Социальные нормы первобытного общества. Возникновение права

VII Теория yасилия

VI Органическая теория

Представители: Г. Спенсер

Государство формируется и существует по биологическим законам, как живой организм и социальная эволюция, это лишь часть общей эволюции.

Несмотря на наличие некоторого сходства между органической и общественной жизнью, эта теория не может быть признана научной.

 

Представители: Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг.

Государство образуется в результате насилия - внутреннего или внешнего.

Рассматриваемая теория подтверждается конкретными историческими примерами (германские племена завоевали часть римской империи и вследствие этого возникло германское государство). Однако, эта теория не является универсальной.

 

VII Договорная (Естественно-правовая) теория

Представители: Т. Гоббс, Джон Локк, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев, П.И. Пестель.

Данная теория основывается на двух постулатах.

1. До возникновения государства и права люди жили в условиях т.н. естественного состояния. Этот факт признается всеми представителями теории, однако само естественное состояние трактуется по-разному. Гоббс полагал, что люди находились в состоянии «войны всех против всех» и для того, чтобы не истребить друг друга, договорились и образовали государство. Руссо, напротив, считал, что до образования государства люди жили хорошо, но для того чтобы жить еще лучше, они договорились и образовали государство, а часть своих прав передали монарху.

2. Второй постулат состоит в том, что государство возникает в результате заключения общественного договора.

Строго говоря, эту теорию нельзя признать научной, однако, несмотря на это, она обладает немалым практическим и теоретическим значением в плане возможности оказания влияния на становление государственно-правовых явлений.

 

Существуют и другие теории (например, теория инцеста)

 

 

Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Происхождение социальных норм предмет спорный, не вдаваясь в детали можно отметить, что в основе генезиса социальных норм лежали биологические, природные, хозяйственные, религиозно-обрядовые и другие причины.

Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами. Мононорма – обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета и т.д.

Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являются обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари и мифология.

Обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. То есть обычаи специально никто не устанавливает, они закрепляются в силу привычки, поскольку определяют наиболее целесообразный вариант поведения.

Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.

Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Табу - религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.д., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны духов и богов.

Агрокалендари- система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.

Мифология – совокупность мифов, отражавших представления людей о мире, природе человеческом бытии. В мифах закреплялись способы изготовления орудий труда, сведения о маршрутах кочевий, местах стоянок и т.д.