Лекция 4. Политические системы и политические режимы

1. Политическая система: сущность, структура, типология, функции. Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Её основными особенностями являются то, что она обусловлена социально-экономической системой общества; имеет относительную самостоятельность и обладает верховенством над всеми другими системами.

К анализу политической системы существует несколько подходов. Традиционными являются:1) институциональный, при котором исследованию подвергаются такие элементы политической системы как государство, партии, общественно-политические движения, нормы, регулирующие их деятельность); 2) функциональный подход предполагает рассмотрение политической системы по функциям её отдельных институтов; 3) при регулятивном подходе политическую систему рассматривают как регулятора внутренней жизни; 4) коммуникативный подход требует основное внимание уделять анализу отношений между элементами политической системы.

В 50-е годы на основе бихевиорального подхода американскими социологами Д. Истоном и Г. Алмондом была сформулирована теория политической системы.

Истон ввёл в политическую науку теорию социальной системы Парсонса, в которой утверждается, что любая система (и политическая также) имеет границы, состоит из многих частей, составляющих единое целое. Модель политической системы Истона построена по типу кибернетической системы, функционирующей по замкнутой схеме. Он рассматривает политическую систему как саморазвивающийся и саморегулирующийся организм, который взаимодействует с комплексом других систем (экономической, культурной, религиозной, экологической, биологической, психологической и другими), входящих в глобальную систему. Основное внимание он сосредоточил на отношениях между политической системой и средой. Истон представил их в виде входа со стороны среды, который даёт импульс всей системе в виде требований и поддержки (эту функции входа выполняют различные неправительственные ассоциации – партии, группы интересов, СМИ и др.) и выхода как решений и действий политической системы – её реакции на полученный импульс (эту функцию выполняют государственные структуры). Но в этой системе Истона нет структур, выполняющих политические функции.

Г. Алмонд считал, что политические структуры необходимо выделить. Он признавал за единицу политической системы роль (в понятие «роль» он включал такие учреждения как семья, электорат, толпа и др.) и считал, что понятие «роль» шире чем понятия «институты». «организации», группы. Все они имеют отношение к политической системе и институциональная структура общества теряет свою актуальность.

Отход от традиционных подходов был обусловлен тем, что он не затрагивал динамику, деятельность, процесс. Но бихевиористы, сосредоточив внимание на динамике, оставили в стороне все структуры политической системы, её институты.

Всё это привело к необходимости особого подхода к анализу политической системы, как к сложнейшему комплексу институтов и организаций. Им стал структурно функциональный подход, учитывающий многофункциональная структура политической системы, в которой модно выделить целый ряд подсистем.

1. Институциональная подсистема - система органов власти. Вокруг неё формируется политическая инфраструктура – партии, группы давления, профсоюзы, СМИ и др. организации, могущие оказывать давление как на органы власти, так и на властные структуры.

2. Функциональная или управляющая подсистема (её нередко включают в институциональную систему), включает высшие органы государственной власти (глава государства, правительство, парламенты, судебные органы и др.)

3. Культурная подсистема, представляющая собой комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения.

4. Коммуникативно-информационная подсистема – это способы и механизмы связей между различными институтами политической системы (сбор информации, выработка решений, распределение информации).

5. Нормативно-регулятивная подсистема – включает в себя нормы поведения человека и гражданина в обществе.

6. Политико-идеологическая подсистема представляет собой совокупность политических идей, теорий и концепций, на основе которых возникают, функционируют и развиваются общественно-политические институты как элементы политической системы общества.

Практическое значение теории политической системы заключается в том, что она позволяет выработать рекомендации по совершенствованию структуры политической системы и деятельности всех её структурных элементов, способствует укреплению экономических, социальных и политических основ существующего общества, служит для определения стрессовых ситуаций и уровня политической стабильности в стране, выработке мер по устранению стрессовых ситуаций и повышения уровня стабильности.

Основными функциями политической системы являются: законотворчество; политическое руководство обществом (определение стратегических целей и разработка конкретных программ деятельности); консолидация общества; регламентация политического поведения и политических отношений в обществе; обеспечение поддержки массами существующей политической системы (легитимация); мобилизационная; контрольная и распределительная.

Типология политических систем осуществляется по следующим основаниям:

В зависимости от типа общественно-экономической формации выделяются политические системы рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического обществ; в зависимости от характера взаимодействия со средой: закрытые и открытые; в зависимости от содержания и форм правления: либеральные, традиционные, радикально-тоталитарные или коммунистические, популистские, авторитарно-консервативные. В настоящее время достаточно распространённой является классификация, основанная на теории индустриального общества: Выделяют политические системы доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества.

2. Политические режимы. Типология политических режимов. Если понятие «политическая система» раскрывает структурную форму государства, то понятие «политический режим» раскрывает содержательную сторону политического процесса. Политический режим это совокупность средств и методов, которыми господствующие социальные слои осуществляют свое политическое и экономическое господство.

Политические режимы принято делить режимы на демократические и антидемократические – авторитарный и тоталитарный. В основе политических режимов лежат присущие только им принципы. Тоталитарный режим характеризуется тем, что «запрещено всё, что не приказано», авторитарный режим «разрешает всё, кроме политики», а демократический «разрешает всё, что не запрещено законом».

Сравнение режимов ведётся по трем направлениям, которые характеризуют: политическую организацию общества, систему организацию власти и систему прав и свобод граждан.

Демократический режим характеризуется системой выборов, многопартийностью и легальной оппозицией, формальным провозглашением и фактическим наличием демократических свобод, свободы печати и информации, равенством всех перед законом и главенством закона, построением государственного механизма на основе разделения властей, подотчётностью и подконтрольностью власти и её периодической сменой.

Тоталитаризм – это политический режим, при котором государство стремится к полному и всеохватывающему контролю над всеми сторонами общественной жизни. Классическим примером тоталитарного режима можно назвать политический режим гитлеровской Германии и сталинский режим в бывшем СССР. Для них характерны общие черты, но были и особенности: Германия не стала на путь полного превращения всех видов собственности в государственную, не проводила строжайшую регламентацию в промышленности и сельском хозяйстве. Тоталитарный режим в Германии был уничтожен силами из вне, в то время как в СССР он существовал длительное время и после смерти И.В. Сталина, так как имел глубокие корни и нужны были изменения изнутри.

Авторитаризм – это политический режим, характеризующийся монополией на власть одного лица, группировки или партии (восточные деспотии, тирания, олигархия, феодальные государства, абсолютизм в Новое время, в настоящее время ряд режимов Азии и Африке.)

В настоящее время прослеживается мировая тенденция эволюции политических систем и политических режимов в сторону демократии, основные признаки которой присуще практически всем индустриально развитым государствам мира.

Как форма правления демократия имеет несколько значений:

Прямая демократия (демократия участия), при которой все без исключения граждане участвуют в принятии решений.

Представительная демократия – (плюралистическая) при которой решения принимают представители граждан.

Либеральная (или конституционная) демократия, при которой власть большинства ограничена Конституцией в интересах меньшинства.

Социальная демократия, целью которой является сведение к минимуму социального и экономического неравенства. Крайним выражением такой демократии является социалистическая демократия.

Несмотря на различия концепций демократии, все они имеют общие принципы:

1. Признание народа единственным источником власти.

2. Выборность основных органов власти.

3. Равноправие граждан.

4. Подчинение меньшинства большинству.

Несмотря на отдельные недостатки демократии, она на сегодняшний день самая гуманная из известных форм правления.

 

Лекция 5. Государство и гражданское общество

 

1. Государство – основной элемент политической системы. В политической жизни общества важнейшую роль играют субъекты политики - активные участники политической жизни, способные формулировать и реализовывать собственные цели. Основными видами субъектов политики являются:

1) Непосредственные участники политической жизни (государство, партии, политические лидеры и политическая элита). Это наиболее заметные действующие фигуры на политическом небосклоне.

2) Крупные социальные общности и группы (нации, классы, сословия, религиозные и этнические группы и др.), которые оказывают сильное воздействие на политику.

3) Структуры, деятельность которых, как правило, не видна, но они имеют возможность реально влиять на политику (теневые структуры).

Активными субъектами политики являются корпоративные общности, которые нередко оказывают сильное воздействие на политическую жизнь.

Субъект политики, как правило, связан с общностью, от имени которой он выступает. Общность же в лице своего представителя ощущает себя как самостоятельный действующий субъект. Но субъект имеет и свой собственный интерес и цели, которые, нередко выдвигаются на первый план, становятся приоритетом в его деятельности. Поэтому необходим механизм, который бы заставлял депутата действовать в интересах избирателей.

Как уже отмечалось, стержнем политической системы общества является государство.

Существует ряд концепций происхождения государства. Патриархальная концепция (Р.Филмер) утверждает, что государство – это опекунская, отеческая власть, возникшая в результате объединения родов в племена, племён в большие общности вплоть до образования государства. Теократическая теория связывает процесс возникновения государства с божьим установлением. Авторы генетической теории возникновения государства считают, что оно появилось в результате обострения классовых противоречий. Функциональная теория в своей основе имеет утверждение, что государство призвано обеспечить господства классов, обладающих экономической властью, и подчинение ему других общественных классов. Основоположники концепция общественного договора Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк утверждали, что государство возникло в результате соглашения между правителями и подданными в целях обеспечения общественного порядка и организации общественной жизни. Сторонники социально-экономической теории (К. Маркс) считают, что государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. Истоки политической антропологии восходят к идеям Аристотеля. Представители этой концепции утверждают, что человек – существо коллективное и может жить лишь в рамках определённых форм общежития. Государство же возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливые, нравственные начала.

Отдать предпочтение какой-либо из них нельзя, так как на формирование государств одновременно оказывали влияние различные факторы. Но все теории объединяют два фактора. Во-первых, практически всеми признаётся, что переходной формой к государству является выделение вождей, и, во-вторых, для образования государства необходимы экономические, демографические, психологические и иные предпосылки, а также внешние факторы.

До появления государства власть осуществляли все члены общины и избранные ими мудрейшие и смелые вожди, старейшины, т.е. власть основывалась на авторитете. Все отношения регулировались обычаями, которые соблюдались всеми.

С появлением частной собственность и расслоением общества вместо монолитного родоплеменного целого возникло социально-неоднородное, конфликтно-противоречивое сообщество людей. В новых условиях новой формой власти стало государство.

Государство – это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализированную власть, обладая законным правом применения принуждения.

Основными признаками государства являются: 1) Публичная власть, отделённая от общества. 2) Особый аппарата управления. 3) Суверенитет. 4) Территория, на которую распространяются законы и полномочия государства. 5) Исключительное право издавать обязательные для всего населения законы и устанавливать нормы поведения. 6) Монопольное право на применение физического принуждения. Инструментом силового обеспечения политики государства являются армия, полиция и др. 7) Право на взимание налогов и сборов с населения.

Представляя интересы наиболее могущественных в экономическом и политическом отношении силы, государство одновременно учитывает интересы и потребности других социальных общностей и групп.

Современное государство представляет собой сложную, многофункциональную, внутренне дифференцированную целостность с наибольшей концентрацией власти, способную к решению наиболее острых общественных проблем, существенно влияющей на все политические процессы.

Государство как сложная политическая структура обладает и сложным строением. Традиционно выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть как высшая форма политической власти имеет представительные и исполнительные институты.

Представительные институты, характерные для демократических политических систем, как правило, формируются на основе выборов. Основной формой представительства в большинстве стран являются парламенты. Депутаты в качестве представителей народа от его имени принимают решения.

Исполнительные органы создаются для реализации функций государства. Ключевая роль в государстве принадлежит правительству, важнейшей функцией которого является управление государственным аппаратом.

Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: экономическая, социальная, обеспечение народовластия, защита конституционного строя, обеспечение правопорядка и законности, консолидации общества, социальный арбитраж, защита окружающей среды.

Внешние функции: участие в решении глобальных проблем, обеспечение национальной безопасности, развитие взаимовыгодного сотрудничества, отстаивание государственных интересов в международных отношениях.

Историческими типами государства являлись рабовладельческий тип, феодальный, буржуазный, социалистический.

По формам правления государства разделяют на монархию и республику (парламентская и президентская). Основной особенностью республик является формирование их высших органов власти на основе выборов. В президентских республиках президент одновременно является главой государства и премьер-министром. Существует чёткая система сдержек и противовесов, обеспечивающая демократическое функционирование президентских республик. Парламентские республики имеют одну систему выборов, на основе которой победившая на выборах партия (блок партий) формирует высший законодательный орган, который формирует правительство, ответственное перед ним.

Основными типами административно-территориального устройства государства являются унитарное государство, федерация и конфедерация. В последние годы появились новые формы содружества: «Европейский союз», Содружество независимых государств - СНГ. В Конституции РФ записано, что «Российская Федерация –демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Одним из важнейших аспектов понимания роли и места государства в жизни общества является проблема правового государства. В настоящее время существует ряд формулировок правового государства, совпадающих между собой по своей сути. Одна из них гласит, что «правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа». В правовом государстве высшим авторитетом является закон. Гражданин и государство взаимоответственны перед законом. Запись в Конституции РФ о правовом государстве – это стремление, перспектива, но пока еще не реальность.

В Конституции РФ также записано, что Россия является социальным государством, что означает стремление к максимальной ликвидации социального неравенства в обществе. Социальное государство призвано обеспечить движение общества к социальной справедливости; предоставление каждому человеку работы или источника существования; сохранение мира и согласия в обществе; формирование благоприятной для человека жизненной среды.

В развитии современного государства прослеживаются две тенденции. Этатическая тенденция проявляется в усилении роли государства в жизни общества, росте государственного аппарата. Чем же это обусловлено? Необходимостью государственного регулирования новых сфер жизни общества, разработкой законодательства, борьбой с новыми видами преступлений (компьютерными, политическим терроризмом).

Антиэтатическая тенденция, проявляющаяся в снижении роли государства в жизни общества. Его роль ограничивается различного рода представительными учреждениями, системой самодеятельных организаций, массовыми движениями, оппозицией; противостоянием в развивающихся государствах института племенных вождей, этнических и религиозных традиций.

В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в России осуществляют: Президент Российской Федерации, который является главой государства; Федеральное собрание – представительный и законодательный орган РФ, состоящее из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации; Правительство РФ; Суды Российской Федерации.

2. Гражданское общество. Проблемы взаимодействия гражданского общества. и государства. К проблемам гражданского общества обращались еще в древности. Не ослабло внимание к нему и сегодня. Дело в том, что в основе успехов развитых стран в экономической, социальной, политической и духовных сферах лежит высокая активность граждан, достижимая только в развитом гражданском обществе.

Окончательное утверждение идеи гражданского общества произошло в XVII – XIX веках в процессе формирования капиталистической системы с её основными атрибутами как частная собственность, свободная рыночная экономика, представительно-парламентская демократия и правовое государство, разграничение между социальной и политической сферами, экономическими, социальными и политическими функциями. Произошло формирование гражданина - человека, наделённого определённым комплексом прав и свобод, несущего перед обществом моральную и иную ответственность за свои действия и сознающего это. В недрах гражданского общества сформировались многочисленные партии, демократические и другие организации, которые формируют общественное мнение, которое становится основой стабильности политических режимов.

Таким образом, гражданское общество - это социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых друг от друга, так и от государства индивидов. Гражданское общество призвано защищать права гражданинав экономической, социальной, политической и духовной сферах общественной жизни. Его основными ценностями являются: многоукладная экономика, плюрализм форм собственности и регулируемые рыночные отношения; правовое государство, верховенство закона, всеобщее равенство; приоритет личности, человек – самоцель общественного развития; свобода совести, взглядов, убеждений.

Структурно гражданское общество включает в себя: политические партии, лоббистские организации, создаваемые при законодательных и правительственных органах; общественно-политические организации и движения; союзы предпринимателей; научные и культурные организации, спортобщества; муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы; независимые СМИ; религиозные организации; семьи.

В гражданском обществе существует власть, но это власть экономическая власть, реализуемая через экономическое принуждение, социальная власть, культурно-психологическая власть. Большое влияние в гражданском обществе имеют массовые неполитические организации. Эти виды власти не опираются на насилие, так как в гражданском обществе действуют механизмы саморегулирования.

Так как гражданское общество базируется на различных социальных силах, имеющих разнообразные интересы, ему присущи постоянные противоречия и конфликты, Поэтому государство в нём выступает в роли регулятора, посредника и арбитра в конфликте экономических, политических, социальных и религиозных интересов граждан, объединяющихся в общественно-политические и экономические союзы.

 

 

Лекция 6. Политические партии, партийные системы

и общественно-политические движения.

 

1. Место и роль политических партий в политической системе. Слово «партия» в переводе с латинского (partio) означает «дело», «часть». Политическая партия – это часть населения, класса, социального слоя или слоёв. Они выполняют роль посредника между гражданским обществом и государством.

История появления политических партий уходит в далёкое прошлое. Но в современном значении они стали играть роль с Х1Х века, когда возникли система выборов и представительной власти. Первые политические партии появились в Голландии в конце XVI века, уже в конце активную борьбу за власть вели политические партии Франции. К 30-м годам XIX века в США не только идёт партийная борьба, но и сформировалась двухпартийная система, лежащая в основе буржуазной демократии.

Об исключительном значении роли партий в жизни общества свидетельствует возникновение «партологии» - науки о политических партиях, у истоков которой стояли Дж. Брайс, М.Я. Острогорский (российский исследователь начала ХХ века), Р. Михельс. Создателем общей теории политических партий считается французский учёный М. Дюверже.

Партия это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе.

Утверждению роли политических партий как полноправных субъектов политики способствует их институционализация. Её основными средствами выступают, нормативно-правовые акты и решениями местных административных органов, которыми закрепляются их структура, внутриорганизационная деятельность; функции; цели и задачи; процессы отбора и прохождение партийного кандидатского стажа, устанавливаются порядок и правила участия партий в избирательных кампаниях, регулирование финансовой деятельности и др.

Партиям, как и другим общественным объединениям, присущи три основные черты: солидарность, общая цель и согласие в отношении средств и способов достижения этих целей. Как организация партия характеризуется наличием программы, в которой сформулированы общие интересы и цели, её стратегия и тактика; организационной структурой с чётким разделением ролей и функций.

Наиболее полно предназначение политических партий проявляется в их функциях, основными из которых являются: 1) Агрегирование социальных интересов и их артикуляция – представительство. 2. Политическая социализация граждан. 3. Организация борьбы за власть или в её защиту. 4. Подготовка и проведение избирательных кампаний. 5. Формирование в парламенте партийных фракций. 6. Разработка принципов и норм отношений с другими политическими партиями.

Эти функции представляют основные направления деятельности партий:

1.Теоретическая деятельность включает анализ состояния и теоретическая оценка перспектив развития общества; выявление интересов социальных групп; разработка стратегии и тактики обновления общества.

2.Идеологическая деятельность - распространение в обществе своего мировоззрения и нравственных ценностей, пропаганда своих целей и политики, привлечение граждан на свою сторону.

3. Политическая – борьба за власть, разработка внутри – и внешне политического курса.

4. Организационная – реализация программных установок и решений.

В современных либерально-демократических системах партии выступают, как правило, в качестве носителей конкурирующих друг с другом политических курсов, не ставя под сомнение законность существующего политического строя, основных прав и свобод граждан.

Типология политических партий основана на анализе системы существенных признаков, в которых выражается социальная природа, идейная основа, главная социально-ролейная функция партии, особенности её внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности.

По социальной сущности партии разделяют на буржуазные, мелкобуржуазные, пролетарские, крестьянские; по внутреннему строению на демократические, тоталитарные, массовые, кадровые, открытые, закрытые; по идеалам и программным установкам партии подразделяют на либеральные, демократические, консервативные, революционные, реформистские, националистические, религиозные; по месту в политической системе партии делят на авангардные, парламентские (правящие и оппозиционные); по функциям: представительные и мобилизующие.

В связи с появлением и возрастанием роли политических партий в жизни общества, формируются партийные системы как совокупность партий – правящих и оппозиционных, принимающих участие в борьбе за власть и её осуществление.

На формирование партийных систем решающее влияние оказывают расстановка и соотношение социальных сил (социально-классовая структура общества), достигнутый обществом уровень политических свобод, наличие (отсутствие) в обществе демократических свобод, доминирующая в обществе политическая культура, удовлетворение (неудовлетворение) общественности деятельностью существующих партий, степень готовности различных социальных групп к формированию своих политических партий.

Наиболее распространённая классификация партийных систем в своей основе имеет выделение трёх её типов: однопартийная система, двухпартийная система и многопартийная система, которая в свою очередь может делиться на трёхпартийную, четырёхпартийную и собственно многопартийную. В связи с неравным положением партий в обществе их разделяют на правящие и оппозиционные.

В обществе с простой социально-классовой структурой, отсталой экономикой, низким уровнем политической культуры и политической пассивностью населения, как правило, формируется однопартийная система. Партия концентрирует в своих руках политическое руководство и административно-хозяйственные функции, сращивается с государством, обеспечивая себе монополию в общественно-политической жизни. Это тормозит социальное развитие общества, замедляет демократизацию, основная масса населения отчуждается от политики.

Двухпартийная система - это система с двумя крупными партиями, каждая из которых может на выборах получить большинство голосов избирателей и мест в законодательных и исполнительных органах власти. Другие партии или блокируются с правящей, если их позиции близки, или вместе с проигравшей выборы партией формируют оппозиционный блок.

Трехпартийная система характеризуется тем, что в стране имеют заметное влияние три партии, две из которых являются основными, а третья выполняет роль вспомогательного союзника для той или иной партии, имея возможность серьёзно повлиять на распределение мест в парламенте.

Четырёхпартийная система сложилась в странах, где чётко выражены 2 лагеря – правых и левых. Так, во Франции коммунисты и социалисты представляют левых, а демократы и республиканцы – правых

В настоящее время в России идёт процесс формирования многопартийности, который начался в конце 80-х годов с образования неформальных организаций. Юридической предпосылкой формирования многопартийности в России явилась отмена ст. 6 Конституции СССР о руководящей роли партии в обществе.

В 2002 г. был принят Закон РФ «Об обеспечении избирательных прав граждан», в соответствии с которым выборы не только в Государственную думу, но и в местные законодательные органы будет осуществляться по смешанной системе: по мажоритарной системе и по партийным спискам. В этой связи проводилась перерегистрация политических партий. Регистрировались партии, численностью не менее 10 тыс. человек, имеющие свои региональные организации в 50% субъектов РФ. Партии обязаны участвовать в выборах.

Политическое руководство партий зависит от занимаемого ими места в политической системе. Партии, находящиеся у власти, формируют политику государства и контролируют её осуществление. Партии, находящиеся в оппозиции, стремятся включить свои требования в государственные программы, что зависит от соотношения сил. Партии, находящиеся на нелегальном положении, имеют целью активизировать борьбу за власть своего класса, социального слоя, который они представляют.

2. Специфика формирования и функционирования общественно-политических движений. Непосредственными участниками политической жизни, кроме политических партий являются и общественно-политические движения и организации - добровольные организации граждан, возникшие на основе их общих целей и интересов. От государственных институтов они отличаются тем, что не имеют властных полномочий, а от политических партий – не ставят целью завоевание власти.

Организация отличается от движения тем, что имеет Устав, долговременную цель и организационную структуру.

Эти организации и движения создаются и действуют в соответствии со статьями 13-й и 30-й статей Конституции России. Основными принципами организации и деятельности общественных объединений являются: добровольность, сочетание личных и общественных интересов, равноправие, самоуправление, законность и гласность. «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».[2]

Основными функциями общественных объединений являются: а) выражение, представление и защита интересов граждан; привлечение людей к управлению государственными и общественными делами (политическая социализация); связь с другими организациями и органами власти.

В связи с возникновением проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями многих государств и народов, начали создаваться международные организации, в том числе и неправительственные. Возникают демократические движения современности. К ним относятся антивоенные и антиядерные движения, Движение неприсоединения, движения против национальной и расовой дискриминации, экологическое движение: движение за защиту прав человека и др.

Активную роль в политическом процессе играют социальные группы (группы интересов). В основе их формирования и деятельности лежат совместные интересы и их реализация. Задачей групп по интересам является влияние на структуры власти, информирование властных структур в выгодном для данных групп свете.

Наиболее эффективной и распространённой формой влияния на властные структуры является лоббирование. Главная задача лобби – добиться финансовых льгот или выгод для клиентов. Основными методами лоббистской деятельности являются подготовка законопроектов в комитетах и комиссиях парламента; парламентские слушания и дебаты; личные встречи, контакты, переговоры; использование СМИ для формирования общественного мнения; организация компаний «давления с мест»; подготовка результатов научных исследований; организация деятельности своих людей внутри органов власти и др.

По характеру происхождения и степени организованности группы по интересам принято делить на институциональные (формальные объединения) и аномические (стихийно организованные). Наиболее распространённой классификацией групп по интересам является их деление на организованные группы в экономической, социальной сферах, сфере науки, культуры, досуга.

Значительное влияние на политическую жизнь оказывает религия. В отдельных странах её роль почти не заметна, в других же она играет ведущую роль в политической системе. (Ирак, Саудовская Аравия, Афганистан и др.) Это объясняется тем, что в них данная форма общественного сознания широко распространена в массах и религия выражает взгляды определённых социальных групп.