Систематизация правоустановительных актов
Система права, таким образом, является доктринальной юридико-логической моделью для реальной практики правоустановительной деятельности, издания соответствующих законодательных и иных правоустановительных актов, их рационально организованного учета и систематизации.
Система права и законодательство
Система прававыступает как научная основаразличных форм правоустановительной деятельности (законодательства, установления норм прецедентного права и т.д.), а также систематизации результатов такой деятельности (нормативно-правовых и иных правоустановительньрс актов).
В отличие от законодательства (и других форм и актов правоустановительной деятельности) система права — это определенная научно-доктрина л ьная, юридико-логическая конструкция, выражающая результаты научного познания специфических закономерностей правового регулирования общественных отношений.
Отраслевой принцип построения системы права, концепция выделения различных отраслей права по критериям предмета и метода правовой регуляции, конструкция внутренней организации системы права и его составных частей (правовых норм, институтов и отраслей) и т.д. являются положениями юридико-доктринального учения о праве как регуляторе общественных отношений,, о внутренне согласованной системе правовой регуляции (её формах, механизме, средствах и способах), об особенностях правовой регуляции разнородных общественных отношений и т.д. Как доктриналь-ная конструкция система права выражает научное понимание смысла, порядка, средств и правил надлежащей нормативно-правовой регуляции общественных отношений и соответствующих форм систематизации ее результатов (правоустанови-тельных актов).
В юриспруденции всегда уделялось пристальное внимание поискам объективных закономерностей, лежащих в основе правовой регуляции и законотворчества. С учетом соответствующих представлений ,о подобных закономерностях и строились определенные доктринальные конструкции системы права в качег
Глава 5. Система права и систематизация законодательства 443
стве научно обоснованной объективной основы для законодательной деятельности и принятия надлежащих законов.
Центральное место эта проблематика занимает, например, в учении Ш.Л. Монтескье о "духе законов", под которым он имел в виду объективные закономерности, действующие в сфере законодательства и подлежащие учету при принятии конкретных законов в условиях той или иной формы правления. "Дух законов", согласно Монтескье, по-разному проявляется в различных сферах правовой регуляции, что и определяет деление права на естественное, божественное, международное, государственное, гражданское, семейное право и т.д. Эти составные части права в целом (т.е. отрасли системы права, говоря современным языком) как различные формы проявления "духа законов" в разных сферах правовой регуляции Монтескье называл "различными разрядами законов". Резюмируя свою трактовку законов "с точки зрения их отношения к различным разрядам вопросов, входящих в область их постановлений", он писал: "Существуют, следовательно, различные разряды законов, и высшая задача человеческого разума состоит в том, чтобы точным образом определить, к какому из названных разрядов по преимуществу относятся те или другие вопросы, подлежащие определению закона, дабы не внести беспорядка в те начала, которые должны управлять людьми"1.
В современной юридической литературе при исследовании проблемы соотношения между системой права и законодательством важное значение придается учету в процессе законотворческой (и в целом в правотворческой) деятельности системных связей между отраслями права, соответствию отраслей законодательства отраслям права.
Согласно либертарно-юридической трактовкепроблем системы права и законодательства, системность как доктриналь-ной конструкции системы права, так и соответствующего ей законодательства в конечном счете определяется тем, что в их основе лежит единое понимание нормы права как юридико-логической формы нормативно-регулятивной конкретизациии выражения общеправового смысла и общеправовых требований принципа формального равенства.
Соответствие регулятивно-правоустановительной деятельности различных государственных органов полржениям систе-
1 Монтескье Ш.Л. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955. С. 558—559.
444 Раздел V. Доктрина и догма позитивного прав.
мы права, осуществление законотворчества по юридико-ютрао левому принципу (с учетом специфики предмета и метода соответствующей отрасли права, ее места и роли в системе правг и т.д.) придает правовой регуляции и совокупности правоуста новительных актов рациональность, юридико-логическую упо рядоченность и системно-организованный характер. Отдельны» правоустановительные акты и совокупность действующего за: конодательства в целом носят системный характер в той мере в какой они учитывают и выражают требования системы права
В условиях достаточно развитых форм права, государств* и правовой культуры нормотворчество осуществляется в дух< основных положений юридической доктрины, и отраслевая структура действующего законодательства в целом соответствует отраслевой структуре системы права. Но при этом между ними всегда остаются определенны^ различия и расхожде ния. Подобные расхождения обусловлены уже тем, что система права '■— это юридико-доктринальное построение, а законодательство (и все действующее позитивное право) — эт( официально-властное установление (эмпирическое явление практическое образование), даже если оно последователь^ следует рекомендациям юридической науки.
Система права как абстрактно-юридическая конструкция i обычных условиях эволюционного развития общества отличается большой структурной стабильностью и концептуально» консервативностью. Однако существенные изменения в общественных отношениях, в целях и задачах правовой регулящ» и т.д. сопровождаются соответствующими корректировкам» концепции и преобразованиями структуры сложившейся системы права (появление новых правовых отраслей и институтов исчезновение или преобразование прежних и т.д.).
Так, в современной российской системе права нет уже такой отрасли, как колхозное право, и вместе с тем появились некоторые новые правовые отрасли (например предпринимательское право) и подотрасли (например банковское право, конституционно-процессуальное право и т.д.). Значительные изменения наблюдаются в институциональной структуре многиз традиционных отраслей права (появление многих новы? правовых институтов, существенное обновление прежних и т.д.)
Существенно изменилась и общая концепция правовой регуляции и системы права. Важное значение в этом плане имеют прежде всего конституционное признание и закрепление позитивно-правового значения естественных (прирожденных i неотчуждаемых) прав и свобод человека в качестве приоритетного источника действующего права; конституционное призна-
Глава 5. Система права и систематизация законодательства 445
ние юбщепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ как составной части системы российского права; восстановление доктринального значения принципа деления права на публичное и частное; значительное усиление роли диспозитивных норм и в целом частно-правовых начал в правовой регуляции и т.д.
В силу своей непосредственной связи с социальной практикой законодательство (и в содержательном отношении, и в структурном плане) несравненно более чутко и оперативно, чем система права, реагирует на изменение в общественной жизни, на постоянно возникающие новые потребности в правовой регуляции. При этом нормотворческий процесс и соответствующие нормативно-правовые акты по своему отраслевому профилю нередко выходят за рамки отраслей системы права. Поэтому реально складывающаяся структура законодательства в целом, помимо отраслей законодательства, соответствующих отраслям системы права, включает в себя и некоторые другие отрасли законодательства, а также иные структурные части законодательства (отдельные законодательные комплексы и массивы).
Например, в современном российском законодательстве сложились такие комплексные отрасли законодательства, как законодательство об охране здоровья, образовании, науке, культуре, сельском хозяйстве и т.д. Эти комплексные отрасли законодательства, отражая процессы дифференциации и интеграции в правовом регулировании, содержат в себе нормы разных отраслей права (административного, финансового, гражданского, предпринимательского и т.д.).
Интегративные процессы в законодательстве выражаются ив формировании отдельных крупных законодательных массивов в виде, например, комплексов нормативно-правовых актов, посвященных правовой регуляции вопросов борьбы с преступностью, проблем транспорта, информатизации и т.д.
Однако и при всех подобных несовпадениях и различиях между структурами системы права и законодательства главным и определяющим ориентиром и юридико-логической основой для всего пра-воустановительного процесса и упорядочения всей совокупности нормативно-правового материала является система права.
Действующее право состоит из множества различных правоустановительных актов (нормативно-правовых актов, судебных решений прецедентного значения и т.д.), в которых выра-
446 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права
жено и представлено нормативно-правовое содержание раз^-личных источников позитивного права. Для надлежащей организации всего этого нормативно-правового материала (и внутри отдельных правоустановительных актов, и в рамках всей совокупности таких актов) и удобства практического пользования им применяются различные способы (виды) систематизации правоустановительных актов.
Наиболее простым способом систематизации нормативно-правовых и иных правоустановительных актов является организация различных форм их учетапо определенному кругу вопросов, представляющих интерес для соответствующих пользователей правовой информации. Надлежащая организация такого учета включает в себя определенную систему поиска(ручного или автоматизированного) соответствующей правовой информации по интересующему вопросу.
Более развитыми способами систематизации правоустановительных актов являются их инкорпорация, консолидация и кодификация.
Инкорпорация— это способ систематизации, который состоит в собрании, правоустановительных актов по определенному основанию (тематическому, хронологическому и т.д.) и кругу вопросов без внесения изменений в нормативно-правовое содержание соответствующих актов. В виде инкорпорации издаются (в официальном или неофициальном порядке) разного рода сборники цли собрания действующих правоустановительных актов по определенному предмету и кругу вопросов правовой регуляции. При подготовке таких изданий в необходимых случаях осуществляется внешняя обработка текста публикуемого акта (изъятие из текста положений, утративших силу; внесение в текст уже ранее принятых новых правовых положений и т.д.). Но подобная обработка текста акта при инкорпорации не сопровождается изменением или редактированием действующих норм права, содержащихся в инкорпорируемых актах.
Консолидация— это способ систематизации, состоящий в объединении нескольких различных однопорядковых правоустановительных актов в один новый акт. Этот новый консолидированный акт принимается в надлежащем порядке соответствующим компетентным правоустанавливающим органом государства. При этом все прежние консолидируемые акты с принятием нового акта утрачивают свою юридическую силу и перестают действовать. Консолидация (в отличие от инкорпорации) представляет собой форму официальной правоустанови-тельной деятельности, поскольку включает в себя изменение
Глава 6. Типология систем права 447
и отмену устаревших нррм, установление ряда новых норм и в целом принятие нового правоустановительного акта.
Кодификация —это способ систематизации, который состоит в. существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм определенной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта. К таким кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства, уставы, регламенты, положения и т.д.
Кодификационный акт отличается качественной новизной содержащихся в нем нормативш>правовых положений. Это новый акт как по форме, так и по своему нормативно-правовому содержанию и характеру. Некоторые кодификационные акты, например Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс РФ и т.д., носят общеотраслевой характер и включают в себя все основные нормы соответствующей отрасли права. Другие кодификационные акты объединяют нормы права определенной правовой подотрасли (например Бюджетный кодекс, Таможенный кодекс РФ и т.д.) или института (например Устав железных дорог, Устав патрульно-постовой службы и т.д.).
Свод законов — это особый вид кодификационного акта, имеющий общеправовой характер и включающий в себя все основные нормы права всех правовых отраслей соответствующей национальной системы права. Известными историческими примерами сводов законов являются, в частности, Свод законов Юстиниана (VI в.), а также подготовленный под руководством М.М. Сперанского и изданный в 1832 г. в пятнадцати томах "Свод законов Российской империи". В настоящее время готовится Свод законов РФ.
В различных национальных системах права и "правовых семьях" имеются свои специфические концепции систематизации источников действующего права, свои особенности в понимании и использовании тех или иных способов и видов систематизации правоустановительных актов.
Глава 6. Типология систем права: основные "правовые семьи" современности
1. Классификация систем права
В каждой стране действует свое право — своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, имеющая свою специфику и индивидуальные особенности. Вместе с тем эти различные нацирнальные системы пра-
448 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права
ва можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов), каждая из которых включает в себя несколько "родственных" (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.
Известный французский юрист-компаративист Р. Давид, специалист в области сравнительного права (сравнительного изучения права, сравнительного правоведения), подобные группы однородных национальных систем позитивного права обозначил как "правовые семьи", "семьи систем права"1. Это наименование широко используется и в нашей литературе.
В своей классификации различных национальных систем позитивного права (и их объединения в соответствующие "правовые семьи", "семьи систем права") Р. Давид исходит из двух критериев,рассматриваемых и учитываемых в их совокупности: 1) юридико-технического критерия (источники права, структура действующего права, юридическая терминология, правовые принципы, концепции, конструкции, методы и практика работы юристов и т.д.) и 2) идеологического критерия (философские, политические и экономические принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право). С учетом этих критериев им в начале 60-х годов была предложена следующая классификация "правовых семей современного мира": 1)романо-германская правовая семья, 2) семья общего права, 3) семья социалистических систем права, 4) философские или религиозные системы.
Основные правовые семьи, согласно Р. Давиду, — это три первые группы. При этом он объединяет романо-германскую семью и семью общего права в "единую семью западного права" и говорит о "большой семье западного права", имея в виду то, что марксисты называют "буржуазным правом"2. А различные философские или религиозные системы (мусульманское право, индусское право, иудейское право, обычное право Африки и Мадагаскара, право стран Дальнего Востока и т.д.), по его оценке, полностью независимы друг от друга и не образуют семьи в полном смысле этого слова. По поводу этих философских или религиозных систем он замечает: "Можно даже усомниться в том, что они являются правом. В большинстве из них, если не во всех, акцент делается на обязанности, которые возлагаются на праведного человека, а понятие
1 См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1967. С. 25,
34 и ел.
2 См. Там же. С. 42—43.
Глава 6. Типология систем права 449
субъективного права отсутствует. Термин "право" употребляется в этих системах только за отсутствием лучшего термина. Тем не менее в повседневной практике он применяется весьма широко и без особых затруднений, так как комплекс норм, который содержат эти системы, а также свойственные им понятия и техника предназначены, по мнению приверженцев этих систем, выполнять роль, которая обычно возлагается на право"1.
Существуют и другие подходы к классификации различных национальных систем права. Так, К. Цвайгерт и Г. Котц в своей классификации исходят из такого критерия, как "правовой стиль" национального права,который определяется пятью факторами: происхождением и эволюцией соответствующей системы права, своеобразием юридического мышления, специфическими правовыми институтами, природой источников права и способами их толкования, идеологическими особенностями. Исходя из этого, они объединяют различные системы права, обладающие единством "правового стиля", в следующие "правовые круги"(группы): романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, исламский, индусский.
В советской-юридической литературе2 в 80-е годы была предложена классификация национальных систем права на основе сочетания марксистско-ленинских положений о социально-исторических, классовых типах права (рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического) с названными подходами западных компаративистов.
В нашей современной учебной литературе в целом принята классификация "правовых семей" Р. Давида. Но имеются и определенные отличия. Так, если у Р. Давида "правовая семья" — это "семья систем права", то в нашей литературе
ПОД "правовой семьей" имеется в виду "семья правовые систем". Это получилось в результате русского перевода работы Р.Давида: слова "система права" переведены в виде "правовой системы". Под влиянием такого перевода многие авторы стали толковать "систему права" и "правовую систему" в качестве различных правовых категорий, рассматривая "правовую систему" как некое более широкое правовое явление, чем традиционное понятие "система права". Под "правовой системой" (применительно к отдельному национальному пра-
1 Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1967. С. 45.
2 См.: Саидов АХ. Введение в основные правовые системы современнос
ти. Ташкент, 1988.
450 , Раздел V. Доктрина и догма позитивного права
ву) стали понимать совокупность всех правовых явлений и понятий, т.е. фактически все то, что в марксизме называется "юридической надстройкой", возвышающейся над "экономическим базисом". Некоторые стали говорить о "правовой системе в широком смысле" (т.е. в смысле "правовой семьи" у Р. Давида), которая объединяет несколько "правовых систем в узком смысле" (т.е. в смысле отдельного национального права).
Подобные трактовки "правовой системы" в качестве какого-то нового правового понятия,охватывающего все право (все правовые феномены и категории), по существу означают подмену общего понятия праванеким довольно условным (и во многом — случайным) словосочетанием "правовая система". Попытки такой подмены, начавшиеся еще в советские времена, преследовали цель под ширмой новых словообразований сохранить существо официального советско-легистско-го правопонимания и с помощью подобных словесных новаций всячески противодействовать уже формировавшемуся в нашей науке юридическому (антилегистскому и антипозитивистскому) правопониманию.
Распространению в нашем сравнительном правоведении подобных представлений о "правовой системе" содействовали и такие факторы, как слабая разработанность общетеоретической основы этой дисциплины, традиционное господство в компаративистике (включая, за редким исключением, и западную компаративистику) позитивистских и леги-стских подходовк праву,пагубное "профессиональное" стремление компаративистов везде и всюду найти право, а если его нет, то выдать за "право" или хотя бы назвать "правом" что-то совсем другое, нечто неправовое, подменяющее право.
С позиций общей теории права и государства очевидно, что используемые в сравнительном правоведении(как, впрочем, и во всех остальных юридических дисциплинах) понятия имеют научно-правовой смысл только в рамках общего понятия права и лишь в той мере, в какой они являются надлежащими конкретизациями (применительно к предмету данной юридической дисциплины) этого общего понятия права. Ясно также, что распространенные в компаративистике словообразования "правовая семья", "семья систем права", "правовая система" (в узком или широком смысле) и т.д. — это вообще не понятия, а всего лишь условные .названия для обозначения соответствующих (во многом четко не определенных) групп
ятивного права
Глава 6. Типология систем права
правовых (или нередко квазиправовых) феноменов1. И, пользуясь подобными условными наименованиями и сложившимися терминологическими обозначениями, не следует забывать, что суть дела не в названиях, а в понятийно-правовом смысле и содержании сравниваемых, группируемых и исследуемых объектов — различных национальных систем действующего (позитивированного) права. .
Сравнительное изучение разных объектов (разных нормативно-регулятивных систем) является сравнительным правоведением (сравнительным правом) лишь при условии, что сравниваемые объекты обладают понятийно-правовым единством, т.е. представляют собой различные (по своей социально-исторической развитости, национальной специфике, доктринальной разработке, юридико-техническим характеристикам, терминологическим особенностям и т.д.) формы проявления одной и той же правовой сущности, Поэтому для любой последовательной научной концепции сравнительного правоведения (и соответствующих классификаций изучаемых форм права) фундаментальное теоретическое значение имеет то общее понятие права (понимание того, что есть право, в чем его специфика, чем оно отличается от неправовых регуляторов и т.д.), которое лежит в основе соответствующей концепции сравнительного изучения права.
Между тем данное принципиальное теоретико-методологическое требование по существу игнорируется в сравнительном правоведении, и в силу сложившихся в этой сфере позитивистских подходов и традиций как бы презюмируется, что то или иное "право" (в его легистском понимании) в современном мире есть повсюду, поскольку везде есть та или иная разновидность официально-властного принудительного порядка и обязательных норм, регулирующих поведение людей. Географическая карта мира оказывается у легистов одновременно и
его правовой картой.
С позиций юридического правопонимания для проведения сравнительно-правовых исследований необходимо сперва установить первичный понятийно-правовой критерий для определения правового характера сравниваемых объектов, а уже
1 Кстати говоря, как условность терминов "правовая семья", "семья систем права", так и известную неопределенность самих критериев классификации по "правовым семьям", Зависимость этих критериев от той или иной оценки отмечает и Р. Давид. Более того, он признает, что и применение термина "право" во многих случаях носит условный характер // См.:-Давид Р. Указ. соч. С. 34—35, 38, 44—45.
452 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права
после этого искать те или иные внутриправовые критерии классификации этих объектов, анализа их сходства и различия
и т.д. ■ • ■■■■.:■■ ■•■■■"
Согласно естественноправовому подходу, таким первичным критерием для определения правового характера той или иной нормативной системы является признание в ней и реализация требований естественного права -*- естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, нашедших свое закрепление в современных международных актах о правах человека. Подобное признание основных естественных прав человека, как правило,, закрепляется в конституциях или конституционных законах современных правовых государств. Так, надлежащий комплекс естественных (прирожденных и неотчуждаемых) прав и свобод человека, соответствующий современным международным стандартам в области прав человека, нашел свое признание и закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 г. (см. ст. 2, 17 и др.). В конечном счете именно это определяет правовой характер действующей постсоциалистической российской Конституции и основанной на ней всей системы источников действующего позитивного права -— в отличие от неправовой по своей природе и характеру нормативной системы социализма (прежних советских конституций и законодательства). Примерно так же по существу обстоит дело с отходом от прежней неправовой социалистической нормативной системы к правовым конституциям и утверждению начал права в бывших социалистических странах Восточной Европы.
Согласно либертарно-юридическому подходу, критерием
для определения правового характера той или иной норматив
но-регулятивной системы прошлого и современности является
ее соответствие (в целом и в части отдельных норм, институ
тов, отраслей и т.д.) требованиям принципа формального равен
ства. ■;■■■■..
В целом юридический подход придает понятийно-правовую определенность и методологическую четкость сравнительно-правовым исследованиям и позволяет ясно обозначить их место и значение в юриспруденции, в общей системе наук о праве. Ведь большая научная и практическая значимость сравнительно-правовых исследований обусловлена именно тем, что речь идет о сравнении, сопоставлении, классификации и анализе различных форм проявления, бытия и действия именно права как единого специфического социального явления и регулятора, отличного от всех других явлений и регуляторов. Опыт такого познания многообразных форм права обогащает и углубляет научное знание о праве в целом, позволяет лучше
Глава 6. Типология систем права 453
понимать и свое, и чужое право, их достоинства и недостатки, способствует Совершенствованию национальных форм права с учетом достижений других, более развитых в правовом отношении систем национального права, содействует сближению и интеграции правовых форм разных стран, стимулирует общеправовой прогресс в современном мире.
С этих общеправовых позиций ясно, что те или иные критерии классификации по группам отдельных национальных систем Права носят вторичный, производный характер, поскольку представляют собой определенную конкретизацию исходного критерия (соответствующего общего понятия права). В качестве такого вторичного (классификационного) критерия могут быть использованы те или иные признаки и черты права, имеющие существенное значение для характеристики и оценки правовых особенностей и специфики разных групп национального права.
Существующие классификации опираются по преимуществу на критерии юридико-технического и идеологического характера. Такие критерии имеют, несомненно, важное значение для классификации исследуемых форм права. Однако подобные критерии не позволяют классифицировать и оценивать различные национальные системы действующего права по уровню и характеру их собственно правовой развитости.
Между тем известно, что право — исторически развивающееся явление со своими ступенями роста — от примитивных форм права до более или менее развитых форм современного права. Поэтому критерий уровня (и меры), правовой развитости национальных систем позитивного права имеет существенное значение и для характеристики отдельных национальных систем права, и для их классификации в правовые группы ("семьи") различной степени развитости (на основе единой шкалы показателей правового развития), и для выявления общей картины современного состояния ц тенденций развития права в отдельных странах, регионах и в мире в целом.
Исторически сложилось так, что право (как специфическое явление и понятие, особый тип регуляции, необходимая форма свободы индивидов и т.д.) получило наибольшее развитие первоначально в европейской части мира (сперва в Древней Греции, Древнем Риме, а затем — в странах Западной Европы). В дальнейшем европейское право (в той или иной форме и мере) оказало существенное влияние на процесс правового развития во всем мире (в странах Америки, Азии, Австралии и Африки).
; 454 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права
. .
В силу разновременности возникновения и развития
■ права в разных странах и регионах мира,а также целого
ряда других факторов различные национальные системы права
I ■ ■ в современном мире отличаются различным уровнем правовой
[ развитости, т.е. различной степенью и мерой наличия и выра-
: жения в них (с учетом национальной специфики, традиций,
| своеобразия культуры, состояния общества, экономики и т.д.)
i единых, общеправовых (по сути — европейско-правовых) на-
I чал и положений.
! И сегодня национальные системы действующего права
стран Западной Европы (и их модификации .в целом ряде ев-
; ропоязычных стран — в США, Канаде, Австралии, Новой
Зеландии и др.) отличаются наиболее высоким уровнем пра-
i вовой развитости.Они все еще остаются ориентиром для ос-
;; тальных национальных систем права и продолжают определять
| надравления дальнейшего развития права во всем мире.
* Одним из существенных результатов происходивших в XX в.
1 глобальных исторических преобразований во всем мире стало
! появление на правовой карте мира большого числа государств,
национальные системы права которых могут быть по уровню их развития в целом охарактеризованы как. среднеразвитые (страны Латинской Америки, Восточной Европы, ряд азиатских стран — Индия, Япония, Южная Корея, Сингапур).
■ Значительные прогрессивно-правовые преобразования,
связанные с переходом от архаичных и традиционных форм ре-
;,", гуляции (локальные обычаи и т.д.) к общенациональным (обще-
\\ государственным) системам права, в XX в. были осуществлены
[| ив группе слаборазвитых в правовом плане стран(большое
f, число молодых государств Черной Африки и Азии).
If Возможна, конечно, и более детальная классификация по
группам различных систем и форм права на основе критерия
уровня их правовой развитости. ••
Учет различных критериев классификации (в том числе и такого критерия, как уровень правовой развитости) расширяет спектр и обогащает содержание сравнительно-правовых характеристик и оценок.изучаемых национальных форм и систем права и в целом углубляет процесс правового познания.