Романо-германская правовая семья

Романо-германская (континентальная) правовая семья включает в себя национальные системы права стран континен­тальной Европы — Франции, Германии, Италии, Испании,

 


Глава 6. Типология систем права 455

скандинавских стран и т.д. К этой правовой семье примыкают системы действующего национального права и ряда неевропей-' ских стран, сформировавшиеся в русле основных идей и кон­струкций романо-германской правовой семьи.

Романо-германская правовая семья возникла на основе римского права и римской юриспруденции. Существенную роль в развитии этой правовой семьи сыграли кодификация Юсти­ниана (VI в.), процесс рецепции римского права (в средние века и в Новое время), юридические концепции и доктрины, раз­рабатывавшиеся в XII—XVI вв. в различных европейских уни­верситетах (Болонском, Падуанском, Парижском и др.), раци­оналистические учения о естественном праве XVII—XVIII вв. Заметное влияние на идеи и концепции романо-германской правовой семьи оказали французская "Декларация прав чело­века и гражданина" 1789 г. и другие правовые акты послере­волюционной Франции, особенно новые кодексы.

В Декларации 1789 г. была впервые официально закреп­лена новая концепция закона как выражения общей вОли, оп-т ределены его верховенство и ведущая роль во всех сферах общественной и государственной жизни. Эти идеи господства закона и законности опираются в Декларации 1789 г. на прин­ципы конституционализма и неотчуждаемых прав человека. Характерна в этом плане ст. 16 Декларации, которая гласит: "Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции"1.

Эти новые правовые идеи (о законе, конституции и т.д.) были направлены против феодального произвола и привилегий и в целом против системы феодального права, в основном со­стоявшего из Старого обычного права и актов исполнительной власти периода абсолютизма. Опиравшаяся на новые правовые идеи активная законотворческая и кодификационная деятель­ность сперва во Франции, а в дальнейшем постепенно и в дру­гих странах Европейского континента сопровождалась ради­кальным преобразованием прежних и формированием новых, более развитых национальных систем права, основанных на принципах конституционализма, верховенства закона, право­вого равенства всех людей, естественных й неотчуждаемых прав человека.

Единые исторические корни и основополагающие общие правовые принципы, присущие формам национального пра-

1 См.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 1984. С. 209.


456 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права

ва, входящим в романо-германскую правовую семью, предоп­ределили и целый ряд других важных аспектов их сходства и общности.

Так, согласно общей романо-германской юридической док­трине, входящие в эту правовую семью системы национального права имеют идентичную структуру. Право делится на част­ное и публичное. Различные национальные системы права включают всебя сходные отрасли права, которые делятся на близкие по своему содержанию правовые институты, объеди­няющие группу однородных норм права. Система законодатель­ства в целом соответствует доктринальным положениям о си­стеме права.

К числу существенных моментов единства разных нацио­нальных систем романо-германской правовой семьи относится одинаковое понимание природы, смысла и значения нормы права как абстрактно-всеобщего правила поведения,регули­рующего однородную совокупность общественных отношений. Этой своей абстрактной всеобщностью норма романо-германс-кого права отличается от казуистического правила (правила для данного казуса, отдельного случая), определяющего су­дебное решение по конкретному делу в системе прецедентного права (в правовой семье общего права).

Такое понимание природы и характера нормы права ле­жит ив основе романо-германской концепции нормативно-правового акта, нормативно-правовой деятельности государ­ства и соответствующей кодификации действующего права.Романо-германские кодексы, другие законы и подзаконные акты — это определенным образом систематизированные (в той или иной степени) комплексы абстрактно-общих правовых норм, а не собрание казуистических правил общего права, не сборник судебных или административных прецедентов.

Благодаря своему абстрактно-нормативному содержанию действующее право стран романо-германской семьи отличается большой четкостью, определенностью, простотой, обозримос­тью и доступностью. Его можно легко реформировать и изме­нить в нужном направлении. Но у него есть и недостатки, обус­ловленные трудностями надлежащей конкретизации абстрак­тно-общего смысла нормы права применительно к отдельным случаям, подпадающим под действие соответствующей нормы. С этим связано то большое внимание, которое в теории и практике романо-германских систем права уделяется пробле­ме толкованиянормы права.

Абстрактно-нормативный характер романо-германского права отчетливо проявляется и в системе его источников. Р6-


Глава 6. Типология систем права 457

мано-германское право — это писаное право, состоящее в основном из письменно оформленных нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов).

Основной источник права во всех национальных системах права романо-германской правовой семьи — это закон. Зако­ны принимаются высшим представительным органом или путем референдума.

Высшей юридической силой в системе нормативных актов здесь обладает писаная конституция(основной закон государ­ства), которая является правовой основой для всех остальных (конституционных и обычных) законов и подзаконных актов. Контроль за конституционностью обычных законов и подзакон­ных актов осуществляют специальные конституционные суды (Федеральный конституционный суд в ФРГ, Конституционный суд в Италии) или высшие общесудебные и иные государ­ственные институты.

Традиционно важную роль в системе источников права в романо-германской правовой семье играют кодексы — кодифи­цированные нормативно-правовые акты отраслевого характера. Хотя они обладают юридической силой обычного закона, одна­ко по существу они занимают центральное место и играют ведущую роль в соответствующей отрасли законодательства/

Большое влияние на всю последующую кодификационную деятельность в странах романо-германского права оказали на­полеоновские кодексы (Гражданский кодекс 1804 г., Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г., Уго­ловный кодекс 1810 г.). Принятые позже гражданские кодек­сы Бельгии и Люксембурга во многом соответствуют француз­скому образцу. Заметным своеобразием отличаются Германское гражданское уложение 1896 г. и Гражданский кодекс Швейца­рии (1881—1907 гг.).

Значительную роль в качестве источника права в романо-германской правовой семье играют нормативно-правовые акты,принимаемые различными органами исполнительной власти (декреты, постановления, циркуляры, инструкции, регламенты и т.д.). Как правило, такие нормативные акты при­нимаются "во исполнение закона" и носят подзаконный харак-' тер. При этом осуществляется судебный контроль (всеми общи­ми судами в ФРГ, специальными административными судами во Франции) для обеспечения соответствия подобных подзакон­ных актов закону.

К особому виду нормотворчества исполнительной власти относится так называемое делегированное законодательство,когда те или иные органы исполнительной власти наделяются


458 Раздел V. Доктрина и догма позитивного прав

полномочиями на самостоятельное нормативно-правовое регу лирование определенной сферы отношений. Так, согласи французской Конституции 1958 г., законотворческие полномо чия парламента ограничены правом принимать законы, которы ми устанавливаются общие принципы и нормы правовой регу ляции. Наряду с этим признается автономная и не подчиненна: законодательной власти парламента сфера нормотворчески: полномочий (так называемой регламентарной власти) органо: исполнительной власти. Контроль за соответствием таких акто: конституционным принципам осуществляет Государственны) совет Франции.

В ФРГ и многих других странах органы исполнительно] власти не обладают правом на подобное автономное (неподза конное) нормотворчество.

Обычай играет в системе источников романо-германскоп права в основном вспомогательную роль, дополняя в необходи мых случаях действующее законодательство.

Суд в странах романо-германской правовой семьи действу ет на основе и в рамках закона. Здесь нет правила прецеден та, присущего общемуг праву. Поэтому суд здесь не обладае-правотворческими полномочиями, не имеет права создавав новые нормы права. Но он обладает большой свободой в толко вании применяемых нормативно-правовых актов, благодар; чему судебная практика оказывает значительное влияние н; правоприменительный процесс и развитие действующего права Большое внимание при этом уделяется единообразию судебно* практики. Значительную роль в этом плане играют решения i разъяснения высших судебных органов. В отдельных страназ , (например, в Португалии) положения, установленные Плену­мом Верховного Суда, имеют нормативно^правовой характер.

Некоторые авторы говорят о тенденции к превращении судебной практики в своеобразный источник права ("источнш в рамках закона"). Но речь по существу идет о толковани* уже установленных норм права, а не об установлении новы? норм права. Новые правовые положения, выявляемые ц про­цессе толкования и приписываемые субъекту толкования, — это не новая норма права, а новое значение и новое понима­ние правового смысла и содержания уже ранее изданной (тол­куемой) нормы права. Без такой концепции толкования (и со­ответствующей доктрияальной оценки правового смысла, роли и значения толкования права в его принципиальном отличии от правотворчества) судебное толкование права в романо-гер-манских системах права (в силу их абстрактно-нормативной природы, отсутствия в них специальных ограничительных


Глава 6. Типология систем права 459

правил прецедентного права и особого порядка формулирова­ния и применения казусных норм) фактически превратится в судейское законотворчество. А это подорвет основы как сис­темы источников, так и всей конструкции романо-германского права.

Существенное значение в романо-германской правовой се­мье имеет юридическая доктрина (теория права, научные работы по общим и конкретным вопросам правотворчества и правоприменения). Это имеет давние исторические корни, поскольку именно университетская юридическая наука в XIII— XIX вв. разработала основные идеи, принципы и конструкции романо-германского права, и научная доктрина права (так на­зываемое "право юристов") в течение столетий в системах континентального права играла роль основного источника пра­ва, пока эта роль (с XIX в.) не перешла к закону.

И в современных условиях доктрина оказывает заметное влияние на весь процесс правопонимания и толкования дей­ствующего права, на трактовку общих принципов и целей пра­ва, приемов и методов уяснения смысла норм права, их при­менения и т.д. Это имеет большое практическое значение, поскольку в ряде стран романо-германской правовой семьи общие принципы права (идеи и ценности надпозитивного пра­ва и т.д.) имеют силу норм действующего права, а при колли­зиях с последними — обладают приоритетом. Подобная роль общеправовых принципов опирается не только на традиции романо-германского права, но и на закрепленные в ряде со­временных конституций континентальных стран естественно-правовые принципы и нормы о прирожденных и неотчуждае­мых правах человека, правовых ценностях и т.д.

По существу речь идет о том, что конституционно при­
знанное и закрепленное естественное право (в виде принци­
пов естественного права, естественных прав и свобод челове­
ка и т.д.) действует как приоритетный источник позитивно­
го права. у

Так, Конституционный суд ФРГ придерживается позиции, согласно которой Конституция ФРГ включает в себя не толь­ко изложенные в ее тексте нормы позитивного права, но и некоторые "общие принципы", не конкретизированные авто­ром Конституции в виде ее позитивных норм. Кроме того, Конституционный суд ФРГ признает наличие и действие "над­позитивного права", которое ограничивает учредительную власть самого законодателя, принимающего конституцию стра­ны. Таким образом, законодатель (автор конституции) не дол­жен и не вправе все регулировать по своему усмотрению,


460 Раздел V. Доктрина и догма, позитивного права

нарушая требования надпозитивного права ("идеи права"). В случае несоответствия позитивного конституционного права (позитивных норм конституции) требованиям "надпозитив-ного права" приоритет принадлежит "надпозитивному пра­ву" ("идее права"),и Конституционный суд должен с этих позиций оценить неправовой характер соответствующей пози­тивной нормы конституции.

Каждой национальной системе права романо-германской правовой семьи присущи свои специфические черты. Заметным своеобразием отличаются системы права скандинавских стран,где римское право не имело такого большого влияния, как во Франции, Германии, Италии и Австрии.

Еще в XVII—XVIII вв. в каждой скандинавской стране (в Дании — в 1683 г., в Норвегии -*--в 1687 г., в Швеции и Фин-. ляндии в 1734 г.) был принят один кодекс, включавший в себя все действующее право. В дальнейшем устаревшие части этих кодексов были отменены, но принятые вместо них новые крупные законодательные акты действовали автономно и не были включены в старые кодексы.

Скандинавские страны тесно сотрудничают между собой в плане сближения и унификации своих национальных систем права, особенно в области гражданского, торгового и морско­го права.

Для систем права этих стран характерно и то, что в них су­дебной практике уделяется ббльшее значение, чем в других на­циональных системах права романо-германской правовой семьи.

Некоторые черты, характерные для систем романо-гер­манской правовой семьи, присущи национальным системам права и ряда других стран.

Так, системы права латиноамериканских странпостроены в целом по романо-германскому образцу. Уже в период евро­пейской колонизации Южной Америки в странах этого регио­на начало распространяться европейское право (прежде все­го — испанское, португальское). Действующее право этих стран в настоящее время кодифицировано в основном по фран­цузской модели. Под нормой права имеется в виду, как и в романо-германской правовой семье, абстрактное общее прави­ло. Основные источники права -^Ц закон и подзаконные акты. Заметную роль играют акты делегированного законодательства. Отсутствует прецедентное право. Судебная практика не явля­ется источником права.

Для национальных систем права Латинской Америки ха­рактерен определенный дуализм: в сфере частного права они сходны с системами романо-германского права, а в сфере пуб*


Глава 6. Типология систем права 461

личного права они восприняли ряд основных положений кон­ституционного права США. Это обусловлено тем, что по фор­ме травления латиноамериканские страны являются президен­тскими республиками по американскому образцу.

Модернизация традиционного права Япониив XIX в. осу­ществлялась под воздействием романо-германского права. Ко­дификация осуществлялась по континентально-европейским образцам. Так, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодек­сы Японии (1880 г.) построены по французской модели, а Гражданский кодекс (1898 г.) — по германской модели. Здесь, как и в романо-германской правовой семье, нет прецедентно­го права. Основные источники права — закон и подзаконные акты. Судебная практика не является источником права.

После Второй мировой войны японское право испытало заметное влияние американского права, что нашло свое от­ражение в Конституции Японии 1946 г., в уголовно,-процессу-альном законодательстве (1948 г.), антитрестовском законода­тельстве и т.д.

3. Социалистические системы законодательства

Возникновение этих систем связано с появлением в XX в. социалистических стран и соответствующего законодатель­ства —сперва в России (1917 г.), а после Второй мировой вой­ны и в целом ряде стран Восточной Европы, Азии и Латинс­кой Америки.

В литературе (отечественной и зарубежной) при характе­ристике различных национальных систем законодательства со­циалистических стран (СССР и других зарубежных социалис­тических стран) обычно говорят о "социалистическом праве", "семье социалистического права" и т.д. Эти термины и понятия нельзя признать адекватными, поскольку речь идет о законо­дательстве (так называемом "позитивном праве" при социализ­ме), которое по сути своей носило неправовой характер,вы­ражало цели и устремления антиправовой идеологии, политики и практики бесконтрольно правящей коммунистической.партии.

Конечно, неправовая природа социалистического законо­дательствапо-разному проявлялась в разных социалистичес­ких странах на разных этапах их существования. Спектр раз­личий здесь весьма велик и разнообразен: от прямого револкь ционного насилия, не связанного никакими законами, до "го­сударства социалистической законности" и поисков "социализма с человеческим лицом".


462 . Раздел V. Доктрина и догма позитивного права

Определенное влияние на содержание и характер наци­ональных систем законодательства в разных социалистических странах оказывали также их правовое прошлое, уровень их правовой развитости, сложившиеся правовые традиции и т.д. В этом плане законодательство послевоенных социалистичес­ких стран Восточной Европы(с их значительным правовым прошлым) заметно отличалось от законодательства азиатских социалистических стран, где право и до перехода к социализ­му находилось в неразвитом состоянии и не играло существен­ной роли в жизни общества.

Право дореволюционной России, как и досоциалистичес­кое право социалистических стран Восточной Европы, разви­валось в целом в русле и в рамках романо-германской право­вой семьи. Влиянием этого прошлого обусловлены такие аспек­ты внешнего сходства европейских социалистических систем законодательства с формами романо-германского права,- как общая терминология и приемы юридической техники, во мно­гом одинаковые конструкции в области системы источников действующего "позитивного права" и его структуры (деление на отрасли, институты и нормы), аналогичные представления о норме и нормативных актах, отсутствие прецедентного пра­ва, отрицание значения судебной практики в качестве источ­ника права, незначительная роль обычая и т.д. Правда, схожей терминологией обозначались качественно различные явления, поскольку положения социалистического законодательства по существу отвергали основы права и носили декларативный, "фасадный" характер.

С начала 90-х годов эти страны вступили в новый (пост­социалистический) период своего развития,ознаменованный радикальными экономическими, политическими и правовыми преобразованиями, цель которых — утверждение господства права, прав и свобод человека и гражданина, формирование рыночной экономики, гражданского общества, демократичес­кого правового государстда. На территории бывшего GCCP и бывших социалистических стран Восточной Европы возникли новые суверенные государства, в которых формируются новые национальные системы права. Этот процесс в разных странах протекает с различной интенсивностью, но. в целом все они достигли определенных успехов на новом этапе своего право­вого развития (принятие новых конституций, качественное изменение законодательства, принятие ряда новых кодексов, признание и закрепление в национальных системах права меж­дународных принципов и стандартов в области прав человека, участие в процессе европейской интеграции и т.д.).


Глава 6. Типология систем права 463

После распада мировой социалистической системы (так на­зываемого "соцлагеря") на позициях социализма остались Ки­тай, Вьетнам, Северная Корея и Куба.

Правовое развитие этих стран до их перехода к социализ­му осуществлялось в формах и направлениях, характерных для романо-германского права. В современных условиях в этих странах (за исключением, пожалуй, только Северной Кореи) проводятся определенные экономические преобразования с допущением некоторых форм рыночных отношений. Одновре­менно осуществляются (по образцам романо-германского пра­ва) и соответствующие изменения в действующем законода­тельстве.

Экономические реформы и обновления законодательства более интенсивно и успешно протекают в Китае. Некоторые более умеренные преобразования в экономике и законодатель­стве осуществляются во Вьетнаме и на Кубе.

4. Правовая семья "общего права"

Эта правовая семья включает в себя национальные систе­мы права Англии, США, Северной Ирландии, Канады, Авст­ралии, Новой Зеландии. В нее входят и системы права ряда других азиатских и африканских стран — бывших английских колоний.

По своему происхождению данная правовая семья восхо­дит к английскому праву, относящемуся к периоду после нор­мандского завоевания Англии (1066 г.). В истории английско­го права принято выделять четыре периода1: 1) период анг­лосаксонского права — до нормандского завоевания Англии; в это время в каждой части страны действовало свое местное право и отсутствовало "общее право" (общее для всей Анг­лии право, общеанглийское право)2; 2) период становления "общего права" (от 1066 г. до установления династии Тюдоров в 1485 г.), которое сопровождалось преодолением местного обычного права; 3) период утверждения и расцвета "общего права" (1485—1832 гг.); в это время возникает и так называ­емое "право справедливости"; 4) период сочетания "общего права" с государственным законодательством (с 1832 г. до на­ших дней).

1 См.: Давид Р. Указ. соч. С. 253.

2 Не следует поэтому "общее право" называть "англосаксонским".


464 Раздел V. Доктрина и догма позитивного прав;

Общее право было создано после нормандского завоева­ния королевскими судами Англии (эти суды именуются Вест­минстерскими судами по месту их заседания с XIII в. в Вест- минстере). Это новое общеанглййское право формировалоа судебной практикой королевских судов постепенно — от реше- ния к решению. Совокупность таких конкретных решений, обя­зательных в качестве прецедента для последующих судебныэ решений по сходным делам, и составила общее для всех анг­лийских судов право.

Общее право,таким образом, сложилось в виде совокуп­ности судебных решений-прецедентов.В этом смысле можнс сказать, что общее право — это совокупность казусных пра­вил, лежащих: в основе конкретных судебных решений, кото­рые имеют значение прецедента, обязательного для другга судов при разрешении аналогичных дел.

В процессе формирования общего права королевские судь: использовали некоторые положения местных правовых обыча­ев, преобразуя и приспосабливая их к строгим требованиям новой судебной процедуры и процессуальной формы. Римское право и основанное на нем (первоначально также и в Англии университетское юридическое образование не оказали сколь­ко-нибудь заметного влияния на процесс создания общего пра­ва.

В XV—XVI вв. параллельно (и отчасти — в конкуренции' с общим правом сложилось так называемое "правосправедли­вости". Оно представляло собой совокупность решений лорда-канцлера по конкретным делам на основе доктрины "справед­ливости", которая дополняла или корректировала правовые принципы и правила общего права. Многие положения доктри­ны "справедливости" были заимствованы из римского и кано­нического права. В 1616 г. был достигнут компромисс между судами общего права и судом лорда-канцлера, согласно ко­торому сохранялась юрисдикция лорда-канцлера, но она впредь не должна была расширяться за счет судов общегс права, причем юрисдикция канцлеровского суда должна была осуществляться в соответствии с прецедентами "пра^а спра­ведливости".

Достигнутое' таким путем сочетание в английском праве общего права и "права справедливости" определило его двой­ственную природу. После судебной реформы 1873—1875 гг. эта двойственность была преодолена: общее право и "право спра­ведливости" были объединены в единую систему прецедентно­го права,а все английские суды стали применять нормы как общего права, так и "права справедливости".


Глава 6. Типология систем права 465

Нормы (правила) прецедентного права обладают такими достоинствами, как конкретность и гибкость, но они казуистич­ны, лишены ясности и четкости абстрактно-общих норм рома-но-германского права. Это препятствует кодификации преце­дентного права по образцу романо-германских кодексов.

Структура, цонятия, концепции английского права значи­тельно отличаются от соответствующих характеристик конти­нентального права. Основные структурные части английского прецедентного права — это общее право и "право справедли­вости". Это право не делится на частное и публичное право. Отсутствует здесь и четкое структурирование права по отрас­левому признаку.

Прецедентное право — это по преимуществу судебно-процессуальное право. Основное внимание английских юристов и правовой доктрины сосредоточено на обслуживании судебной практики, на вопросах судебной процедуры и доказательств. Этому соответствуют и понятия английского права, которые сформировались на основе судебного процесса и различных видов исков.

Главная задача английского судьи (да и вообще английс­кого юриста) состоит в том, чтобы применительно к тому или иному конкретному делу найти соответствующий прецедент, если таковой имеется.

С учетом сложившейся в Англии иерархии судебных ин­станций действует "правило прецедента", согласно которому: 1) решения палаты лордов (высшей судебной инстанции) состав­ляют обязательные прецеденты для всех других английских судов (но не для нее самой); 2) решения Апелляционного суда составляют обязательные прецеденты для него самого и для всех нижестоящих судов; 3) решения Высокого суда составля­ют обязательные прецеденты для всех нижестоящих судов; хотя эти решения не являются строго обязательными для раз­личных отделений самого Высокого суда, однако они имеют для них важное значение и, как правило, учитываются ими; 4) окружные и магистратские суды обязаны следовать преце­дентам всех вышестоящих судов, а их собственные решения не создают прецедентов.

Судья* решая дело, обязан следовать имеющемуся преце­денту. При этом он пользуется большой свободой усмотрения в трактовке вопроса о сходстве рассматриваемого дела с уже разрешенными делами. При отсутствии надлежащего прецеден­та и соответствующей нормы статутного права (законодатель­ства) судья сам определяет правоприменительную норму (ка­зусное правило) для решения рассматриваемого дела.


466 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права

После судебной практики (прецедентного права судов) как первого и основного источника английского права в качестве второго источника английского права признается статутное право —законы и подзаконные акты.

В Англии нет писаной Конституции, и под "английской конституцией" имеется в виду совокупность норм закона и прецедентного права, определяющих систему и правомочия органов государственной власти, права и свободы подданных.

Закон (акт парламента), согласно английской традиции и
сложившейся юридической доктрине, считается второстепен­
ным источником права, который вносит лишь ряд поправок и
дополнений к праву, созданному судебной практикой (т.е. к
прецедентному праву). Формально закон может изменить или
отменить норму прецедентного права, и при коллизии с пре­
цедентом приоритет принадлежит закону. Но фактически само
действие закона осуществляется в русле и в контексте его
судебно-прецедентного толкования и применения. Нормы, со­
держащиеся в законе, окончательно определяются (в их пра­
вовом содержании и значении) и, включаются в английское
право лишь после их судебного истолкования и применения,
причем именно в той форме и в том смысле, как это устано­
вит судебная практика. Поэтому английские юристы предпочи­
тают цитировать не сам текст закона, а применяющее его
решение суда. .

Само английское законодательство традиционно находит­ся под заметным влиянием судебной практики и прецедентно^ го права, что проявляется в казуистическом способе изложе­ния правовых норм в законодательных актах.

В современных условиях наблюдается тенденция отхода от традиционной концепции закона и усиления его самостоятель­ной роли, при регулировании новых общественных отношений (вопросов социального обеспечения, просвещения, здравоохра­нения и т.д.), которые находятся вне традиционной сферы дей­ствия прецедентного права. Такое законодательное право (ста­тутное право) противопоставляется прецедентному праву (об­щему праву в широком смысле), и к нему не применяются традиционные принципы прецедентного права. Парламент, принимая такие законы, требует, чтобы они применялись именно в том виде, как он установил, а не в традиционном порядке толкования и применения законов с позиц'ий судебных прецедентов.

Подзаконные акты ("во исполнение закона") издаются органами исполнительной власти лишь в порядке реализации правомочий, делегированных им парламентом. При этом суды


Глава 6. Типология систем права » 467

обладают правом в подлежащих случаях отменять акты испол­нительной власти.

Определенное значение в качестве источника английского права имеет и обычай. Юридически обязательными считаются так называемые старинные местные обычаи (уже действовав­шие до 1189 г.) и торговые обычаи. Однако государственно-пра­вовая практика придерживается и множества других обычаев (сложившихся традиций) в сфере конституционного права, уго­ловного права, трудового права и т.д.

Английское общее право (общее право в широком смыс­ле, т.е. прецедентное право, включающее в себя прецеденты и общего права, и "права справедливости") получило большое распространение в мире. При этом ряд положений английско­го общего права в процессе их распространения и рецепции в других странах претерпевал определенные изменения под воз­действием местных условий и традиций.

На территории Северной Америки английское общее пра­во начало действовать с 1607 г. (дата образования там первой английской колонии). При этом было установлено (судебным решением по делу Кальвина в 1608 г.), что английское право применяется в колониях только в той мере, в какой его нор­мы соответствуют условиям колоний.

После достижения независимости в СШАнекоторые шта­ты отказались от английского права и приняли кодексы по романо-германскому образцу. Но потом в целом возобладала традиция, и США остались в системе общего права, за исклю­чением штата Луизиана, право которого тяготеет к романо-германской правовой семье.

Право США, как и английское право, — это прежде все­го право судебной практики, т.е. прецедентное право. Законы и подзаконные акты играют вспомогательную роль в качестве дополнения к прецедентному праву.

Существенное отличие американского права от английс­кого состоит в том, что Конституция США (1787 г.) в качестве основного закона страны возвышается над общим правом и определяет основы американского общества и государства и всего действующего права. Важное значение в этом плане имеет толкование Конституции Верховным судом США. Про­водимая им линия на гибкое толкование текста Конституции с учетом изменяющихся условий жизни американского общества является действенным средством обеспечения единства амери­канского права, его обновления и развития на базе стабильной Конституции.


468 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права

Значительные отличия американского права от английско­го обусловлены и федеративным устройством США, наличием и федеративного законодательства, и законодательства отдель­ных штатов. Кроме того, каждый штат имеет и свое прецеден­тное право. Все это порождает многочисленные коллизии меж­ду системами права отдельных штатов, между ними и феде­ральной системой права и т.д.

В США иначе, чем в Англии, действует и правило преце­дента. Так, Верховный суд США и Верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут изменять свою практику. Кроме того, правило прецедента относится к компетенции штатов и действует в пределах судебной системы соответствующего штата.

В США уделяется большое внимание кодификаций дей­ствующего законодательства, но американские кодексы суще­ственно отличаются от романо-германских кодексов.

Кодексы европейского образца имеются только в штате Луизиана, где сохраняется романо-германская традиция.

В остальных штатах действуют кодексы другого типа, ко­торые представляют собой консолидацию прежних норм (уже созданных судебной практикой или имеющихся в законода­тельстве), а не установление новых норм. Таковы гражданс­кие кодексы, которые приняты в ряде штатов (Калифорнии/ Северной и Южной Дакоте, Джорджии, Монтане); гражданс­кие процессуальные кодексы, действующие в 25 штатах, и т.д.

Кодексами в США именуются также различные система­тизированные собрания действующего федерального законода­тельства или законодательства отдельных штатов. Такие кодек­сы не включают в себя нормы прецедентного права.