СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства

Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженным в них.

Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом, права или обязанности граждан и организаций. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Государство и личность: взаимная ответственность
Взаимная ответственность государства и личности — самостоятельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину. Это своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.
“Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”, — закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.
Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:
1) ответственность правительства перед представительными органами;
2) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;
3) импичмент (процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц) и т.п.
Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могут быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.
На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Виды юридической ответственности по отношению к личности, нарушившей правовые нормы:
— уголовная (применяется только за преступления; никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством; меры уголовного наказания — наиболее жесткие формы государственного принуждения, направленные преимущественно на личность виновного, — лишение свободы и т.д.);
—административная (наступает за совершение административного проступка на основе законодательства об административных
правонарушениях и выражается, в частности, в таких мерах, как штраф, лишение специального права и т.п.);
— гражданская (наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Полное возмещение вреда — основной принцип гражданско-правовой ответственности; возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например выплатой неустойки);
— дисциплинарная (применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины; для наложения взыскания должны быть затребованы объяснения от нарушителя трудовой дисциплины; налагается администрацией предприятия, учреждения, организации; в отношении же отдельных категорий — дисциплинарными коллегиями; меры дисциплинарной ответственности — выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.);
— материальная (наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей).
Таким образом, отношения между государством и личностью должны быть партнерскими и осуществляться на основе взаимной ответственности.

 

Соотношение общества и государства имеет специфические черты. Понятия «общество» и «государство» часто отождествляют, но они имеют существенные отличия. Общество – это сложная, динамическая система исторически сложившихся форм совместной деятельности и отношений, возникающих между людьми. В обществе отношения возникают на основании различных явлений и процессов действительности. Общественные отношения тесно взаимосвязаны и объединяются в экономическую, политическую, социально-культурную и иные сферы общественной жизни. Государство – это политическая, территориальная организация власти. Общество возникло намного раньше, чем государство. По своему содержанию понятие «общество» шире, так как государство является составной частью, элементом общества. В общество, кроме государства, также входят различные политические партии, различные общественные организации, которые участвуют в политической жизни общества. Государство играет в обществе главенствующую роль, так как является единственным официальным представителем всего общества и обеспечивает координацию всей общественной жизни. Поэтому государство обладает относительной самостоятельностью от общества. Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, которое уважает, обеспечивает свободу, создает возможность реализации прав человека и гражданина, вырабатывая механизмы ограничения и контроля над деятельностью государства. Структура гражданского общества: 1) личность, интересы которой ограничены только интересами других людей; 2) объединения людей (политические партии, общественные и религиозные объединения, семьи и т.д.); 3) экономические отношения и соответствующие им институты (собственность, труд, предпринимательство и т.д.); 4) духовные и культурные отношения, а также соответствующие им институты (образование, наука, культура и т.д.); 5) информационные отношения и соответствующие им институты (средства массовой информации, наблюдательные советы и т.д.). Гражданское общество – сообщество экономически и политически свободных индивидов, которому присущи: 1) наличие демократических прав и свобод, устанавливающих достойный уровень жизни людей; 2) управление государственной властью, которая является легитимной, легальной, правовой и не вмешивается в частную жизнь личности, но создает необходимые условия для их жизнедеятельности; 3) активное использование механизма самоуправления; 4) использование правовых и иных форм социального контроля над государством; 5) свободное формирование общественного мнения; 6) всеобщая информированность и т.д.

ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ

Правовой статус личности – правовое положение личности в обществе, которое включает в себя совокупность признаваемых и гарантируемых государством прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности. Основные принципы: 1) принцип всеобщности, закрепляющий права человека независимо от его гражданства; 2) принцип неотчуждаемости, предполагающий невозможность отказа человека от своих прав и невозможность государства ограничить их без достаточных для этого оснований; 3) принцип непосредственного действия, предполагающий действие вне зависимости от конкретизирующего законодательства; 4) принцип равноправия, запрещающий дискриминацию отдельных категорий граждан; 5) принцип государственной защиты прав и свобод, обязывающий государство создать эффективный механизм защиты прав и свобод человека от каких-либо проявлений произвола. Структура правового статуса личности: 1) правовые нормы; 2) правосубъектность личности; 3) основные субъективные права и юридические обязанности личности; 4) законные интересы личности; 5) гражданство; 6) юридическая ответственность; 7) правовые принципы и отношения; Виды правового статуса личности: 1) общий правовой статус – это конституционный статус, основное содержание которого составляют субъективные права и юридические обязанности, зафиксированные в Конституции и нормах международного права как основополагающие и равные для всех граждан государства; 2) специальный правовой статус – это родовой статус, отражающий правовое положение определенной категории граждан (правовой статус студентов, пенсионеров, военнослужащих и т.д.). Личности, обладающие специальным правовым статусом, имеют предусмотренные законодательством специфические, дополнительные права, обязанности, льготы; 3) индивидуальный правовой статус – это единичный статус личности, который отражает правовое положение конкретного человека и его взаимодействие с обществом и государством. Индивидуальный правовой статус включает в себя совокупность персонифицированных прав и обязанностей конкретного лица. Данный статус динамичен, т.е. меняется вместе с изменениями в жизни человека; 4) правовой статус физических лиц: а) российских граждан, находящихся за рубежом; б) иностранных граждан, находящихся на территории РФ; в) лиц без гражданства; г) лиц с двойным гражданством; д) беженцев; е) лиц, которые работают в экстремальных условиях и особых регионах страны; 5) правовой статус юридических лиц; 6) отраслевой правовой статус; 7) профессиональный и должностной правовой статус и т.д.