Применение норм права
Глава 7. Действие права ' 479
Действие права во времени, в пространстве, ■ I по сфере регуляций и по кругу лиц
Эффективность действия права — это меры (степень) достижения правовых целей действующего законодательства в различных сферах правовой регуляции.
Показатель эффективностидействующего права представляет собой соотношение между последствиями реализации норм законодательства (т.е. результатами их действия) и правовыми целями этих норм1.
В процессе действия и реализации норм права решаются и находят свое удовлетворение различные экономические, социальные, политические и другие неправовые цели, задачи, интересы и потребности, являющиеся объектами правовой регуляции. Право содействует осуществлению и удовлетворению таких неправовых целей, интересов и потребностей не прямо и непосредственно, а опосредованно — во всеобщей правовой форме. Поэтому право не следует превращать в средство и инструмент экономики, политики, идеологии и т.д. и об эффективности действия права судить по степени достижения соответствующих экономических, политических, идеологических и иных неправовых целей.
Эффективность действующего права зависит от множества объективных и субъективных факторов — социальных, экономических, идеологических, юридических и т.д. К числу важных
1 См.: Лапаева В.В. Эффективность закона и методы ее изучения // Эффективность закона. М., 1997. С. 28—44.
478; Раздел V. Доктрина и догма позитивного права
юридических факторов эффективности действия праваотно
сятся; правовое качество (правовой характер) действующего,
законодательства; степень его социальной обусловленности ,и
легити№1р,0ранво?ти ,(учщ правовое .согласование и, компро
мисс интересов различных социальных, «лов* групп и тдаудет,
общественного мнения)} уровень правосознания и юридической,
культуры граждан и должностных лиц; общее состояние за
конности и правопорядка в обществе, особенно в сфере право
применительной деятельности. : ; . ' :
Действие права — это действие составляющих его разно
образных норм, которые в официальной форме выражены в
различных нормативно-правовых и иных правоуетановительных
актах; Действие этих, актов и установленных в них правовых
норм имеет свои пределы, определяемые временными и тер
риториальными границами такого действия, а также рамками
объектов нормативно-правовой регуляции и кругом адресатов
соответствующих норы права. • , ч
Эти характеристики пределов действия норм права официально закрепляются в соответствующих норматйбно-правовых актах. Но при трактовке данной проблематики следует > иметь в виду, что пределы действия самого норматйвно^правового акта в целом и содержащихся в нем отдельных норм совпадают далёко не всегда. Так; Возможны случай, когда ЙЙт"'продолжает действовать, но отдельные его нормы изменяются или отменяются. Возможны и такие случаи, когда акт в целом отменен, но отдельные его нормы продолжают действовать в той или иной форме (например путем закрепления этих норм в новых актах, регулирующих те же отношения).
Действиево времени определяется периодом времени от момента вступления нормативно-правового акта (и содержащихся в нем норм) в силу до момента ее утраты.
Время вступления в законную силу разных нормативно-правовых актов определяется различными способами: 1) временем принятия акта, 2) временем, которое указано в самом акте или в специальном акте о введении в действие данного акта,, 3) временем официального опубликования акта.или 4) по истечении определенного времени после официального опубликования акта.
По общему правилу, если иное не установлено в самих нормативных актах, в Российской Федерации законы вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования; нормативные акты Президента и Правительства РФ— по истечении семи дней после их официального опубликования; нормативные акты министерств и ведомств внутриведомственного характера — с момента их государственной регистрации в Министерстве Юстиции РФ, а акты общего значения, подлежащие официальной публикации, — по истечении десяти дней после их официального опубликования.
Многие нормативные акты Президента РФ и Правитель
ства РФ предусматривают их вступление в силу с момента
принятия или официального опубликования акта. Со дня ее
официального опубликования вступила в силу и Конститу
ция РФ. ■ ■ - ■-' ■■.■■■: ■'■■■•'". • .: • ■'■ ' j'
В специальных актах о введении в действие принятого нормативного акта могут быть предусмотрены различные сроки вступления в силу различных положений (норм) данного акта. Так, в Федеральном Законе о введении в действие Уго>-ловного кодекса РФ, принятого в 1996 г., установлено, что данный Уголовный кодекс вводится в действие с 1 января 1997 г., за исключением его положений о наказаниях в виде обязательных работ и ареста, которые будут введены в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ по мере создания, необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 года.
Момент утраты силы нормативного акта определяется: 1) датой истечения срока действия временного акта, если этот срок не продлевается; 2) датой отмены акта; 3) датой вступления в силу нового акта, включающего в себя предмет регуляции прежнего акта.
По общему правилу, нормативные акты (и содержащиеся в них нормы) не имеют ни обратной силы, т.е. не распространяются на отношения, возникшие до момента их вступления в силу, ни последующей силы, т.е. после момента их отмены полностью теряют свою силу. Однако допускаются некоторые исключения из этого обЩего правила, й в ряде случаев в законодательном порядке может быть признана обратная или последующая сила того или иного акта (и соответствующих его норм).
Так, обратной силой, как правило, наделяются нормативно-правовые акты, отменяющие или смягчающие уголовную и административную ответственность.
480 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права
Последующее действие акта (и его отдельных норм) — это так называемое переживание акта, т.е, продление действия ("жизни") отмененного акта на отношения, возникшие до момента его отмены. Подобные исключения, допускаемые обычно гражданским законодательством, продиктованы необг ходимостью обеспечения стабильности в регуляции соответствующих общественных отношений и уверенности их участников в достижении планируемых целей своих законных действий.
Действие нормативных актов в пространстве определяется той территорией," на которую распространяется действие нормативно-правовых актов данного государства.
В состав этой территории входят суща, включая недра и континентальный шельф (подводная часть материка); внутренние и территориальные воды государства (в пределах 12 морских миль); воздушное пространство над сушей и водной частью территории; а также территории посольств, военных кораблей, всех морских и воздушных судов, находящихся вне территории, других государств, космических кораблей и станций, а также других объектов в космосе и открытом море, принадлежащих данному государству.
Порядок и правила экстерриториального действия нормативных актов государства на территории его посольств в других государствах определяются международным правом.
Нормативно-правовые акты высших и центральных государственных органов в унитарном и федеративном государстве действуют на всей территории государства, акты территориальных государственных органов — на соответствующих территориях, акты субъектов Федерации — на территории соответствующих субъектов, а акты органов местного самоуправления — на территории соответствующих муниципальных образований. Возможные исключения из этого общего правила устанавливаются в законодательном порядке.
Действие нормативного акта по сфере регуляции опреде
ляется объектом правового регулирования, т.е. теми обществен
ными отношениями, на которые распространяется юридичес
кая сила норм данного акта. !
Нормы различных актов •— с учетом специфики объектов их регуляции и сферы их действия -^ относятся к определенной отрасли права с присущими ей особенностями предмета и метода правового регулирования. Это означает, что в каждой сфере правовой регуляции действует тот особый правопорядок (те нормы и соответствующие акты), который установлен в процессе исходной правовой регуляции с учетом специфики общественных отношений данной сферы.
Глава 7. Действие права 48 Г
По общему правилу, нормы (и соответствующие акты), регулирующие общественные отношения в сфере одного правового института или отрасли, не распространяют свое действие на отношения в регулятивной сфере других правовых институтов и отраслей. Лишь в некоторых случаях (например для восполнения пробелов в правовой регуляции) допускается так называемое субсидиарное (Вспомогательное) действиетех или иных норм (и актов) вне своей регулятивной сферы.
Действие нормативных актов по кругу лицопределяется составом всех тех субъектов права, которым адресованы требования данного акта (его норм).
По общему правилу, под действие нормативно-правовых
актов подпадают все лица (физические и юридические лица,
должностные лица, граждане, иностранцы и лица без граждан
ства), находящиеся в пространстве действия соответствующего
акта:* "" ' ■ '■>.■-■■■ ■ ■• f"' ■ . ■■■■■"
Однако из этого общего правила есть ряд исключений.
Так, субъектами соответствующих прав и обязанностей политического характера (например права избирать и быть избранными в органы государственной власти, права участвовать в управлении делами государства, права членства в политических партиях, обязанности нести военную службу и т.д.) могут быть только граждане данного государства. Иностранцы и лица без гражданства не входят в круг адресатов таких норм. Но они являются субъектами прав и обязанностей во всех других сферах правовой регуляции, и на них распространяется действие соответствующих норм (норм гражданского, уголовного, предпринимательского права и т.д,).
Особую группу составляют иностранцы (главы иностранных государств и правительств, руководящие сотрудники иностранных посольств и консульств, некоторые другие категории ишь странных граждан), которые в соответствии, с положениями международного права обладают дипломатическимиммунитетом и в силу- этого не подлежат уголовной и административ^ ной ответственности на территории и по законам других государств.
Адресатами некоторых норм (и актов) являются специаль*-
ныесубъекты, т.е. не все лица, а лишь определенная катего
рия лиц, характеризуемых особыми признаками (например
работники химической промышленности, ветераны труда,
жители Крайнего Севера, субъекты налогообложения, долж
ностные лица, лица призывного возраста, годные к военной
службе, и т.д.). ■ ■ ,
482 Раздел V. Доктрина и догма позитивного прав:
3. Реализация норм права
Реализация норм права — это осуществление их требо
ваний посредством соответствующих форм поведения субъек
тов права. ^
Эти формы поведения субъектов права обусловлены характером самих правовых требований. .
По своему характеру требования права делятся на две вида: 1) запреты субъектам права совершать неправомерные (противоправные) действия и 2) предписания субъектам прав* совершать определенные правомерные действия при осуществлении их прав и обязанностей В соответствии с этим двум* основными формами реализации права являются: 1) соблюдение запретов и 2) и исполнение предписаний.
В поведенческом плане соблюдение правовых запрете!
означает пассивное воздержание от совершения неправомер
ных действий (недеяние правонарушений) и не связано с со
вершением каких-либо активных действий, в том числе и пра
вомерных. '
Исполнение правовых предписаний, напротив, требует on всех субъектов права соответствующих активных правомерны? действий для реализации их прав и обязанностей.
Основной смысл этих предписаний как общих правил правореализации состоит в том, что — в силу двустороннегс (предоставительно-обязывающего) характера права в целом — использование субъектом правореализации своего права всегдг должно сочетаться с исполнением им определенных обязанностей: праву субъекта правореализации всегда соответствует (корреспондирует) его надлежащая обязанность, а правам и обязанностям одних субъектов правореализации — обязанности и права других субъектов правореализации.
В сфере правореализации, как и в праве в целом, нет односторонних прав и односторонних обязанностей, нет субъектов лишь с правами и субъектов лишь с обязанностями. Этс означает; что сам процесс реализаций норм права должен но* сйть правбвой'харак'гёр, а действия и взаимоотношения субъектов правореализации должны осуществляться в норма -тйвнЬ йвязующей их (й согласующей их права и обязанности] форме правовых отношений.
Общим основанием, признаком и критерием правомерности всех видов правореализующих действий и актов всех субъектов права является обусловленность и обоснованность реализаций соответствующего, закрепленного в диспозиции
Глава 7. Действие права 483
правовой нормы, их, ;ррава или обязанности реальным наличием
всех конкретных условий (надлежащих юридических фактов),
которые предусмотрены в гипотезе данной;нормы^Правореа-
лизация без соответствующего правореализациовдшго осно
вания и условия — это правонарушение. ■
К числу правореализующих действий относятся и право
применительные действия государственных органов и должно
стных лиц по осуществлению их обязанностей и прав. При всех
своих особенностях (официально-властный характер статуса
субъекта действия, содержания его компетенции, принимае
мых им правоприменительных актов и т.д.) правоприменитель
ные действия, как и все остальные правореализующие дей
ствия других субъектов права, должны осуществляться имен--
но как исполнение соответствующих предписаний права по
общим для всех правореализующих субъектов правилам и
единой нормативно-регулятивной модели. л •,- •!■■■,.;■.:■:•:>
Подчинение правоприменительных действий и в цел<зм: всей правоприменительной деятельности этим; общеправовым требованиям и единым правилам реализации норм права является необходимым условием обеспечения правовой законности во всей деятельности государственных органов и должностных лиц, существенной юридической гарантией против
ИХ ПрОИЗВОЛа. ,.-.•;.. ;;'-Ч...,>, '.;.:, ;, ':,',. ,,■■.■,./':.-• ,,■,, ■>,, ■■; ,> )
Осуществление правоприменительных действий в.строгом;
соответствии с предписаниями права и в надлежащей правовой
форме является вместе с тем существенным условием реаль
ности и успешной практической реализуемости прав и обязан
ностей всех других субъектов, надлежащего действия, всего
права. ' ■ . • •.
. Применение норм права — это их реализация в предусмотренных правом случаях и в предписанной им форме правореализующих действий государственного органа (или должностного лица), осуществляемая в пределах его компетенции по разрешению конкретных правовых дел и принятию соответствующих правовых актов.
Все государственные органы и должностные лица в сфере своей компетенции занимаются правоприменительной деятельностью. И в целом все государственные функции (от пра-воустановления до правоприменения) осуществляются (и долж-
484 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права
ны осуществляться) в виде правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц, в форме реализации их компетенции. В совокупности таких правоприменительных (правореализующих) действий реально проявляется правовая природа государства. Вместе с тем именно совокупность правоприменительных действий наглядно демонстрирует правовую форму и правовой характер деятельности государства в реальной действительности.
В правоприменительной деятельности реальное состояние действующего права и реальное состояние существующего государства выражены в их неразрывном единстве. Поэтому качество правоприменительной деятельности является самым надежным и достоверным критерием для оценки сложившейся правовой и государственной действительности.
В правоприменительной деятельности действия государственного органа (или должностного лица) по реализации им своей компетенции обусловлены и продиктованы его обязанностями и правами по разрешению конкретного правового дела. Содержанием такого правового дела может быть любой юри^ дически значимый вопрос, разрешение которого, согласно действующему праву, требует участия компетентного государственного органа, его действий и решений.
В одних случаях, когда речь идет о правонарушениях,правоприменительная деятельность направлена на пресечение противоправных действий, надлежащее рассмотрение совершенного правонарушения, привлечение правонарушителя к ответственности и принятие компетентным государственным органом соответствующего решения (в виде, например, приказа директора о выговоре, решения суда о возмещении ущерба, приговора по уголовному делу и т.д.). .
В других случаях, когда речь идет о правомерных дей
ствиях субъектов права по реализации их прав и обязанно
стей,задача и цель правоприменительной деятельности состоят
в надлежащем государственно-правовом обеспечении и гаран
тировании этих правореализующих действий субъектов права
путем соответствующих собственных правореализующих (пра
воприменительных) действий со стороны самого компетентного
органа или должностного лица — в виде, например, выдачи
требуемого официального разрешения, необходимой справки
или удостоверения/осуществления регистрации, судебного
удовлетворения правомерного иска и т.д. ,'■■'■'
В этих случаях правореализующие (правоприменительные) действия государственного органа или должностного лица в
Глава 7. Действие права 485
ряде важных моментов — там, где действующим правом предусмотрен официальный государственно-правовой контроль за соблюдением субъектами права правил и надлежащего порядка реализации своих прав и обязанностей, —перекрещиваются с правореализующими действиями других субъектов права. Причем такими субъектами, реализующими свои права и обязанности, могут быть как другие государственные органы и должностные лица, так и иные субъекты (физические и юридические лица, общественные организации, органы местного самоуправления и т.д.).
Таким образом, правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц, представляя собой реализацию ими своей компетенции, содной стороны, является формой государственно-правового контроля и юридической оценкиправореализующих действий и правонарушений других субъектов права, а с другой стороны, сама является объектом такого же контроля и оценкисо стороны соответствующих компетентных органов и должностных лиц.
Правоприменительная деятельность —. это одновременно -и применение' государственным,органом или должностным лицом определенной нормы права для решения конкретного правового дела (вопроса), и вместе с тем реализация данным органом (или лицом) соответствующей своей обязанности (и права), предусмотренной диспозицией применяемой нормы права. При этом необходимо, чтобы данное конкретное дело (вопрос) входило в круг случаев, предусмотренных гипотезой этой же нормы права. В нормативно-регулятивном плане это означает, что государственный орган (или должностное лицо) вправе и обязан реализовать диспозицию управомочивающей его нормы (т.е. реально использовать те или иные властные правомочия из общего комплекса компетенции данного органа или лица) лишь тогда и постольку, когда и поскольку эта норма применяется к правовому делу (вопросу), предусмотренному гипотезой данной нормы.
В процессе применения норм выделяются тристадии: I) установление фактических обстоятельств дела; 2) юридическая квалификация этих фактических обстоятельств; 3) принятие решения по делу.
Все действия правоприменительного органа и лица на всех стадиях правоприменения — это предписанные применяемыми нормами права юридически значимые действия для определения юридического значения соответствующих фактических обстоятельств дела и принятия по нему юридичес-
„w.,. ». доктрина и Догма позитивного права
кого решения; Поэтому фактические и юридические аспекты правоприменения и разрешаемого правового дела тесно переплетены 'й совмещены на всех стадиях применения нормы права Юридическое здесь везде должно быть обосновано фактически, а фактическое — установлено в его юридической значимости.
; Основная задача первой стадии процесса правоприменения -— выявление; исследование и установление фактических обстоятельств дела под углом зрения их соответствия правоприменительным случаям' (условиям, основаниям), предусмотренным Гипотезой определенной нормы; которую необходимо применитьПри Соответствующих обстоятельствах.
" Всестороннее, Нолное и объективное юридическое выяв-1 МШву (сбор), Изучение и установление фактических обстоятельств дела должно осуществляться В соответствии с общими1 требованиями Достижения объективной истины об этих обстоятельствах И вместе с тем в строгом соответствии со специальными целями, задачами, формами и средствами их 'юридического исследования для достижения в конечном счёте не'абстрактной, а Именно конкретной юридически значимой объективной истины о правовых свойствах, характеристиках и значениях исследуемых фактов.' Это специфическое юридическое исследование фактических обстоятельств дела дсшкно проводиться в рамках и на основе установленного правопорядка, в тфедусмотренных ггроцессуальных формах, с помощью надлежащих юридико-доказательственных средств (свидетельские показания, вещественные доказательства, документы, данные экспертизы, личные признания участников 'дела' и т.д.); "■ ■-" ' '""-' ''■'■■■■■'■■ '■■><■■ •--. ^ ■.■•.■■.. ■■ ■ . Собранные и проанализированные формы должнь! носить д0стЬвёрнь1Й характер и в своей совокупности —- в виде фак-ЫчёскЪго состава дела —^полностью соответствовать По своим юридически значймым'характерисТйкам^тём условиям, ко-ТорЫе предусмотрены гипотезой применяемой нормы.
' ЮридИчёСкаЯ Квалификация фактических обстоятельств дела (фактического состава дела, включая конкретные действия^ всех его участников) на второй стадий правоприменительного Процесса' — это Продолжение; и завершение их юри^ ЙичёскиХ' (юрйдйко-квалифйка^ионна мотивированных, конк-рёТизировайнЫх и ориентированных) исследований, начатых На первой стадии правоприменения. ВедьИ на первой стадии йоёйрались и изучались не просто факты как таковые, а йкенно определённые, юридически значимые факты, т.е. юри-
Глава 7. Действие права 487
дически характеризуемые, оцениваемые, квалифицируемые факты.
Юридическая квалификация любого факта — это его оценка с точки зрения определенной нормы права, устанавливающая конкретное юридическое значение данного факта (действия лица, отношения, события и т.д.). Поэтому все правоприменение в целом носит юридико-квалификационный характер, и различные моменты и аспекты юридической квалификации фактических обстоятельств дела присущи всем формам и стадиям правоприменительной деятельности.
На первой стадии правоприменения, когда необходимо вы
явить, собрать и установить всю совокупность юридически зна
чимых фактов, первоочередной интерес представляет юриди
ческая квалификация, фактических обстоятельств с позиций
гипотезы определенной правовой нормы, с точки зрения их
соответствия условиям и требованиям данной гипотезы. Толь
ко на этой основе выявляется собственно правовой характер
дела (вопроса), определяются конкретные задачи и формы
дальнейшей правоприменительной деятельности, реализуются
права и обязанности участников правоприменительного про
цесса. . ■,;.■.'.,./ ' ■: : •..•■■.'-■■. .". •■■■':• > ' "- ' >
Исходная юридическая квалификация первичных фактор по делу в дальнейшем или подтверждается, или изменяется с учетом вновь установленных фактов и всей их совокупности в целом. Так что производство по делу, возбужденное по признакам одной нормы, в последующем может быть переквалифицировано на другую норму. Окончательная- юридическая квалификация всего фактического состава дела на основе определенной нормы права осуществляется на второй стадии процесса правоприменения.
Для установления искомой юридической квалификации необходимо, с одной стороны, в окончательном виде проверить и определить правомерность и адекватность юридической оценки всего фактического состава дела (й прежде всего юридически значимых действий его участников) на основе и с; позиций именно данной выбранной нормы права, а с другой стороны, еще раз проанализировать саму эту вобранную для юридической квалификации норму права. В ходе такого анализа нормы права необходимо выявить и уяснить действительный юридико-регулятивный смысл данной нормы применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого дела (т.е. осуществить соответствующее казуальное толкование содержания этой нормы), проверить подлинность текста применяемой нор-
488 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права
мы (его соответствие тексту официальной публикации оригинала на момент правоприменения) и распространение ее действия (во времени, пространстве, по объекту регуляции и кругу лиц) на обстоятельства данного дела.
Окончательная юридическая квалификация установленного фактического состава рассматриваемого правового дела (вопроса) позволяет перейти к завершающей третьей стадий правоприменительного процесса— к принятию решения по данному делу.
В ряде случаев при наличии пробелов в праве юридическая квалификация соответствующих отношений (фактических обстоятельств дела) и решение дела в целом осуществляются посредством надлежащего использования аналогии закона или аналогии права.
Решение по делу представляет собой акт применения
права,определяющий конкретные права и обязанности субъек
тов рассмотренного отношения. /
Правоприменительный акт носит индивидуальный (персонально определенный) характер, обязателен для исполнения, при необходимости — посредством мер государственного принуждения.
Правоприменительньш акт может бьгть выражен в письменной форме (в виде самостоятельного письменного документа или письменной резолюции на другом документе), устно (наложение штрафа на месте), посредством официальный знаков (жесты регулировщика и т.д.).
Классификация правоприменительных актов по различным группам может быть осуществлена по разным основаниям — по субъектам, принявшим соответствующие акты, по их ре-гулятивно-правовому характеру и т.д.
Правоприменительные акты различных государственных органов и должностных лиц имеют официальные (законодательно определенные) типовые наименования, например: распоряжение Президента РФ или Правительства РФ; приказ министра или руководителя предприятия, учреждения; постановление следователя или прокурора по вопросам предварительного следствия; письменное указание прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел; определение суда по вопросам судебного разбирательства дела; решение суда по гражданским делам; приговор суда по уголовным делам-
И Т.Д. , ■ ■ ; . . ■■■..•■•■. •..■:..•..:
Глава 7. Действие права 489
5. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права
Впроцессе правоприменения может оказаться, что в
действующем позитивном правеотсутствует конкретная
правовая норма,прямо регулирующая обстоятельства рас
сматриваемого дела. Такая ситуация может означать: 1) либо
сознательное нежелание законодателя (и в целом всех
субъектов правоустановительной деятельности) регулировать
эти обстоятельства; 2) либо наличие пробела вдействующем
позитивном праве. .
В первом случае (лрй отказе законодателя от правовой регуляции данных обстоятельств) соответствующие фактические обстоятельства не имеют юридического значения. По таким обстоятельствам не следует возбуждать юридическое (правоприменительное) дело, а по уже возбужденному делу необходимо вынести соответствующее решение с учетом выявленной их юридической незначимости ("юридической ничтожности").
Под пробелом в праве имеется в виду отсутствие такой нормы права, которая по смыслу действующего права и характеру регулируемых им общественных отношений необходима для регулирования данных конкретных фактических обстоятельств (фактических отношений), находящихся в сфере сложившейся правовой регуляции.
Пробелы в праве могут быть либо следствием неизбежного отставания законодательства от более динамично развивающихся общественных отношений, либо результатом ошибок и упущений самого законодателя, низкого уровня его законотворческой культуры и т.д.
Выявленные пробелы в праве Moryf быть-восполнены лишь самим законодателем, соответствующим компетентным правоустановительным органом.
Но правоприменительный орган или должностное лицо не вправе ввиду пробела в праве отказаться от рассмотрения и решения соответствующего правового дела (вопроса). Такой отказ означал бы "отказ в правосудии", что противоречит общему смыслу права как реально действующего регулятора.
В процессе правоприменения для преодоления прббелов в действующем праве используются такие специальные право-применительные приемы,как аналогия закона и аналогия права. .-■■■••■ ...<:'■■■■.■■. ; ■ . ; ■■ . •■■■ ч. '■■■'. ч:
Аналогия закона — это применение к неурегулированному отношению нормы закона (действующего позитивного-ва), регулирующей сходные (аналогичные) отношения.