Средние века
Л : Л
С
Существенный вклад римские юристы внесли в изучение проблем теории права и государства, в разработку основополагающих понятий, принципов и концепций юриспруденции, в обоснование предмета и метода юридических исследований.
Разработка юридической догматики(догмы действующего права, принципов, приемов и правил его анализа, классификации, систематизации и толкования его источников и т.д.) при этом сочеталась с исследованием целого ряда фундаментальных общетеоретических проблем права и Государства.
1 См.: Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1996. Автор этой работы творчески использует — применительно к процессу возникновения, становления и развития римского права — концепцию либертарно-юридичес-кого понимания права как необходимой формы свободы индивидов.
Глава 1. Этапы и направления развития юридической теории ЮЗ
Такому сочетанию во многом содействовало то принципиальное обстоятельство, что предметная сфера формировавшейся юриспруденции с самого начала включала в себя не только учение об источниках действовавшего позитивного права, но и теорию естественного права (весь теоретико-познавательный, мировоззренческий и ценностный потенциал естествен-ноправовых идей и конструкций). Именно такое юридическое правопонимание (различение и соотношение естественного и позитивного права), лежащее в основе римской юриспруденции, предопределило (и на будущее) предметный профиль и научный статус юридической науки как юриспруденции (правоведения), а не законоведения (той или иной версии теоретизирующего легизма).
Вэтом плане римская юридическая мысль опиралась на достижения древнегреческих учений о праве и государстве.
Значительный интерес представляют юридические воззрения Цицерона(II — I вв. до н.э.), который был не только выдающимся оратором и политиком, но и большим юристом-теоретиком и практиком. Здесь, в плане истории юридической науки, особо следует отметить то обстоятельство, что его принципиально единый естественноправовой подход к закону (позитивному праву) и государству, по существу, представлял собой теоретическое обоснование предмета юриспруденции как единой науки о праве и государстве.Об этом свидетельствует трактовка им исходного понятийно-смыслового единства закона (позитивного права) и государства как различных форм выражения единого разумного и справедливого начала —•< естественного права, которое возникло "раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано" (Цицерон. О законах, II, 19)-
Определяя государство (respublica) как дело народа (res populi), Цицерон поясняет, что "народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов" (Цицерон. О государстве, I,XXV, 39). Государство,по Цицерону, это определенное правовое образование.Имея в виду правовое единство закона и государства,; он писал, что магистрат — это говорящий закон, а закон —• это магистрат.
Это понятийно-смысловоэ единство закона (позитивного права) и государства, лежащее в основе предмета юриспруденции как единой науки о двух объектах (праве и государстве), в учении Цицерона достигается благодаря тому, что закон и государство трактуются им как проявления одного и того же
104 Раздел III. Формирование и развитие теории права и государства
естественного права (истинного и справедливого закона, выражающего требования божественного разума).
Правовой подход к государству у других римских юристовне столь теоретически последователен и радикален, как у Цицерона, однако в целом для римской юриспруденции характерно именно правовое понимание и толкование государства, правовое определение полномочий и обязанностей должностных лиц и учреждений. Согласно римской юриспруденции, государство стоит не вне и над правопорядком, а внутри него в качестве его составной части.
Показательно в этой связи суждение юриста Павлао деятельности претора: "Говорится, что претор высказывает право, даже если он решает несправедливо: это (слово) относится не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать" (Д.1.1.11). Соблюдение надлежащих требований права (юридически должного, включая требования справедливости), по смыслу суждения Павла, распространяется и на всех других магистратов, на деятельность (правотворческую, правоприменительную и т.д.) всех представителей государства. Подобная связанность государства требованиями права носит, согласно представлениям римских юристов, не просто обязательный, а сакрально-императивный характер. В этом смысле знаменитый юрист Папиниан(Д. 1.3.1) определяет закон как "общую клятву республики", общий обет государства.
В римской юриспруденции основанием и критерием справедливого, правомерного и правильного в соотношении права и государства является право (правовая справедливость и справедливое право — boni et aequi, aequum ius), а не государство: юридическое правопонимание здесь первично, и оно определяет также правовой характер понимания государства (полномочий магистратов, компетенций магистратур и т.д.). Государство, следовательно, должно действовать не по собственным особым (внеправовым) правилам, а как правопослушный субъект в соответствии с общими для всех требованиями пра^ ва —г требованиями boni et aequi, aequum ius.
Таким образом, распространяя на государство (как объект своего изучения, наряду с позитивным правом) единое понятие права(как boni et aequi, как aequum ius), римская юриспруденция тем самым включает в себя (в свой предмет) и юридическое государствоведение(понимание и толкование государства с позиций этого понятия права).
Своего расцвета римская, юриспруденция достигает в последний период республики и особенно в первые два с половиной века империи. Уже первые императоры стремились зару-
Глава 1. Этапы и направления развития юридической теории
Ю5
читься поддержкой влиятельной юриспруденции и по возможности подчинить ее своим интересам. В этих целях выдающиеся юристы уже со времени правления Августа получили специальное право давать ответы от имени императора (ius respondendi). Такие ответы пользовались большим авторитетом и постепенно (по мере укрепления власти принцепса, который вначале не был законодателем) стали обязательными для судей, а в III в. на отдельные положения юристов-классиков ссылались как на текст самого закона.
Со второй половины III в. намечается упадок римской юриспруденции, в значительной мере связанный с тем, что приобретение императорами законодательной власти прекратило правотворческую деятельность юристов. Со времени Диоклетиана императоры, получив неограниченную законодательную власть, перестали давать юристам ius respondendi. Правда, положения юристов классического периода сохраняли свой авторитет и в новых условиях.
Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиниан (II — III вв.), Павел (II— III вв.), Ульпиан (II— III вв.) и Модестин (II— III вв.).Специальным законом Валентиниана III (426 г.) о цитировании юристов положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Упомянутый закон признавал значение положений и других юристов, которые цитировались в трудах названных пяти юристов. К таким цитируемым юристам прежде всего относились Сабин, Сцевола, Юлиан и Марцелл.,
Созданная усилиями римских юристов юриспруденция стала фундаментом всего последующего развития юридической науки. Это обусловлено как высокой юридической культурой римской юриспруденции (разработка понятийно-категориального аппарата юриспруденции, основополагающих правовых принципов, понятий, концепций и конструкций, предмета и методологии юридического анализа и т.д.), так и историческими судьбами римского права, на основе которого сформировалась римская юриспруденция (роль римского права в последующей истории права, процесс рецепции римского права и т.д.).
Сочинения римских юристов в VI в. стали важной частью
кодификации Юстиниана (Corpus Iuris Civilis)1,которая
>l'H—t Ч— - - < : ш
с 68-75;
106 Раздел III. Формирование и развитие теории права и государства
включала в себя: 1) Институции, т.е. освещение основ римского права для начального обучения (для этой части были использованы "Институции" Гая, а также работы Ульпиана, Флорентина и Марциана); 2) Дигесты (или Пандекты), т.е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (от I в. до н.э. по IV в. н.э.), причем извлечения из работ пяти знаменитых юристов составляют более 70% всего текста Дигест; 3) Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций). Руководил всей этой большой кодификационной работой, в том числе и составлением Дигест, выдающийся юрист VI в. Трибониан.
Кодификация Юстиниана содействовала дальнейшему развитию юридической науки и юридического образования прежде всего в пределах Восточной Римской империи. Одновременно с опубликованием Дигест 16 декабря 533 г. Юстинианом была издана и Конституция Отпет, адресованная профессорам пра-. ва — составителям Дигест и предусматривавшая существенные изменения в юридическом образовании. Так, вводился пятилетний срок обучения в юридических школах в Бейруте и Константинополе, в которых учреждалось по четыре должности профессоров права. На первом курсе студенты изучали Институции и первые четыре книги Дигест, на втором-четвертом курсах — остальные книги Дигест, на пятом курсе —Кодекс.
В названной Конституции Юстиниан, обращаясь к профессорам права, справедливо подчеркивал огромное значение проведенной кодификации для юридического образования: "И раньше, как это знает и ваша премудрость, из множества законов, которые занимали 2 тысячи книг и 30 раз по 100 тысяч строк, изучающие воспринимали с„ голоса учителя лишь 6 книг, и то спутанных и редко содержавших в себе (изложение) полезных правил, прочие же вышли из употребления и были недоступны всем. В этих 6 книгах содержались Институции нашего Гая и 4 отдельные книги... Мы же, обнаружив такой недостаток в законах и признавая это несчастьем, открыли желающим сокровищницу законов, посредством которой через вашу мудрость ученики становятся богатейшими правозвестни-ками законов"1.
В плане истории юриспруденции особого внимания заслуживает то обстоятельство, что именно собрание текстов римских юристов обеспечило кодификации Юстиниана то выдающееся место, которое она занимает в развитии права и правовой мысли.
1 Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И.С. Перетерского. М., 1984. С. 20—21.
1. Этапы и направления развития юридической теории
е о'
Под заметным влиянием.римской юриспруденции развива-юридическая мысль в средневековой Западной Европе.
Для средневековых юристов римское право и римская ^Юриспруденция были исходным пунктом их теоретической и ^Кбмментаторской деятельности. Отмечая позитивное значение ^подобной ориентации средневековой юридической мысли, рус-■ ский историк права А. Стоянов писал: "Война и схоластические :• мечтания поглощали деятельность большинства в средневеко-
- обществе. Грубая сила и выспренные, мертворожденные , умствования были господствующими явлениями. А между тем [..ум человеческий нуждался в здоровой пище, в положительном знании. Где было искать их?.. Вообще можно положительно и беспристрастно сказать, что римское право было самым практическим и здоровым продуктом человеческой мысли в ту нору, когда европейские народы стали ощущать в себе жажду знания... Ученые школы римского права, как орган юридической пропаганды, были необходимы при подобных условиях"1.
В целом ряде юридических школ того времени (X— XI вв.), возникших-в Риме, Павии, Равенне и других городах, , в ходе изучения источников действующего права значительное внимание уделялось соотношению римского и местного (готс^ кого, лангобардского и т.д.) права, трактовке роли римского права для восполнения пробелов местных обычаев и кодификаций. При этом нормам, принципам и положениям римского права стали придавать универсальное значение. Одновременно существенное место в тогдашнем правопонимании начинает занимать разработанная римскими юристами и принятая в систему римского права и юриспруденции идея правовой справедливости (aequitas)2 и связанные с ней естественноправовые представления и концепции.
В данной связи И.А. Покровский отмечал, что "в юриспруденции Павийской школы рано образовалось убеждение, что для пополнения лангобардского права следует обращаться к римскому, что римское право есть общее право, lex generalis omnium. С другой стороны, романисты Равенны принимали во внимание право лангобардское. В тех же случаях, когда правовые системы сталкивались между собой и противоречили
1 Стоянов А. Методы разработки положительного права и общественное
значение юристов от глоссаторов до конца XVIII столетия. Харьков, 1862.
G. 250—251. , '
2 См.: Kaiser M. Das rSmische Privatrecht. Munchen, 1959. S. 39 u.f.
108 Раздел III. Формирование и развитие теории права и государства
друг другу, юриспруденция считала себя вправе выбирать между ними по соображениям справедливости, aequitas, вследствие чего эта aequitas возводилась ими в верховный критерий всякого права. Отсюда и дальнейшее воззрение, что и внутри каждой отдельной правовой системы всякая норма подлежит оценке с точки зрения той же aequitas, что норма несправедливая при применении может быть отвергнута и заменена правилом, диктуемым справедливостью... Понятие aequitas при этом отождествляется с понятием ius naturale, и, таким образом, юриспруденция этого времени, по своему общему и основному направлению, является предшественницей естествен-ноправоврй школы позднейшей эпохи"1.
На смену данному направлению в дальнейшем (конец XI — середина XIII в.) приходит школа глоссаторов (или экзегетов),представители которой стали уделять основное внимание толкованию (т.е. экзегезе, глоссаторской деятельности) самого текста источников римского права— Свода Юстиниана и особенно Дигест. Этот поворот от оценки тех или иных норм с точки зрения aequitas к изучению римского права как именно источника позитивного права связан прежде всего с деятельностью юристов Болонского университета, возникшего в конце XI в. и вскоре ставшего центром тогдашней юридической мысли. В этом же направлении развивалась юриспруденция и в других университетах (в Падуе, Пизе, Париже, Орлеане) того времени.
Известными представителями школы глоссаторов были Ирнерий, Булгар, Рогериус, Альберикус, Бассианус, Пилли-ус, Ваккариус, Одофредус, Ацо. Избранные глоссы всей шко- , лы были изданы Аккурсиусом в середине XIII в. (Glossa Ordinaria). Этот сборник глосс пользовался высоким авторитетом и играл в судах роль источника действующего права.
Юриспруденция глоссаторов внесла заметный вклад в разработку позитивного права, в формирование и развитие юри-дико-догматического метода трактовки его источников. "Прежде всего, г— писал А.Стоянов о деятельности глоссаторов, — они объясняют себе смысл отдельных законов. Отсюда так называемая законная экзегеза (exegesa legalis), первый шаг, азбука науки права положительного. Но от объяснения отдельных законов высшие, теоретические требования ума повели юристов к логически-связному изложению целых учений в тех же законных пределах источников. Это элемент догматический.
1 Покровский И.А. История римского права. Петроград, 1918.,С. 191—192.
1. Этапы и направления развития юридической теории
Кроме того, юридическая литература начала XIII столетия представляет попытку излагать учения римского права самостоятельно, не придерживаясь порядка титулов и книг свода. Здесь зародыш элемента систематического. Таким образом, глоссаторы напали на те живые стороны, которые должны быть- в методе юриспруденции как науки в истинном смысле слова. Изучение положительного права не может обойтись без экзегезы, без догматической и систематической обработки. Здесь выражаются основные, неизменные приемы человеческого ума, которые называются анализом и синтезом"1. -
Конфликт права и закона, правовой справедливости (aequitas) и позитивного права глоссаторы решали в пользу официального законодательства, и в этом смысле они были законниками, стоящими у истоков европейского легизма."Бо-лонская школа требовала, чтобы судья, отказавшись от своих субъективных представлений о справедливости, держался положительных норм закона, т.е. Corpus Iuris Civilis. Уже Ирне-рий провозгласил, что в случае конфликта между ius и aequitas разрешение его принадлежит законодательной влас-
ти"2.
Постглоссаторы (или комментаторы),занявшие доминирующие позиции в европейской юриспруденции в XIII — XV вв., основное внимание уделяли комментированию самих глосс. Представители школы постглоссаторов (Раванис, Лул-лий, Бартолус, Балдус и др.), опираясь на идеи схоластической философии, стремились дать логическую разработку такой системы общих юридических принципов, категорий и понятий, из которых можно дедуктивным способом вывести более частные правоположения, нормы и понятия.
В отличие от глоссаторов постглоссаторы вновь обращаются к идеям естественного праваи соответствующим учениям римских юристов и других своих предшественников. Естественное право при этом они трактуют как вечное, разумное право, выводимое из природы вещей. Соответствие требованиям естественного права выступает в качестве критерия для признания соответствующих норм позитивного права (норм законодательства и обычного права).
Целый ряд основных положений школы постглоссаторов сформулировал РаймундЛуллий (1234—1315). Юриспруденция в трактовке Луллия и других постглоссаторов оказывается про-
1 Стоянов А. Указ. соч; С. 4—5.
2 Покровский И.А. Указ. соч. С. 194.
110 Раздел III. Формирование и развитие теории права и государства
низанной идеями и представлениями схоластической философии и теологии. Но Луллий "имеет еще и другие, для него второстепенные, но в сущности более научные стремления, а именно: 1) дать юриспруденции компендиарное изложение и вывести из всеобщих начал права начала особенные, путем искусственным; 2) сообщить таким образом познанию права свойство науки; 3) подкрепить значение и силу права писаного, согласовавши его с правом естественным и изощрить ум юриста"1.
Принципы своего нового подхода к праву и своего пони
мания "юридического искусства" Луллий формулировал следу
ющим образом: "reducere ius naturale ad syllogysmum" (реду
цировать естественное право в силлогизм); "ius positivum ad ius
naturale reducatur et cum ipso concordet" (позитивное право
редуцировать к праву естественному и согласовать с ним). Даже
отвергая то или иное несправедливое положение позитивно
го права, следует, по мысли Луллия, избегать критического
противопоставления естественного и позитивного права.
"Юрист, -— писал он, — обязан исследовать, справедлив или
ложен закон писаный. Если он найдет его справедливым, то
должен вывести из него верные заключения. Если же найдет
его ложным, то не должен только им пользоваться, не пори-,
цая его и не разглашая о нем, чтобы не навлечь позора на
старших" (т.е. законодателей)2. ■;. ■ .
Кроме выявления содержательного соответствия или несоответствия норм позитивного права смыслу и существу есте-ственноправовой справедливости и разумной необходимости, Луллий использовал (в духе скрупулезной схоластической логики) и формализованный путь проверки соотношения позитивного закона (светского и канонического) и естественного пра- ( ва. "Способ этот, ■— писал он, — таков: прежде всего юрист должен разделить закон светский или духовный на основании параграфа о различии... после разделения согласить части его одну с другою на основании параграфа согласования... И если части эти, соединившись, составляют полный закон, отсюда следует, что закон справедлив. Если же закон духовный или светский этого не выдержит, то он ложен и о иец нечего заботиться"3.
Оценочно-содержательная, ценностная характеристика по-т зитивного законодательства с позиций естественного права,
1 Стоянов А. Указ. соч. С. 10.
2 См. там же. С. 11.
3 См. там же.
, 1. Этапы и направления развития юридической теории
|*йкимобразом, сочетается и дополняется в подходе Луллия | требованием формально-логической процедуры проверки внут-! ретей целостности, последовательности и непротиворечивос-^ закона как источника действующего права. Несправедли-cTb закона (его противоречие естественному праву) и его ^«разумность (расхождение с требованиями разума) означали, • по Луллию, самопротиворечивость, несостоятельность закона также и в формально-логическом плане. Данная идея и лежит в основе предложенной Луллием логизированной процедуры проверки правового качества закона.
Сходные представления о характере соотношения естественного и позитивного права развивал и юрист Балдус. При этом он считал, что естественное право сильнее, чем принципат, власть государя: "potius est ius naturale quam principatus"1. Правоположения, развитые и обоснованные юристами по-стглоссаторской школы, получили широкое признание не только в теоретической юриспруденции, но и в правовой практике, в судебной деятельности. Комментарии ряда выдающихся постглоссаторов имели для тогдашних судей значение источника действующего права2.
С начала XVI в. в юриспруденции заметно ослабевает влияние школы постглоссаторов и начинает складываться так называемая гуманистическая школа(гуманистическое направление в юриспруденции).Представители этого направления (Будаус, Альциатус, Цазий, Куяций, Донелл, Дуарен и др.) вновь сосредоточивают внимание на тщательном изучении источников действующего права, особенно римского права, усилившийся процесс рецепции которого требовал согласования его положений с новыми историческими условиями и с нормами национального права. В это время начинают использоваться приемы филологического анализа источников римского права, развиваются зачатки исторического понимания и толкования права.
Для юристов гуманистической школы право — это прежде всего право позитивное, законодательство. Юристы XVIв. по преимуществу являются легистами,выступающими против феодальной раздробленности, за централизацию государственной власти, единое светское законодательство, кодификацию действующего позитивного права.
1 См.: Покровский ИЛ. Указ. соч. С. 198.
2 Так, комментарии Бартолуса (1314—1357) "пользовались в судах чрез
вычайным авторитетом; в Испании и Португалии они были переведены и
даже считались для судов обязательными". См. там же. С. 199.
112 Раздел III. Формирование и развитие теории права и государства
Скептическое отношение представителей гуманистичес
кой школы к естественному праву, однако, не означало пол
ного отрицания естественноправовых идей и представлений.
Это очевидно уже из того факта, что в тогдашнее позитив
ное право входило и римское право, включавшее в себя дан
ные идеи и представления. Ряд юристов этого времени (на
пример Донелли др.), характеризуя место и роль римского
права среди источников действующего права, расценивали
его в качестве "лучшей объективной нормы естественной
справедливости"1. •
В идеологическом планевоззрения средневековых юристов, несмотря на их отдельные критические и исторически прогрессивные положения, в целом были пронизаны идеей легитимации существовавшего феодального строя.
Вместе с тем в теоретическом планесредневековые юристы внесли заметный вклад в процесс развития юриспруденции как с позиций юснатурализма,.так и.под углом зрения позитивного права, разработки его догмы (принципов и приемов юри^ дико-догматического анализа и толкования права). Они значительно обогатили понятийный и теоретико-познавательный аппарат юридической науки, углубили понимание ее предмета и методологии.