Правосознание

Механизм (аппарат) государства — это система органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены государственно-властными пол­номочиями и реализуют функции государства.

Механизм государства


262 Раздел IV. Общество, право, государство

Под механизмом (аппаратом) государства имеется в виду организационная структура государственной власти, институ-циальная форма существования государства и осуществления государственной власти.

Понятия "механизм", "аппарат" и т.д., используемые при характеристике государства, восходят к механистическим пред­ставлениям о государстве как о машине, техническом аппара­те, точном механизме, которые служат моделью и образцом для конструирования и работы государственной машины.

Такое уподобление государства — машине, системы госу­дарственно-властных учреждений —^< техническому механизму и т.д. страдает существенными недостатками, поскольку игно­рирует специфику государства и государственной власти. Госу­дарство — это не техническое, а социальное образование. Оно строится, структурируется и действует по законам и правилам не механики и техники, а права, выражающего степень и меру развитости свободы людей. Именно свободные люди формиру­ют соответствующее государство как институционально-влас­тное выражение и осуществление достигнутой ими ступени и формы свободы.

Государство — в его человеческом измерении и рацио­нальном понимании — состоит из свободных индивидов — граждан государства. В этом смысле весь государственный механизм (аппарат), все государственные органы и учрежде­ния (законодательные, исполнительные, судебные и т.д.) — это институциализированные (организованные) группы (соедине­ния, совокупности) граждан, которые в определенном право­вом порядке наделяются теми или иными государственно-вла­стными полномочиями и осуществляют их.

В институционально-властном плане государственный орган, учреждение, должность (должностное лицо)— это структурная часть механизма (аппарата) государственной вла­сти, наделенная определенным объемом государственно-влас­тных полномочий.

Все государственные органы, учреждения, должности и т.д., составляющие механизм (аппарат) государства, образуют­ся и действуют в установленном правовом порядке. Их государ­ственно-властные полномочия, порядок, формы и процедуры реализации ими своих полномочий и т.д. определяются и регла­ментируются законами и иными нормативно-правовыми актами.

Система государственных органов строится по иерархичес­кому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоя­щим. Это обусловлено необходимостью выражения суверенной власти государства в виде соподчиненных компетенций различ-


Глава 5. Функции и механизм государства



ных государственных органов, возглавляемых высшими орга­нами, которые наделяются суверенными государственно-вла­стными полномочиями.

В иерархизированной системе государственных органов, учреждений и должностных лиц каждый орган (учреждение, должностное лицо) наделен своей компетенцией, соответству­ющей его месту в данной системе и согласованной с компетен­цией других органов.

Компетенция государственного органа (учреждения, должностного лица)— это совокупность его государственно-властных правомочий, т.е. его права и обязанности. Причем права государственного органа (учреждения, должностного лица) — это вместе с тем и его обязанность действовать в соответствии с данными ему правами, совершать соответству­ющие государственно-властные действия. В свою очередь, обя­занности, возложенные в установленном правом порядке на государственный орган (учреждение, должностное лицо), озна­чают и его право совершать (в установленном порядке) соот­ветствующие действия государственно-властного характера.

Система государственных органов, их компетенция и т.д. в существенной мере зависят от типа и формы государства.

Механизм (аппарат) современного правового, государства строится и функционирует по принципу разделения государ­ственной власти на три самостоятельные ветви власти — на за­конодательную, исполнительную и судебную власти.

При этом законодательную властьосуществляет предста­вительный орган — парламент (однопалатный или двухпалат­ный).

Исполнительную властьосуществляют глава государства (президент, конституционный монарх и т.д.), правительство, различные министерства и другие центральные учреждения (комитеты, комиссии, ведомства, инспекции, службы, бюро и т.д.), местные государственные органы исполнительной власти.

В систему органов судебной властивходят суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Правосу­дие осуществляется только судом. Судьи независимы и подчи­няются только конституции и закону. Законодательство в пра­вовом государстве, как правиле», предусматривает несменяе­мость и неприкосновенность судей.

В ряде классификаций государственных органов суды вме­сте с некоторыми другими органами (прокуратурой, органами внутренних дел, безопасности и т.д.) объединяются в отдельную группу "правоохранительных", "судебных (правоохранитель­ных)", "силовых" органов и т.д.


264 Раздел IV. Общество, право, государство

Подобные классификации и соответствующие характери­стики данных государственных органов являются с правовой (и государственно-правовой) точки зрения неверными.

Прежде всего следует отметить, что правоохранительны­ми, правозащитными являются все государственные органы.Выделение отдельной группы каких-то особых "правоохрани­тельных" органов означает, будто все остальные государствен­ные органы в сфере своей компетенции не занимаются и не должны заниматься правоохранительной, правозащитной дея­тельностью.

Далее очевидно, что в условиях разделения властей (в частности отделения судебной власти от власти исполнительной) прокуратура и некоторые другие органы юридического профи­ля работы (например государственный нотариат) относятся к системе органов исполнительной, а не судебной власти. В этой связи необходимо отметить, что и в Конституции Российской Федерации положения о прокуратуре (ст. 129) ошибочно вклю-

Ошибочной является и распространенная характеристика ряда министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, госу­дарственной безопасности, пограничной службы и т.д.) в каче­стве "силовых органов".При этом имеется в виду то обстоя­тельство, что в компетенцию соответствующих государственных органов входит и правомочие по применению определенных законом мер принуждения и управлению соответствующими контингентами вооруженных лиц (армия, внутренние войска, войска пограничной службы, вооруженная охрана тюрем, ла­герей и т.д.).

Но правомочие того или иного государственного органа по управлению — в надлежащем правовом порядке — так назы­ваемыми "силовыми структурами" (армией, внутренними вой­сками и т.д.) вовсе не означает, будто сам этот управленчес­кий орган (его подразделения и должностные лица) является "силовым". Свойства управляемого объекта нельзя превращать в характеристики управляющего субъекта. Источником повы­шенной опасности является транспортное средство, а не лицо, управляющее им. Музейные шедевры не делают директора му­зея "шедевральным".

Аппаратно-жаргонная характеристика некоторых государ­ственных органов в качестве "силовых ведомств", "силовых структур" и т.д. противоречит правовой природе государства и его органов, не соответствует содержанию и смыслу их управ­ленческой компетенции, их месту и роли в системе органов го­сударственной власти.


Глава 5. Функции и механизм государства 265

Даже государство в целом, обладающее суверенной вла­стью, является не "силовой структурой", не "силовой органи­зацией", а правовой организацией публичной власти. Вгосу­дарстве (в любом государстве, а не только в современном пра­вовом государстве) сила связана правом:посредством права (правовой формы регламентации, ограничения и обуздания физической силы людей) сила преобразована во власть,а насилие — в урегулированное и установленное правом (в виде правовой санкции) государственно-властное принуждение. Мо­нополия государства на силу и ее применение правомерна лишь в рамках правопорядка и в форме правоприменительного процесса. Любое непосредственное — в нарушение права и правопорядка (внутреннего и международного) — применение силы (частными лицами, общественными объединениями, госу­дарством, его органами, должностными лицами и т.д.) — это преступное насилие. Преступлением является и создание раз­ного рода негосударственных силовых формирований.

Основная юридическая особенность органов, обычно назы­ваемых "силовыми", состоит в их правомочии применять соот­ветствующие (предусмотренные в законе) меры государствен­но-правового принуждения. Поэтому было бы правильно име­новать их не "силовыми органами", а правопринудительными органами(органами правового, государственно-правового или властно-правового принуждения).

Сами же вооруженные формирования (армия, внутренние войска и т.д.) — это объекты не только ведомственного управ­ления, но прежде всего и главным образом общегосударствен­ного ведения и руководства.Общегосударственное руковод­ство такими вооруженными формированиями — один из суще­ственных критериев наличия государственно-правового строя и суверенитетагосударства, его способности вести контроли­руемую, самостоятельную и независимую внутреннюю и вне­шнюю политику. Поэтому именно высшие государственные органы(глава государства, правительство, парламент) во всех государствах наделяются верховными (суверенными) государ­ственно-властными правомочиями в области организации и руководства вооруженными силами.

Так, в Российской Федерации, согласно Конституции (ст. 80, 83, 87, 88), Президент Российской Федерациикак глава государства является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, назначает и ос­вобождает высшее командоЁание Вооруженных Сил Российс­кой Федерации, принимает меры по охране суверенитета Рос­сийской Федерации, ее независимости и государственной це-


266 Раздел IV. Общество, право, государство

лостности, формирует и возглавляет Совет Безопасности Рос­сийской Федераций, утверждает военную доктрину Российской Федерации, имеет право в соответствующих случаях ввести военное положение и чрезвычайное положение. Рядом верхов­ных правомочий в данной сфере обладают и другие высшие, органы государства. Федеральное Собраниепринимает феде­ральные конституционные законы о военном положении и о чрезвычайном положении, а также федеральные законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы Российской Федерации. К ведению Совета ФедерацииФедерального Собрания относятся, в частности: утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного по­ложения, решение вопроса о возможности использования Во­оруженных Сил Российской Федерации за пределами террито­рии Российской Федерации (ст. 102). ПравительствоРоссийс­кой Федерации, по Конституции (ст. 114), осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасно­сти, законности, охране общественного порядка и т.д.

В целом ряде современных развитых правовых государств, по сложившейся традиции, государственные органы, именуе­мые у нас "силовыми", возглавляются не военными, а граж­данскими лицами, нередко — женщинами. Наблюдается тен­денция к демилитаризациитакже и управленческого аппарата соответствующих государственных органов. Подобная государ­ственно-правовая практика направлена на преодоление ведом­ственности и кастовой закрытости в деятельности этих органов, усиление их ответственности перед обществом, укрепление общеправовых, общегосударственных началв организации и управлении вооруженными силами страны.

Механизм (аппарат) государства — это не самоцель, а организационная форма и средство реализации суверенной го­сударственной власти в соответствии с требованиями правопо­рядка и законности. От качества работы этого аппарата, уровня его демократичности и компетентности, от его готовности и способности защитить и удовлетворить права и законные ин­тересы простых людей в существенной степени зависят реаль­ное положение дел в стране и благосостояние народа,' мера доверия отдельных лиц и общества в целом к государству.

Государственному аппарату повсеместно присуща тенден­ция к отчуждению от простых людей, народа и общества, к бюрократизму и корпоративизму, к злоупотреблению своим положением и игнорированию действующего законодатель­ства, к подмене общегосударственных дел своими собствен­ными аппаратными делами и интересами.


Глава 6. Правосознание и правовая культура 267

Отмеченные недостатки присущи и формирующемуся в России постсоветскому государственному аппарату.Традици­онные пороки бюрократизма и корпоративизма, игнорирования права и пренебрежения интересами граждан и т.д. сочетаются в нем пока что с явной неспособностью справиться хотя бы на минимально приемлемом уровне со своими прямыми обязан­ностями —: снадлежащим осуществлением основных функций государственной власти в режиме правовой законности и пра­вопорядка. Особенно отчетливо это проявляется в сфере пра­возащитной функции государства, о чем свидетельствуют без­действие многих положений Конституции и текущего законо­дательства, нарушения прав и свобод человека и гражданина, бурный рост преступности, коррумпированность государствен­ного аппарата, практика сращивания различных его звеньев с организованной преступностью и т.д.

Основными формами и направлениями борьбы против этих традиционных и новых пороков государственного аппарата яв­ляются: развитие правовых начал, форм и процедур в орга­низации и деятельности всех звеньев государственного меха­низма; совершенствование процесса подготовки и переподго­товки квалифицированных кадров для государственного ап­парата; повышение уровня требований к профессиональным и нравственным качествам и правовой культуре государ­ственных служащих; усиление мер юридической ответствен­ности работников государственного аппарата за совершаемые ими правонарушения; повышение правовой активности граж­дан и их общественных объединений за свои права и закон­ные интересы; постоянное совершенствование форм и мето­дов общественного и государственного контроля за деятель­ностью всех государственных органов, учреждений и долж­ностных лиц.

Глава 6. Правосознание и правовая культура