В развитых странах к концу 70-х годов
Масштабы развития общественного сектора
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Как изменяются традиционные экономические функции государства в современном обществе?
1) последовательный переход от прямых (административных) к косвенным (экономическим) методам регулирования экономики;
2) усиление роли государства в решении социальных проблем.
Новые экономические функции государства в постиндустриальном обществе: 1) поддержка фундаментальной науки; 2) участие в решении глобальных проблем человечества (экологический кризис, отставание стран третьего мира от ведущих держав Запада, сокращение вооружений).
С усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его (государства) роли в 1) соблюдении баланса общественных интересов, 2) социальной стабильности и 3) защите общенациональных интересов.
Государство и рынок являются взаимодополняющимися системами, работая друг на друга. Соотношение между саморегуляцией рынка и государственным регулированием экономики постоянно изменяется. Чем эффективнее функционирует рынок, тем меньше вмешательство государства. И, наоборот, если экономика находится в кризисе, то роль правительства должна существенно активизироваться.
2.13. Налоги[i]
[i] http://wap.fictionbook.ru/author/petr_anatolevich_baranov/obshestvoznanie_yekspress_repetitor_dlya_ru/read_online.html?page=1
1. Масштабы развития общественного сектора в развитых странах к концу 70-х годов
2.Роль и функции государства в экономике: исторический обзор
3. Тенденции развития общественного сектора (с начала 80-х г.г.). Роль и функции государства в современном мире
Взятый в 60-х годах во многих странах курс на создание "государства общественного благосоденствия", привел к началу концу 70-х - началу 80-х к чрезмерному расширению его обязательств.
Владея крупномасштабной собственностью, оно субсидировало ряд видов хозяйственной деятельности.
В этот период государственные предприятия успешно функционировали в разных отраслях экономики Европы - от транспорта (Великобритания) и автомобильной промышленности (Франция и Италия) до рекламы (Франция). Даже в США, несмотря на приверженность большинства принципам свободного предпринимательства, многие стали воспринимать активное регулирующее вмешательство государства как необходимость.
Государственный сектор, с точки зрения его отраслевой структуры, концентрируется, помимо военно-силовых направлений, больше всего в инфраструктурных отраслях (транспортная сеть - мосты, дороги, трубопроводы; отдельные подразделения энергетики - атомные электростанции; наука, а также отрасли, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы - образование и здравоохранение).
К началу 80-х г.г. государство взяло на себя ответственность за уменьшение масштабов бедности в отдельной стране, развитие образования и в значительной степени здравоохранения, предоставление многих других социальных услуг, проводило все более активную макроэкономическую политику, причем как косвенными мерами, так и административными.
Государственный сектор трактуется шире, масштабы его в национальной экономике с учетом трансфертов весьма заметны. Они включают долю ВВП, перераспределяемую через федеральный и местные бюджеты.
Совокупные расходы государства в процентном отношении к ВВП в большинстве развитых стран достигли к концу 70-х гг. огромных размеров: от 57% - в Швеции и Дании, 46-47% - в Италии и Греции, 42% - в Германии, Канаде и Ирландии, до 37% - в Великобритании, Португалии и Финляндии, 34% - в США и 28% - в Японии.
Крупномасштабные социальные программы привели практически во всех странах к чрезмерному расширению общественного сектора (следовательно, увеличению бюджетных расходов) расширению численности занятых в этом секторе.
Вместе с тем многие экономисты и политики уже тогда видели недостаточную эффективность ряда государственных программ в социально-экономической области […].
Обещанного процветания не произошло. Размывались нравственные базовые ценности, подрывались поведенческие нормы, социальная ответственность граждан. Хотя за эти годы улучшились условия доступа населения к образованию здравоохранению, социальной помощи, сократились масштабы бедности.
Т.о. возросшие трансферты привели к снижению качества человеческого капитала - главного ресурса современного производства.
Чрезмерная нагрузка на государственный бюджет, низкая эффективность хозяйствования усиливали инфляцию, рост государственного долга. Высокие налоги замедляли экономический рост, подавляя стимулы к инвестированию, частную инициативу.
Тормозили развитие и такие изъяны государства, как расточительность, бюрократизм, коррупция.
В результате множества факторов, потери общества от изъянов самого государства стали превосходить ущерб от провалов рынка.
Действующая до недавнего времени модель хозяйственной деятельности государства, глобализация экономики, сдвиги в мирохозяйственной среде также потребовали обновления, переустройства этого института