Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.

Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

Конечно, в своих играх они воспроизводят очень многое из того, что они видели. Всем известно, какая огромная роль в играх детей принадлежит подражанию. Игры ребенка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и тем не менее эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности.

В этом смысле все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, мир культуры в отличие от мира природы — все это продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается вод этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого практического серьезного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией.

Наш мозг и наши нервы, обладающие огромной пластичностью легко изменяют свое тончайшее строение под влиянием тех или иных воздействий и сохраняют след от этих изменений, если эти возбуждения были достаточно сильны или достаточно часто повторялись. В мозгу происходит нечто подобное тому, что происходит с листом бумаги, когда мы перегибаем его в середине; на месте перегиба остается след — произведенного изменения и предрасположение к повторению этого изменения в будущем. Стоит теперь дунуть на бумагу, как она перегнется в том самом месте, где остался след. Таким образом, мозг наш оказывается органом, сохраняющим наш прежний опыт и облегчающим воспроизведение этого опыта. Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое.

Пластичностью называется свойство, какого - нибудь вещества, заключающееся в способности его изменяться и сохранять следы этого изменения.

Так же точно, когда я срисовываю с натуры, пишу или делаю что-либо по иному образцу, во всех этих случаях я воспроизвожу то, что существует передо мною, или то, что было освоено и выработано раньше. Органической основой такой воспроизводящей деятельности или памяти является пластичность нашего вещества.

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Легко понять, какое огромное значение для всей жизни человека имеет такое сохранение его прежнего опыта, насколько оно облегчает его приспособление к окружающему миру, создавая и вырабатывая постоянные привычки, повторяющиеся в одинаковых условиях. Например, когда я вспоминаю дом, в котором я провел свое детство или далёкие страны, которые я некогда посетил, я воспроизвожу следы тех впечатлений, которые я воспринял в раннем детстве или до время прошествия.


«Всякое изобретение, — говорит Рибо, — крупное мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись, фактически было объединено только воображением постройкой, возведённой в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений.»

Все предметы обыденной жизни, не исключая самых простых и заурядных являются, так сказать, кристаллизованным воображением.

Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. В самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей. Ребенок, который, сидя верхом на палке, воображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью, ребенок, который в игре превращается в разбойника, в красноармейца, в моряка, — все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного самого настоящего творчества.

Воображение и действительность