Генезис педагогики досуга

 

Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания педагогика досуга оформилась во второй половине ХХ века. Ее истоки просматриваются в культурно-историческом опыте народов, в развитии досу-говедения как науки, отражающей педагогическое осмысление культурно-досуговой практики. Одним из основоположников мирового досуговедения считается Джофф Дюмазедье. Его основные труды: «На пути к обществу досуга» (1962 г.), «Досуг и город» (Т. I. – 1966 г.; Т. 2. – 1976 г.).[1] Но настоящую сенсацию в зарубежном досуговедении произвела монография Дж. Дюмазедье «Культурная революция свободного времени» (1988 г.).[2] По этой книге в течение 1989-1991 гг. в ряде городов Канады, США, Великобритании, Австралии была проведена серия научных конференций.

В 80-х годах ХХ столетия Д.Кларк и Ч.Критчер выпускают книгу под интригующим названием «Дьявол находит работу для праздных рук».[3] Уже в самом названии книги отчетливо слышится сигнал тревоги: досуг – это не только благо, но и своеобразное поле для асоциального поведения. И это действительно так. Досуг – явление достаточно сложное. В зависимости от того, на что он направлен, он может быть позитивным или негативным. Отсюда такой интерес к проблемам досуга, как в теории, так и на практике, что, в свою очередь, не может не дать положительного эффекта.

Педагогика досуга имеет в нашей стране добротную историко-педагоги-ческую основу. В числе отечественныз педагогов, занимавшихся исследова-ниями вопросов внешкольного образования, семейной педагогики, организа-ции досуга, влияния на развитие личности окружающей социальной среды в первую очередь следует назвать работы В.П.Вахтерова, К.Н.Вентцеля, И.И.Горбунова-Посадова, А.С.Залужного, А.У.Зеленко, Н.Ф.Каптерева, М.В.Крупениной, П.Ф.Лесгафта, К.И.Львова, В.Г.Марца, Е.Н.Медынского, Г.С.Моложавого, А.Ф.Родина, Н.А.Рыбникова, С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина.

Среди современных российских ученых, внесших значительный вклад в развитие педагогики досуга, следует назвать работы М.А.Ариарского, Н.К.Бак-лановой, В.З.Дуликова, А.Д.Жаркова, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, Ю.А.Стрельцова, Ю.С.Моздоковой, Г.Н.Новиковой, Н.Н. Ярошенко и др.[4] В работах этих авторов рассматривается широкий круг проблем социально-культурологического образования, его педагогических компонентов, обеспече-ния органической взаимосвязи культурологической и педагогической подго-товки специалистов социокультурной сферы, социальной работы с идеей наци-онально-культурного возрождения России.

Принципиальное значение для педагогики досуга имеет огромный пред-шествующий опыт и научные разработки ученых в области развития теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности: А.Я.Айзенберга, С.А.Белякова М.Н.Вечера, Д.М.Генкина, М.И.Зеленецкого, А.Г.Сасыхова, А.Г.Соломоника, В.Я.Суртаева, В.С.Цукермана. В них культурно-досуговая деятельность квалифицируется как педагогическое явление досуговой жизни, важнейшая разновидность педагогического труда, соответствующая самым строгим педагогическим критериям.

В осмыслении досуга как социального явления, его генезиса, в анализе его педагогических проблем большую роль играют идеи ученых в области теории и методологии социальной педагогики (Ю.П.Азаров, В.Г.Бочарова, Ю.В.Ва-силькова, Т.А.Василькова, В.З.Вульфов, С.И.Григорьев, М.П.Гурьянова, А.И.Загвязинский, В.А.Сластенин, Г.Н.Филонов, Т.Ф.Яркина и др.); теории коллектива (А.С.Макаренко, Т.А.Мальковская, Л.И.Новикова); технологии воспитательного процесса (Питюков В.И., Щуркова Н.Е.); общения как фактора воспитания (В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик); проблем непрерывного образования и педагогики взрослых (А.В.Владиславлиев, М.Т.Громкова, А.В.Даринский, С.И.Змеев, Ю.П.Кулюткин и др.); педагогической антропологии (Б.М.Бим-Бад, В.Б.Куликов, В.И.Максакова).

Осуществляя междисциплинарный подход к огромному по своим масш-табам воспитательному и образовательному опыту в сфере досуга и твор-чества, можно определить сам процесс воспитания и образования как с педа-гогических, так и с культурологических позиций, выявить сущность этого процесса как вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) вместе с педагогом, организатором досуга в современную социально-культурную среду, в созданный цивилизацией и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к неиссякаемым родникам народной педагогики и народного творчества

Современное исследование культурологических и педагогических концеп-тов досуга отражено в новейших научных парадигмах, содержащихся в работах ученых постсоветского пространства – М.А.Ариарского, В.В.Кирсанова и Ю.А.Стрельцова.[5] Оценки этих авторов отражают взаимосвязь педагогики досуга с общим процессом культурогенеза в стране, характеризуют ключевые понятия досуговой деятельности, определяют аксиологию досуга исходя из того, что культура служит не только отдыху и развлечению, не только вос-становлению нормального состояния тела и души, а является целью и средством развития человека, обуславливающими повышение уровня досуго-вой деятельности и, следовательно, культурного уровня самого человека.

Педагогика досуга как целостная дисциплина также может быть описана с помощью ряда системных признаков (по В.Г.Афанасьеву): историчность, компоненты, интегративные качества и коммуникативные свойства, присущие каждому из элементов, функциональные характеристики.

История педагогики досуга нашла отражение в работах советских и пост-советских авторов И.С.Андреевой, А.П.Виноградова, Д.И.Гусева, Е.Д.Клюско, Г.Я.Никитиной, Т.А.Ремизовой, С.А.Пиналова, Г.И.Чернявского, Л.С.Фрид. Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накоплен-ного многими поколениями в организации своего досуга, элементы которого могут быть использованы с успехом в сегодняшней педагогической реальной практике. Освоение истории педагогики досуга – неотъемлемой части культуры общества – имеет огромное теоретическое и практическое значение.

Педагогика досуга обладает такими признаками науки как предмет иссле-дования, категориально-понятийный аппарат, дифференциация данной науки. Возникновение и диалектика развития педагогики досуга связаны с фило-софским, культурологическим, педагогическим, социально-психологическим обоснованием термина. Предшествующие или сопутствующие этой категории понятия «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», культурно-просветительная работа», «культурно-массовая работа», «допол-нительное образование» на протяжении долгих лет неоднократно меняли свое содержание, оставляя при этом общую для всех педагогическую направ-ленность. Их современной преемницей стала культурно-досуговая деятель-ность – составная часть социально-культурной деятельности. Социально-педагогические аспекты этой деятельности представляют основу педагогика досуга.

В систему педагогики досуга входят такие составные части как история педагогики досуга, теория педагогики досуга, технология педагогики досуга.

История педагогики досуга исследует возникновение и развитие культурно-воспитательной практики, теорий досуга, общих и частных методологических концепций в различные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики досуга необходимо для того, чтобы глубже пони-мать в настоящее время решаемые вопросы.

Теория педагогики досуга изучает закономерности передачи социально-культурного опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.

Технология педагогики досуга – направление, занимающееся проектиро-ванием управляемых воспроизводимых культурно-воспитательных процессов. Технология педагогики досуга представляет собой целостный процесс, обус-ловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм социально-культурной деятельности. Ценность педагогических технологий в досуговой сфере заключается в том, что основанные на использовании опреде-ленного алгоритма они могут быть воспроизведены во многих культурно-досуговых ситуациях с другими объектами и субъектами влияния.

Термин «педагогика досуга» в жизни употребляется в трех значениях: как досуговая практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социальной и социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теории, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков.

Характерно, что по своему содержанию и наполнению досуговая практика, в оценках современников, являлась важнейшей разновидностью педагогического труда, в целом и в частности, соответствуя самым строгим педагогическим критериям. Не случайно позиции многих исследователей как послереволю-ционного, так и более позднего советского времени сводились на том, что досуговая деятельность – это педагогически организованная свободная деятель-ность населения с целью развития, рекреации и удовлетворения своих куль-турных потребностей. Такое понимание позволило квалифицировать досуговую деятельность как педагогическое явление социальной жизни.

Взаимосвязь социального и культурного в досуговой практике определяется через соотношение: социальное – форма взаимодействия, культурное – резуль-тат взаимодействия. Социальное и культурное растворены друг в друге, поскольку в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей.

Педагогический процесс в сфере культурного досуга можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая – в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям.

Как учебный предмет педагогика досуга – прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном развитии и использовании междисципли-нарных связей с другими науками (социальная педагогика, психология, социо-логия досуга, прикладная культурология, социально-культурная деятельность и др.) и адаптирования их к решению задач, возникающих в досуговой сфере. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений о процессе педагогической организации отдельных сторон досуговой деятельности.

Педагогика досуга как целостное исторически сложившееся явление, отрасль научных знаний исследует исторические истоки досуговой деятель-ности. Изучение педагогических аспектов досуговой деятельности в ее дина-мичном развитии привлекает к себе все большее внимание ученых. Оно не только способствует более глубокому проникновению в сущность данного явления, но и помогает увидеть события современности как закономерный результат движения человеческого общества от низших форм к высшим.

Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накоп-ленного многими поколениями в организации своего досуга, элементы кото-рого могут быть с успехом использованы в современной досуговой практике. Освоение истории культурного досуга – неотъемлемая часть культуры об-щества – имеет огромное воспитательное значение. Оно формирует в человеке гражданские качества, пробуждает чувство уважения к культурным традициям своего народа, содействует развитию исторической памяти.

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чем проявляется многогранность педагогики досуга как отрасли педагогического знания?

2. Какие этапы развития прошла педагогика досуга в своем становлении?

3. Почему организация досуга является процессом и результатом педаго-гической деятельности?

4. Что исследует педагогика досуга на современном этапе?

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. – Л.: ЛГИК, 1990.

2. ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуры».- М.. 1992.

3. Клюско Е.М., Никитина Г.Я. Краткая история культурно-досуговой деятельности //Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. – М.: МГУКИ, 1998. – С.10-72.

4. Киселева Т.А., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. – С. 17-43.