Роль и функции государства в экономике: исторический обзор
Экономическое развитие свидетельствует о чередовании периодов усиления рыночного конкурентного механизма (невмешательство государства) с периодами государственного регулирования экономики.
В экономической теории доминировали то концепции, отстаивающие усиление роли государства, активного государственного вмешательства в экономику в экономических процессах (кейнсианство, примерно до конца 70-х г.г. ХХ в), то концепции, делающие ставку на рыночные силы в экономике, предпринимательство и поддержку государством именно этих сил (монетаризм, экономика предложения, неолиберализм, и др., которые приобрели особое внимание в 80-90-е г.г).
После 2-й мировой войны началось построение социально-рыночной экономики, в которой важная рольотводится государству.
Потребность в его участии в социально-экономической жизни общества возникает в тех случаях, когда свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального размещения и использования ограниченных ресурсов государства (Парето-оптимум).
Как было показано выше, в 60-х годах во многих странах был взят курс на создание «государства общественного благоденствия» или социально ответственного государства.
Такие направления вмешательства государства, как поддержание определенных стандартов уровня жизни для неимущих, признавались повсеместно. Это же касалось и гарантий прав расовых и этнических меньшинств.
Те страны, которые встали на путь индустриализации или иных крупномасштабных технологических и экономических преобразований, имеют, как правило, более обширный государственный сектор и более развитое государственное регулирование экономики.
В этих случаях государство выступает локомотивом преобразований, аккумулируя целенаправленные усилия на техническое перевооружение отраслей, научные программы, рост инвестиций, структурную политику. Такой путь прошли послевоенные Франция и Германия, Япония и СССР. Эти примеры подтверждают тезис о несовершенствах рынка: достичь быстрых технологических преобразований иногда оказывается оптимальным с помощью государства, нежели полагаясь лишь на «невидимую руку рынка»
В связи с этим, стоят сложные вопросы: каково оптимальное соотношение между государственным и частным секторами экономики? Какова роль и, главное, какова ответственность государства в современной экономике и обществе? Эти отнюдь не только теоретические вопросы продолжают оставаться предметом острых дискуссий в развитых странах в начале XXI в.
Существующие в этой области знаний теории можно сгруппировать в несколько главных направлений.
Первая группа теорий связывает рост роли государства с вызовами общественной среды, например с техническим прогрессом, демографическими сдвигами, изменениями в экономической системе.
Как было показано выше, в 60-х годах во многих странах был взят курс на создание «государства общественного благоденствия» или социально ответственного государства.
Такие направления вмешательства государства, как поддержание определенных стандартов уровня жизни для неимущих, признавались повсеместно. Это же касалось и гарантий прав расовых и этнических меньшинств.
Развитие идеи государства всеобщего благоденствия и попытки ее практической реализации были необходимым ответом на вызовы времени. Так, демографические сдвиги (рост населения, урбанизация) потребовали усиления социальной политики, предоставления государственных услуг здравоохранения, регулирования жизни в городах, охраны окружающей среды и т. п. Технологические сдвиги всех типов потребовали от государства роста инвестиций в сферу образования и науки, организации патентной деятельности и т. п
Второе направление, не отрицая значения общественной среды, объясняет усиление роли государства влиянием внутренних политических процессов. Ученые этой школы подчеркивают, в частности, значение политической культуры и изменений во взглядах на законность и обоснованность государственных функций и действий. Они отмечают приоритет законодательства, которое неизбежно приводит к усилению роли государства как выразителя и координатора интересов различных общественных групп. Сюда же можно отнести и политическое влияние исповедующих различные социально-экономические взгляды политических партий, профсоюзов, других общественных организаций.
Третье научное направление связывает усиление роли государства с его функцией обеспечения экономического развития.
Большинство специалистов рассматривают экономические функции государства с точки зрения повышения его роли как подкрепляющей и направляющей силы развития частного сектора, расширения его функций по обеспечению коллективных интересов, организации социальной защиты, поддержанию конкуренции, разработке нормативно-правовой базы ее регулирования и проведению в жизнь антимонопольного законодательства.
Некоторые западные теоретики обосновывают расширение функций государства его внутренней природой и внутренней динамикой развития. Как и любая организация, государство в лице своих институтов склонно к самовоспроизводству и контролю и не склонно к самоограничению.
Сторонники так называемой теории общественного выбора трактуют государство как своего рода монополию, поведение которой во многом схоже с поведением любой другой монополии на рынке
Если государство стремится патронировать отдельных представителей экономической и политической элиты в ущерб обществу, то оно начинает функционировать как некая самодостаточная структура в своих собственных интересах (в интересах чиновничества). Тогда деятельность государственных институтов наносит прямой ущерб обществу и расширение их функций нежелательно.
С начала 80-х гг. стало очевидно, что роль государства в рыночной экономике имеет свою нишу, где она дает максимальный эффект, и что государственное вмешательство не должно подавлять основы рыночного механизма, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей, нарушать оправданные пропорции между накоплением и потреблением.
В странах с жизнеспособной экономикой правительство и рынок взаимодействуют и дополняют друг друга, чтобы поднять производительность и одновременно сделать распределение более справедливым
Для современного государства, гарантирующего каждому гражданину минимум социальных услуг, перераспределительные функции являются не предметом роскоши и не средством обеспечения безопасности, а необходимым условием модернизации с помощью рыночных механизмов
Встает отнюдь не новая проблема соотношения плана и рынка, которая в новой трактовке приобретает форму проблемы взаимосвязи между формами собственности и механизмами координации.
Постоянные компромиссы между частным и государственным, между планом и рынком - вот тот «двигатель», который заставлял развиваться экономику..