Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина

ВКонституции Российской Федерации предусмотрены не­обходимые гарантии защиты прав и свобод человека и гражда­нина, ч

Государство, по Конституции (ст. 19), гарантируетравен­ство прав и свобод человека и гражданина независимо от пол*, расы, национальности, имущественного и должностного поло­жения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также дру­гих обстоятельств. ,


Глава 10. Правовое государство в постсоветской России 341

Конституция запрещаетлюбые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Конституция (ст. 46) гарантирует каждому судебную защи­ту его прав и свобод.

Ряд статей Конституции (ст. 47—54) посвящен уголовно-правовым и процессуальным гарантиям прав и свобод человека и гражданина. При этом Конституция гарантирует право каж­дого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помо­щи. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обви- няемый в совершении преступления имеет,право пользовать- ся помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления об- винения.

Существенное значение имеет закрепление в Конституции (ч. 1 ст. 49) принципа презумпции невиновности: "Каждый об- виняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором". Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Никто не может быть повтор­но осужден за одн,о и то же преступление. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близ- ких родственников. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность,, обратной силы не имеет.

Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и сво­бод человека и гражданина является по Конституции (ч. 2 ст. 80) Президент Российской Федерации.Он вправе приоста­навливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным за­конам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до реше­ния этого вопроса соответствующим судом.

Осуществлением мер по обеспечению прав и свобод граж­дан по Конституции (ч. 1 ст. 114) должно заниматься Прави­тельство Российской Федерации.

Важную роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина и их соблюдения на практике призван сыграть


342 , Раздел IV. Общество, право, государство

Уполномоченный по правам человека,назначаемый Государ­ственной Думой (ч. 1 ст. 103).

Конституция (ч. 4 ст. 125) предусматривает, что Консти­туционный Суд Российской Федерациипо жалобам на нару­шение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Существенную роль вделе защиты прав и свобод человека и гражданина играют суды общей юрисдикции.

Важное значение имеют и международно-правовые фор­мы защиты прав и свобод человека.По Конституции (ч. 3 ст. 46) каждый имеет право в соответствии с международны­ми договорами Российской Федерации обращаться в межгосу­дарственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

В современных условиях на первый план выдвигается за­дача формирования и действия системы реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина.Для практического осу­ществления этих прав и свобод во всех областях общественной и политической жизни необходимо эффективное, согласован­ное и целенаправленное взаимодействие структур гражданс­кого общества и правового государства. Относительная самосто­ятельность политической и неполитической сфер жизни (и соответствующих субъектов), их взаимные противодействия и сдержки должны быть дополнены их активными усилиями и сотрудничеством, без чего невозможно взаимосогласованное, сбалансированное и стабильное развитие этих двух сфер со­циального целого.

5. Конституционная концепция правового закона

По смыслу конституционной концепции правоцонимания правовое начало в концентрированном виде и в челбвеческом измерении представлено в виде прав и свобод человека и граж­данина. В силу этого основные правовые характеристики все­го конституционно регламентируемого пространства в целом и правовой государственности в особенности даны в Конституции с позиций и под углом зрения прав и свобод человека и граж­данина.,их признания и защиты. Такой подход особенно важен и актуален для общества с тоталитарно-социалистическим про­шлым, где право подменялось^ антиправовым законодатель­ством и властно-силовыми нормами и где отрицание права


Глава 10. Правовое государство в постсоветской России 343

прежде всего означало бесправие людей в частных и публич­ных отношениях.

Положения Конституции о правах и свободах человека и гражданина по логике и смыслу юридического типа правопо-нимания имеют двоякое значение:эти положения значимы не только в плане' проблем индивидуальной правоспособности и правосубъектности, но в качестве исходных правовых начал имеют одновременно и всеобщее регулятивное значение и выступают как общеобязательный правовой стандарт и консти­туционное требование к правовому качеству официальных нормативных актов, к организации и деятельности всех ветвей государственной власти и должностных лиц.

С точки зрения действующей Конституции в этом своем общерегулятивном значенииконституционные положения о правах и свободах человека и гражданина являются наиболее важным и в конечном счете единственным настоящим крите­рием наличия или отсутствия, соблюдения или отрицания пра­ва вообще, критерием правового характера действующего законодательства(законов и всех других источников позитив­ного права), правового типа организации и деятельностиразличных государственных властей и государства в целом.

Поэтому в Конституции, наряду с характеристикой прав и свобод человека в качестве высшей ценности и признанием не­отчуждаемого и прирожденного характера основных прав и свобод человека, одновременно подчеркивается общезначи­мость и обязательность этих прав и свобод для всего государ­ства в целом: "Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства" (ст. 2).

Конституция содержит также и ряд других специальных норм, которые конкретизируют общерегулятивное значение прав и свобод человека и гражданина для других компонен­тов правового государства. Существенное положение об этом содержится в ст. 18, согласно которой права и свободы че­ловека и гражданина "определяют смысл, содержание и при­менение законов, деятельность законодательной и исполни­тельной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Если данная статья в позитивной форме содер-. жит требование правового закона,правового характера (со­ответствия праву) деятельности всех ветвей государственной власти и органов местного самоуправления, то в другой ста­тье Конституции (ч. 2 ст. 55) содержится прямой запрет ан­типравового (правонарушающего) закона: "ВРоссийской Фе­дерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". Важ-


344 Раздел IV. Общество, право, государство

ная в этом плане норма содержится и в ч. 3 ст. 15 Консти­туции: "Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения".

В плане учения о праве и государстве важно, что эти конституционные положения относятся не только к норматив­но-правовой системе (нормативно-правовому компоненту) правового государства, но и к его институциональной систе­ме— ко всем ветвям власти, к их правотворческой, правопри­менительной и правозащитной деятельности.

Важно и то, что общерегулятивная роль прав и свобод че­ловека и гражданина подкреплена и усилена их прямым дей­ствием:по Конституции (ст. 18), они являются непосредствен­но действующими.

В Конституции, помимо общих положений о государствен­ных гарантиях прав и свобод человека и гражданина, указаны также те институты и должностные лица, в чьи специальные обязанности входит обеспечение требований прав и свобод че­ловека и гражданина (а следовательно, вместе с тем — общая правозащитная функция, обязанность защищать и гарантиро­вать основные начала права) в процессе законотворчества и применения позитивного права.

Существенное значение для утверждения нового правово­го подхода, наряду с общесудебной защитой правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, прав и законных инте­ресов физических и юридических лиц в частноправовых и пуб-личноправовых отношениях, имеют предусмотренные Консти­туцией формы и процедуры специального судебного контроля за правовым и конституционно-правовым качеством действую­щих нормативных актов, за конституционностью и правовым характером действий (или бездействий) органов государствен­ной власти и должностных лиц.

Так, Конституция (ч. 2 ст. 46) закрепляет такую важную форму судебно-правового контроля общих судов,как обжа­лование в суд решений и действий (или бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Согласно Кон­ституции (ч. 2 ст. 12.0), суд при рассмотрении конкретных дел проверяет соответствие подзаконных актов закону, и если при этом будет установлено несоответствие между ними, решение должно быть принято в соответствии с законом. Кроме того, суды, по Конституции (ч. 4 ст. 125), вправе обращаться с зап­росами в Конституционный Суд Российской Федерации о про-


Глава 10. Правовое государство в постсоветской России ' 345

верке конституционности примененного или подлежащего при­менению в конкретном деле закона, нарушающего конститу­ционные права и свободы граждан.

Широким кругом полномочий в области конституционного контроляза нормативными актами наделен Конституцией (ст. 125) Конституционный Суд Российской Федерации. В своей деятельности по осуществлению конституционного контроля Конституционный Суд в силу закрепленных в новой Конститу­ции общерегулятивных положений о правах и свободах челове­ка, а также признания общепризнанных принципов и норм меж­дународного права в качестве составной части правовой систе­мы Российской Федерации, по существу, может и вправе, не ограничиваясь позитивными нормами Конституции, руководство­ваться также общеправовыми принципами и положениями. По логике конституционной концепции правопонимания конститу­ционно-правовой контроль Конституционного Суда — это по своей сути общеправовой контроль за нормативными актами.

Такой характер и смысл функций Конституционного Суда в полной мере соответствует новой правовой идеологии Консти­туции, идее господства права и верховенства правового зако­на, природе и назначению правовой государственности. Не противоречит это и положению Федерального конституционно­го закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" (от 24 июня 1994 г.), согласно которому "Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права" (абзац 2 ч. 7 ст. 3). Ведь право, согласно конституционной кон­цепции правопонимания, — это не только позитивное право, но и естественное право и прежде всего — прирожденные и неотчуждаемые основные права и свободы человека. И имен­но соответствие или несоответствие этим правам и свободам человека как раз и определяет правовой (или неправовой, пра-вонарушающий) характер всех нормативных актов государ­ства, всех норм действующего законодательства.