Правовое государство и гражданское общество. Правосознание и правовая культура. Законность и правопорядок.

Правовое государство - это государство, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти, в котором правовыми средствами реально обеспечены права и свободы человека и гражданина и вся публично-политическая деятельность государства осуществляется в строгом соответствии с правом и законом. Принципы правового государства:

1) господство права во всех сферах жизни общества и верховенство закона;

2) незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина;

3) взаимная ответственность гражданина и государства;

4) принцип разделения властей как конституционный и институциональный политический принцип;

5) принцип правовой экономики;

6) развитое гражданское общество, которое надежно осуществляет контроль за государственной властью, и прежде всего, за исполнительной.

Гражданское общество – это термин, который впервые был введен Аристотелем. В развитие концепции гражданского общества вложили свои идеи такие ученые, как итальянский мыслитель Никколо Макиавелли, голландский государственный деятель и юрист Гуго Гроций, английский философ Томас Гоббс, французский философ и просветитель Шарль-Луи Монтескье, французский философ и писатель Жан-Жак Руссо и др.

Аристотель практически ставил знак равенства между государством и обществом. Английский философ Джон Локк говорил, что абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом. Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт вывел различия между гражданским обществом и государством:

гражданское общество - это система общественных учреждений индивидов; в таком обществе существует приоритет естественного права; главный субъект гражданского общества - человек;

государство - это система государственных учреждений; в государстве приоритет отдается праву, исходящему от государства (оно получило название позитивного права); главный субъект в государстве - гражданин.

Гражданское общество пришло на смену традиционному обществу, иерархическому, жестко разделенному на отдельные независимые друг от друга социально-экономические организмы. Все экономические и социальные связи в традиционном обществе были замкнуты рамками локальной общности, мир для каждого индивида начинался и кончался в этих пределах. Соответственно и человек от рождения полностью зависел от клановых, сословных связей, традиций и ритуалов. С другой стороны, он был защищен своим социумом, в границах которого ему гарантировалось безопасное, привычное, регламентированное существование. Рынок и развитие производства трансформировали иерархическую сословную организацию в новое социально-экономическое пространство. Локальные общности в нем воссоединялись, сословные преграды преодолевались, и начали формироваться отношения политического, гражданского равенства. Характерные для традиционного общества клановые социальные группы сменились свободными самостоятельными субъектами.

Становление такого общества - сложный, длительный и болезненный процесс, поскольку он связан с превращением человека в нового индивида, в индивидуальность, умеющую жить «без подпорок» своей социальной ячейки, обычаев и традиций. На смену индивиду, опутанному неписаными регламентациями, пришел гражданин, не зависящий от диктата социальной ячейки, свободный в своих целях и потребностях. Соответственно новым социальным, экономическим связям и типу личности формируется и адекватная государственная структура, в основе которой лежит право, постепенно создается система гарантий гражданских свобод и прав личности.

Главным для политического устройства такого общества является его характеристика как правового демократического государства преимущественно в форме республики. Оно характеризуется радикальными преобразованиями всей системы социальных институтов и их функций.

Гражданское общество - это та часть жизни людей, в которой они самостоятельно реализуют свои интересы, объединяются по интересам, регулируют отношения через созданные ими же организации. Государство не должно без излишней необходимости вмешиваться в дела общества. Люди в гражданском обществе должны быть независимы от государства, прежде всего независимы экономически, т.е. они должны обладать частной собственностью и иметь самостоятельные и достаточные доходы. Таким образом, гражданское общество предстает как сообщество свободных индивидов, система самостоятельных институтов, независимых от государства отношений. Признаки гражданского общества:

индивидуальная свобода. Это предполагает широкую степень личной свободы человека - свободу слова, свободу собраний, объединений, передвижения, избирательную свободу, свободу в выборе собственности, профессии и т.п. В гражданском обществе каждый индивид имеет возможность при необходимости привлечь государство к суду, а государство не должно вмешиваться в частную жизнь;

наличие среднего класса. Это предполагает наличие обеспеченной, экономически самостоятельной и независимой прослойки людей, обладающих чувством ответственности перед обществом. Средний класс - социальная основа и опора гражданского общества;

открытость общества. Это предполагает, что информация свободно перемещается в обществе и доступна, в том числе информация о том, что делает государство, государственные органы, должностные лица. В таком обществе нет культа секретности, обеспечена свобода печати, критики. В международных делах такое общество открыто для сотрудничества, взаимодействия с партнерами из-за рубежа;

плюрализм (политический, экономический, идеологический). Это предполагает, что в таком обществе существует многообразие партий/общественных организаций, форм собственности, идеологических концепций, доктрин, воззрений, и государство не навязывает какую-то одну из них, не монополизирует политическую, экономическую или идеологическую сферу жизни;

самоуправляемость общества. Это предполагает, что люди самостоятельно управляют своими интересами, создают общественные органы и организации, в том числе местные органы самоуправления;

правовое государство. Это предполагает, что государство несет по отношению к обществу определенные обязанности и прежде всего обязанность закрепить законами и гарантировать естественные права человека. Граждане в таком обществе должны уметь уважать право. Право является приоритетом как для граждан, так и для государства, должностных лиц.

Одной из серьезных проблем динамичного развития гражданского общества в России является слабая законодательная база, регламентирующая такую деятельность. Эксперты критически оценивают практически все законодательство Российской Федерации, затрагивающее некоммерческий сектор: Федеральный закон "Об общественных объединениях" (1995 г.), Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (1996 г.), Федеральный закон "Об автономных учреждениях" (2006 г.). При этом отмечается ряд наиболее существенных препятствий на пути формирования полноценного гражданского общества:

- федеральные законы, как правило, не рассматривают общественные организации в качестве независимых субъектов;

- представители гражданского общества (рядовые) часто сталкиваются со значительными трудностями при обеспечении защиты своих интересов, в том числе и правовыми средствами;

- крайне неразвита практика общественного контроля за деятельностью властных структур;

- неразвиты формы парламентского контроля;

- очень слабо осуществляется судебный контроль за действиями властных структур;

- наблюдается некоторая бессистемность институционального развития гражданского общества.

Все эти вопросы нуждаются в дальнейшей проработке с целью принятия надлежащих решений.

Исходя из положения, что средний класс является опорой внутриполитической стабильности государства, высшее руководство страны уделило особое внимание формированию среднего класса в России. Согласно Концепции развития России до 2020 г., к среднему классу отнесены люди с доходом свыше шести прожиточных минимумов, имеющие автомобиль, банковские сбережения, регулярно отдыхающие за границей. Однако эти критерии не учитывают жилищную обеспеченность, с учетом которой средний класс и составляет всего около 10%. А по мнению экспертов Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), критерии по определению представителей среднего класса должны быть следующими. Во-первых, они должны быть, как правило, с высшим образованием. Во-вторых, с таким уровнем дохода, чтобы половину денег без ущерба для текущего момента можно было переводить в сбережения. В-третьих, с хорошими жилищными условиями: наличие жилья в двух видах - в городе и "на природе". В-четвертых, это люди, у которых есть автомобиль, и не один в семье, а как минимум два, если она состоит из четырех человек. В-пятых, - серьезно занимающиеся своим здоровьем и понимающие, что правильный образ жизни - одно из главных условий их активной деятельности. В-шестых, представители среднего класса должны иметь возможность обеспечить своим детям высшее образование, необходимое лечение, стартовый капитал для приобретения жилья.

Правосознание представляет собой совокупность мысленных и чувственных оценок правовых явлений, правовых отношений. В научной литературе правосознание определяется как часть (вид) общественного сознания, содержанием которого являются взгляды, убеждения, идеи, которые относятся к праву. Данное определение с формальных позиций соответствует понятию правовой идеологии. В структуре правосознания существуют еще чувственные элементы – совокупность психологических реакций, чувств, эмоций, настроений, привычек, стереотипов: радость, огорчение, удовлетворение, недовольство, равнодушное отношение по поводу принятия или отмены закона и т.п., образующие правовую психологию.

Правосознание по своей глубине может быть обыденным, научным, профессиональным. Обыденное правосознание бывает у обычных людей, и складывается оно на базе повседневной жизни. Научное правосознание характерно для ученых; профессиональное - для профессионалов-юристов.

По количеству носителей правосознание может подразделяться на индивидуальное и коллективное. Законодатель должен учитывать, каким образом воспринимаются нормы права отдельной личностью и общественными структурами - партиями, ассоциациями, организациями, социальными группами, просто толпой (на митингах, демонстрациях и т.п.).

Особенностью российского правосознания на протяжении многих лет истории были и во многом остаются элементы правового нигилизма. Он выражается такими чертами, как высокий уровень преступности, правонарушений, пренебрежение идеями прав и свобод человека и гражданина, правового государства, неверие в право, недоверие к праву. Часто государство принимает жесткие законы, заведомо молчаливо соглашаясь с тем, что они не будут выполняться. Между обществом и властью возникает нечто вроде негласного сговора: народ соглашается терпеть жесткий закон, обходя его при необходимости правдами и неправдами, а власть соглашается смотреть сквозь пальцы на несоблюдение закона и не очень строго наказывать за его невыполнение. Эту черту российского правосознания подмечали и раньше. А.И. Герцен писал: «Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство» (СС., М., 1950, т. 7, с. 251). С этим созвучна и известная мысль М.Е. Салтыкова-Щедрина о том, что суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.

В правовой системе правосознание выполняет довольно значительную функциональную нагрузку: преобразование потоков информации от правовой системы к субъекту правовой деятельности и обратно. Подобный информационный обмен осуществляется в сфере правосознания в юридических категориях, концепциях, правовых чувствах, с помощью которых люди оценивают правовую реальность. В силу непрекращающихся коммуникационных связей правосознание призвано отражать общую настроенность и состояние правового развития, служить интеллектуальной основой правовой системы.