Действие нормативно-правовых актов во времени.

Классификация нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовой акт как источник права.

Основным источником российского права является нормативно-правовой акт. Подавляющее большинство существующих в обществе норм закреплено именно в нормативно-правовых актах.

Нормативно-правовой акт — это официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержащий правовые нормы, обеспечиваемый силой государственного принуждения.

 

 
 

 


 

 

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям.

 
 

 


 

 

1. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на:

- законы

- подзаконные нормативные акты.

Законы, в свою очередь, классифицируются (в порядке убывания юридической силы) на Основной (Конституцию), Федеральные Конституционные и Федеральные.

Подзаконные нормативно-правовые акты включают в себя нормативные постановления Государственной Думы (особый нормативный акт), Указы Президента, Акты палат законодательного собрания, Акты Правительства, Акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), Акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации (включая и законы Субъектов РФ), Акты органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты (например, правила внутреннего трудового распорядка какого-либо предприятия или учреждения).

Следует, правда, оговориться, что особенности российского законодательства относительно предмета исключительного ведения субъектов РФ предполагают верховенство актов субъекта Российской Федерации над законодательством Федерального центра. Однако это скорее исключение из общего правила.

2. В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на:

- Акты принятые в результате референдума.

- Акты изданные государственными органами.

- Акты органов местного самоуправления.

- Акты локального действия организаций, учреждений.

3. В зависимости от срока действия различаются постоянные и временные акты.

- Постоянные – не ограничены в своем действии временным промежутком. Действуют до отмены (Конституция)

- Временные (срочные) – ограничены конкретными сроками (календарной датой (годовой бюджет), либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения).

4. По сфере действия нормативно-правовые акты можно подразделить на:

- Общегосударственные, действующие на всей территории страны.

- Региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц.

- Локальные, действующие в рамках одного предприятия, учреждения, организации

5.По предмету правового регулирования

- Акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере

- Акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере

- Акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере и т.д.

 

 

 

 

Действие нормативно-правового акта во времени рассматривается как юридическое понятие, включающее в себя:

а) момент вступления акта в законную силу;

б) момент прекращения его действия;

в) условия применения установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникающим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»)

В России нормативно-правовые акты вступают в силу:

- в результате указания в НПА тексте даты, с которой юридический документ вступает в силу;

- в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования»);

- в результате приложения общих установленных государством правил и сроков.

В РФ законы и другие нормативно-правовые актывысших представительных органов власти вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

Нормативно-правовые актыПрезидента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального обнародования.

Ведомственные акты вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Время вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативно-правовых актов во времени происходит в результате:

- истечения срока, на который был принят юридический документ (безусловная отмена);

- объявления об утрате им юридической силы (безусловная отмена);

- принятия компетентным органом нового юридического документа равной или большей юридической силы, регулирующий тот же круг общественных отношений (условная отмена);

- устаревания юридических документов в связи с исчезновением обстоятельств, на регулирование которых был направлен нормативно-правовой акт (условная отмена);

- признание акта не конституционным и вследствие этого – юридически ничтожным по решению Конституционного суда (безусловно подразумевается и учитывается правоприменителями).

Обратная сила закона - это сумма принципов, определяющих возможность применения вновь принятого закона к отношениям, имевшим место в период, предшествовавший его принятию

Правило «закон обратной силы не имеет» относится к числу так называемых юридических принципов, сложившихся в ходе исторического развития права и признанных всеми развитыми правовыми системами и воспроизведенных в большинстве своем международными декларациями и пактами о правах человека. Так, всеобщая декларация прав человека и гражданина ООН 1948 года устанавливает, что «не может налагаться наказание более тяжелое, нежели то, которое могло быть причинено в то время, когда преступление было совершено».

Конституция РФ предусматривает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В частности, ст. 54 гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения, не признавалось правонарушением».

Общепринятым исключением из принципа «закон обратной силы не имеет» является правило, согласно которому закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, может обладать обратной силой. Так, в Конституции России говориться о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, поменяется новый закон « (ст. 54 ч. 2).