Общества

Структура и основные компоненты гражданского

Постсоциалистические преобразования в стране открыли путь к формированию гражданского общества. Основы такого общества, необходимые его структурные компоненты нашли свое закрепление в Конституции 1993 г.

1 Локк Дж. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1960. С. 50.

2 Там же. С. 116.


316 Раздел IV. Общество, право, государство

Определяющее значение для всего процесса формирова­ния в стране гражданского общества имеют конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина, о прирожденном и неотчуждаемом характере основных прав и свобод человека. Без такого гуманитарного компонента — сво­бодных,, полноправных индивидов — невозможно само возник­новение гражданского общества. Конечно, практическое осу­ществление прав и свобод людей зависит от многих субъектив­ных и объективных факторов, однако, в конечном счете имен­но усилия свободных индивидов, преследующих свои цели и реализующих свои частные интересы в рамках общего для всех правопорядка, определяют природу, содержание и харак­тер формируемого гражданского общества.

Социальная структурапостсоциалистического общества (социальный компонент гражданского общества) находится еще в стадии формирования. Процесс ломки прежних социальных классов, слоев и групп и становления новых еще далек от за­вершения. Общество во многом атомизировано.

Новая социальная стратификация (формирование новых социальных групп, слоев и классов) идет по имущественному признаку. По этому критерию общество делится на три слоя: 1) незначительный по численности олигархический слой (так называемые "новые русские" — в основном представители банковского капитала, верхушка торгового и промышленного капитала, а также верхний слой бюрократии); 2) основная мас­са населения (большинство так называемых "бюджетников", пенсионеры, мелкие предприниматели и т.д.); 3) промежуточ­ный средний слой (предприниматели со средним доходом, ос­новная масса чиновников, верхушка "бюджетников" и т.д.).

В качестве весьма специфической "социальной" группы — по сути своей антисоциальной — можно выделить представи­телей криминального капитала (организованная преступность, теневая экономика и т.д.), контролирующих около тридцати — сорока процентов всего товарно-денежного оборота.

Подобная стратификации в целом отражает процесс резкой поляризации в обществе и разрыв между малочисленной сверх­богатой верхушкой общества и всем остальным населением. Вместо декларированных идеологами проводимых реформ це­лей формирования "миллионов собственников", сильного и многочисленного среднего класса и "народного капитализма" в реальной действительности пока что бурно развивается олигар­хический 4i криминальный капитал.

Процессы стратификации протекают во многом стихийно, без заметного направляющего воздействия со стороны государства.


Глава 9._ Гражданское общество в постсоветской России 317

В целом деятельность государства в социальной сфере,
несмотря на ряд позитивных тенденций в этой сфере (адрес­
ная помощь социально незащищенным слоям, определенная
поддержка малого и среднего бизнеса и т.д.). пока еще не со­
ответствует конституционному положению о том, что "Россий­
ская Федерация — социальное государство, политика которо­
го направлена на создание условий, обеспечивающих достой­
ную жизнь и свободное развитие человека" (ч. 1 ст. 7 Консти­
туции). ,

Экономическая структураобщества (экономический ком­понент гражданского общества) определяется наличием различ­ных форм собственности — частной, государственной, муници­пальной и т.д., которые, согласно Конституции (ч. 2 ст. 8) "при­знаются и защищаются равным образом". В соответствии с этим за каждым членом общества признается право на свободное использование своих способностей и имущества для предпри­нимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Право частной собственности охраняется законом. Важной гарантией права частной собственности является конституци­онное положение о том, что "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда" (ч. 3 ст. 35 Конституции). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Гаран­тируется также право наследования.

Существенно^ характеристикой складывающегося экономи­ческого строя общества является свобода труда. Каждый име­ет право свободно распоряжаться своими способностями к тру­ду, выбирать род деятельности и профессию. "Принудительный труд запрещен" (ч. 2 ст. 37 Конституции). Конституция (ч. 3—5 ст. 37) закрепляет право каждого на труд в условиях, отвеча­ющих требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Духовная жизньпостсоветского общества (духовный ком­понент гражданского общества) отличается идеологическим многообразием, отсутствием государственной или обязательной идеологии, свободой совести и вероисповедания, свободой мыс­ли и слова, правом каждого на образование, обязательностью основного общего образования, свободой литературного, худо­жественного, научного, технического и других видов творче­ства, правовой защитой собственности, правом каждого на


318 Раздел IV. Общество, право, государство

пользование учреждениями культуры и на доступ к культур­ным ценностям.

Согласно Конституции (ст. 14), "Российская Федерация •■— светское государство. Никакая религия не может устанавливать­ся в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".

С духовной жизнью современного общества тесно связан информационный аспектжизни общества (информационный компонент гражданского общества).

В основе этой информационной стороны жизни современ­ного общества лежит право каждого "свободно искать, полу­чать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" (ч. 4 ст. 29 Конституции). Консти­туция гарантирует свободу массовой информации, что включа­ет в себя свободную деятельность (в соответствии с законом) всех средств массовой информации — радио, телевидения, пе­чати, компьютерной связи и т.д.

Цензура запрещена. Однако свобода информации ограни­чена законодательно установленным перечнем сведений, со­ставляющих государственную тайну. Не допускается пропаган­да или агитация, возбуждающие социальную, расовую, наци­ональную или религиозную ненависть и вражду. Запрещена также пропаганда социального, расового, национального, рели­гиозного или языкового превосходства.

Свобода информации, кроме того, ограничена правом каж­дого на неприкосновенность частной жизни, личную и семей­ную тайну, защиту своей чести и достоинства, а также пра­вом на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения в этом последнем праве допускаются только на основании судебного решения.

Сбор, хранение, использование и распространение инфор­мации о частной жизни лица без его Согласия не допускают­ся. Согласно Конституции (ч. 2 ст. 24), органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающи­ми его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В информационной сфере жизни современного общества важную роль играет общественное мнение. Конечно, разного рода апелляции к мнению людей, населения, народа имели место во все времена. Отсюда и крылатое выражение "Глас народа — глас божий", которое, правда, стоит в том же смыс­ловом ряду.^что и не менее расхожее выражение: "Устами младенца глаголет истина".


Глава 9. Гражданское общество в постсоветской России 319

В действительности общественное мнение как самостоя­тельный институт общественной жизни и независимый соци­альный фактор формируется лишь в условиях и во времена относительно самостоятельного и независимого от политико-властного давления гражданского общества. Такое свободное общественное мнение возможно лишь там, где человек свобо­ден (и правомочен) как человек, как частный индивид, а не только как гражданин, как публично-политический субъект. Только там,, где есть гласность, где утвердился реальный плюрализм индивидуальных мнений, там появляется и обще­ственное мнение как самостоятельный, общественно значимый феномен, как общественный институт.

По своей сути общественное мнение — это совокупность мнений частных лиц — членов гражданского общества по раз­нообразным вопросам общественной, политической, духовной жизни людей. Волю частных лиц, выраженную в общественном мнении, не следует, конечно, смешивать и отождествлять с волей публично-политических лиц (граждан), выраженной ими в различных государственно-правовых формах (референдум, выборы и т.д.) и воплощенной в конечном счете в действующем праве и государстве. Данное различие Руссовыразил в виде отличия "воли всех"(т.е. воли частных лиц) от "общей воли"(политической воли народа-суверена, выраженной в законах и государстве).

Хотя общественное мнение — это не выражение публич­но-политической (законодательной, государственной) воли, однако оно в условиях развитого гражданского общества и правового государства становится мощным фактором воздей­ствия на различные сферы общественной и политической жиз­ни. Особое значение в таких условиях имеет учет обществен­ного мнения (наряду с другими факторами) в процессе законо­творчества, в определении путей и направлений обновления и совершенствования действующего права.

Важной проблемой в этой общественно и политически зна­чимой сфере "является надлежащая законодательная регламен­тация отношений, связанных с публичным распространением сведений об общественном мнении в средствах массовой инфор­мации (порядок распространения таких сведений в средствах массовой информации, права и обязанности Субъектов этих отношений и т.д.).

Местное самоуправление(территориально-управленчес­кий компонент гражданского общества) —- это негосударствен­ная форма выражения народовластия, осуществляемого опре­деленным территориальным сообществом населения при само-


320 Раздел IV. Общество, право, государство

стоятельном решении вопросов местного значения в соответ­ствии с законами государства. Согласно Конституции (ст. 12), "органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти".

Федеральный закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (от 12 августа 1995 г.) в ст. 2 дает следующее оп­ределение местного самоуправления: "Местное самоуправле­ние в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению не­посредственно или через органы местного самоуправления воп­росов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций"1.

Хотя по Конституции (ст. 12) "органы местного самоуправ­ления не входят в систему органов государственной власти", однако правами участника местного самоуправления Консти­туция и названный закон о местном самоуправлении наделяют только гражданина, а не каждого человека, не частное лицо, не просто члена гражданского общества. Так, ч. 2 ст. 130 Кон­ституции гласит: "Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм пря­мого волеизъявления, через выборные и другие органы мес­тного самоуправления".

Здесь имеется определенное концептуальное противоречие между негосударственным характером местного самоуправле­ния и правосубъектностью в этой негосударственной сфере лишь граждан (т.е. публично-политических лиц). Другое проти­воречие такого же концептуального характера состоит в том, что негосударственные органы местного самоуправления наде­ляются государственным полномочием — правом издавать пра­вовые акты. Такое право предусмотрено ст. 19 названного за­кона о местном самоуправлении: "Органы местного самоуправ­ления и должностные лица местного самоуправления по воп­росам своего ведения принимают (издают) правовые акты"2.

Отмеченные противоречия тем более существенны, что в ведении органов местного самоуправления находится широкий круг вопросов, затрагивающих все основные стороны жизни людей. Так, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утвер-


1 Местное самоуправление. М., 1997. С. 38.