, правомочные рассматривать уголовные дела по наиболее сложным и тяжким преступлениям.