Форма гос-ва – организация гос. власти и устройство гос-ва в целом.

Библиографический список

    1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. проф. В.Г. Стрекозова. - М.: Издательство «Интерстиль», 2002.
    2. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник для ВУЗов. - М.: Юрист, 1999.
    3. Мелехин А.В. Теория государства и права. :Учебное пособие- М., МЭСИ, 2005. — 250 с.
    4. Л. Р. Симонишвили / Формы правления. История и современность: учебное пособие
    5. "Формы государственного (территориального) устройства: исторический подход". -- Основы государства и права, №1, 2005г.

1. Форма правления – структура организации высших органов государственной власти, порядок их образования, взаимодействия и распределения между ними компетенций.

Монархия(бессрочность; наследственность; единоличность управления)

Республика(коллегиальность (коллективность) правления; выборность; разделение властей)

абсолютная (неограниченная) - монарх ни с кем не делит верховную власть – сам издает законы, назначает чиновников на все высшие должности, вершит суд и управляет государством по собственному усмотрению, а если привлекает советников, то их советы для него необязательны; монарх не несет ответственности перед кем-либо; отсутствуют представительные учреждения (парламент) (Саудовская Аравия).

конституционная (парламентская) – власть монарха, как главы исполнительной власти, ограничена Конституцией; даже если монарх назначает министров, то они несут ответственность перед парламентом и зависят от его вотума недоверия (Англия, Голландия)

президентская - президент избирается населением на определенный срок; президент является главой государственной и исполнительной власти; президент формирует правительство, которое несет ответственность перед ним; законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым населением на определенный срок; президент лишен права роспуска парламента, однако имеет такое право в отношении палат парламента; право парламента выдвижения импичмента президенту в случае нарушения им Конституции или совершения преступления, отсутствует пост премьер-министра (Аргентина, США).

парламентская - верховенство парламента, перед которым правительство несет ответственность; президент назначается парламентом и является только главой государства, не обладая при этом большими властными полномочиями; правительство формируется парламентом из представителей тех партий, которые на выборах получили большинство голосов избирателей, и, следовательно, большинство мест в парламенте; правительство возглавляет премьер-министр; парламент имеет право на вотум недоверия правительству, что влечет за собой уход правительства в отставку; президент может досрочно распустить парламент и назначить новые выборы (Германия, Италия).

дуалистическаямонархия – монархия, при которой существует двойственность (дуализм) верховной власти: монарх сохраняет всю полноту исполнительной власти (формирует правительство, т.е. назначает и смещает министров по своему усмотрению, и они несут перед ним ответственность), при этом законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из выбранных народом представителей (депутатов). (Эфиопия, Кайзеровская Германия)

смешанная (суперпрезидентская) - президент избирается населением на определенный срок; президент формирует правительство, которое несет ответственность перед ним; парламент не имеет право на вотум недоверия правительству; президент имеет право роспуска парламента; наличие поста премьер-министра (Франция). Россия – смешанная республика с доминирующим положением президента.

2. Форма гос. устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами.

Унитарное государство — это единое целое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти. Для такой формы характерны единые для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство местными органами. (Франция) На всей территории действует одна конституция, одно законодательство, одно гражданство. Составные части не обладают государственным суверенитетом. По степени их зависимости от центра унитарное государство может быть централизованным и децентрализованным. В первом случае главы на местах назначаются из цента, во втором — избираются населением (Китай, Япония).

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное устройство неоднородно. В разных странах оно имеет уникальные черты и особенности, которые определяются историческими, национальными, культурными и бытовыми особенностями. Территория состоит из территорий субъектов федерации. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральному центру. Субъекты федерации обладают правом принятия собственных конституций, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. В большинстве федеральных государств существует единое гражданство, в парламенте имеется палата представляющая интересы членов федерации. Федерации строятся по национальному и территориальному признаку. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов: субъекты федерации не являются государственными образованьями, субъекты лишены права прямого представительства в международных отношениях. Не предусмотрен односторонний выход субъектов. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством и особенностями. Субъекты являются национально-государственные образования, которые отличаются национальным составом, культурой, бытом, традициями; строятся на принципе добровольного объединения с правом наций на самоопределение. Субъекты обладают государственным суверенитетом, имеют свои высшие органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Субъекты могут иметь свое гражданство, границы свои представительства в международных организациях; высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации (Индия, Россия).

Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При таком устройстве члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. Отличия: конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации; нет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета; сохраняется гражданство членов, хотя режим перемещения внутри конфедерации упрощен. Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единой таможенных правилах и т.д. Как правило, конфедерации недолговечны — они или распадаются или превращаются в федерацию (Швейцария).

4.

Государственный режим — важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим — понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов).

Демократический. Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.

Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.

Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.

Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.

Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других — режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

Демократия —политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, все граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством, в том числе через свободно избранных представителей. Гражданам обеспечиваются личные, политические и гражданские права и свободы.

Тоталитаризм —характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества; фактической ликвидацией конституции, прав и свобод; репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Для политического режима тоталитарного толка характерно насильственное навязывание населению государства общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом

Авторитаризм — это система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться, от умерено авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашисткой диктатуры.