Либертарно-юридическая концепция правового государства

История учений о правовой государственности — богатый арсенал идей и концепций, без знания которых, учета их силь­ных и слабых сторон, достоинств и недостатков невозможна сколько-нибудь серьезная современная теоретическая разработ­ка проблем правового государства.

Опыт политико-правовой мысли свидетельствует о том, что правовое государство — как специальная конструкция (модель) правовой организации публично-политической (го­сударственной) власти и особая форма правовых взаимосвя­зей между индивидами, обществом и государством— означа­ет официальное признание, закрепление и соблюдение как минимум следующих трех положений: 1) прирожденных и не­отчуждаемых (естественных) прав и свобод человека (помимо соответствующих прав и свобод гражданина); 2) верховенства правового закона; 3) правовой организации самой системы го­сударственной власти на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Эти три компонента правового государства (гуманитарно-правовой, нормативно-правовой и институционально-правовой) тесно взаимосвязаны, предполагают друг друга и представляют собой лишь различные аспекты господства права в различных сферах жизни людей.

Так, без надлежащей организации государственной влас­ти, должного разграничения задач, функций и правомочий различных органов власти, определенного порядка их взаимо­отношений и т.л. не мпжрт быть ни гпгпплгтвя ппякя ни гтпя-


Глава 8. Правовое государство: история идей и современность 309

вовых законов, ни тем более их верховенства. С другой сторо­ны, без соответствия праву и соблюдения требований правового закона невозможна сама организация системы власти правового государства. А без этого невозможна и реализация прав и сво­бод человека.

Для правового государства, конечно, необходимо; но да­леко не достаточно, чтобы все, в том числе и само государ­ство, соблюдали законы. Необходимо, чтобы эти законы были правовыми, чтобы законы соответствовали требованиям права как всеобщей, необходимой формы и равной меры (нормы) сво­боды индивидов. Для этого необходимо такое государство, ко­торое исходило бы из принципов права при формулировании своих законов, проведении их в жизнь, да и вообще в процессе осуществления всех иных своих функций. Но все это возможно лишь в том случае, если организация всей системы политичес­кой власти осуществлена на правовых началах и соответству­ет требованиям права. Таким образом, правовое государство предполагает взаимообусловливающее и взаимодополняющее единство господства права и правовой формы организации по­литической власти, в условиях которого признаются и защи­щаются права и свободы человека и гражданина.

В целом правовое государство — это особая форма право­вой организации и деятельности публично-политической власти и ее' взаимоотношений с индивидами как субъектами права, но­сителями прав и свобод человека, и гражданина.

Согласно либертарно-юридическому пониманию государ­ства как правового явления и института, любое государство — это правовое государствов том смысле, что всякое государ­ство (в отличие от деспотизма,, деспотического типа и формы правления) представляет собой правовую организацию публич­но-политической власти свободных (т.е. одновременно право­субъектных и государствосубъектных) индивидов. Именно по­этому всякое государство (независимо от типа и степени его социально-исторической развитости) —- это необходимая форма выражения, бытия и осуществления свободы людей.

Тем самым эта либёртарно-юридическая трактовка любо­го государства как правового государства принципиально от­личается от словесно одинаково звучащей кельзеновекой ха­рактеристики, поскольку под "правом" в нашей трактовке имеется в виду не любое произвольное установление (приказ) официальной власти (как у Кельзена и других легистов), а право в его различении и соотношении с законом (позитивным правом), право как отрицание произвола, как принцип фор­мального равенства в его нормативной (правовой закон) и ин-


310 Раздел IV. Общество, право, государство

ституционально-властной (правовое государство) конкретизации и выражении.

Правовое же государство в его современном общераспро­страненном смысле— это, как мы уже неоднократно отмеча­ли, специальная государственно-правовая конструкция новей­шего времени,особая (соответствующая условиям и потребнос­тям гражданского общества) модель реализации идеи господства права в публично-политической сфере, специальная, новая фор­ма (и новый тип) развитой правовой организации публично-поли­тической власти свободных индивидов как официально признан­ных субъектов прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав человека и одновременно субъектов прав и свобод гражда­нина. Отличительными свойствами такого правового государства как специальной государственно-правовой конструкции и ново­го типа государства являются отмеченные выше компоненты: гуманитарно-правовой (официально закрепленные прирожден­ные и неотчуждаемые права и свободы человека); нормативно-правовой (верховенство правового закона) и институционально-правовой (или организационно-правовой — разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную).

Подобная специальная государственно-правовая конструк­
ция (т.е. современное правовое государство) предполагает со­
временный уровень в прогрессе свободы людей и соответству­
ющую степень развитости гражданского общества, права и
государства. Без такой исходной базы развитой свободы во всех
сферах жизни индивидов того или иного социума (народа) не­
возможны и сознательная разработка, конституционно-право­
вое закрепление и практическая реализация надлежащей (под-"
ходящей для данного народа и общества) модели правового
государства. . ■

Правовое государство й правовой закон, как и государство и право вообще, — не самоцель, асоциально-исторически обусловленные всеобщие формы выражения, организации, упорядочения и реализации защиты прав и свобод человека и гражданина. Содержание и характер этой (выражаемой в госу­дарственно-правовых формах) свободы, ее широта и объем, ее субъектная и объектная структуры (субъекты и сферы свобо­ды) и т.д., словом, ее количество и качество определяются достигнутым уровнем социально-исторического развития людей. Свобода относительна в смысле ее фактической незавершенно­сти, исторического изменения и развития ее содержания и т.д., но она абсолютна как высшая ценность и принцип и поэтому может служить критерием общецивилизационного и общечело­веческого прогресса.


Глава 8. Правовое государство: история идей и современность 311'

6. Формирование и развитие идей о правах и свободах человека

Существенное влияние на весь процесс формирования и развития представлений о правовом государстве оказали идеи о правах Их свободах человека, их прирожденном и неотчужда­емом характере.

Современное понимание смысла и значения прав и свобод человека как существенного компонента правового государ­ства — при всей своей новизне и особенностях, обусловленных современным уровнем и характером мировой цивилизации, — опирается на богатый предшествующий опыт человечества, и прежде всего в области правовых форм организации обще­ственной и политической жизни людей, на историю формиро­вания и развития идей и институтов о правах и свободах че­ловека.

Теория и практика прав и свобод человека имеют долгую и поучительную историю. Значительными вехами на этом исто­рическом пути являются, в частности, Декларация независи­мости США (1776 г.), французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о граждан­ских и политических правах 1966 г., другие международно-правовые документы о правах человека в современном мире.

Права человека — явление социально-историческое. Не отрицая большой новизны, специфики и богатства содержания современных развитых представлений о правах человека, сле­дует вместе с тем иметь в виду и момент исторической преем­ственности этих представлений с предшествующими правовыми воззрениями на человека как участника социальной жизни. Как реально-исторически, так и теоретически (логически) каждая исторически данная система права включала и включает в себя (явно или латентно) определенную юридическую концепцию человека как субъекта права и соответствующие представле­ния о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе. В этом смысле история права и правовых учений — это вместе с тем и история формирования и эволюции представлений о правах человека — от примитивных и неразвитых до совре­менных.

Право вообще и права человека — это не различные (по своей сути, функциям и назначению) феномены, ведущие не­зависимую друг от друга жизнь, а явления принципиально одного порядка и одного типа. Права человека (в тех или иных


312 Раздел IV. Общество, право, государство

формах и объемах их бытия и выражения) —это необходи­мый, неотъемлемый и неизбежный компонент всякого права, определенный (а именно — субъектно-человеческий) аспект выражения сущности права как всеобщей и необходимой фор­мы свободы людей. Право без прав человека так же невозмож­но, как и права человека без и вне права.

Всеобщность правовой формы свободы людей относитель­на, поскольку ограничивается лишь субъектами отношений, ре­гулируемых правом и опосредуемых правовой формой. Как со­став участников, так и круг правовой формы отношений исто­рически изменчив и отражает социально-историческую эволю­цию от деления людей на свободных и несвободных до признания формального равенства и свободы всех, а затем и официального закрепления в общеобязательных государствен­ных актах (начиная с Декларации независимости США 1776 г.) естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека.

На различных ступенях исторической эволюции идей и ин­ститутов о правах человека (вплоть до раздвоения человека на частное лицо и публично-политическое лицо — гражданина) мы имеем дело с тем или иным вариантом (и набором) прав привилегированного человека.Последним типом такого при­вилегированного человека в этом историческом ряду является гражданин (человек как член государства), а последней формой прав привилегированного человека — права гражданина(в их соотношении с правами человека).

История прав человека— это история прогрессирующего расширения правового признания в качестве человека тех или иных людей для того или иного круга отношений, история обо­гащения и распространения принципа правового равенства на все более широкий круг людей и отношений.

Великая идея естественноправового равенства и свободы всех людей была высказана уже античными мыслителями (со­фистами, Платоном, Аристотелем, стоиками, римскими юри­стами).

Одна из ранних страниц распространения идеи прав чело­века на женщину связана с платоновской концепцией идеаль­ного строя, где женщины равноправны с мужчинами (правда, они не допускаются в число высших правителей). В формиро­вании представлений о правах человека следует упомянуть и аристотелевскую защиту прав индивида (особенно в вопросах частной собственности индивидуальной семьи).

Интернационализация и универсализация идеи равнопра­вия всех людей, независимо от их национальной, социальной и государственной принадлежности, связана с усилиями гре-


Глава 8. Правовое государство: история идей и современность 313

ческих и римских стоиков (от Зенона до Сенеки), благодаря которым идея равенства людей как сограждан единого космо­политического государства (в сочетаний с критикой рабства) была выведена за узкополисные и этнические рамки и распро­странена на всех представителей человеческого рода.

На новой основе идея всеобщего равенства и свободы лю­дей была развита идеологами христианства.

В средние века вместо прежней поляризации между пра­восубъектностью свободного и бесправием раба складывается более разветвленная и детализированная структура права и правового общения. Принцип правового равенства стал распро­страняться на более широкий (чем ранее) круг людей и отно­шений, правда, в их сословной дифференциации и ограничен­ности. Права человека на этой исторической ступени остаются различными по содержанию и объему правами-привилегиями членов разных сословий, сословными правами человека, пра­вами сословного человека.

Идея всеобщего равенства людей не заглохла в средние века; она продолжала развиваться с различных позиций, в разных формах и направлениях (например в творчестве рели­гиозных авторов, идеологов средневековых ересей, в работах средневековых юристов и т.д.).

Практическое выражение этой идеи в правовых актах того времени неизбежно носило сословно-ограниченный харак­тер и представляло собой закрепление сословных прав и сво­бод (вольностей). Вместе с тем это было исторически перспек­тивное направление, оказавшее влияние на формирование последующих концепций и юридических конструкций прав и свобод человека, вплоть до современных представлений о пра­вах человека. И с точки зрения истории прав человека следу­ет отметить определенную содержательную связь, логику пре­емственности и момент развития в цепочке таких, в частности, актов, как английские Великая Хартия Вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Habeas Corpus Act (1679 г.), Билль о правах (1689 г.); американские Декларация прав Виргинии (12 июня 1776 г.), Декларация независимости Соединенных Шта­тов Америки (4 июля 1776 г.), Конституция США (1787 г.), Билль о правах (1789—1791 гг.); французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), современные пакты о правах человека.

Уже на материале перечисленных правовых документов можно увидеть пути и логику формирования юридических норм, институтов и конструкций в области прав и свобод чело­века, утверждение этих норм и институтов первоначально в


314 Раздел IV. Общество, право, государство

сословно-ограниченном варианте, последующее развитие пер­вичной модели, обогащение ее содержания, постепенное рас­пространение ее (в той или иной модификации и модерниза­ции) на другие социальные слои и страны, наконец, призна­ние универсального характера прав человека современным мировым сообществом и проистекающие отсюда международ­но-правовые (в сочетании с межгосударственными) возможно­сти, формы и средства для их утверждения во всех государ­ствах и национально-правовых системах.

Во всем этом процессе постепенной универсализации (сперва на внутригосударственном, затем и на международном уровнях) положений о правах человека существенную роль сыграли представления о прирожденных и неотчуждаемых естественных правах человека,которые, сохраняясь и в ус­ловиях государственности, должны быть признаны и гаранти­рованы публичными властями и законами.

В Новое время рационалистическая теория неотчуждаемых естественных прав человека была разработана в трудах Г. Гро-ция, Bj Спинозы, Дж. Локка, Ш.Д. Монтескье, Т. Джефферсо-на и других мыслителей. .

Важным составным моментом новых представлений о не­отчуждаемых естественных правах человека и их соблюдении в государственном состоянии была концепция общественного договоракак правовой основы деятельности государства и пра­вового характера его взаимоотношений с индивидами. "Госу­дарство, — писал Гроций, — есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы"1. С таким пониманием государства, содержавшим идею правовой государственности, связано (у Гроция и целого ряда последу­ющих мыслителей) и положение о естественном праве людей оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих ус­ловия общественного договора.

Развивая естественноправовые воззрения и договорную концепцию государства, Б. Спиноза отмечал, что "цель госу­дарства в действительности есть свобода"2. Он подчеркивал, что естественное право каждого в гражданском состоянии не пре­кращается. Полное лишение людей их естественных прав привело бы к тираническому правлению.

Последовательная либеральная доктрина прав и свобод человекабыла разработана Дж. Локком. Каждый человек, пи-

1 Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956. С. 74.

2 Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 2. М., 1957, С. 261.


Глава 9. Гражданское общество в постсоветской России 315

сал он, по закону природы имеет право отстаивать "свою соб­ственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество"1. Обеспече­ние этих неотчуждаемых естественных прав человека и явля­ется главной целью договорного объединения людей в государ­ство и передачи себя под его власть. Обеспечение неотчужда­емых прав человека в условиях государственности Локк связывал с двумя существенными моментами — разделением властей и правом граждан на "сопротивление всяким незакон­ным проявлениям власти"2.

Эти и сходные идеи о правах и свободах человека посте­пенно получали официальное признание и закрепление в раз­ного рода декларациях и конституционных актах.

Конечно, от любых деклараций о правах и свободах чело­века до их реализации — большое расстояние, но история показывает, что без таких деклараций, пролагающих дорогу к цели, до искомой правовой действительности еще дальше. В свое время Кант, один из горячих поборников моральной и правовой свободы человека, господства права во внутренней и международной политике, любил повторять афоризм: "Да свер­шится справедливость, если даже погибнет мир". В современ­ную эпоху, когда гибель мира — уже не назидательный обо­рот речи, а вполне реальная возможность, когда проблема прав человека приобрела глобальное значение и их соблюдение ста­ло пробным камнем и символом справедливости во внутренних и внешних делах всех народов и государств, кантовский афо­ризм можно перефразировать следующим образом: "Если справедливость свершится, мир не погибнет".

Глава 9. Гражданское общество в постсоветской России