Культурный статус музейного экспоната

Со

Б) Взаимосвязь основных функций и дефиниции музея

• 27


«горизонта» рассматриваемых явлений. Герменевтика, согласно мысли Ф. Шлейермахера, основоположника этого философского направления, - это не только техника понимания и толкования разных сочинений, но и освоение интерпретативной структуры, характеризующей понимание как таковое. Следует сначала понять целое, чтобы стали ясными его элементы. Данное диссертационное исследование рассматривает музей как социокультурное явление с двух сторон: как субъект и объект культуры. Современные музея являются частью более крупного образования (культуры), которая на них многообразно воздействует, но одновременно музеи сами оказывают значительное влияние на культурные процессы. Применение герменевтического метода во второй главе позволяет проанализировать статус музея в современной культуре как двуединое образование, раскрыв то, как феномен музея отразился в культуре, и то, как реалии западной культуры последних десятилетий отразились в деятельности музеев.

Перспектива изучения музея в рамках философии культуры, как уже упоминалось выше, предложена М.С. Каганом. Системный метод анализа музейной деятельности позволяет рассматривать многочисленные взаимосвязи музея с иными социокультурными институтами в рамках культуры как системы высшего порядка. Построение целостной культурфилософской концепции музея позволяет не только обосновать важность разнообразных музейных функций для музея как комплексного явления культуры и дать историко-культурное осмысление их генезиса, но и предложить прогнозы развития музея в будущем. Итак, существует множество теоретических предпосылок для анализа музея как социокультурного феномена. Задачи данного диссертационного исследования предполагают использование целого спектра методов философии культуры: структурно-функциональный и системный46, феноменологический и герменевтический47, социологический и социокультурный,48 коммуникативный49.

При рассмотрении выразительного и содержательного планов музейной экспозиции

46 Прежде всего, для определения феномена музея как такового в I главе.

47 Для анализа музея как явления современной культуры в главе 2.
48При исследовании музея вхистеме социальных институтов в 3 главе.

49 Для определения аспектов коммуникации музея с посетителями в 4 главе диссертационного исследования.


Исследование социокультурных функций музея должно проводиться с учетом изменений феномена музея с течением времени. Диахроническое изучение деятельности музея позволяет выяснить, что «пополнение и совершенствование музейных функций не прерывалось никогда»50. Бросая общий взгляд на систему функций, выделяемых сторонниками институционального метода в качестве основных, можно говорить о некоторых закономерностях этой системы социальных функций. Первая их них заключена в том, что этот набор функций не является неизменным для всего времени существования музея. По крайней мере с 1990-х гг. можно наблюдать тенденцию расширения как функционального спектра музейной деятельности, так и дефиниции музея, ибо в наши дни под определение музея подпадает все большее число культурных учреждений.

Второе: существуют, существовали и будут вновь появляться иные трактовки сущности музея и его основной функции (или набора базовых функций). Так, Н.Г. Макарова, считает, что «любой музей, вне зависимости от его типа и профиля, функционирует в культуре как социально-эстетический феномен»51. А И.В. Иксанова выделяет три специфически музейные функции: документирование, хранение и коммуникация52. Интерес исследователей к функциональной специфике музея связан с тем, что именно функции определяют положение музея в обществе. С одной" стороны, базовые функции53 музея стабильны. С другой стороны, изначальные функции музея со второй половины XX в. отходят на второй план, уступая место рекреационной и адаптационной (то есть функции социокультурного регулирования) функциям. В связи сэтим,

Бестужев-Лада И., Озерная М. Музей в системе культуры. // Декоративное искусство СССР. 1976. № 9 (226). С. 9.

51 Макарова Н.Г. Социальные функции музея: споры о будущем (материалы дискуссии в отделе
музееведения НИИ культуры). // Музееведение. На пути к музею XXI в. Сб. научных трудов НИИ
культуры. - М., 1989. С. 200.

52 См, например, ее размышления относительно музейных функций в рамках «круглого стола»:
Социальные функции музея: споры о будущем (материалы дискуссии в отделе музееведения НИИ
культуры). // Музееведение. На пути к музею XXI в. Сб. научных трудов НИИ культуры. - М., 1989.
С! 194-196.

53 Прежде всего, это функция накопления и сохранения информации (научно-исследовательская и
хранительская функции), а также основанные на репрезентации и интерпретации музейных коллекций
образовательно-воспитательная и культурно-просветительная функции.


невозможно назвать набор «базовых» функций, которые были бы одинаково важны в любой момент для музеев любого профиля.

Третье, вышеперечисленные функции относятся, прежде всего, к области социальных запросов общества, а они изменчивы. Поэтому «функции музея можно умножать практически беспредельно. Музей весь будет "утыкан" функциями, как роза шипами»54. Среди возможных добавлений к основным функциям можно предложить такие, как производственная (что было особенно актуально в советское время, когда краеведческие, учебные и пр. музеи должны были непосредственно участвовать в производственных процессах), экологическая (функция стала важна в последние годы в связи с проблемой загрязнения окружающей среды) и иные.

Четвертое, «в реальной практике ни одну из функций нельзя выделить в чистом виде»55. Так, научное исследование собранного в музее культурного материала означает не только его освоение в рамках профильных дисциплин, но и использование данных предметов и информации о них для образования, просвещения и воспитания аудитории, для организации их досуга или решения актуальных современных проблем. Некоторые исследователи теперь зачастую именно . полифункциональность рассматривают в качестве главной характеристики музея в ряду иных социокультурных институтов. «В то же время, с точки зрения культурологии, основной функцией музея стоит признать удовлетворение культурных потребностей человека. Эволюция этих потребностей от простейших, вроде обладания ценными или престижными предметами, до современных потребностей в освоении историко-культурной среды поселения или региона и составляет магистральное направление эволюции социокультурных функций музея»56. Объяснение факта вариативности музейных функций заключается в том, что музеи разного профиля актуализировали на каждом определенном этапе исторического развития те функциональные модели, которые были максимально востребованы.

• Гнедовский М.Б. Социальные функции музея: споры о будущем (материалы дискуссии в отделе музееведения НИИ культуры). // Музееведение. На пути к музею XXI в. - М., 1989. С. 203.

55 Макарова Н.Г. Социальные функции музея: споры о будущем (материалы дискуссии в отделе
музееведения НИИ культуры). // Музееведение. На пути к музею XXI в. - М., 1989. С. 201.

56 Дукельский В.Ю. Социальные функции музея: споры о будущем (материалы дискуссии в отделе
музееведения НИИ культуры). // Музееведение. На пути к музею XXI в. - М., 1989. С. 199.


Функции накопления и сохранения различных культурных ценностей, заключенных в подлинных предметах, являются древнейшими музейными функциями, которые можно встретить еще в протомузейных собраниях древности. В тот период такими ценностями становились, прежде всего, ритуальные предметы, наделяемые сакральной силой. Несомненно, собирательская и хранительская функции присущи и современным музеям. Но музей- это, прежде всего, коммуникативная система: без экспонирования собранных коллекций, без ознакомления с ними широкой аудитории музей как культурная институция не существует. Поэтому только в XIX в., после эпохи буржуазных революций, сформировавшей институт публики, появляется музей классического типа. Идея публичности, однако, являлась детищем более ранней эпохи Просвещения с ее пафосом равенства людей и их прав, в том числе права на эстетическое и иное образование. Воплощая интенцию просветителей, музей в XIX в., в период распространения классического типа музейной организации стал приобретать образовательно-воспитательную функцию. Существует мнение, что просветительная, образовательная, зрелищно-развлекательная и адаптационная функции «получили полное завершение вообще лишь в XX в., когда музей стал подлинно демократическим учреждением»57.

Положение музея в обществе определяется его функциями и заметное повышение статуса этого социокультурного института с 1970-х гг. (с начала «музейного бума») по наши дни находится во взаимосвязи с различными культурными и социальными процессами. В целом можно констатировать постепенное снижение статуса иных социокультурных учреждений, таких как семья, среднее и высшее образование, различные внемузейные институты приобщения к культурному наследию (библиотека, в определенной степени театр, кино и т.п.). Так, для значительной части молодежи роль транслятора культурной и иной информации выполняет в первую очередь Интернет. Музей же за счет экспонирования подлинных предметов, а не только их изображения противостоит процессу виртуализации культуры. И следствием несводимости музея к иным формам репрезентации культурного многообразия становится

57 Бестужев-Лада И., Озерная М. Музей в системе культуры. //Декоративное искусство СССР. 1976. № 9 (226). С. 9.


повышение статуса современного ' музея, особенно учитывая тенденцию уменьшения роли многих иных институтов культуры.

Суммируя вышесказанное, музей можно определить как актуальную, социально востребованную форму сохранения и трансляции информации, заключенной в подлинных предметах. Нельзя не подчеркнуть, что музей не является единственным институтом сохранения и распространения историко-культурных сведений, это лишь один из множества институтов культуры, который, однако, приобрел во второй половине XX в. огромное значение. . В настоящее время и в повседневном употреблении, и в музееведческой литературе наблюдается расширение понятия музея, который теперь может отождествляться с любым видом хранения культурно значимой информации: это всевозможные собрания, выставки и коллекции, даже целые районы с жителями, постройками, ландшафтами, и, кроме того, виртуальные собрания чего бы то ни было. «Можно ли считать музеями Берлинскую стену, Великую Китайскую стену, Эйфелеву башню, крейсеры "Аврора" или "Белфаст"? Трактовка музея в

современном обществе приобретает расширительный характер» . Если признать сущностным ядром музея коллекцию подлинных предметов, представляющих концепт той или иной сферы действительности, то все вышеперечисленные объекты являются музеями. Только виртуальные «музеи», отказавшиеся от предметности своих «экспонатов»,. не являются музеями в традиционном понимании этого феномена культуры.

В целом можно констатировать, что отличие музея от иных культурных институтов в сохранении овеществленной информации, а также в разнообразном воздействии посредством этой информации на музейную аудиторию. В музее информация о реальности «записывается» в вещественных, письменных, фотографических и иных формах. Информация в виде предметов-фрагментов реальности является диагностическим признаком музея. Существует при этом точка зрения, что музеем может называться также собрание копий предметов или произведений искусства в том случае, если подлинники утрачены и есть достаточно научных данных для воссоздания этих предметов59. При этом стоит

58 Лысикова О.В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». - М.: Флинта:
Наука, 2002. С. 9.

59 См. об этом: Музеефикация памятников архитектуры: теория и практика (80-е гг.). - М., 1989. С. 17.


отметить, что подлинные предметы обладают несравнимо большей культурной (и музейной) ценностью, чем копии, особенно в современной культуре.

Именно опора на подлинные вещи как предметные носители информации отличает музеи от архивов и библиотек, которые сохраняют документальную и письменную информацию. Если же, например, книга интересна не только своим содержанием, но и как уникальный предмет, она с успехом может стать экспонатом музея. Это и происходит в музеях, в первую очередь в мемориальных (литературных, театральных и пр.), когда.прижизненные издания или книги из личной библиотеки являются полноценными объектами экспозиции. В этом же аспекте накопления, сохранения и репрезентации информации в виде подлинных предметов можно рассматривать отличие музея от учреждений системы образования и воспитания, научно-исследовательской и культурно-просветительной сферы, рекреации и социокультурного регулирования.

Предметное изобразительное искусство тоже, казалось бы, имеет дело с вещами окружающего мира, с их более-менее реалистичным изображением. Но изображения предметов лишь иллюзорно знакомят нас с этими предметами. Музей же обращается к нашему непосредственному восприятию, включая знакомство с подлинными вещами, выставленными на экспозиции, в наш жизненный опыт. В современной культуре музей мало связан с (естественно)научным исследованием вещей. «Он выступает в роли посредника между наукой, искусством, природой и человеком»60. Так, ученый экспериментально изучает вещь, писатель- описывает, художник- рисует, а музейный работник организует демонстрацию подлинной вещи на экспозиции.

Будучи субъектом и объектом культуры, музей не может не отражать изменения, происходящие на том или ином этапе развития культуры и социума, а также не воздействовать на иные сферы культуры. Условия определенной исторической эпохи ставят перед институтами культуры задачи удовлетворения тех или иных общественно значимых потребностей. Так, во времена изменения политического строя обычно возникает проект воспитания нового человека, носителя определенной идеологии. Со времен буржуазных революций музей активно включается в процесс формирования такого нового человека. Или,


например, создание национальных государственных музеев во многих европейских странах в XIX-XX вв. сопровождало процесс национального самоопределения. На каждом этапе культура выдвигает те или иные требования к музею, его функциональной направленности и, соответственно к его структуре. Примеры можно найти в любой период существования музея.

Музей хранит овеществленную память как связь прошлого, настоящего и будущего. Он сопрягает в себе два мира: мир объективных вещей и отношений и мир субъективных .оценок, интерпретаций, мир ценностей. Соединяя в пространстве экспозиции всевозможные предметы61 из различных сфер бытия, музей не копирует реально существующий мир, а создает свое собственное пространство, основанное на выражении посредством предметов той или иной концепции и живущее по своим законам, т.к. концепты сменяют друг друга.

Собирание редкостей и достопримечательностей является присущим только человеку свойством, также как и попытка упорядочить свои впечатления, найденные или приобретенные предметы и даже опыт. «К музею имеет отношение сама наша внутренняя интенция, наша потребность восстанавливать связь...»62. Как было показано Т.П.Калугиной, «музейная культурная форма» имманентно присуща 'культуре, ибо отдельному человеку, как и всей культуре в целом, характерно стремление сохранять разнообразные вещи, наделенные символическим значением. Однако не любая совокупность вещей может претендовать на статус музейного собрания. Музей- это не свалка различных старых вещей. Музейные экспонаты объединяет общая концепция музея или же идея временной выставки. Но, в любом случае, бессмысленное собирание любых предметов и документов имеет небольшое отношение к современным музеям, коллекции которых являются предметными характеристиками той или иной сферы действительности.

Сартр писал: «Если человеческие общества являются историческими, это следует не просто из того, что они имеют прошлое, но из того, что они

60 Бестужев-Лада И., Озерная М. Музей в системе культуры. //Декоративное искусство СССР. 1976. № 9
(226). С. 7.

61 Исследование особенностей вещи как культурного объекта и предметных характеристик музейных
экспонатов (выделенных на основании их качеств объектов культуры) достойно отдельного
рассмотрения. В данной работе этому посвящен параграф «Культурный статус музейного экспоната».

" Лысенко О. // Музей, анти-музей. - СПб, 1995. С. 25.


восстанавливают его в качестве памятника» . Таким памятником прошлому являются разнообразные музеи. То, что в наши дни все более увеличивается число музеев и разнообразие их тематики, с одной стороны, говорит о высоком уровне развития современной культуры, потому что, по мнению многих мыслителей, развитие музеев является репрезентативной характеристикой общего состояния культуры: «по состоянию кладбищ и музеев можно определить уровень нашей коммуникации, уровень нашей... реализации»64. С другой же стороны, это свидетельствует о желании сохранить любые приметы повседневности, чтобы отложить на' завтра их понимание и систематизацию. Поэтому музей, который «является показателем уровня культуры страны, города, человека»65, может характеризовать не только положительные тенденции культуры, но и те направления ее развития, которые если не негативны, то, по крайней мере, амбивалентны.

В культуре XX в. музеи все сильнее приобретают функции критика и даже «йослёднего судьи», призванного дать беспристрастную оценку явлениям культуры. Но, несмотря на кажущуюся объективность, связанную с подлинностью хранимой и экспонируемой музеем вещи, музей не свободен от субъективизма идеологических, научных и иных мыслительных конструкций, и, в любом случае, музей- это взгляд из настоящего, учитывающий нынешнюю социокультурную ситуацию и ее задачи. Как «институт отбора памятников культуры»66, музей формирует семантическое поле интерпретации выставленных на экспозиции предметов. При этом музей как культурный институт являет собой целый комплекс посредников между вещью и человеком. Это и различные специалисты, работающие в музее, и внешние факторы, воздействующие на жизнь музея. Поэтому на восприятие подлинного предмета влияют и общая научная концепция музея, и представление о месте данного конкретного экспоната в системе коллекции, и распространенные в обществе в определенный исторический момент идеологические установки, и принципы организации экспозиции, и иные факторы. В целом, исследование музея как идеологической

63 Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто. - М., 2000. С. 508.

64 Лысенко О. // Музей, анти-музей. - СПб, 1995. С. 25.

65 Бестужев-Лада И., Озерная М. Музей в системе культуры. //Декоративное искусство СССР. 1976.
№ 9 (226). С. 7.

66 Там же.


инстанции, предлагающей, а то и навязывающей посредством экспонатов определенные установки, предполагает рассмотрение множества взаимосвязанных вопросов, в том числе отношения музея с обществом и с властными институтами, интересы которых ему необходимо учитывать в своей работе.

Подводя итог рассмотрению функциональных особенностей музея как социокультурного института, можно констатировать вариативность его функций, которая обусловлена и внешними условиями, и внутренней логикой развития этого культурного феномена. Музей- это целостная сфера культуры, все функции которой взаимосвязаны. Если социальные функции музея сложны и разнообразны, то основная его культурная роль - сохранение предметного поля культуры и связанных с ним коннотативных значений как резервуара культурных идей, концепций, моделей, смыслов, важных для современности или могущих быть актуализированными последующими поколениями. «Музей, таким образом, осуществляет важнейшую функцию в системе культуры: обеспечивает непрерывность ее развития- общечеловеческого, национального, социального»67. Эта культурная роль стабильна. Однако способы ее реализации изменчивы: от храма музей движется к форуму (месту обмена мнениями) и, далее, к модели рынка, стремясь наиболее успешно реализовать имеющийся у него «товар» - заключенное в экспонатах историко-культурное наследие.

Современный музей можно определить как способ сохранения и трансляции культурной информации, заключенной в коллекции подлинных предметов, документов и вспомогательного материала. Такое понимание музея вполне традиционно. Новыми являются современные формы коммуникации музея с посетителями, нетрадиционные функции, приобретенные музеями за последние десятилетия (адаптация человека к поликультурной и полирелигиозной среде, организация досуга и общения посетителей в рамках музейных и парамузейных программ и т.п.). Как актуальная форма культурной коммуникации, музей изменяется с течением времени. Не остается неизменной также и дефиниция музея, расширяется определение данного феномена. В этом смысле можно говорить, что определение музея связано с его функциональной спецификой.

67 Там же.


Опора на предметные носители информации является сущностным признаком музея как социокультурного института, поэтому философско-культурологический анализ музея представляется невозможным без рассмотрения специфики вещей как феноменов культуры, а также особенностей музейных экспонатов "как наделенных особой ценностью предметов, содержащих и репрезентирующих разнообразные культурные смыслы.

Любой функционирующий в культуре предмет существует в двух плоскостях: материально-природной и идеальной, внеприродной. Последний аспект появляется, когда вещь «выходит за рамки» своего материального бытия, когда она становится проявлением идеального содержания, выражением приписываемых ей культурных смыслов. Предмет в системе культуры- это совокупность его материальных характеристик как подлинного фрагмента реальности и его культурного смысла, то есть тех значений, которые получает вещь в данной конкретной культуре. Культурным объектом может быть как созданный человеком артефакт, так и любой природный объект, ставший предметом рефлексии и наделенный тем или иным культурным смыслом.

Традиция философского дискурса рассматривает бытие через призму системы категорий (вещей, свойств и отношений). Обычно категории, используемые при философском анализе определенной сферы реальности, двойственны и определяются через взаимное соотнесение друг с другом, как, например, материя и сознание, причина и действие. Тройственность категорий вещей, свойств и отношений образует замкнутую систему. «Категории вещи, свойства и отношения тесно связаны друг с другом и переходят друг в друга»68. Согласно выводам А.И. Уемова, исследовавшего эту систему категорий, категория вещи является центральным звеном для категорий свойства и отношения, хотя сводить любые из этих категорий к одной было бы неправильно, ведь «свойства и отношения столь же объективны, как и вещи»69.

«Чтобы изучить предмет как субстрат реальности, ее материальный носитель, - продолжает Уемов, - необходимо выявить его устройство, генезис,

68 Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. - М.: Издательство АН СССР, 1963. С. 175. 69-Там же.


смысл и место в иерархии бытия. При этом в равной степени важны чувственная и логическая ступени познавательного процесса»70. Среди свойств предмета, важных для его функционирования как в культуре, так и в музейной сфере, основными являются информативность, аттрактивность, экспрессивность и репрезентативность. Информативность- это важнейшее свойство предмета, означающее его способность быть источником историко-культурных, научных и прочих данных о развитии природы иобщества. Аттрактивность как способность привлекать внимание основана на внешних характеристиках предмета (его цвете, размере, необычной форме, эстетических свойствах и пр.). Экспрессивность - это характеристика эмоционального воздействия. Экспрессивны в первую очередь мемориальные предметы и подлинные вещи-свидетели тех или иных исторических событий. Репрезентативность- это «мера возможности восстановить, воспроизвести представление о целом по его части»71.

Все предметы в рамках определенной культуры обладают качествами символа, будь то актуально или потенциально. Именно способность вещи выражать идеальное содержание и выступать элементом всеобщей коннотативной связи внутри культурного универсума позволяет ей функционировать в системе культуры. Культурный предмет важен не только сам по себе, но и как символ тех отношений, в которые он включен. Главными из этих отношений являются пространственно-временные и причинные, то есть предмет интересен в силу своей возможности охарактеризовать те особенности времени и места, которые связаны с его появлением или функционированием в культуре."

Как овеществленное знание, функционирующий в культуре предмет является неким вместилищем, заключенных в нем традиций, идей и образов. «Совокупность таких предметов представляет невербальное поле культуры — область теоретических исследований и концептуальных построений»72. Постепенное увеличение в культуре количества и сложности предметов и

70 Мастеница Е.Н. Информационный потенциал музейного предмета: этнокультурный аспект // Музей.
Традиции. Этничность. XX-XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвященной 100-
летию Российского Этнографического музея. - СПб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. С. 328.

71 Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 555.

72 Окладникова Е.А. Этнографический музей сегодня: В поисках перспектив приемлемого будущего.
\\ Музей - за горизонтом очевидного: Традиционное искусство в контексте музея. - СПб.: РАН, МАЭ,
1998. Вып. 1: С. 43.


связанных с ними смыслов привело к потребности систематизировать, упорядочить их, выделить особенности сходных друг с другом вещей. Собранные в Европе к эпохе Нового времени многочисленные церковные и светские коллекции стали организовывать согласно новым принципам классификации. Эта тенденция к упорядочиванию накопленных знаний, умений и предметов отразилась и в иных сферах. В естественных наука это привело к развитию физики, механики, оптики, химии, биологии, географии, к внедрению экспериментальных методов. Система языкознания в этот период характеризуется появлением грамматик европейских (и не только) языков. Для объяснения познавательных структур Дж. Локк вводит понятие семантики как общей теории знаков. В это время появляются предпосылки появления нового института культуры, каковым стал музей.

Интересно, что вещь в своей материально-телесной сути снова входит в тезаурус культуры в эпоху Нового времени. Стараниями ренессансных деятелей произошел возврат ■ к античной гармонии духовного и материального. Отталкивание от средневекового аскетизма, построенного на отрицании телесно-материальных характеристик бытия в пользу духовных, привело создателей ренессансных «кунсткамер» к стремлению собрать наибольшее число всяческих предметов. «Первые музеи эпохи Возрождения... показывали разнообразие, часто курьезное, телесного мира»73. Новоевропейская культура добавляет вещи к безусловной для средневековья достоверности текстовых источников. «Возникают "кунсткамеры" как собрания редкостей и древностей, которые позже преобразуются в музеи, призванные воздвигать исторический фундамент для подтверждения достоверности текстов, иллюстрируя их. Новые технологии XX века создают еще целый ряд способов для подтверждения истинности нашего прошлого, например, спектральный анализ»74.

Вещь может функционировать как культурный объект в силу своей способности изменяться. С течением времени не только физические, но и ценностные характеристики предмета могут трансформироваться. Приобретение нового историко-культурного, социально-политического, эстетического и пр.

73. Бестужев-Лада И., Озерная М. Музей в системе культуры. //Декоративное искусство СССР. 1976. №■9 (226). С-7.

39 -


значения, добавление иного взгляда на предмет может значительно изменить его характеристики (информативность, экспрессивность, аттрактивность и репрезентативность). Смена контекста способна значительно трансформировать смысл вещи. «Очевидно, что "осязательные" и "метафизические" пространства любой "вещи" (в аристотелевском смысле слова) - утвари и памятника, ситуации и события, - не совпадают и непрерывно изменяются, составляя замысловатые сочетания, соотносясь как с конкретными историческими горизонтами, в пределах которых "вещь" получает онтологическое статусное закрепление, так и с мемориальными наслоениями...»

Один и тот же предмет, например, портрет молодой женщины в серебряной раме с инкрустацией, может восприниматься по-разному: как художественное произведение, относящееся к творчеству художника той или иной живописной школы; как портрет музы композитора, художника или поэта; как предмет интерьера, характерный для быта состоятельных горожан; как изображение исторической личности; как изделие работы известного ювелира или целой мастерской и т.п. Не существует одного или нескольких «истинных» значений вещи. Новые обстоятельства, дополнительные сведения или же внешние по отношению к этой вещи установки расширяют смысловое поле толкований культурного значения данного предмета. Для вещи как культурного объекта принципиально важна многозначность и возможность приращения новых значений с течением времени.

Вещи,"имеющие хождение в культуре, обычно подвергаются социологизации, то есть приобретают определенный статус как знаки того или иного социокультурного смысла. Но эти смыслы не являются раз и навсегда закрепленными за данными вещами. Изменение смыслового поля предмета может происходить в различных плоскостях: как увеличение или снижение его историко-культурной, эстетической, идеологической или иной значимости. Обычно предмет, долго функционировавший в культуре (практически любая старинная вещь), обладает большим значением, чем предмет новый, не обладающий своей историей и обаянием предыдущих эпох. Но, например,

74 Сурова Е.Э. Европеец «отчужденный»: Персоналистская личность.- СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2004. С. 64.