Нетарифные ограничения и правила ГАТТ.

Помимо тарифных мер регулирования импорта большинство стран активно используют инструменты влияния на внешнюю торговлю, не связанные с установлением ставок ввозных таможенных пошлин. По мере сокращения в результате переговоров общего уровня таможенных тарифов возрастает протекционистская роль нетарифных методов. Поэтому совместная работа по выработке общих принципов и правил поведения в данной сфере занимает значительное место в деятельности ВТО.

В связи с решением данной проблемы ВТО выделяет ряд объектов изучения (табл. 1).

Выделяют следующие

 

Соглашение по техническим барьерам в торговле, прежде всего, оговаривает соблюдение режима наибольшего благоприятствования и национального режима при технической регламентации импорта. Законными целями при использовании данного метода регулирования признаются такие, как: требования национальной безопасности; предотвращение обманной практики; защита здоровья и безопасности людей, жизни и здоровья животных и растений, охрана окружающей среды.

Соглашение отдает приоритет уже существующим или разрабатываемым международным стандартам. При этом члены ВТО, планирующие ввести определенные технические регламенты, которые могут серьезно повлиять на отдельные страны, информируют о предполагаемых изменениях других участников организации и дают им возможность высказать свои замечания и пожелания.1

Схожими по своему характеру являются санитарные и фитосанитарные меры, регулируемые соответствующим соглашением. В соответствии с ним члены ВТО имеют право вводить санитарные и фитосанитарные меры, необходимые для защиты жизни и здоровья людей, животных и растений, при условии, что такие меры не противоречат положениям соглашения. При этом вводимая мера должна быть основана на научных принципах, иметь научное обоснование и не носить дискриминационный характер. К числу санитарных или фитосанитарных мер относятся все соответствующие законы, постановления, правила, требования и процедуры, охватывающие в том числе требования к конечному продукту; методы обработки и производства; процедуры испытания, инспектирования, сертификации и одобрения; карантинные правила, включая соответствующие требования, связанные с перевозкой животных, растений или материалов, необходимых для их жизнедеятельности. 1

Соглашение по процедурам лицензирования импорта содержит требования и правила данной процедуры. Сама процедура получения лицензии должна быть максимально простой, информация обо всех требованиях - доступной для заинтересованных лиц. Выделяются автоматическая и неавтоматическая лицензии. Причем ни та, ни другая не должны использоваться как средство влияния на международную торговлю. При квотировании импорта при помощи лицензий лицензирующий орган должен предоставлять информацию о размере квот, о выданных квотах, о распределении квот между странами, о начале и окончании процедуры распределения квот. При отказе в получении лицензии заявитель должен знать причины такого решения, а также иметь возможность подать апелляцию или внести изменения в соответствии с законодательством страны. Срок действия лицензии не должен быть настолько коротким, чтобы сделать заведомо невозможным импорт из отдаленных стран. Страны, которые создают процедуры лицензирования или вносят в них изменения, должны сообщать об этом Комитету по лицензированию импорта в течение 60 дней с момента опубликования с указанием подробной информации.

Достаточно серьезное влияние на возможность импорта может оказать оценка таможенной стоимости товара. Различные подходы к данной процедуре могут привести к значительной разбежке в величине пошлин. В зависимости от обстоятельств предлагаются различные способы вычисления таможенной стоимости. В соответствии со статьей 1 соглашения в качестве таможенной стоимости товара должна признаваться цена сделки при условии отсутствия ограничений по территории продажи и использования товара, дополнительных условий покупки товара, а также того, что покупатель и продавец не связаны между собой (или их взаимосвязь не влияет на цену сделки). В случае невозможности применения цены сделки должна использоваться стоимость аналогичных товаров, экспортируемых и импортируемых данными странами. Если невозможно применение первого и второго подходов, используют цены на похожие товары. Далее следуют методы оценки по цене единицы продукции и расчетный метод, который заключается в суммировании издержек, прибыли и других элементов цены импортируемого товара. При этом не могут применяться методы, основанные на цене товаров, произведенных в импортирующей стране, цене товара на внутреннем рынке страны экспортера, экспортной цене в страну, иную, чем импортирующая страна. 1

Соглашение по предотгрузочной инспекции относит к данной процедуре все действия государства или его органов, связанные с проверкой качества, количества, цены, включая валютный курс и финансовые условия и\или правильность таможенной классификации товаров, предназначенных для экспорта на территорию члена, применяющего инспекцию. К данному методу регулирования торговли предъявляется ряд требований: недискриминационная основа; соответствие законодательства в данной сфере ГАТТ 1994 г.; проведение инспекции на таможенной территории экспортера или, в крайнем случае, на таможенной территории производителя; оценка количества и качества в соответствии со стандартами, определенными продавцом и покупателем или международными стандартами; прозрачность процедуры; полное информирование экспортера в удобной форме о процедуре инспекции; обязанность опубликования странами-участницами нормативных актов, касающихся данного вопроса; защита конфиденциальной информации; устранение неоправданных задержек; необходимость заблаговременного уточнения инспектирующим органом цены на товар и др. 1

Страны могут использовать меры регулирования внешней торговли в различной степени в зависимости от страны происхождения товара.

Соглашение по правилам определения страны происхождения товарасодержит принципы и порядок данной процедуры. Правила происхождения не должны носить дискриминационный характер и приводить к искажению международной торговли.

На международную торговлю влияют не только меры, напрямую относящиеся к данной форме отношений между странами. Определенное воздействие на торговлю могут оказывать также инструменты из сферы инвестиционного регулирования. Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, приводит список таких мер, противоречащих Генеральному соглашению, в том числе:

1. Принципу национального режима: требования к предприятиям покупать или использовать продукцию отечественного происхождения, выраженные в виде условий о конкретных товарах, ценах, количестве; ограничение потребления импортных товаров предприятием, связанное с объемом или стоимостью его экспорта.

2. Обязательству устранить количественные ограничения: ограничение импорта продукции, используемой предприятием, связанное с объемом его экспорта; ограничение импорта предприятия путем ужесточения доступа к валюте, связанное с величиной валютных поступлений предприятию; ужесточение условий экспорта.

Развитые страны имеют возможность влиять на конкурентоспособность своих производителей при помощи субсидий, которые могут достигать миллиарды долларов. Такие огромные суммы серьезно искажают торговлю между государствами, к тому же лишают развивающиеся страны возможности на равных конкурировать с производителями из экономически более сильных стран. Поэтому вопросу субсидий ВТО уделяет повышенное внимание и именно вокруг субсидий разворачиваются самые жаркие споры между странами с различным уровнем экономического развития. В рамках Всемирной торговой организации применение субсидий регулируется Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам. 1

В соответствии с соглашением субсидия существует, когда оказывается финансовое содействие правительством или любым государственным органом в пределах территории члена, т. е. когда правительство: осуществляет прямой перевод денежных средств (например, в виде дотаций, займов или покупки акций) или принимает на себя обязательства по переводу таких средств (например, гарантии по займам); отказывается от взимания или не взимает причитающиеся ему доходы; предоставляет товары и услуги или закупает товары; осуществляет платежи в фонды для финансирования или поручает, либо предписывает частному лицу выполнять одну или несколько функций из числа указанных.

Однако не всякое субсидирование дает заинтересованной стороне право применить ответные меры. Необходимо, чтобы субсидия являлась специфической, что оценивается по ряду критериев (например, если четко ограничивается круг предприятий, имеющих доступ к субсидиям). Если определены объективные критерии или условия получения субсидии, то она не признается специфической. Если на основании двух предыдущих позиций не удается однозначно классифицировать ситуацию, то рассматриваются дополнительные критерии: преимущественное использование субсидии определенными предприятиями, непропорциональные суммы субсидий, получаемые различными предприятиями, и др.

Помимо цели простого повышения конкурентоспособности отечественных производителей страны (отдельные предприятия) могут преследовать цель полного вытеснения конкурентов с рынка при помощи заниженных цен. В соответствии с соглашением товар признается предметом демпинга, если экспортируется по цене, более низкой, чем цена, устанавливающаяся на аналогичный товар в ходе нормальной торговли для потребления на внутреннем рынке экспортирующей страны. Если по какой-либо причине не представляется возможным использовать внутреннюю цену в качестве базы сравнения, используется цена экспорта в третьи страны или издержки производства в данной стране, включающие в себя разумную сумму административных, торговых, общих издержек, а также прибыль.

Однако для принятия ответных мер необходимо установление факта причинения или угрозы причинения материального ущерба отечественной отрасли. При этом исследование проходит в двух направлениях: изучение объема демпингового импорта и его влияния на внутренние цены; изучение влияния импорта на отечественных производителей (включает оценку всех относящихся к делу экономических факторов и показателей, связанных с состоянием данной отрасли). Установление наличия угрозы материального ущерба должно основываться на фактах, а не на предположениях.1

Можно сделать вывод, что больше всего претензий по демпингу у развитых стран к развивающимся, а у развивающихся стран, к своим коллегам по группировке и к группе развитых стран.

Основными инициаторами антидемпинговых расследований являются США, ЕС, Австралия, Канада и Мексика. Основными же товарными рынками, на которых разгорается конкурентная борьба между производителями разных стран, являются рынок черных металлов, химических удобрений и изделий химической отрасли промышленности, машин и электрического оборудования, а также текстиля. Американский и европейский рынки являются наиболее привлекательными для иностранных производителей, хотя, возможно, такое количество антидемпинговых мер связано с излишним стремлением этих стран к защите от конкуренции со стороны дешевых товаров. В то же время Япония за данный период не применила ни одной антидемпинговой меры. Данный факт, по-видимому, объясняется сложностью выхода на японский рынок, в результате чего дешевые товары туда просто не попадают.

Решение о введении антидемпинговой пошлины и о ее величине принимается компетентными органами импортирующего государства. Антидемпинговая пошлина действует лишь такой срок, который необходим для противодействия демпингу. В целом срок ее не должен превышать пяти лет с даты введения или даты пересмотра.

Несмотря на стремление ВТО сделать международную торговлю беспрепятственной и предсказуемой, бывают ситуации, когда страна под влиянием резкого изменения тех или иных факторов оказывается перед угрозой серьезного материального ущерба, который может быть устранен лишь путем применения мер, ограничивающих внешнюю торговлю. Разрешается в случае необходимости принимать временные специальные защитные меры, если установлено, что впоследствии устранить нанесенный ущерб будет невозможно. Временные меры выражаются в форме повышения тарифа и должны действовать не более 200 дней. Любой член применяет специальные защитные меры только в течение такого периода времени, который может быть необходим, чтобы предотвратить или устранить серьезный ущерб и облегчить процесс экономического приспособления. Этот период не должен превышать четырех лет, если только он не продлен согласно установленным правилам.

В целом за годы существования ВТО была проделана огромная деятельность по разработке унифицированных правил и процедур регулирования внешней торговли, что способствует ее предсказуемости и прозрачности.