ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
Глава 5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА
(См. схему 4 на стр. 575)
1. Понятие формы государства
Государство как орган управления делами общества стремится надлежащим образом выполнить свое предназначение и обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей и интересов общества и каждого его члена. В этих целях государство: 1) закрепляет совокупность органов, способных реализовать его функции; 2) наделяет органы властными полномочиями, т.е. правом принимать обязательные властные решения и осуществлять действия по определенному кругу вопросов; 3) устанавливает конкретные способы взаимодействия государственных органов между собой и гражданским обществом. Тем самым обеспечивается не только согласованное действие органов государства между собой, но и воплощение принимаемых ими мер в реальной жизни, в системе конкретных отношений.
Совокупность органов государства и конкретные способы их связи между собой и населением в процессе осуществления функций государства называется формой государства.
В реальной жизни наблюдается необычайное разнообразие форм государства. Каждое государство по-своему закрепляет систему органов, их полномочия и связи друг с другом и населением. Так, все современные государства имеют представительные (законодательные) органы. Однако вряд ли найдется хотя бы два полностью идентичных органа. Парламент Франции состоит из двух палат, законодательная деятельность которых значительно ограничивается деятельностью правительства. Парламент Италии также состоит из двух палат, но имеет более широкие законодательные полномочия по сравнению с парламентом Франции и к тому же избирает президента республики. Парламент Греции также избирает президента, имеет широкие полномочия в сфере законотворчества, но является однопалатным.
На форму государства влияют разнообразные политические, экономические, социальные и иные факторы.Особое значение имеет классовая борьба, непосредственное участие того или иного класса в деятельности государства. Форма государства представляет собой совокупный итог соотношения классов на том или ином этапе развития общества, способность и решимость каждого класса участвовать в формировании государственной воли и отражать свои интересы в законах и иных нормативно-правовых актах.
Например, в ходе буржуазной революции в Англии буржуазия не была до конца последовательной в своих претензиях на государственную власть, проявляла известные колебания и в конечном итоге вступила в компромисс с феодалами, помещиками. Итогом этого компромисса и явилось образование государства в форме ограниченной монархии. Во Франции, где классовая борьба была наиболее острой, буржуазия разгромила феодализм и установила свое политическое господство в форме республики.
В современных условиях активные действия рабочего класса за свои права сказываются в политическом режиме государства, способах осуществления государственной власти и его взаимодействии с населением, наличии у него той или иной части прав и свобод, закрепленных нормами международного права и конституцией страны.
Форма государства не может не учитывать и национального состава населения, стремления отдельных наций и народностей иметь собственное государственное образование в составе другого государства. Федерация является одним из способов удовлетворения потребностей отдельных наций и народностей в автономии, предоставлении им права самостоятельного решения вопросов, определяемых конституцией страны или специально заключенным договором между субъектами федеративного государства.
Форма государства в известной степени зависит от традиций в истории развития страны, а также от борьбы органов государства за право участвовать в решении основополагающих вопросов жизни и деятельности государства и общества. Так, с точки зрения национального состава Германия могла быть унитарным государством, поскольку население состоит фактически из одной национальности. Но Германия является федерацией, что является несомненной данью историческим традициям. Она сохраняла независимость отдельных княжеств от власти короля в тот период, когда с феодальной раздробленностью в других государствах Европы было покончено. Не желая лишать исторически сложившегося права отдельных территорий (земель) на автономное решение ряда вопросов, современная Германия конституирует себя в
форме федерации.
Ярким примером влияния на форму государства борьбы его органов за власть может служить Франция. Как мононациональная страна и унитарное государство она могла иметь однопалатный парламент. Однако действующая конституция Франции предоставляет широкие полномочия исполнительной власти, наделяет ее правом влиять на деятельность парламента. И одним из способов влияния правительства на парламент и явилось образование в нем второй палаты — Сената.
На форму государства заметное влияние оказывают идеологические установки партий и социальных слоев, осуществляющих государственную власть, позитивный опыт других государств, а также научные разработки проблем организации и деятельности государства. Все эти факторы непосредственно влияли на структуру механизма государства Российской Федерации, их полномочия и порядок деятельности. Проводимые под флагом неприятия социалистического образа жизни и социалистической идеологии, экономико-политические реформы в Российской Федерации завершились созданием нового государственного механизма, основанного на принципах организации и деятельности современного демократического государства и использовании его лучшего опыта, о чем уже говорилось в предыдущем параграфе.
Таким образом, форма государства, будучи объективной по своим исходным основам, — закономерностям функционирования и развития государства, — несет печать случайного и субъективного.Чтобы выявить закономерности, оказывающие решающее значение на развитие формы государства, используется метод классификации. Все конкретные формы государства делятся на виды. Основанием классификаций берутся три главных компонента формы государства — форма правления, форма государственного устройства и политический режим.Форма государства анализируется в трех аспектах: 1) каким образом организована верховная (высшая) власть в стране; 2) как характеризуется связь этой власти и других центральных органов государства с органами, осуществляющими управление территориями страны; 3) какими способами, методами государство взаимодействует с населением и иными институтами гражданского общества.
2. Форма правления
Под формой правления понимается структура и порядок образования верховных органов государства, а также способы осуществления ими полномочий.
История государства знает два вида органов, обладающих верховной (высшей) властью в стране — единоличные и коллегиальные. Единоличная власть принадлежит монарху (царю, императору, королю, шаху). Поэтому и форма правления в таком государстве называется монархией. Коллегиальный орган — это парламент, Государственная Дума, Народное Собрание — избираемый народом и осуществляющий государственную власть от его имени. Государство, во главе которого стоит такой коллегиальный орган, называется республикой.
Монархия характеризуется тем, что монарх получает верховную власть по наследству от своего отца, дяди, деда и не несет никакой ответственности за результаты своего правления. Существующими в стране законами не предусматривается отстранение монарха от власти ни при каких обстоятельствах. Граждане обязуются почитать, любить своего монарха таким, каков он есть, а также неукоснительно исполнять все его указания и распоряжения.
Из правила о том, что монарх получает престол по наследству, возможны отдельные и весьма редкие исключения, когда по каким-либо причинам (государственный переворот, отсутствие наследников) монарх избирается той или иной частью населения, а затем передает престол по наследству своим детям, иным кровным родственникам либо жене.
Как форма правления монархия имеет длительную историю. Одной из ее первых разновидностей была восточная деспотия в государствах Азии и Древнего Востока (Вавилон, Индия, Египет). Царь или фараон нередко обожествлялся. Так, в Древнем Египте он признавался сыном бога солнца. Монарх-деспот обладал неограниченной властью, признавался единоличным правителем, руководителем ирригационных сооружений, верховным судьей. Во время войны становился во главе войска.
Монархии бывают двух видов: абсолютные и ограниченные. При абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью в стране, осуществляет законодательную власть, руководство органами исполнительной власти, контролирует правосудие и, как правило, выступает в качестве его высшей инстанции. Например, соглас-
но Воинскому уставу Петра 1, государь является самовластным монархом, который никому на свете о своих делах отвечать не должен. В условиях абсолютной монархии могут сохраняться представительные органы, которые фактически никакой властью не обладают. Таков был парламент Франции после роспуска Генеральных Штатов. Согласно королевскому эдикту 1641 г., король Франции запрещал ему принимать участие в делах, которые могут касаться государства, администрации и правительства, поскольку все эти дела составляли прерогативу короля и его преемников. Король сохранял за собой право спрашивать мнение парламента относительно государственных дел в случаях, когда найдет такой совет необходимым и полезным для блага страны.
Абсолютные монархии имели наибольшее распространение в XIV—XIX вв., когда была преодолена феодальная раздробленность и созданы централизованные государства. В настоящее время абсолютные монархии сохраняются в ряде арабских государств и, в частности, в Саудовской Аравии. Король этой страны является не только главой государства, но и главой духовенства. Он осуществляет законодательную и исполнительную власть, является премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей. При королевском дворце действует Консультативный совет как совещательный орган, без права решения каких-либо вопросов. Ограниченная монархия характеризуется тем, что верховная власть государства распределена между монархом и представительным органом. Монарх сохраняет свое положение главы государства, получает престол по наследству и считается независимым от любой иной власти, государственных органов и населения. Однако монарх обладает незначительной властью. Он, как правило, лишен права вмешиваться в деятельность правительства и чаще всего его государственная власть сводится к подписанию законов, принятых парламентом. В настоящее время ограниченная монархия существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Швеции и других государствах.
В государствах с республиканской формой правления высшая власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок (4—5 лет) и несущим перед ним ответственность. Как и монархия, республиканская форма правления имеет длительную историю. Она зародилась в древнем мире и наивысшего расцвета достигла в Афинской республике. Ее высшим органом было Народное собрание, избираемое полноправными и свободными гражданами Афин. Народное собрание принимало законы,
решало вопросы войны и мира, выступало судебной инстанцией. Наряду с Народным собранием в Афинах действовал выборный высший орган управления — Совет пятисот. В его ведение входило распоряжение финансами, контроль за деятельностью должностных лиц, проведение решений Народного собрания в жизнь. Республиканская форма правления сохранялась и в эпоху Средневековья в городах, имевших право на самоуправление (Новгород, Псков, Генуя, Венеция и др.)
В настоящее время республиканская форма правления имеет более широкое распространение, нежели монархия. В зависимости от того, какой орган государства формирует правительство, осуществляет руководство им, выделяют три вида республик — парламентские, президентские и смешанные.
Парламентские республики характеризуются тем, что верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением в ходе всеобщих выборов при тайном голосовании. Правительство формируется партией (партиями), располагающей большинством голосов в парламенте, и возглавляется премьер-министром. Глава государства — президент — избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. Президент не руководит деятельностью правительства. К числу республик парламентского типа относятся Австрия, Италия, Швейцария.
В президентских республиках президент наделяется полномочиями главы государства и правительства. Он избирается населением страны и сосредоточивает в своих руках весьма широкие полномочия в политической, экономической и военной сферах. Президент самостоятельно формирует правительство. У парламента отсутствует право на объявление вотума недоверия правительству, поскольку оно ответственно только перед президентом. Примерами президентских республик могут служить Франция и США.
В современном мире имеются государства-республики, в которых правительство формируется с участием и президента, и парламента. В теории государства и права такие республики принято называть смешанными. Например, в Португалии Премьер-министр назначается Президентом Республики после консультаций с политическими партиями, представленными в парламенте страны. Кроме того, сформированное правительство может приступить к исполнению своих обязанностей лишь после того, как парламент Португалии утвердит программу Правительства. Если парламент программу не утверждает, то Правительство уходит в отставку.
Республиканская форма правления имеет ряд преимуществ перед монархией и, следовательно, наибольшие перспективы на сохранение в будущем. Возможность населения страны непосредственно формировать высший орган государства, его периодическая сменяемость и подотчетность населению — все это наиболее полно соответствует принципам демократии, привлечению населения к управлению делами государства и общества и максимально снижает шансы отдельных органов или должностных лиц узурпировать государственную власть, установить в стране режим террора и грубейших нарушений прав человека.
В связи с этим достаточно комичной выглядит агитация средств массовой информации Российской Федерации и некоторых политических деятелей за восстановление в России монархии, за передачу власти кому-либо из дальних родственников последнего царя России Николая II. Полагая, что русскому народу необходим единоличный «хранитель его духа и традиций», сторонников монархии нисколько не смущает тот факт, что предлагаемый хранитель из иностранцев не только не знает «народного духа», но и в лучшем случае весьма плохо говорит по-русски.
3. Форма государственного устройства
Форма государственного устройства характеризует связи, которые существуют между центральными органами государства и его органами, осуществляющими управление территориями страны.
История государства знает три способа деления населения по территориальному признаку: административно-территориальные единицы (районы, округа, кантоны, губернии), государственно-национальные образования (автономные округа, автономные республики, автономные области, земли, штаты) и суверенные государства. Каждому способу территориального деления соответствует особая форма государственного устройства.
Государство, территория которого делится только на административно-территориальные единицы, не обладающие статусом государственно-национального образования, называется унитарным.В таком государстве действуют единые высшие государственные органы, существует единое гражданство и имеется одна конституция. Государственные органы, осуществляющие управление административно-территориальными единицами, находятся в полном подчинении центральным органам государства. Характерный признак унитарного
государства выражается в том, что право принятия законов принадлежит только центральным органам государства. Каждая административно-территориальная единица имеет свои представительные органы, правомочные принимать нормативно-правовые акты, но они являются подзаконными и должны неукоснительно следовать законам. Унитарное государство имеет один центр управления делами общества и в этом отношении оно выгодно отличается от государств, имеющих иные формы государственного устройства. В то же время управление, исходящее из единого центра, имеет свои недостатки. Оно не может учитывать всех особенностей территорий и может принимать решения, которые не в полной мере соответствуют специфическим условиям отдельного региона, особенно если в нем проживают лица некоренной национальности.
В целях учета специфических условий отдельных регионов, предоставления им права самостоятельно решать свои локальные вопросы образуется государство в форме федерации.Входящие в состав федерации субъекты могут называться различным образом — земли, штаты, края, автономные образования. Федерации образуются не только в целях решения национального вопроса. Например, земли в Германии, штаты в США образованы без какой-либо связи с проживающими на их территории национальностями или народностями. В составе Российской Федерации имеются субъекты, образованные по национальному признаку (республики, автономные округа, автономная область), и субъекты, образованные по административно-территориальному признаку (края, области, города федерального подчинения).
Взаимоотношения федерации и ее субъектов являются достаточно сложными. Как целостное государство федерация имеет единые для всего государства федеративные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, армию, прокуратуру. В свою очередь каждый субъект федерации выступает самостоятельным государственным образованием, имеющим собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, которые по определенной части вопросов могут принимать решения и действовать независимо от федеральных органов и федеральных законов.
Две параллельные системы органов могут действовать сколько-нибудь успешно лишь при условии четкого распределения между ними предметов ведения и полномочий. Конституции Бразилии, Мексики, Канады и других стран устанавливают предметы исключительного ведения федерации и предметы исключительного ведения ее субъектов. В Германии, Индии, Российской Федерации конституции дополнительно закрепляют перечень вопросов, отнесенных к совместному ведению федерации и ее субъектов.
По вопросам, отнесенным к ведению субъектов федерации, их представительные органы могут принимать законы. Так, согласно ч. 2 и 4 ст. 76 Конституции РФ, субъекты РФ вне пределов ведения Российской Федерации принимают законы и иные нормативно-правовые акты.
Конфедерацияпредставляет собой союз государств, образованный для решения какой-либо экономической, политической или военной задачи. Конфедерация от отличие от федерации не образует нового государства. Государства, вошедшие в конфедерацию, не утрачивают своего суверенитета. Органы конфедерации могут принимать нормативно-правовые акты, которые чаще всего носят рекомендательный характер. Общеобязательное значение такие акты приобретают после того, как соответствующие органы государств — членов конфедерации одобрят их и придадут им общеобязательное значение.
Как показывает история, конфедерации являются весьма неустойчивым образованием, способным распадаться при первом же удобном случае. Однако известны случаи, когда конфедерации послужили основой для перехода к более тесному союзу — федерации. Так, Швейцария — ныне федеративное государство было образовано на основе конфедерации, существовавшей до 1848 г. Из конфедерации были образованы США.
Как одну из форм конфедерации можно рассматривать и Содружество Независимых Государств (СНГ), образовавшееся после распада СССР. Содружество призвано решать экономические, политические, военные и иные задачи и в какой-то мере сохранить хозяйственно-экономические связи, сложившиеся между республиками бывшего СССР. Оно имеет единые органы, которые принимают рекомендательные нормы. Однако в целом союз является достаточно непрочным. В силу противоречивости интересов его членов каких-либо заметных результатов к тесному объединению между государствами — членами СНГ пока что не наблюдается. Экономические и иные связи между государствами осуществляются в форме двусторонних договоров и соглашений. В настоящее время предпринимается попытка создать более тесные экономические и иные связи между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, однако и этот союз пока что не получил надлежащего организационного оформления.
4. Политический режим
Неотъемлемую и важнейшую часть формы государства составляет политический режим, т.е. способы взаимосвязи государства с гражданами, населением страны и образуемыми им общественными объединениями и политическими партиями. Содержание политического режима составляют приемы, способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия в политической, экономической, социально-культурной и иных сферах.
Все известные истории государства политические режимы подразделяются на демократические и авторитарные (фашистские).
Демократический режим характеризуется прежде всего конституционным признанием социально-экономических, политических и иных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных нормами международного права. Государство не только признает эти права формально, но и проводит конкретные меры по их осуществлению в реальной жизни.
Особое значение имеет социальная политика государства, направленная на материальную помощь нуждающимся семьям, обеспечение их необходимым минимумом материальных и духовных благ. Это, в частности, материальная помощь безработным, государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, установление пенсий по старости, инвалидности, иные гарантии социальной зашиты.
Непременным условием демократического режима является создание благоприятных условий для политической деятельности граждан, их общественных объединений и политических партий. В стране реально действуют свобода мысли и слова, критика мер, проводимых государством. Граждане могут самостоятельно, без какого-либо вмешательства государства образовывать общественные объединения и политические партии. При этом граждане и их объединения и политические партии могут находиться в оппозиции к государству и проводимым им мерам без опасения быть подвергнутыми каким-либо государственным репрессиям, принудительным мерам за свою оппозиционную деятельность. Инакомыслие рассматривается не как патология, подрывающая устои государства, а как нормальное состояние гражданского общества, заинтересованного в сильном государстве, способном обеспечивать прогрессивное развитие общества.
Демократическое государство последовательно проводит принцип разделения властей. Деятельность государственных органов осуществляется в рамках законности, без злоупотреблений предоставленными правами и нарушений прав и свобод граждан. Органы законодательной власти избираются населением в ходе всеобщих выборов и при тайном голосовании. Предоставленные населению права позволяют ему реально влиять на политику государства, принимаемые им решения.
В демократическом государстве каждому гражданину предоставляется возможность реально защитить свои права и свободы от любых посягательств, в том числе и органов государства и должностных лиц. Особо тщательно регламентируется процесс привлечения виновных лиц к уголовной ответственности. Законодательно закрепляется презумпция невиновности обвиняемого. В демократическом государстве рассмотрение уголовных дел осуществляется только судами, а особо тяжкие преступления — судом с участием присяжных заседателей.
В отличие от демократического режима авторитарный характеризуется законодательным ограничением прав и свобод человека и гражданина, признанных международным правом, усилением роли исполнительных органов в управлении делами государства и сведением деятельности органов законодательной власти к формальному одобрению решений, принимаемых органами исполнительной власти. Авторитарное государство грубо вмешивается в личную жизнь граждан, их общественную и политическую деятельность, осуществляет уголовную репрессию по упрощенным процедурам, без предоставления гражданам права на защиту от уголовного обвинения. Уголовные дела по обвинению в наиболее тяжких государственных преступлениях рассматриваются внесудебными специальными органами, что создает самые широкие возможности для злоупотреблений и массовых нарушений прав человека.
Свое логическое завершение авторитарный режим получает в фашистском государстве (Германия и Италия в годы, предшествующие Второй мировой войне и в период войны), характеризуется следующими чертами: 1) в государстве устанавливается культ личности вождя, слова и действия которого объявляются единственно верными, правильными и подлежащими неукоснительному исполнению. Преданность вождю, самопожертвование для достижения поставленной вождем цели рассматривается в качестве высшей добродетели человека и единственным смыслом его жизни и деятельности;
2) исполнительная власть подминает под себя органы законодательной власти, ограничивает либо вовсе лишает их права принимать законы. Например, в фашистской Германии законодательная деятельность принадлежала правительству, правомочному принимать законы без санкции Рейхстага (парламента). Разрешалось принимать даже законы, противоречащие конституции при условии, что эти отступления будут способствовать улучшению благосостояния нации и народа. Глава правительства обладал исключительными полномочиями на разработку и внесение в правительство проектов законов. Принятые законы вступали в силу на следующий день после их принятия; 3) в стране действовала одна «государственная» партия, которая вырабатывала политику государства и оправдывала ее в глазах населения, проводила воспитательную работу среди населения с целью активизации их деятельности по претворению в жизнь проводимых государством мер, воспитанию у них любви к Родине и вождю нации. В условиях фашистского режима запрещаются любые рабочие, коммунистические и иные оппозиционные партии. Многочисленные карательные органы осуществляют постоянный контроль за «умонастроением» населения, выявляют и изолируют опасных для режима лиц; 4) в стране грубо нарушаются права и свободы человека, создаются специальные, внесудебные органы для рассмотрения уголовных дел в отношении неблагонадежных, социально опасных лиц, не разделяющих политики фашистского государства.
В конкретных странах политические режимы достаточно редко существуют в классических формах демократии или фашистского государства. Чаще всего наблюдается эклектическое сочетание элементов того и другого режимов, с преобладанием черт одного из них. На конкретное состояние политического режима в стране оказывает влияние политическая культура граждан, их решимость и способность отстаивать свои права и свободы. Трудящиеся массы Англии, Франции, Германии, Италии, чья политическая активность является образцом для трудящихся других стран, своими действиями, протестами, забастовками обеспечили реальный и стабильный в стране демократический режим в его классической форме. Сохранению и упрочению этого режима в значительной степени способствует высокоразвитая экономика этих стран, позволяющая государству проводит действенную социальную политику в отношении малоимущих слоев населения.
Авторитарные режимы неизбежно появляются там, где население не имеет высокой политической культуры, сохраняет в своем сознании пережитки феодальных почтительно-уважительных отношений к государственному аппарату, не способно четко сформулировать свои политические, экономические и социальные требования, последовательно и решительно отстаивать их перед государством и его органами. Характерно, что авторитарные режимы появляются не только в условиях буржуазного, но и социалистического государства, объявлявшего себя представителем и защитником интересов всех трудящихся масс. Такой режим на протяжении длительного времени существовал в СССР, Китае, Румынии и по настоящее время существует в Корее, на Кубе.
Государственные органы и должностные лица, осуществляющие государственную власть, всегда склонны переоценивать свою роль в управлении делами общества. И если общество не способно защитить свои политические права и свободы и поставить под свой контроль деятельность государства, оно рано или поздно навяжет ему авторитарный режим, при котором узкая группа правящих лиц будет претендовать на единственного выразителя воли и интересов народа, а его лидер — на роль вождя нации. Народу же при таком режиме не остается ничего другого, как постоянно благодарить и прославлять свою «подлинно» народную власть.
Авторитарные режимы, таким образом, не имеют большой исторической перспективы. Они характерны для нынешнего этапа в развитии общества, недавно освободившегося от феодальных экономических отношений, но сохранивших в сознании значительной части населения отсталую политическую культуру. По мере ее развития и включения в активную политическую жизнь всего взрослого населения страны государство займет свое действительное место в обществе, превратится в действительного выразителя интересов своено народа.
5. Форма государства Российской Федерации
Российская Федерация представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Российская Федерация представляет собой республику смешанного типа, поскольку формирование Правительства РФ осуществляет Президент РФ с участием Государственной Думы. Президент по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Однако Председателя Правительства РФ Президент РФ может назначить только с согласия Государственной Думы.
Российская Федерация в настоящее время состоит из 89 субъектов. Это 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. В настоящее время на территории России проживает более 140 народов, объединившихся в многонациональный народ Российской Федерации. В основе федеративного устройства Российской Федерации лежат такие принципы, как государственная целостность и единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправие и самоопределение народов России.
Государственная целостность и единство системы государственной власти в Российской Федерации выражается в наличии единых федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, действии федерального законодательства и иных федеральных актов на всей территории РФ, едином государственном строе субъектов Федерации. Все они, как и федеральные органы Российской Федерации, проводят принципы республиканской формы правления, обеспечивают последовательный демократизм в отношениях между органами государства и населением. Каждый субъект, самостоятельно определяя систему органов государственной власти, учитывает Конституцию РФ и общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. При этом федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Конституция РФ исчерпывающим образом устанавливает предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов. В Конституции закреплен перечень вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации, а также дается полный перечень вопросов, решаемых Российской Федерацией совместно с ее субъектами.
К исключительному ведению Российской Федерации отнесены все те вопросы, решение которых является необходимым для установления или защиты суверенитета страны либо требует единообразного решения на всей территории России: 1) защита Конституции и федеральных законов; 2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; 3) правовые вопросы создания единой общенациональной экономики и рынка; 4) основы федеральной политики и федеральных программ в области государственного, эко-
номического, экологического, социального и культурного развития РФ; 5) полномочия, связанные с обороной и внешней политикой; 6) отрасли законодательства, призванные обеспечивать равенство всех граждан независимо от места их проживания, национальности и иных обстоятельств. Это судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданское процессуальное и некоторые другие отрасли законодательства. Весьма широк круг вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В этот перечень входят вопросы, которые надлежит решать единообразно на всей территории России. Одновременно разрешается субъектам РФ дополнять, развивать федеральные законы и иные нормативно-правовые акты применительно к специфике отдельных регионов с учетом их исторических, национальных и иных особенностей.
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся следующие вопросы:
1) обеспечение соответствия конституций, уставов, законов
субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, установле
ние общих принципов налогообложения и др.;
2) защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав на
циональных меньшинств, охрана исконной среды обитания и тради
ционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др.;
3) вопросы разграничения государственной собственности, вла
дения, пользования, распоряжения землей, недрами, водными и дру
гими природными ресурсами, а также природопользования, охраны
окружающей природной среды и обеспечения экологической безо
пасности;
4) отношения в сфере образования, науки, культуры, спорта, за
щиты семьи, регулирование которых требует учета местных условий,
традиций и обычаев отдельного региона;
5) отрасли права: административное, административно-процес
суальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное, а также
законодательство о недрах и охране окружающей природной среды;
6) координация международных и внешнеэкономических связей
субъектов Российской Федерации, выполнение международных до
говоров Российской Федерации.
Конституция РФ не устанавливает конкретного перечня пределов исключительного ведения субъектов Федерации. Объем и виды их деятельности настолько велики и разнообразны, что перечислить их надлежащим образом достаточно трудно. Все, что не указано в
вышеизложенных перечнях, однозначно относится к сфере исключительного ведения субъектов Федерации.
Таким образом, Конституция РФ позволяет достаточно точно определить полномочия Российской Федерации и ее субъектов, что, однако, не исключает возможности возникновения каких-либо споров. Для их разрешения могут быть использованы согласительные процедуры, предусмотренные ст. 85 Конституции РФ. Но если согласованного решения так и не будет принято, то Президент РФ вправе прибегнуть к помощи соответствующего суда.
Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ. Конституция также допускает возможность передачи части полномочий федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с их согласия. И, наоборот, передачи органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации части своих полномочий федеральным органам. Республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа являются равноправными субъектами Российской Федерации. Это означает, что республика не имеет каких-либо преимуществ перед краем, областью, а эти последние перед автономным округом или автономной областью. Различие наблюдается лишь, в формах нормативных актов, которыми закрепляется статус субъектов Федерации.
Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус же края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставами, принимаемыми законодательными представительными органами названных субъектов Федерации. Кроме того, по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области или автономного округа Государственная Дума может принять специальный федеральный закон об автономной области или автономном округе. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться договорами, заключаемыми между органами государственной власти автономного округа и соответствующими органами государственной власти края или области.
Конституция предусматривает возможность принятия в Российскую Федерацию новых субъектов, а также изменения статуса субъектов, входящих в состав РФ, в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом. Изменение статуса можно рассматривать как преобразование республики в край, область и наоборот. При этом субъект может получить и другое наименование. Однако права выхода субъектов из состава РФ Конституция не предусматривает.
Новая Конституция РФ определила политический режим страны как демократический и в этих целях установила систему прав и свобод личности и гражданина в соответствии с принципами и нормами международного права.
Основное отличие системы прав и свобод, закрепленных новой Конституцией, от ранее действовавшей состоит не столько в совокупности устанавливаемых прав и свобод, сколько в методах и гарантиях их реализации в конкретных отношениях. В частности, отменены способы участия населения в делах государства, характерные для социалистического общества, а также значительно снизился уровень гарантированности социально-экономических, культурных прав граждан, реализация которых связана с материальными затратами государства.
Конституция не содержит специальных норм, закрепляющих порядок реализации высших форм народовластия. В ней отсутствует глава, посвященная основам избирательной системы в Российской Федерации, хотя она имелась в прежней Конституции. О референдуме из Конституции можно узнать только то, что он назначается Президентом Российской Федерации. Однако не определен ни круг вопросов, по которым можно проводить референдум, ни количество голосов, необходимых для принятия позитивного решения по вопросу, вынесенному на референдум.
Конституционное умолчание относительно основополагающих вопросов реального народовластия позволило убрать из государственно-правовой практики такие действенные формы участия народа в управлении делами государства, как регулярные отчеты депутатов перед своими избирателями и отзыв депутатов, не оправдавших доверия своих избирателей. Конституция также лишила народ прав вносить проекты федеральных законов через федеральные общественные организации и политические партии. Народ лишен и возможности действенно влиять на процесс досрочного прекращения полномочий федеральных органов и должностных лиц.
Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», принятого Государственной Думой 7 июля 1995 г., на референдум не могут выноситься вопросы досрочного прекращения срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента и Государственной Думы.
В два раза повышена квота голосов, необходимая для постановки перед Президентом РФ вопроса о проведении референдума. Если по отмененному закону о референдуме Российской Федерации для такой акции было достаточно одного миллиона подписей граждан, то по действующему Федеральному закону требуется не менее двух миллионов голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме. Таким образом, по действующей Конституции реальная власть народа Российской Федерации фактически выражается в его праве приходить раз в четыре года к избирательным урнам, чтобы избрать Президента РФ, депутатов Государственной Думы или принять участие во всероссийском референдуме. Дальнейшая деятельность избранных органов и должностных лиц от волеизъявления народа не зависит. Именно такая модель взаимодействия населения и государства характеризует западную демократию и теперь механически переносится на российскую почву.
В современных условиях все материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в этом и тем более не создает искусственных препон для трудовой и предпринимательской деятельности человека, самореализации его творческих. потенций как личности. Однако в современном обществе далеко не каждый своим трудом или иным законным способом может обеспечить материальное благополучие и достойную жизнь. Поэтому Конституция закрепляет ряд специальных мер по улучшению материального положения как населения страны в целом, так и отдельных социальных слоев общества. В числе этих мер предусматривается: 1) борьба с безработицей; 2) установление минимального размера оплаты труда; 3) гарантированность общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе бесплатности высшего образования; 4) обеспечение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; 5) сохранение бесплатного пользования библиотечными фондами, сравнительно низкой платы за посещение музеев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры.
Особое значение в современных условиях имеет государственная помощь малообеспеченным слоям, группам, которые по тем или
иным причинам не могут найти себе работу либо вовсе не способны трудиться.
И тем не менее деятельность государства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной. В условиях продолжающегося экономического кризиса социальная политика государства не только не гарантирует достойной жизни, но и не удерживает значительную часть населения у черты бедности.
Как показывают исследования Госкомстата России, бедность значительно помолодела и переместилась в город. Начиная с 1994 г. более 60% наименее обеспеченных семей проживает в городе. До 1993 г. картина была принципиально иной: 67% малообеспеченных семей проживали на селе и 33% — в городе. Статистические органы не ведут учета численности, людей, «получающих унизительно низкую заработную плату». Однако по расчетам экономистов число работников, заработная плата которых ниже прожиточного минимума, составляет примерно 10—15 миллионов человек.
Имеются значительные недостатки в реализации и других направлений социальной политики государства, в том числе и в сфере охраны труда и здоровья населения. Об этом, например, убедительно свидетельствуют наблюдаемые в последние годы рост аварийности на предприятиях, профессиональных заболеваний, высокий уровень производственных травм, неблагоприятная экологическая обстановка в ряде регионов страны, в том числе в таких крупных городах, как Москва, Уфа, Кемерово, Самара, Омск и др.
Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода негативно влияют и на возможности государства проводить надлежащую социальную политику. Лишь полное оздоровление экономики России является необходимым условием и действенной гарантией достойной жизни и свободного развития человека, как это предписывается Конституцией.
____________ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ