Индусское право

Индусское право основано на религии индуизма (брахма^ низма) и регулирует поведение членов индусской общины1. Его не следует смешивать с системой права Индии. Индусские об­щины, где действует индусское право, имеются не только в Индии, но и во многих других странах Юго-Восточной Азии (Пакистане, Малайзии, Сингапуре, Непале, Шри-Ланке) и Восточной Африки (Кении, Танзании, Уганде).

1 См.: Крашенинникова НА. Индусское право: история и современность. М., 1982.


л- - • ■ - ■

Глава 6. Типология систем права 469

Идеи индуизма (брахманизма) нашли свое выражение уже 8: древнеиндийских памятниках II тысячелетия до н.э., имену­емых "Ведами". В "Ведах" обосновывается деление общества на четыре Варны (касты, сословия) — на варны брахманов (жре­цов), кшатриев (воинов), вайшиев (земледельцев, ремесленни­ков, торговцев) и шудр (представителей нижнего слоя общи­ны). Господствующее положение в этой иерархической касто­вой системе занимают члены двух первых варн и прежде все­го -*- брахманы.

Члены различных варн, согласно "Ведам" и другим источ­никам брахманизма, должны следовать божественно предуста­новленной для их варны дхарме — закону, долгу, обычаю, правилу поведения.

Толкованием смысла дхарм, их систематизацией и состав­лением соответствующих сборников (дхармашастр) занимались различные брахманистские школы. К числу наиболее важных дхармашастр, составленных во II в. до н.э. — III в. н.э., отно­сятся "Законы Ману", "Законы Яйнавалка", "Законы Нарада". В "Законах Ману" подчеркивалось, что все, включая и царя, должны следовать советам и наставлениям брахманов в вопро­сах дхармы и следовать установленной для них дхарме. За на­рушение дхармы предусматривались не только суровые зем­ные наказания, но и загробные кары.

Все дхармашастры рассматриваются как равноценные части единого индусского права.

Важным источником индусского права (после дхарма­шастр) являются нибандхазы — сборники комментариев к дхармашастрам, составленные в XII—XVII вв.

Дхармашастры и комментарии к ним придают большое значение "хорошему обычаю", соответствующему дхарме (ее божественной истине и извечному порядку). В этом смысле обычаи являются источником позитивного индусского права. Причем каждая индусская община, каждая каста (и многочис­ленные подкасты) и даже каждая семья имеет свои обычаи. Возникающие споры решаются собранием членов касты (или подкасты) на основе ее обычаев.

В тех случаях, когда нет заранее установленных правил, индусское право рекомендует индивидам и судьям руковод­ствоваться требованиями разума, совести и справедливости.

Индусское право не признает таких источников права, ■ как государственное законодательство и судебная практика.

Во времена мусульманского завоевания Индии (XVI в.) применение индусского права в судебных и административных органах было запрещено. В условиях английского колониаль-


470 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права

ного правления (начиная с XVII в.) этот запрет был отменен и было предусмотрено применение "права Корана в отношении мусульман и права шастр в отношении индусов".

На дальнейшее развитие индусского права значительное влияние оказали законодательство английской администрации и нормы общего права. Так, были отменены положения индус­ского права, связанные с кастовой дискриминацией, нормы о недееспособности женщин, запрещено самосожжение вдов.

После достижения независимости (в 1947 г.) в Индии был взят курс на модернизацию как индусского права, так и наци­ональной системы права в целом. Конституция Индии 1950 г. запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежно­сти. Законом о браке 1955 г. были существенно реформированы нормы индусского права о браке и разводе. Закон о наследо­вании J956 г. закрепил право женщин в сфере наследственных отношений и включил их в круг наследников. Был изменен прежний режим семейного имущества, и многие виды имуще­ства были законодательно признаны объектами личного иму­щества. По закону 1984 г. были созданы так называемые "се­мейные суды'', которые должны решать семейно-брачные спо­ры сторон независимо от их религиозной принадлежности.

Но модернизация старого права — трудный и длительный процесс. Так, до сих пор еще не принят предусмотренный в Конституции 1950 г. Гражданский кодекс Индии, который дол­жен установить единый для всех жителей страны гражданско-правовой статус.

Многие положения модернизированного индусского права, действующие в современной Индии, не распространяются на индусские общины вне Индии, где продолжают действовать нормы традиционного индусского права.

Система национального права Индиив значительной мере формировалась и развивалась под большим воздействие ем английского права, и в настоящее время она входит в пра­вовую семью общего права.