Рационалистическое естественное право

Крупнейшим представителем рационалистического направления в философии права считается голландский политический мыслитель, теоретик права Гуго Гроций (1583–1645). Многие ученые называют его даже основателем доктрины естественного права, хотя как уже было сказано, само понятие естественного права и его основные идеи появились задолго до Г.Гроция. Новизна концепции Г.Гроция состояла в том, что он применил рационалистический метод для обоснования естественного права. Сам Г.Гроций так объяснял суть своего метода исследования правовых явлений: «Как математики рассматривают фигуры отдельно от тел, так и я при исследовании права отвлекал свою мысль от всяких частных явлений». Априорный путь познания составляет методологическую основу рационалистической философии права и государства. Г.Гроций исходил не из факта или существующей реальности в целом, а искал обоснование естественного права в теоретических указаниях разума.

Рационалистический метод приводит Г.Гроция к следующим выводам. Необходимым признаком права является идея справедливости. Справедливость в свою очередь есть требование разума, веление природы разумного существа. «Ибо право, – отмечает он, – здесь означает не что иное, как то, что справедливо, при этом преимущественно в отрицательном смысле, так как право есть то, что не противоречит справедливости. Противоречит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом»[32].

Г.Гроций, как и многие его предшественники, разграничивал право естественное и право волеустановленное. Право установленное часто изменяется во времени и различно в разных местах. В отличие от него право естественное неизменно, оно не может быть изменено даже самим благом. «Хотя божественное всемогущество и безмерно, – утверждал он, – тем не менее, можно назвать и нечто такое, на что оно не распространяется. Действительно, подобно тому, как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро».[33] Естественное право как предписание здравого разума, как отвечающее природе разума является основанием и неизменной частью внутригосударственного права.

Рационалистические теории не представляют собой гомогенную (однородную) систему естественного права. Общее в них только то, что оно апеллирует к разуму как источнику права. Содержание же самих концепций может быть различным. Так, английский философ Томас Гоббс (1588 – 1679) полагал, что естественное право существует только в так называемом естественном состоянии, в котором люди якобы прибывали до образования государства. Рационалистический метод привел Гоббса по существу к отрицанию естественного права как правового идеала для действующего законодательства. Его естественно-правовое мышление выразилось в форме признания естественных законов, но не естественного права. Гоббс считал, что следует различать естественное право (jus naturale) и естественный закон (lex naturais). Под естественным правом он понимал свободу всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни, и, следовательно, свободно делать все то, что по его суждению, является наиболее подходящим для этого. Такая свобода может существовать только в естественном состоянии. Естественный закон есть предписание, найденное разумом общее правило, которое обязывает человека к определенному действию. Таким образом, право и закон несовместимы в отношении одной и той же вещи. Гоббс особо подчеркивает, что те, кто пишут на эту тему, обычно смешивают эти понятия. В своих произведениях Гоббс формулирует и подробно описывает содержание около двадцати естественных законов, которые он рассматривает как вечные и неизменные предписания или общие правила разума[34].

Рационалистическое естественное право, учитывая разнообразие концепций, можно определить как совокупность априорных суждений о том, каким должно быть право.