Применение норм права

Глава 7. Действие права ' 479

Действие права во времени, в пространстве, ■ I по сфере регуляций и по кругу лиц

Эффективность действия права — это меры (степень) до­стижения правовых целей действующего законодательства в различных сферах правовой регуляции.

Показатель эффективностидействующего права пред­ставляет собой соотношение между последствиями реализации норм законодательства (т.е. результатами их действия) и пра­вовыми целями этих норм1.

В процессе действия и реализации норм права решаются и находят свое удовлетворение различные экономические, социальные, политические и другие неправовые цели, задачи, интересы и потребности, являющиеся объектами правовой ре­гуляции. Право содействует осуществлению и удовлетворению таких неправовых целей, интересов и потребностей не прямо и непосредственно, а опосредованно — во всеобщей правовой форме. Поэтому право не следует превращать в средство и инструмент экономики, политики, идеологии и т.д. и об эффек­тивности действия права судить по степени достижения соот­ветствующих экономических, политических, идеологических и иных неправовых целей.

Эффективность действующего права зависит от множества объективных и субъективных факторов — социальных, эконо­мических, идеологических, юридических и т.д. К числу важных

1 См.: Лапаева В.В. Эффективность закона и методы ее изучения // Эф­фективность закона. М., 1997. С. 28—44.


478; Раздел V. Доктрина и догма позитивного права

юридических факторов эффективности действия праваотно­
сятся; правовое качество (правовой характер) действующего,
законодательства; степень его социальной обусловленности ,и
легити№1р,0ранво?ти ,(учщ правовое .согласование и, компро­
мисс интересов различных социальных, «лов* групп и тдаудет,
общественного мнения)} уровень правосознания и юридической,
культуры граждан и должностных лиц; общее состояние за­
конности и правопорядка в обществе, особенно в сфере право­
применительной деятельности. : ; . ' :

Действие права — это действие составляющих его разно­
образных норм, которые в официальной форме выражены в
различных нормативно-правовых и иных правоуетановительных
актах; Действие этих, актов и установленных в них правовых
норм имеет свои пределы, определяемые временными и тер­
риториальными границами такого действия, а также рамками
объектов нормативно-правовой регуляции и кругом адресатов
соответствующих норы права. • , ч

Эти характеристики пределов действия норм права офици­ально закрепляются в соответствующих норматйбно-правовых актах. Но при трактовке данной проблематики следует > иметь в виду, что пределы действия самого норматйвно^правового акта в целом и содержащихся в нем отдельных норм совпада­ют далёко не всегда. Так; Возможны случай, когда ЙЙт"'продол­жает действовать, но отдельные его нормы изменяются или отменяются. Возможны и такие случаи, когда акт в целом от­менен, но отдельные его нормы продолжают действовать в той или иной форме (например путем закрепления этих норм в новых актах, регулирующих те же отношения).

Действиево времени определяется периодом времени от момента вступления нормативно-правового акта (и содержа­щихся в нем норм) в силу до момента ее утраты.

Время вступления в законную силу разных нормативно-правовых актов определяется различными способами: 1) време­нем принятия акта, 2) временем, которое указано в самом акте или в специальном акте о введении в действие данного акта,, 3) временем официального опубликования акта.или 4) по истечении определенного времени после официального опуб­ликования акта.


По общему правилу, если иное не установлено в самих нормативных актах, в Российской Федерации законы вступа­ют в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования; нормативные акты Президента и Правитель­ства РФ— по истечении семи дней после их официального опубликования; нормативные акты министерств и ведомств внутриведомственного характера — с момента их государствен­ной регистрации в Министерстве Юстиции РФ, а акты общего значения, подлежащие официальной публикации, — по исте­чении десяти дней после их официального опубликования.

Многие нормативные акты Президента РФ и Правитель­
ства РФ предусматривают их вступление в силу с момента
принятия или официального опубликования акта. Со дня ее
официального опубликования вступила в силу и Конститу­
ция РФ. ■ ■ - ■-' ■■.■■■: ■'■■■•'". • .: • ■'■ ' j'

В специальных актах о введении в действие принятого нормативного акта могут быть предусмотрены различные сро­ки вступления в силу различных положений (норм) данного акта. Так, в Федеральном Законе о введении в действие Уго>-ловного кодекса РФ, принятого в 1996 г., установлено, что данный Уголовный кодекс вводится в действие с 1 января 1997 г., за исключением его положений о наказаниях в виде обязательных работ и ареста, которые будут введены в дей­ствие федеральным законом после вступления в силу Уголов­но-исполнительного кодекса РФ по мере создания, необходи­мых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 года.

Момент утраты силы нормативного акта определяется: 1) датой истечения срока действия временного акта, если этот срок не продлевается; 2) датой отмены акта; 3) датой вступле­ния в силу нового акта, включающего в себя предмет регуля­ции прежнего акта.

По общему правилу, нормативные акты (и содержащие­ся в них нормы) не имеют ни обратной силы, т.е. не распрос­траняются на отношения, возникшие до момента их вступле­ния в силу, ни последующей силы, т.е. после момента их от­мены полностью теряют свою силу. Однако допускаются неко­торые исключения из этого обЩего правила, й в ряде случаев в законодательном порядке может быть признана обратная или последующая сила того или иного акта (и соответствующих его норм).

Так, обратной силой, как правило, наделяются норматив­но-правовые акты, отменяющие или смягчающие уголовную и административную ответственность.


480 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права

Последующее действие акта (и его отдельных норм) — это так называемое переживание акта, т.е, продление дей­ствия ("жизни") отмененного акта на отношения, возникшие до момента его отмены. Подобные исключения, допускаемые обычно гражданским законодательством, продиктованы необг ходимостью обеспечения стабильности в регуляции соответству­ющих общественных отношений и уверенности их участников в достижении планируемых целей своих законных действий.

Действие нормативных актов в пространстве определя­ется той территорией," на которую распространяется действие нормативно-правовых актов данного государства.

В состав этой территории входят суща, включая недра и континентальный шельф (подводная часть материка); внутрен­ние и территориальные воды государства (в пределах 12 мор­ских миль); воздушное пространство над сушей и водной ча­стью территории; а также территории посольств, военных кораблей, всех морских и воздушных судов, находящихся вне территории, других государств, космических кораблей и стан­ций, а также других объектов в космосе и открытом море, принадлежащих данному государству.

Порядок и правила экстерриториального действия норма­тивных актов государства на территории его посольств в дру­гих государствах определяются международным правом.

Нормативно-правовые акты высших и центральных госу­дарственных органов в унитарном и федеративном государстве действуют на всей территории государства, акты территори­альных государственных органов — на соответствующих тер­риториях, акты субъектов Федерации — на территории соот­ветствующих субъектов, а акты органов местного самоуправ­ления — на территории соответствующих муниципальных об­разований. Возможные исключения из этого общего правила устанавливаются в законодательном порядке.

Действие нормативного акта по сфере регуляции опреде­
ляется объектом правового регулирования, т.е. теми обществен­
ными отношениями, на которые распространяется юридичес­
кая сила норм данного акта. !

Нормы различных актов •— с учетом специфики объектов их регуляции и сферы их действия -^ относятся к определен­ной отрасли права с присущими ей особенностями предмета и метода правового регулирования. Это означает, что в каждой сфере правовой регуляции действует тот особый правопорядок (те нормы и соответствующие акты), который установлен в процессе исходной правовой регуляции с учетом специфики общественных отношений данной сферы.


Глава 7. Действие права 48 Г

По общему правилу, нормы (и соответствующие акты), регулирующие общественные отношения в сфере одного пра­вового института или отрасли, не распространяют свое дей­ствие на отношения в регулятивной сфере других правовых институтов и отраслей. Лишь в некоторых случаях (например для восполнения пробелов в правовой регуляции) допускается так называемое субсидиарное (Вспомогательное) действиетех или иных норм (и актов) вне своей регулятивной сферы.

Действие нормативных актов по кругу лицопределяет­ся составом всех тех субъектов права, которым адресованы требования данного акта (его норм).

По общему правилу, под действие нормативно-правовых
актов подпадают все лица (физические и юридические лица,
должностные лица, граждане, иностранцы и лица без граждан­
ства), находящиеся в пространстве действия соответствующего
акта:* "" ' ■ '■>.■-■■■ ■ ■• f"' ■ . ■■■■■"

Однако из этого общего правила есть ряд исключений.

Так, субъектами соответствующих прав и обязанностей по­литического характера (например права избирать и быть из­бранными в органы государственной власти, права участвовать в управлении делами государства, права членства в политичес­ких партиях, обязанности нести военную службу и т.д.) могут быть только граждане данного государства. Иностранцы и лица без гражданства не входят в круг адресатов таких норм. Но они являются субъектами прав и обязанностей во всех других сфе­рах правовой регуляции, и на них распространяется действие соответствующих норм (норм гражданского, уголовного, пред­принимательского права и т.д,).

Особую группу составляют иностранцы (главы иностранных государств и правительств, руководящие сотрудники иностран­ных посольств и консульств, некоторые другие категории ишь странных граждан), которые в соответствии, с положениями международного права обладают дипломатическимиммуните­том и в силу- этого не подлежат уголовной и административ^ ной ответственности на территории и по законам других госу­дарств.

Адресатами некоторых норм (и актов) являются специаль*-
ные
субъекты, т.е. не все лица, а лишь определенная катего­
рия лиц, характеризуемых особыми признаками (например
работники химической промышленности, ветераны труда,
жители Крайнего Севера, субъекты налогообложения, долж­
ностные лица, лица призывного возраста, годные к военной
службе, и т.д.). ■ ■ ,


482 Раздел V. Доктрина и догма позитивного прав:

3. Реализация норм права

Реализация норм права — это осуществление их требо­
ваний посредством соответствующих форм поведения субъек
тов права. ^

Эти формы поведения субъектов права обусловлены харак­тером самих правовых требований. .

По своему характеру требования права делятся на две вида: 1) запреты субъектам права совершать неправомерные (противоправные) действия и 2) предписания субъектам прав* совершать определенные правомерные действия при осуществ­лении их прав и обязанностей В соответствии с этим двум* основными формами реализации права являются: 1) соблюде­ние запретов и 2) и исполнение предписаний.

В поведенческом плане соблюдение правовых запрете!
означает пассивное воздержание от совершения неправомер­
ных действий (недеяние правонарушений) и не связано с со­
вершением каких-либо активных действий, в том числе и пра­
вомерных. '

Исполнение правовых предписаний, напротив, требует on всех субъектов права соответствующих активных правомерны? действий для реализации их прав и обязанностей.

Основной смысл этих предписаний как общих правил правореализации состоит в том, что — в силу двустороннегс (предоставительно-обязывающего) характера права в целом — использование субъектом правореализации своего права всегдг должно сочетаться с исполнением им определенных обязанно­стей: праву субъекта правореализации всегда соответствует (корреспондирует) его надлежащая обязанность, а правам и обязанностям одних субъектов правореализации — обязан­ности и права других субъектов правореализации.

В сфере правореализации, как и в праве в целом, нет од­носторонних прав и односторонних обязанностей, нет субъек­тов лишь с правами и субъектов лишь с обязанностями. Этс означает; что сам процесс реализаций норм права должен но* сйть правбвой'харак'гёр, а действия и взаимоотношения субъектов правореализации должны осуществляться в норма -тйвнЬ йвязующей их (й согласующей их права и обязанности] форме правовых отношений.

Общим основанием, признаком и критерием правомерно­сти всех видов правореализующих действий и актов всех субъектов права является обусловленность и обоснованность реализаций соответствующего, закрепленного в диспозиции


Глава 7. Действие права 483

правовой нормы, их, ;ррава или обязанности реальным наличием
всех конкретных условий (надлежащих юридических фактов),
которые предусмотрены в гипотезе данной;нормы^Правореа-
лизация без соответствующего правореализациовдшго осно­
вания и условия — это правонарушение. ■

К числу правореализующих действий относятся и право­
применительные действия государственных органов и должно­
стных лиц по осуществлению их обязанностей и прав. При всех
своих особенностях (официально-властный характер статуса
субъекта действия, содержания его компетенции, принимае­
мых им правоприменительных актов и т.д.) правоприменитель­
ные действия, как и все остальные правореализующие дей­
ствия других субъектов права, должны осуществляться имен--
но как исполнение соответствующих предписаний права по
общим для всех правореализующих субъектов правилам и
единой нормативно-регулятивной модели. л •,- •!■■■,.;■.:■:•:>

Подчинение правоприменительных действий и в цел<зм: всей правоприменительной деятельности этим; общеправовым требованиям и единым правилам реализации норм права явля­ется необходимым условием обеспечения правовой законно­сти во всей деятельности государственных органов и долж­ностных лиц, существенной юридической гарантией против

ИХ ПрОИЗВОЛа. ,.-.•;.. ;;'-Ч...,>, '.;.:, ;, ':,',. ,,■■.■,./':.-• ,,■,, ■>,, ■■; ,> )

Осуществление правоприменительных действий в.строгом;
соответствии с предписаниями права и в надлежащей правовой
форме является вместе с тем существенным условием реаль­
ности и успешной практической реализуемости прав и обязан­
ностей всех других субъектов, надлежащего действия, всего
права. ' . • •.

. Применение норм права — это их реализация в предус­мотренных правом случаях и в предписанной им форме пра­вореализующих действий государственного органа (или дол­жностного лица), осуществляемая в пределах его компетен­ции по разрешению конкретных правовых дел и принятию соответствующих правовых актов.

Все государственные органы и должностные лица в сфе­ре своей компетенции занимаются правоприменительной дея­тельностью. И в целом все государственные функции (от пра-воустановления до правоприменения) осуществляются (и долж-


484 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права

ны осуществляться) в виде правоприменительной деятельнос­ти государственных органов и должностных лиц, в форме ре­ализации их компетенции. В совокупности таких правоприме­нительных (правореализующих) действий реально проявляет­ся правовая природа государства. Вместе с тем именно сово­купность правоприменительных действий наглядно демонстрирует правовую форму и правовой характер деятель­ности государства в реальной действительности.

В правоприменительной деятельности реальное состояние действующего права и реальное состояние существующего го­сударства выражены в их неразрывном единстве. Поэтому ка­чество правоприменительной деятельности является самым надежным и достоверным критерием для оценки сложившей­ся правовой и государственной действительности.

В правоприменительной деятельности действия государ­ственного органа (или должностного лица) по реализации им своей компетенции обусловлены и продиктованы его обязанно­стями и правами по разрешению конкретного правового дела. Содержанием такого правового дела может быть любой юри^ дически значимый вопрос, разрешение которого, согласно действующему праву, требует участия компетентного государ­ственного органа, его действий и решений.

В одних случаях, когда речь идет о правонарушениях,правоприменительная деятельность направлена на пресечение противоправных действий, надлежащее рассмотрение совер­шенного правонарушения, привлечение правонарушителя к от­ветственности и принятие компетентным государственным ор­ганом соответствующего решения (в виде, например, приказа директора о выговоре, решения суда о возмещении ущерба, приговора по уголовному делу и т.д.). .

В других случаях, когда речь идет о правомерных дей­
ствиях субъектов права по реализации их прав и обязанно­
стей,
задача и цель правоприменительной деятельности состоят
в надлежащем государственно-правовом обеспечении и гаран­
тировании этих правореализующих действий субъектов права
путем соответствующих собственных правореализующих (пра­
воприменительных) действий со стороны самого компетентного
органа или должностного лица — в виде, например, выдачи
требуемого официального разрешения, необходимой справки
или удостоверения/осуществления регистрации, судебного
удовлетворения правомерного иска и т.д. ,'■■'■'

В этих случаях правореализующие (правоприменительные) действия государственного органа или должностного лица в


Глава 7. Действие права 485

ряде важных моментов — там, где действующим правом пре­дусмотрен официальный государственно-правовой контроль за соблюдением субъектами права правил и надлежащего порядка реализации своих прав и обязанностей, —перекрещиваются с правореализующими действиями других субъектов права. При­чем такими субъектами, реализующими свои права и обязан­ности, могут быть как другие государственные органы и дол­жностные лица, так и иные субъекты (физические и юриди­ческие лица, общественные организации, органы местного самоуправления и т.д.).

Таким образом, правоприменительная деятельность госу­дарственных органов и должностных лиц, представляя собой реализацию ими своей компетенции, содной стороны, является формой государственно-правового контроля и юридической оценкиправореализующих действий и правонарушений других субъектов права, а с другой стороны, сама является объектом такого же контроля и оценкисо стороны соответствующих компетентных органов и должностных лиц.

Правоприменительная деятельность —. это одновременно -и применение' государственным,органом или должностным ли­цом определенной нормы права для решения конкретного пра­вового дела (вопроса), и вместе с тем реализация данным ор­ганом (или лицом) соответствующей своей обязанности (и пра­ва), предусмотренной диспозицией применяемой нормы права. При этом необходимо, чтобы данное конкретное дело (вопрос) входило в круг случаев, предусмотренных гипотезой этой же нормы права. В нормативно-регулятивном плане это означает, что государственный орган (или должностное лицо) вправе и обязан реализовать диспозицию управомочивающей его нормы (т.е. реально использовать те или иные властные правомочия из общего комплекса компетенции данного органа или лица) лишь тогда и постольку, когда и поскольку эта норма приме­няется к правовому делу (вопросу), предусмотренному гипоте­зой данной нормы.

В процессе применения норм выделяются тристадии: I) установление фактических обстоятельств дела; 2) юридичес­кая квалификация этих фактических обстоятельств; 3) приня­тие решения по делу.

Все действия правоприменительного органа и лица на всех стадиях правоприменения — это предписанные приме­няемыми нормами права юридически значимые действия для определения юридического значения соответствующих фак­тических обстоятельств дела и принятия по нему юридичес-


„w.,. ». доктрина и Догма позитивного права

кого решения; Поэтому фактические и юридические аспекты правоприменения и разрешаемого правового дела тесно пе­реплетены совмещены на всех стадиях применения нормы права Юридическое здесь везде должно быть обосновано фактически, а фактическое — установлено в его юридичес­кой значимости.

; Основная задача первой стадии процесса правопримене­ния -— выявление; исследование и установление фактических обстоятельств дела под углом зрения их соответствия правопри­менительным случаям' (условиям, основаниям), предусмотрен­ным Гипотезой определенной нормы; которую необходимо при­менитьПри Соответствующих обстоятельствах.

" Всестороннее, Нолное и объективное юридическое выяв-1 МШву (сбор), Изучение и установление фактических обстоя­тельств дела должно осуществляться В соответствии с общи­ми1 требованиями Достижения объективной истины об этих об­стоятельствах И вместе с тем в строгом соответствии со спе­циальными целями, задачами, формами и средствами их 'юридического исследования для достижения в конечном счё­те не'абстрактной, а Именно конкретной юридически значи­мой объективной истины о правовых свойствах, характери­стиках и значениях исследуемых фактов.' Это специфическое юридическое исследование фактических обстоятельств дела дсшкно проводиться в рамках и на основе установленного правопорядка, в тфедусмотренных ггроцессуальных формах, с помощью надлежащих юридико-доказательственных средств (свидетельские показания, вещественные доказательства, до­кументы, данные экспертизы, личные признания участников 'дела' и т.д.); "■ ■-" ' '""-' ''■'■■■■■'■■ '■■><■■ •--. ^ ■.■•.■■.. ■■ ■ . Собранные и проанализированные формы должнь! носить д0стЬвёрнь1Й характер и в своей совокупности —- в виде фак-ЫчёскЪго состава дела —^полностью соответствовать По сво­им юридически значймым'характерисТйкам^тём условиям, ко-ТорЫе предусмотрены гипотезой применяемой нормы.

' ЮридИчёСкаЯ Квалификация фактических обстоятельств дела (фактического состава дела, включая конкретные дей­ствия^ всех его участников) на второй стадий правопримени­тельного Процесса' — это Продолжение; и завершение их юри^ ЙичёскиХ' (юрйдйко-квалифйка^ионна мотивированных, конк-рёТизировайнЫх и ориентированных) исследований, начатых На первой стадии правоприменения. ВедьИ на первой стадии йоёйрались и изучались не просто факты как таковые, а йкенно определённые, юридически значимые факты, т.е. юри-


Глава 7. Действие права 487

дически характеризуемые, оцениваемые, квалифицируемые факты.

Юридическая квалификация любого факта — это его оценка с точки зрения определенной нормы права, устанавли­вающая конкретное юридическое значение данного факта (действия лица, отношения, события и т.д.). Поэтому все пра­воприменение в целом носит юридико-квалификационный ха­рактер, и различные моменты и аспекты юридической квали­фикации фактических обстоятельств дела присущи всем фор­мам и стадиям правоприменительной деятельности.

На первой стадии правоприменения, когда необходимо вы­
явить, собрать и установить всю совокупность юридически зна­
чимых фактов, первоочередной интерес представляет юриди­
ческая квалификация, фактических обстоятельств с позиций
гипотезы определенной правовой нормы, с точки зрения их
соответствия условиям и требованиям данной гипотезы. Толь­
ко на этой основе выявляется собственно правовой характер
дела (вопроса), определяются конкретные задачи и формы
дальнейшей правоприменительной деятельности, реализуются
права и обязанности участников правоприменительного про­
цесса. . ■,;.■.'.,./ ' ■: : •..•■■.'-■■. .". •■■■':• > ' "- ' >

Исходная юридическая квалификация первичных фактор по делу в дальнейшем или подтверждается, или изменяется с учетом вновь установленных фактов и всей их совокупности в целом. Так что производство по делу, возбужденное по при­знакам одной нормы, в последующем может быть переквали­фицировано на другую норму. Окончательная- юридическая квалификация всего фактического состава дела на основе оп­ределенной нормы права осуществляется на второй стадии процесса правоприменения.

Для установления искомой юридической квалификации не­обходимо, с одной стороны, в окончательном виде проверить и определить правомерность и адекватность юридической оцен­ки всего фактического состава дела (й прежде всего юриди­чески значимых действий его участников) на основе и с; пози­ций именно данной выбранной нормы права, а с другой сторо­ны, еще раз проанализировать саму эту вобранную для юри­дической квалификации норму права. В ходе такого анализа нормы права необходимо выявить и уяснить действительный юридико-регулятивный смысл данной нормы применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого дела (т.е. осу­ществить соответствующее казуальное толкование содержания этой нормы), проверить подлинность текста применяемой нор-


488 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права

мы (его соответствие тексту официальной публикации ориги­нала на момент правоприменения) и распространение ее дей­ствия (во времени, пространстве, по объекту регуляции и кругу лиц) на обстоятельства данного дела.

Окончательная юридическая квалификация установленного фактического состава рассматриваемого правового дела (воп­роса) позволяет перейти к завершающей третьей стадий пра­воприменительного процесса— к принятию решения по дан­ному делу.

В ряде случаев при наличии пробелов в праве юридичес­кая квалификация соответствующих отношений (фактических обстоятельств дела) и решение дела в целом осуществляются посредством надлежащего использования аналогии закона или аналогии права.

Решение по делу представляет собой акт применения
права,
определяющий конкретные права и обязанности субъек­
тов рассмотренного отношения. /

Правоприменительный акт носит индивидуальный (персо­нально определенный) характер, обязателен для исполнения, при необходимости — посредством мер государственного при­нуждения.

Правоприменительньш акт может бьгть выражен в пись­менной форме (в виде самостоятельного письменного докумен­та или письменной резолюции на другом документе), устно (наложение штрафа на месте), посредством официальный зна­ков (жесты регулировщика и т.д.).

Классификация правоприменительных актов по различным группам может быть осуществлена по разным основаниям — по субъектам, принявшим соответствующие акты, по их ре-гулятивно-правовому характеру и т.д.

Правоприменительные акты различных государственных органов и должностных лиц имеют официальные (законода­тельно определенные) типовые наименования, например: рас­поряжение Президента РФ или Правительства РФ; приказ министра или руководителя предприятия, учреждения; поста­новление следователя или прокурора по вопросам предвари­тельного следствия; письменное указание прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбужде­нием и расследованием ими уголовных дел; определение суда по вопросам судебного разбирательства дела; решение суда по гражданским делам; приговор суда по уголовным делам-

И Т.Д. , ■ ■ ; . . ■■■..•■•■. •..■:..•..:


Глава 7. Действие права 489

5. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права

Впроцессе правоприменения может оказаться, что в
действующем позитивном правеотсутствует конкретная
правовая норма,прямо регулирующая обстоятельства рас­
сматриваемого дела. Такая ситуация может означать: 1) либо
сознательное нежелание законодателя (и в целом всех
субъектов правоустановительной деятельности) регулировать
эти обстоятельства; 2) либо наличие пробела вдействующем
позитивном праве. .

В первом случае (лрй отказе законодателя от правовой регуляции данных обстоятельств) соответствующие фактичес­кие обстоятельства не имеют юридического значения. По та­ким обстоятельствам не следует возбуждать юридическое (правоприменительное) дело, а по уже возбужденному делу необходимо вынести соответствующее решение с учетом вы­явленной их юридической незначимости ("юридической нич­тожности").

Под пробелом в праве имеется в виду отсутствие такой нормы права, которая по смыслу действующего права и харак­теру регулируемых им общественных отношений необходима для регулирования данных конкретных фактических обстоя­тельств (фактических отношений), находящихся в сфере сло­жившейся правовой регуляции.

Пробелы в праве могут быть либо следствием неизбежного отставания законодательства от более динамично развиваю­щихся общественных отношений, либо результатом ошибок и упущений самого законодателя, низкого уровня его законо­творческой культуры и т.д.

Выявленные пробелы в праве Moryf быть-восполнены лишь самим законодателем, соответствующим компетентным правоустановительным органом.

Но правоприменительный орган или должностное лицо не вправе ввиду пробела в праве отказаться от рассмотрения и решения соответствующего правового дела (вопроса). Такой отказ означал бы "отказ в правосудии", что противоречит об­щему смыслу права как реально действующего регулятора.

В процессе правоприменения для преодоления прббелов в действующем праве используются такие специальные право-применительные приемы,как аналогия закона и аналогия права. .-■■■••■ ...<:'■■■■.■■. ; ■ . ; ■■ . •■■■ ч. '■■■'. ч:

Аналогия закона — это применение к неурегулированно­му отношению нормы закона (действующего позитивного-ва), регулирующей сходные (аналогичные) отношения.