Форма правления

Формаправления — это способ организации и формиро­вания верховной государственной4 власти.

Форма правления затрагивает вопросы о том, как постро­ена верховная (суверенная) власть в государстве, какие орга­ны и должностные лица наделены этой властью, каким обра­зом .она формируется и распределяется между ними и т.д.


246 \ Раздел IV. Общество, право, государство

По форме правления государства подразделяются на две основные группы: монархии и республики.

Монархия(от греч. monarchia — власть одного) — это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу по принципу наследования.

Двумя основными разновидностями монархии являются аб­солютная монархия и представительная монархия.

В абсолютной монархииверховная власть монарха (коро­ля, царя, императора) не ограничена каким-либо представи­тельным (законосовещательным или законодательным) органом. Абсолютными монархами были, например, французские коро­ли (до французской революции 1789 г.), российские императо­ры (до формирования Государственной Думы в начале XX в.) и т.д.

В представительной монархиивласть монарха ограниче­на властью представительного органа с определенными законо­совещательными или законодательными полномочиями.

Двумя основными историческими формами представитель­ной монархии являются сословно-представительная монархия и конституционная монархия.

При сословно-представительной монархиивласть монарха ограничена законосовещательными полномочиями сословно-представительного органа, т.е. собрания представителей раз­личных сословий — духовенства, дворянства и верхушки на­рождающегося третьего сословия (купцов, ремесленников и т.д.). Подобные сословно-представительные собрания, созыв и объем полномочий которых зависели от воли самого монарха, характерны для эпохи перехода от феодальной раздробленно­сти к абсолютным монархиям.

Конституционная монархиякак форма правления истори­чески приходит на смену абсолютной монархии.

При конституционной монархии власть монарха на основе конституции (или определенных правовых актов конституцион­ного значения) ограничивается законодательной властью пар­ламента как органа народного представительства. При этом члены нижней палаты парламента (палаты депутатов) избира­ются населением, а верхняя палата, как правило, формируется по принципу наследования, по назначению монарха и т.д.

На стадии неразвитой конституционной монархии, имену-.емой дуалистической монархией, вся исполнительная власть, включая право формировать правительство, назначать мини­стров и других должностных лиц, принадлежит монарху. Он обладает также правом абсолютного вето и правом роспуска парламента по своему усмотрению. Полномочия парламента в


Глава 4. Форма государства 247

дуалистической монархии ограничены вопросами законодатель­ства и вотирования бюджета (его одобрения или отклонения). Такая форма правления имела место в ряде стран (Германия, Австрия, Италия и др.) в конце XIX — начале XX в.

Государственно-правовые преобразования в России в на­чале XX в. (Манифест от 17 октября 1905 г., "Основные госу­дарственные законы" от 23 апреля 1906 г., созыв законосове­щательной Государственной Думы и т.д.) оказались недостаточ­ными (ввиду отсутствия конституции и законодательного пред­ставительного органа) для установления дуалистической монархии.

Россия оставалась самодержавной монархией, правда, ог­раниченной представительным органом с законосовещательны­ми и бюджетными полномочиями.

Современная развитая конституционная монархия (в Анг­лии, Бельгии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Японии и т.д.) представляет собой правовое государство. В та­кой конституционной монархии полномочия монарха, являюще­гося главой государства, во многом носят номинальный харак­тер. Правительство (из представителей партий, получивших большинство мест в парламенте) формируется парламентом и ответственно перед ним. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная власть — правительству, кото­рое, кроме того, в порядке делегированного (парламентом) законодательства издает нормативно-правовые акты и в рам­ках права законодательной инициативы активно участвует в законодательной деятельности.

Республика(от лат. res publica — публичное, общенарод­ное дело) — это форма правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государе ственной власти. Известно крылатое выражение Цицерона: "Respublica est res populi" (республика — дело народа).

Существенное значение в условиях республики имеет из^ бирательное законодательство, от содержания которого (те или иные цензы, основания и порядок доступа населения к выборам и т.д.) зависит социальный характер соответствующего республиканского строя. По своему социальному характеру республики могут быть аристократическими, олигархически­ми (плутократическими), демократическими.

Республиканская форма правления сложилась в древнем мире (римская сенатская республика в V—I вв. до н.э.). Изве­стны также и феодальные республики(города-республики Венеция, Генуя, Флоренция в Италии, вольные города в Гер­мании, Новгород и Псков в России и т.д.).



Раздел IV. Общество, право, государство.


Двумя основными формами современной республики яв­ляются парламентская республика и президентская республика. Они представляют собой различные варианты реализации принципа разделения властей в правовом государстве.

Парламентская республика —это форма правления, при которой парламент (как высшая представительная и законода­тельная власть) формирует высшую исполнительную власть (правительство) и осуществляет парламентский контроль за ее деятельностью.

Глава государства (президент в парламентской республи­ке) также избирается парламентом. Он обладает правом рос­пуска парламента, наделен полномочиями в вопросах форми­рования правительства (участие в процессе назначения гла­вы правительства) и законодательной деятельности (по'дписы-вает законы, издает декреты и т.д.), является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны и т.д.

Правительство формируется из представителей партий, обладающих, парламентским большинством, и несет ответствен­ность перед парламентом. Парламентское большинство может отправить правительство в отставку. В свою очередь правитель^ ство может при поддержке президента добиться роспуска пар­ламента и проведения новых парламентских выборов.

Стабильность и эффективность функционирования всей си­стемы государственной власти в условиях парламентской рес­публики в значительной мере зависит от политических партий, их способности и готовности найти необходимые компромиссы на почве конституционализма и в рамках парламентской борь­бы за власть.

Современными парламентскими республиками являются Греция, Италия, ФРГ и многие другие государства.

Президентская республика — это такая форма правле­ния, при которой не только парламент (как высший законо­дательный и представительный орган), но и президент (как глава государства и глава исполнительной власти) избирают­ся населением. При этом президент избирается либо непосред­ственно населением, путем всеобщих прямых выборов (как, например, в России, во Франции), либо, как в США, путем косвенных выборов (население избирает выборщиков, а они — президента).

Существует несколько разновидностей президентской рес­публики.

Так, президентская республика в США отличается класси­ческим разделением властей: высшая законодательная власть НаХОДИТСЯ у парламента (Конгресса, состоящего из Палаты


Глава 4. Форма государства 249

представителей и Сената), высшая исполнительная власть при­надлежит Президенту, высшая судебная власть — Верховно­му суду. Как глава исполнительной власти (при отсутствии дол­жности премьер-министра) Президент является главой прави­тельства — Кабинета, играющего при нем роль совещательно­го органа. Кабинет состоит из министров, которых назначает Президент по совету и с согласия Сената. Президент обладает обширными полномочиями в области внутренней и внешней политики, является верховным главнокомандующим, издает подзаконные акты, обладает правом отлагательного вето и т.д. Президент и члены его Кабинета не подотчетны Конгрессу. Президент может быть отстранен от должности только в поряд­ке импичмента.

Во французской модели президентской республики при­сутствуют определенные элементы парламентской республики. Здесь, кроме Президента, имеется и правительство —- Совет Министров, возглавляемое Премьер-министром. Президент, помимо других широких полномочий в сфере законодательства и управления, назначает Премьер-министра и по его предло­жению — других членов правительства, председательствует на заседаниях правительства, принимает отставку Премьер-мини­стра и министров. Президент вправе (после консультаций,с Премьер-министром и председателями палат парламента) рас­пустить нижнюю палату парламента (Национальное собрание). В свою очередь, парламент, состоящий из двух палат (Сената и Национального собрания), обладает правом контроля за де­ятельностью Правительства. Правительство ответственно перед Национальным собранием, которое большинством голосов мо­жет принять резолюцию порицания, обязывающую правитель­ство подать в отставку.

Президентской республикой является и форма правления, предусмотренная действующей Конституцией Российской Фе­дерации. От американской и французской моделей президент­ской республики она отличается рядом особенностей. Как и во французской модели, в российской модели, кроме Президен­та, есть Правительство, возглавляемое Председателем Прави­тельства. Однако, по российской Конституции, Правительство (подобно Кабинету министров при Президенте США) не ответ­ственно перед парламентом, и парламент не обладает правом контроля за Правительством (кроме бюджетного контроля). • Недоверие Правительству или отказ в доверии Правительству со стороны Государственной Думы вовсе не обязывает россий­ское Правительство (как это имеет место во французской модели) подать в отставку, поскольку, согласно Конституции


250 Раздел IV. Общество, право, государство

Российской Федерации (ч. 3—4 ст. 117), Президент Российской Федерации в соответствующих случаях вправе как объявить об отставке Правительства, так и распустить саму Государстве-еную Думу.

Таким образом, в российской модели президентской рес­публики (и в российской конструкции соотношения исполнитель­ной и законодательной властей) заметно присутствуют как пре­имущества исполнительной власти из американской модели, так и слабости законодательной власти из французской модели. Вместе с тем в российской модели отсутствуют некоторые пре­имущества парламента из американской и французской моде­лей, которые дают законодательной власти необходимые ей сдержки и противовесы против мощной исполнительной власти (полномочий Президента и Правительства). Отсутствие надле­жащего баланса (и уравновешенной системы взаимных сдержек и противовесов) во взаимоотношениях исполнительной и зако­нодательной властей является одним из значительных недостат­ков российской модели президентской республики.