Психологические концепции
Представители данного подхода усматривают истоки и ос-' нову общества, права и государства в психике людей (индивидуальной или коллективной).
Так, согласно Т. Тарду, вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и дальнейшее развитие социальных и политико-правовых институтов, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание. При этом сущностью всякого4 открытия и изобретения в общественной, политической и правовой жизни людей является приспособление как способ разрешения социальных противоречий.
В качестве внутренних причин открытия и подражания Тард рассматривал желания и верования, волевые импульсы
1 Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т.2. Государство
и развитие человечества. С. 146.
2 Там же. С. 208—209.
Глава 2. Концепции происхождения и сущности права и государства 227
и знания, которые впервые встречаются в мозгу мыслящего субъекта. Благодаря открытию и подражанию происходит переход от наличного конфликта соответствующих прежних мнений, общественных и политико-правовых форм, институтов и порядков к их согласованию.
Первоначальные отдельные открытия в условиях первобытного общества, по мнению Тарда, носили бессвязный характер, затем они постепенно систематизируются и гармонизируются. В результате этого процесса гармонизации, утверждал он, появились, помимо грамматики, религии, нравственности, искусства,-также система законов и правительство.
Психологический подход развивал и Ф. Гиддинг, согласно которому первичным социальным фактом является сознание породы. Под этим Гиддинг понимал такое состояние сознания, в котором любое существо готово признать любое такое же разумное существо одной с ним породы. Наше поведение с теми, кто похож на нас, инстинктивно и рассудочно отличается от нашего поведения с теми, кто на нас не похож. Все общественное и политическое развитие определяется сознанием породы, проводящим различие между разными породами и расами в обширном царстве одушевленных существ. Внутри самих этих пород и рас сознание породы является основой группировки индивидов в этнические и политические союзы, классовых делений, возникновения общественных и политических сообществ.
Как результат психического единения людей трактовал общество и государство Н.М. Коркунов.Согласно его психологическому подходу, основой всего права является индивидуальное сознание.
l Право как разграничение интересов и общественный по-
• рядок выражает, по Коркунову, не объективно данное подчи-I нение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений. С этих же психологических позиций он утверждал, что власть есть сила, обусловленная не волею властвующего, а сознанием зависимости подвластного. Соответственно и государственная власть — это, по Коркунову, не чья-либо воля, а сила, вытекающая из психических представлений граждан об их зависимости от государства. Он считал, что государство как общественный союз, обладающий самостоятельной властью принуждения, возникло в качестве средства осуществления права. Как психические переживания трактовал право и государство Л.И. Петражицкий. Право сводится им к правовым эмо-
228 Раздел IV. Общество, право, государство
циям императивно-атрибутивного характера. Императивность правовых эмоций раскрывается при этом как состояние связанности воли индивида, переживаемое в виде авторитетного понукания и давления в сторону определенного поведения. Атрибутивность же правовых эмоций состоит в том, что подобное (обязанное) поведение одного лица причитается (и переживается как право) другому лицу.
Государство и официальное законодательство рассматриваются при этом как "проекции" правовых переживаний, как "фантазмы" психики.
8. Марксистская концепция
Марксистская концепция происхождения государства и права опирается на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства и права.
Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т.д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом.
Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идет феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путем пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовбму коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) — это, согласно марксистским представлениям, определенное повторение (на более высокой ступени исторического развития) первобытного коммунизма' и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя.
Основные положения этой марксистской концепции изложены в произведениях К. Марксаи Ф. Энгельса,а затем и в работах Г.В. Плеханова, В.И. Ленинаи других марксистов.
Проблема возникновения государства специально исследуется в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной
Глава 2. Концепции происхождения и сущности права и государства 229
собственности и государства"1. Она опирается на историко-ма-териалистическое учение. Маркса и Энгельса и работу американского этнографа Л. Моргана "Древнее общество" (1877), в которой освещаются основные направления человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации.
Энгельс исследует три формы возникновения государства в процессе разложения родового строя. Самой чистой, наиболее классической формой, по оценке Энгельса, является возникновение Афинского государства: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества. В Риме государство возникает в борьбе между аристократией родового общества и бесправным плебсом, находившимся вне этого общества; победа плебса взрывает родовой строй и на его развалинах возникает государство, в котором вскоре растворяются и родовая аристократия, и плебс. У германских победителей Римской империи государство возникает как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй тогдашних германцев не давал никаких средств.
В обобщенном виде Энгельс подчеркивает, что родовой строй был разрушен и заменен государством действием экономико-производственных факторов, разделением труда и его последствиями — расколом общества на противоположные классы. "Итак, — резюмирует Энгельс, —государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство не есть также "действительность нравственной идеи", "образ и действительность разума", как утверждает Гегель. Государство есть продукт общества на известной ступени его развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно"2. Для разрешения этих противоречий необходима новая сила — государство. "А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, — продолжает Энгельс, — не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах "порядка". И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство"3.
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 23—178.
2 Там же. С. 169—170.
3 Там же.
„~«. * y . члич«;1ш, право, государство
Таким образом, государство, по характеристике Энгельса, возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно, за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство, по Энгельсу, является связующей силой цивилизованного общества; во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса.
Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу, являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениями 2) учреждение публичной власти,которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим самое себя как вооруженная сила. К тому же для содержания этой публичной власти, замечает Энгельс, необходимы налоги, которые не известны родовому обществу.
Экономическими причинами марксизм объясняет и возникновение восточного деспотизма1. В,этой связи Маркс и Энгельс отмечали консерватизм восточной общины в качестве основы деспотического строя в условиях отсутствия частной собственности на землю, товарных отношений и т.д. "Эти идиллические сельские общины, — писал Маркс, — сколь безобидными они бы ни казались, всегда были прочной основой восточного деспотизма"2. Это обстоятельство отмечал и Энгельс: "Отсутствие частной собственности на землю действительно является ключом к пониманию всего Востока. В этом основа всей его политической и религиозной истории"3.
В русле этих положений Маркса и Энгельса о восточном деспотизме Г.В. Плеханов усматривал корни деспотизма центральной власти на Востоке в ее деятельности по организации системы орошаемого земледелия. "Земледелие, продолжая щедро вознаграждать усилия человека, —писал он, — становится, однако, немыслимым без той планомерной организации
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 371; Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Кн. 1. М.-Л., 1928. С. 278.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 9. С. 135. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 28. С. 221.
Глава 2. Концепции происхождения и сущности права и государства 231
и дисциплины труда, которые, создав древние цивилизации, создали также и древнее деспотическое государство"1.
В подходе В.И. Ленина к рассматриваемой теме акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства; "Государство, — подчеркивал он, — есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены... И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы"2. В этом же духе он характеризовал государство как "машину для поддержания господства одного класса над другим", как "машину для угнетения одного класса другим"3.
Хотя марксизм при трактовке проблемы возникновения государства, как и в остальных случаях, постоянно подчеркивает определяющую роль материальных (экономико-производственных) отношений, однако в действительности этот экономический фактор зачастую сочетается, а нередко и замещается фактором насилия. В обоснование такого крена в сторону признания роли насилия Маркс писал: "Как известно, в действительной истории большую роль играют завоевание, порабощение, разбой, — одним -словом, насилие"4. Более того, насилию придается универсальный характер и значение экономического факта: "Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым. Само насилие есть экономическая потенция"5.
Подобное единение насилия и экономики присутствует и у Энгельса: "... Насилие есть только средство, целью же является, напротив, экономическая выгода. Насколько цель "фундаментальнее" средства, применяемого для ее достижения, настолько же экономическая сторона отношений является в истории более фундаментальной, чем сторона политическая"6.
Такая трактовка соотношения насилия (как. средства) и экономики (как цели) явно противоречит кредо марксистского материализма, согласно которому именно средство (средства материального производства, объективно и независимо от ^сознания людей складывающиеся базисные, производственные
1 Плеханов Г.В. Соч. Т. VII. М.-Л., 1925. С. 21.
2 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 7.
3 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 3£. С. 73, 75.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 726.
5 Там же. С. 761.
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 164.
232 Раздел IV. Общество, право, государство
отношения и т.д.), а не цель (форма осознания действительности, т.е., согласно марксизму, нечто надстроечное, производное от базиса) составляет фундамент истории и определяет общественно-историческое развитие^
В подходе Ленина роль насилия и вовее гипертрофируется. "Великие исторические вопросы, — подчеркивал он, — решаются в последнем счете только силой...41.
Противоречия марксизма в вопросе о соотношении экономики и насилия имеют свои глубинные причины и коренятся в его внутренней двойственности: марксизм выступает одновременно и как экономико-материалистическое учение, и как пролетарско-коммунистическая Доктрина классовой борьбы, т.е. как доктрина классового насилия, насилия внутреннего и внешнего — от внутренней (гражданской) Войны до войны внешней, мировой (мировая революция и т.д.). В такой двойственности, как об этом свидетельствуют теория марксизма и практика ее реализации, классово-насильственная сторона в конечном счете берет верх над материально-экономической стороной. В словоупотреблении Энгельса, но в прямо противоположном смысле можно сказать: цель (пролетарско-классовое насилие и партийно-коммунистическая политика) господствует над средством (экономикой).