Тема 1. Проблемы методологии науки теории государства и права.
Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы,
72 часа.
Тематический план для очной формы обучения
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) | Всего часов | ||
лекции | Практические занятия | СРС | ||||
Проблемы методологии науки теории государства и права | ||||||
Проблемы сущности, понятия и социального назначения государства | ||||||
Государственная власть. Форма правления, форма государственного устройства | ||||||
Государство, его механизм и функции в условиях глобализации | ||||||
Проблемы правопонимания. Сущность и назначение права | ||||||
Проблемы правотворчества | ||||||
Система права и система законодательства. Проблемы формирования новых отраслей права | ||||||
Проблемы реализации права | ||||||
Механизм правового регулирования | ||||||
Правонарушение и юридическая ответственность. Основные подходы к их понятию в юридической науке | ||||||
Правосознание и правовая культура. Правовой нигилизм, пути его преодоления | ||||||
ВСЕГО |
Тематический план для заочной формы обучения
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) | Всего часов | ||
лекции | Практические занятия | СРС | ||||
Проблемы методологии науки теории государства и права | ||||||
Проблемы сущности, понятия и социального назначения государства | ||||||
Государственная власть. Форма правления, форма государственного устройства | ||||||
Государство, его механизм и функции в условиях глобализации | ||||||
Проблемы правопонимания. Сущность и назначение права | ||||||
Проблемы правотворчества | ||||||
Система права и система законодательства. Проблемы формирования новых отраслей права | ||||||
Проблемы реализации права | ||||||
Механизм правового регулирования | ||||||
Правонарушение и юридическая ответственность. Основные подходы к их понятию в юридической науке | ||||||
Правосознание и правовая культура. Правовой нигилизм, пути его преодоления | ||||||
ВСЕГО |
3.1 Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
№ п/п | Наименование раздела (темы) учебной дисциплины | Коды формируемых компетенций | Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями) |
1. | Проблемы методологии науки теории государства и права | ОК-1, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-17, ПК-19 | Знать общеобразовательное и профессиональное значение общей теории государства и права; историю и современное состояние научной и учебной дисциплины. Знать объект и предмет теории государства и права, их соотношение; место теории государства и права в системе социальных и юридических дисциплин. Характеризовать систему методов науки теории государства и права. Определять теоретико-методологический статус теории государства и права; уровни исследования государственно-правовых явлений. Уметь определить место теории государства и права в системе социальных и юридических наук. Описать предмет исследования теории государства и права и показать его отличительные особенности. Определить влияние разнообразных подходов к изучению государственно-правовых явлений на результаты исследований. Различать теорию государства и права как науку и как учебную дисциплину. Демонстрировать способность применять отдельные методы теории государства и права для изучения государственно-правовых явлений. 1. Давать характеристику предмета теории государства и права Понимать значение и место науки теории государства и права в системе правовых наук и демонстрировать знание ее предмета, структуры. Владеть навыками обобщения, анализа информации о концепциях правопонимания. |
2. | Проблемы сущности, понятия и социального назначения государства | ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-9, ПК-2, ПК-8, ПК-9. | Знать понятие и основные признаки государства, современные теории государства, исторические типы государства, формационный и цивилизационный подходы к типологии государства; сущность и социальное назначение государства; функции государства, формы и методы их осуществления, тенденции развития функций государства. Сопоставлять государство с иными институтами власти в обществе, характеризовать основные признаки государства, определять специфику разных подходов к пониманию сущности государства, характеризовать разные типы государства. Сопоставлять категории «сущность государства» и «тип государства». Применять подходы типологии государства к определению типа современного российского государства. Определить связь функций государства с его сущностью и социальным назначением, выявить факторы, определяющие содержание функций государства, в т.ч. на примере Российской Федерации. Демонстрировать владение юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой при характеристике типа государства. |
3. | Государственная власть. Форма правления, форма государственного устройства | ОК-1, ОК-3, ОК-7, ОК-9, ПК-2, ПК-3, ПК-9, ПК-15, ПК-19 | Знать:понятие и элементы государства как политического института, теорию трех элементов государства; понятие и элементы формы государства: форму правления, форму устройства и форму режима, их виды. Уметь проводить классификацию различных видов формы правления, формы устройства и формы режима, охарактеризовать каждый из видов; обозначить типичные и нетипичные формы государства, охарактеризовать межгосударственные объединения и отличительные особенности их отдельных видов. Дать теоретико-правовой анализ формы российского государства на основе анализа Конституции РФ. Владетьюридической и научной терминологией по вопросам формы государства, Демонстрировать навыки работы с правовыми актами при характеристике формы современного российского государства. |
4. | Государство, его механизм и функции в условиях глобализации | ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-2, ПК-3, ПК-8, ПК-9, | Знать понятие механизма государства, теорию разделения государственной власти и ее влияние на механизм государства, знать понятие и признаки государственного органа, принципы организации и деятельности органов государства, государственную службу и ее роль в механизме государства. Определять значение отдельных элементов механизма государства, сопоставлять категории «механизм государства» и «аппарат государства» показать их взаимосвязь и взаимодействие; характеризовать принципы организации и деятельности государственного аппарата. Продемонстрировать владениеюридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами на примере организации органов государственной власти. Давать юридическую квалификацию правовых предписаний, закрепляющих систему органов российского государства |
5. | Проблемы правопонимания. Сущность и назначение права | ОК-3, ОК-4, ОК-9, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-14, ПК-15, | Знать понятие и основные признаки права, связь теории права и правопонимания; традиционное и современное понимание права; реалистическое и идеалистическое понимание права, позитивистские и непозитивистские версии и школы понимания права; понятие права в различных версиях правопонимания. Уметьпоказать влияние разных подходов в исследовании права на правопонимание, а также определение его сущности и социального назначения. Характеризовать право как социальное, политическое и идеологическое явление, Определять сущность и социальное назначение современного права; сравнивать исторические типы права; принципы права; функции права. Характеризовать составные элементы права: правовые идеи, правовые нормы, правовые ценности, нормативные факты. Раскрыть принципы и функции права с учетом различных подходов к изучению права. Владеть юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами по анализу правовых предписаний, использовать полученные знания при толковании статей нормативных правовых актов по определению функций выполняемой нормы. |
6. | Проблемы правотворчества | ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-11, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-14, ПК-15, | Знать понятие правотворчества, виды правотворчества, законотворчество и подзаконное правотворчество. Знать порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативно-правовых актов на территории Российской Федерации, пределы действия нормативно-правовых актов на территории Российской Федерации. Знать особенности правотворческого процесса. Систематизацию нормативно-правовых актов: понятие и виды. Уметь сопоставлять категории «правотворчество», «нормотворчество», «правообразование»,характеризовать виды правотворческой деятельности. Показать отличительные особенности отдельных видов правотворчества, а также специфику правотворческого процесса применительно к разным видам правотворчества. На основании анализа системы нормативных правовых актов Российской Федерации определять субъектов правотворчества в Российской Федерации. Характеризовать специфику инкорпорации, консолидации и кодификации как видов систематизации нормативно-правовых актов. Различать и характеризовать основные стадии законодательной процедуры; Давать юридическую оценку решениям в сфере законодательной процедуры в точном соответствии с нормативными правовыми актами; Владеть юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами, владеть навыками решения вопросов, связанных с реализацией права законодательной инициативы. |
7. | Система права и система законодательства. Проблемы формирования новых отраслей права | ПК-3 ПК-9, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, | Знать понятие системы права и структурные элементы системы права, правовые общности; основания построения системы права, предмет и метод правового регулирования; классификацию отраслей права. Различать публичное и частное право, материальное и процессуальное право, национальное и международное право. Понятие системы законодательства, соотношение системы права и системы законодательства; правовую систему и систему права. Уметь:охарактеризовать отдельные элементы системы права, в т.ч. правовые институты, субинституты, подотрасли, отрасли права. Показать взаимосвязь элементов системы права на примере российского права, определить материальные и формальные критерии деления права на отрасли. Давать квалифицированную оценку статей нормативного правового акта с точки зрения системности, функциональности, предмета и метода правового регулирования Провести классификацию отраслей права. Дать предметную, институциональную и функциональную характеристику отраслей права в правовой системе Российской Федерации. Определить элементы системы законодательства Российской Федерации, на примере правовой системы Российской Федерации нодательства. Владеть:юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой. |
8. | Проблемы реализации права | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-9, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-9, ПК-15. | Знать понятие и формы реализации права; принципы реализации права, злоупотребление правом. Знать особенности применения права как особой формы реализации права. Правоприменительные акты: понятие и классификация, структура. Понятие пробела в праве, виды пробелов в праве, способы восполнения и преодоления пробелов в праве; институт аналогии. Понятие юридических коллизий, виды коллизий и способы их разрешения. Уметь определять формы реализации права, используемые в той или иной конкретной ситуации. Показать специфику субъектного состава, юридических действий и процедур, применяемых в рамках той или иной формы реализации права. Выделять структурные элементы правоприменительного акта. Отличать правоприменительный акт от нормативного правового акта. Определять способы преодоления пробелов в праве. Выявлять и разрешать коллизии, существующие в российском праве. Владетьюридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, применять знания о разрешении коллизий к при разрешении конкретных правовых ситуаций, владеть навыками подготовки правоприменительных актов. |
9. | Механизм правового регулирования | ОК-1, ОК-3, ОК-9, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-15. | Знать понятие правового регулирования и его стадии, типы и средства, методы и способы правового регулирования; знать элементы механизма правового регулирования и его структуру; пределы правового регулирования и эффективность правового регулирования. Сопоставлять категории «правовое регулирование» и «правовое воздействие»; характеризовать понятие механизма правового регулирования с точки зрения узкого и широкого подходов. Показать специфику отдельных типов правового регулирования, определить взаимосвязь типа правового регулирования с характером регулируемых общественных отношений. Определить типы правового регулирования, используемые в Российской Федерации. Владетьюридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой. Толковать правовые нормы, с позиции закрепления способов правового регулирования; |
10. | Правонарушение и юридическая ответственность. Основные подходы к их понятию в юридической науке | ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-10, ПК-11. | Знать понятие и виды юридической ответственности, основания юридической ответственности, ее меры и принципы осуществления; обстоятельства, исключающие юридическую ответственность, и основания освобождения от нее. Уметь показывать отличия юридической ответственности от иных мер государственного принуждения, характеризовать цели и функции юридической ответственности. Определить, кто может быть субъектом того или иного вида юридической ответственности на примере российского законодательства, сопоставлять «обстоятельств, исключающих юридическую ответственность» и «оснований освобождения от юридической ответственности». Сопоставлять различные виды юридической ответственности. Анализировать особенности и значение института юридической ответственности в системе российского права. Демонстрировать знания по определению фактических и юридических оснований привлечения лица к юридической ответственности. Владеть юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой Владеть навыками анализа законов и выявлять в них принципы юридической ответственности |
11. | Правосознание и правовая культура. Правовой нигилизм, пути его преодоления | ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ПК-2, ПК-8, ПК-9. | Знать понятие правового сознания и правовой культуры; функции и структуру правосознания, историческую типологию правосознания; функции и структуру правовой культуры, историческую типологию правовой культуры. Соотношение правовой идеологии и права как идеологического явления. Уметь определять влияние правовой культуры и правового сознания на правовое регулирование, Выявлять общее и особенное в правовом сознании и правовой культуре. Охарактеризовать состояние правосознания и правовой культуры в современной России. Определять формы проявления правового нигилизма. Разработать методики анализа уровня правовой культуры. Разработать формы повышения правовой культуры населения. Владеть навыками социологического исследования при определении уровня правовой культуры учебной группы, коллектива, граждан |
3.2. Содержание дисциплины (программа курса)
Общеобразовательное и профессиональное значение общей теории государства и права. Становление научной и учебной дисциплины: история и современность. Энциклопедия права. Философия права. Общая теория права. Социологическая юриспруденция. Объект и предмет теории государства и права. Место в системе социальных и юридических дисциплин. Понятие методологии теории государства и права. Разнообразие подходов к изучению государственно-правовых явлений. Теория государства и права и правопонимание. Концепции правопонимания. Предмет и структура теории государства и права. Методология теории государства и права. Теоретические (предметные и методологические) перспективы развития юридической науки. Теоретико-методологический статус теории государства и права. Уровни исследования государственно-правовых явлений: эмпирический (функция описания), теоретический (функция объяснения), методологический (эпистемологическая функция — определение границ исследования государственно-правовых явлений), аксиологический уровень (функция отношения или понимания), идеологический уровень (функция обоснования). Эмпирическая юриспруденция, теоретическая юриспруденция, правовая эпистемология, правовая аксиология, доктринальная юриспруденция.