В развитых странах к концу 70-х годов

Масштабы развития общественного сектора

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Как изменяются традиционные экономические функции государства в современном обществе?

1) последовательный переход от прямых (административных) к косвенным (экономическим) методам регулирования экономики;

2) усиление роли государства в решении социальных проблем.

Новые экономические функции государства в постиндустриальном обществе: 1) поддержка фундаментальной науки; 2) участие в решении глобальных проблем человечества (экологический кризис, отставание стран третьего мира от ведущих держав Запада, сокращение вооружений).

С усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его (государства) роли в 1) соблюдении баланса общественных интересов, 2) социальной стабильности и 3) защите общенациональных интересов.

Государство и рынок являются взаимодополняющимися системами, работая друг на друга. Соотношение между саморегуляцией рынка и государственным регулированием экономики постоянно изменяется. Чем эффективнее функционирует рынок, тем меньше вмешательство государства. И, наоборот, если экономика находится в кризисе, то роль правительства должна существенно активизироваться.

 

 

2.13. Налоги[i]

 

 

 


[i] http://wap.fictionbook.ru/author/petr_anatolevich_baranov/obshestvoznanie_yekspress_repetitor_dlya_ru/read_online.html?page=1

 

 

1. Масштабы развития общественного сектора в развитых странах к концу 70-х годов

2.Роль и функции государства в экономике: исторический обзор

3. Тенденции развития общественного сектора (с начала 80-х г.г.). Роль и функции государства в современном мире

 

Взятый в 60-х годах во многих странах курс на создание "государства общественного благосоденствия", привел к началу концу 70-х - началу 80-х к чрезмерному расширению его обязательств.

Владея крупномасштабной собственностью, оно субсидировало ряд видов хозяйственной деятельности.

В этот период государственные предприятия успешно функ­ционировали в разных отраслях экономики Европы - от транспорта (Великобритания) и автомобильной промышленности (Франция и Италия) до рекламы (Франция). Даже в США, несмотря на при­верженность большинства принципам свободного предпринимательства, многие стали воспринимать активное регулирующее вме­шательство государства как необходимость.

Государственный сектор, с точки зрения его отрасле­вой структуры, концентрируется, помимо военно-силовых направ­лений, больше всего в инфраструктурных отраслях (транспортная сеть - мосты, дороги, трубопроводы; отдельные подразделения энергетики - атомные электростанции; наука, а также отрасли, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы - образование и здравоохранение).

К началу 80-х г.г. государство взяло на себя ответственность за уменьшение масштабов бедности в отдельной стране, развитие образования и в значительной степени здравоохранения, предоставление многих других социальных услуг, проводило все более активную макроэкономическую политику, причем как кос­венными мерами, так и административными.

Государственный сектор трактуется шире, масштабы его в национальной экономике с учетом трансфертов весьма заметны. Они вклю­чают долю ВВП, перераспределяемую через федеральный и местные бюджеты.

Совокупные расходы государства в процентном отношении к ВВП в большинстве развитых стран достигли к концу 70-х гг. ог­ромных размеров: от 57% - в Швеции и Дании, 46-47% - в Италии и Греции, 42% - в Германии, Канаде и Ирландии, до 37% - в Вели­кобритании, Португалии и Финляндии, 34% - в США и 28% - в Японии.

Крупномасштабные социальные программы привели практически во всех странах к чрезмерному расширению общественного сектора (следовательно, увеличению бюджетных расходов) расширению численности занятых в этом секторе.

Вместе с тем многие экономисты и политики уже тогда видели недостаточную эффективность ряда государственных про­грамм в социально-экономической области […].

 

Обещанного процветания не произошло. Размывались нравственные базовые ценности, подрывались поведенческие нормы, социальная ответственность граждан. Хотя за эти годы улучшились условия доступа населения к образованию здравоохранению, социальной помощи, сократились масштабы бедности.

Т.о. возросшие трансферты привели к снижению качества человеческого капитала - главного ресурса современного производства.

Чрезмерная нагрузка на государственный бюджет, низкая эффективность хозяйствования усиливали инфляцию, рост государственного долга. Высокие налоги замедляли экономический рост, подавляя стимулы к инвестированию, частную инициативу.

Тормозили развитие и такие изъяны государства, как расточительность, бюрократизм, коррупция.

В результате множества факторов, потери общества от изъянов самого государства стали превосходить ущерб от провалов рынка.

Действующая до недавнего времени модель хозяйственной деятельности государства, глобализация экономики, сдвиги в мирохозяйственной среде также потребовали обновления, переустройства этого института