Способы воздействия (механизмы, методы, формы регулирования) государства на экономику.

Ø Прямое регулирование:

1) административное регулирование (система лицензирования, контроль за ценами и доходами фирм);

2) государственно-правовое регулирование (разработка специального законодательства);

Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий – монополистов, поскольку монополия ведёт экономику к застою и загниванию. Также государство принимает законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса.

3) прямое экономическое регулирование (целевое финансирование отдельных фирм и территорий, расширение государственных заказов, развитие госсектора в экономике).

Ø Косвенное регулирование:

1) косвенное экономическое регулирование (кредитно-денежная=монетарная, бюджетная-налоговая=фискальная политика).

Главные направления экономической политики:

Ø Структурное:

1) государственная поддержка особо важных отраслей;

2) содействие конкуренции и ограничение монополий;

3) приватизация;

4) производство общественных благ.

Ø Стабилизационное:

1) бюджетно-налоговая (фискальная) политика: бюджет + налоги;

2) кредитно-денежная (монетарная) политика: денежная эмиссия + изменение учётной ставки + изменение нормы обязательных резервов).

Стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, структурная – на обеспечение её сбалансированного развития.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – 1) деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета; 2) политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и предотвращение, подавление инфляционных процессов; стрежневая часть финансовой политики и составная часть экономической политики государства.

Ведущее место в налоговых доходах занимают налоги, уплачиваемые предприятиями: 1) налог на добавленную стоимость; 2) налог на прибыль; 3) налог на внешнюю торговлю.

Фискал (от лат. fiscalus казённый) – 1) должностное лицо в России в XVIII в., в обязанности которого входил надзор за деятельностью государственных учреждений (гл. образом в области финансовой и судебной); 2) доносчик, ябеда.

Монетарная (кредитно-денежная) политика означает контроль над денежной массой в экономике.

Государство обычно увеличивает количество денег в период экономического спада и сдерживает его рост при подъёме. Осуществляет денежно-кредитную политику центральный (государственный) банк во взаимодействии с коммерческими банками. Госбанк может находиться в разных отношениях к правительству: в ряде стран он полностью подотчётен последнему, в других – имеет определённую самостоятельность, а в некоторых – занимает полностью независимую позицию. В России Президент представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос перед ГД об освобождении его от должности (ст. 83). Назначение и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ находится в ведении Государственной Думы (ст. 103).

Способы кредитно-денежного регулирования: 1) денежная эмиссия; 2) установление учётной ставки процента; 3) установление нормы обязательных резервов; 4) операции Центрального банка на открытом рынке.

1) Денежная эмиссия – выпуск государством (центральным банком) в обращение дополнительного количества денежных знаков.

2) Учётная ставка процента – норма процента, под которой центральный банк даёт кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учётную ставку, центральный банк делает кредит более дорогим или более дешёвым. Если кредиты становятся более дорогими, это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить инфляцию (инфляция возникает, когда объём денежной массы превышает количество производимых товаров и услуг). Но при этом усиливается спад производства, так как фирмы лишаются возможности получить кредит. Понижая учётную ставку процента и делая кредит дешёвым, государство увеличивает число заёмщиков, способствуя подъёму производства. Но увеличение денежной массы в обращении ведёт к усилению инфляции.

3) По закону коммерческие банки обязаны часть своих средств держать в виде резервов в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своих счетов. Для этого центральный банк устанавливает норму обязательных резервов. Увеличение нормы обязательных резервов приводит к уменьшению количества денег у банков для кредитования, что сокращает число заёмщиков и соответственно уменьшает денежную массу в обращении. Уменьшение нормы резервирования, наоборот, приводит к росту денежной массы.

4) Центральный банк продаёт государственные ценные бумаги на открытом рынке, выплачивая по ним высокий процент, привлекает средства инвесторов для покрытия бюджетного дефицита. В результате количество денег в экономике сокращается, они сосредотачиваются у государства.