Правовое воспитание
Одной из важных задач государства является процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания. Эта деятельность называется правовым воспитанием. Данная функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям, и другим структурам государственного аппарата.
^ Направления правового воспитания:
1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;
2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;
3) самовоспитание;
4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).
^ Способы правового воспитания – убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение и наказание.
В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.
Правовое воспитание — это постоянное, систематическое воздействие на индиви-да и общество с целью формирования у них правовой культуры. Цель правового воспитания конкретизируется через частные его задачи: 1) усвоение индивидами правовых знаний, т.е. знаний законодательства, знаний своих прав и обязанностей; 2) повышение авторитетности права в сознании индивидов; 3) формирование четкой ориентации на правомерное поведение. Субъектами правового воспитания выступают как институты государства, так и институты гражданского общества: семья, трудовые коллективы, объединения граждан, учебные заведения, СМИ, политические деятели, преподаватели, журналисты и др. Правовое воспитание населения в современном государстве выступает как одна из задач, реализуемых, как правило, в ходе выполнения целевых программ.
Так, в Украине разработана и действует Национальная программа правового просвещения населения. Формы правового воспитания: 1) правовое обучение — состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе и иных учебных заведениях. Эта форма является наиболее эффективной и результативной, поскольку она предоставляет воспитываемому индивиду определенную систему правовых знаний; 2) правовая пропаганда — заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения при помощи публикаций юридической литературы (тексты нормативно-правовых актов, комментарии к ним) и СМИ (пресса, телевидение, радиовещание, Интернет). Данная форма правового воспитания привлекает своими широкими возможностями — она доступна практически неограниченному числу индивидов; 3) юридическая практика — способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия людей в процессе, прежде всего, правоприменительной деятельности (судов, правоохранительных органов и др.
органов государства). Исполнение решений правоприменительного органа способствует закреплению имеющихся у него знаний права; 4) непосредственная реализация права. Юридические действия, осуществляемые индивидом самостоятельно (например, участие в выборах, заключение сделок), на практике подтверждают полученные знания, способствуют выработке умений и навыков исполнения, соблюдения и использования правовых норм; 5) самовоспитание — связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений. Без самовоспитания не может быть эффективной ни одна из форм правового воспитания. Только собственные усилия по приобретению правовых знаний, размышления о правовой действительности способствуют выработке подлинной правовой культу-ры личности. Методы правового воспитания — это совокупность приемов и способов, с помощью которых приобретаются правовые знания, умения и навыки, формируется уважение к праву и социальным ценностям, которые оно охраняет. Основные методы правового воспитания — убеждение, поощрение, позитивный пример, принуждение и наказание.
Страница: 7 из 62; <<назад ^ вперед>> |
Соотношение права и правосознания |
Во-первых, правосознание представляет духовную предпосылку правотворчества. Законы, указы и другие нормативные акты, издаваемые государственными органами и должностными лицами, являются продуктом сознательной деятельности людей. Прежде чем создать тот или иной нормативный акт, люди должны иметь ясное представление об общих целях и задачах правового регулирования, понимать необходимость его принятия, умело формулировать его текстуальное содержание. Все это предполагает профессиональное правосознание лиц, уполномоченных от имени общества осуществлять правотворчество. Во-вторых, правосознание составляет непосредственное содержание государственной воли общества, образующей сущность права. В-третьих, правосознание является исходной основой исполнения и соблюдения норм права в точном соответствии с их смыслом. Если нормативные акты отражают потребности общества и соответствуют его представлениям о справедливости и необходимости их создания, то, руководствуясь своим правосознанием, люди сообразовывают свое поведение с требованиями норм права. В-четвертых, правосознание представляет исходную основу правильного применения норм права уполномоченными на то должностными лицами и органами государства. Нигилизм как общественное явление |
Термин«нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое означает «ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизмхарактеризуется:
а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;
б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;
в) не сопряжен с позитивной программой;
г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.
В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может бытьполитическим, религиозным, нравственными т.п.
Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность.
Проф. Н.И. Матузов выделяет следующиеформы правового нигилизма:
а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;
б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
в) издание противоречивых правовых актов;
г) подмена законности целесообразностью;
д) конфронтация представительных и исполнительных структур;
е) нарушение прав человека;
ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.).
Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, опассивнойи активной формах правового нигилизма. Дляпассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения.Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.
Во-вторых, проф. В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм:
а) на высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин);
б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов);
в) ведомственный. Последний проявляется в том, что нередко подзаконные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии.
Правовой нигилизм - это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтомупути борьбы с ним должны быть разнообразны. Это:
а) реформы социально-экономического характера;
б) изменение содержания правового регулирования, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев населения;
в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судебной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду;
г) улучшение правоприменительной практики;
д) теоретическая работа в этом направлении, и др.
Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улучшения состоянияправовойкультуры общества, ее обогащения.