Теологическое (теономическое) естественное право

Космологическое естественное право

Основные версии естественного права

Космологическое естественное право – одна из самых ранних версий естественного право, которая не оформилась в самостоятельную научную концепцию, а представляет собой составную часть общефилософского мировоззрения некоторых античных авторов. Основу такого мировоззрения составляет представление о том, что любые законы – это часть божественного мирового порядка.

В подтверждение космологической теории естественного права в научной литературе нередко ссылаются на высказывания мыслителей Древнего Востока, Китая, Индии и др. Вместе с тем такой подход едва ли оправдан. Идеология этих стран, как правило, основываясь на совершенно иной, внеправовой основе. Правовое мышление вообще и естественно-правовое в частности – это феномен западной цивилизации, где издавна сложилось убеждение о том, что высшая добродетель и справедливость коренятся в праве, основной формой выражения которого является закон. На Востоке место закона заняли другие формы социального регулирования – традиции, ритуалы, обряды, обычаи. Космологическое мышление в древних странах Дальнего и Ближнего Востока было развито, может быть, и сильнее, чем на Западе. Однако его нельзя распространять на право, которое не было типичным для этих стран социальным регулятором или вообще не признавалось таковым. Элементы космологической концепции естественного права содержатся у многих философов Древней Греции. У одних лишь в виде высказываний самого общего характера об обусловленности человеческих законов самой природой, у других – более развернутой концепции единства божественного разума и естественного порядка как основы законов вселенной и законов человеческого бытия.

Наиболее четко выраженные космологические взгляды на истоки права содержатся в философии стоицизма. Некоторые зарубежные ученые считают, что именно стоики явились основателями доктрины естественного права.[28] По крайней мере известно, что идеи стоиков о естественном законе вновь привлекли к себе внимание в ХVIII – ХIII веках в период расцвета естественного права. Как отмечал известный английский философ Б.Рассел, именно стоики отличали jus naturale от jus gentium. По его мнению, доктрина естественного права, какой она являлась в ХVIII –ХIII веках есть возрождение доктрины стоиков, хотя и с важными изменениями.[29]

Основу философии стоицизма составляло представление о том, что мир (космос) является разумным существом, организующим все свои части в целесообразно устроенное целое. Все, что происходит в мире, жестко детерминировано и заранее предопределено природным законом, управляющим мировым развитием. Жизнь в согласии с природным законом – философский идеал стоиков.

Философия стоицизма не является однородной по своему содержанию, она просуществовала в течение нескольких столетий (3 в. до н.э. – 2 в. н.э.). Ее представителями были как греческие, так и римские философы. Соответственно, они употребляли разную терминологию («общий закон», «закон судьбы», «естественный закон»). Поэтому их высказывания естественно-правовой направленности нельзя отождествлять с концепциями естественного права, построенных на противопоставлении естественного и позитивного права. Стоицизм можно рассматривать лишь как идеологическую основу более поздних доктрин естественного права.

В античной философии можно встретить достаточно много рассуждений о божественном происхождении естественного закона, однако возникновение и развитие теологических концепций связано с появлением одной из крупнейших мировых религий – христианства, которое в конце IV века стало господствующей религией в Римской империи. Меняющаяся в зависимости от условий эпохи и культуры идеология христианства включает в себя политические и правовые элементы в форме теократических воззрений на сущность государства и права.

Наиболее законченная концепция естественного права с точки зрения христианской теологии содержится в трудах средневекового философа и теолога Ф.Аквинского. На его взгляды оказали существенное влияние труды Аристотеля и римских юристов, однако к этому добавляются специально теологические элементы, которые позволяют говорить о самостоятельной и оригинальной концепции естественного права.

Исследуя сущность права, Ф.Аквинский рассматривает сложнейшие философские вопросы: о свободе воли при создании законов, цели их принятия, возможностях и пределах познания человеческого разума, праве издания законов, соотношении божественных, естественных и человеческих законов, необходимости опубликования законов и др. Анализируя названные проблемы, Ф.Аквинский создает довольно сложную иерархическую систему права, выделяя при этом следующие виды законов: божественный закон, вечный закон, естественный закон, человеческий закон.

Божественный закон является верховным, так как все части вселенной управляются божественным разумом. Путем деления понятий божественный закон разграничивается на две части: доступный и недоступный человеческому разумению закон делится на вечный закон, который познается разумом, и ту часть божественного закона, которая познается путем откровения, т.е. основанного на вере понимания Священного писания.

Вечный закон является воплощением божественной мудрости и включает в себя принципы и идеи управления всем мировым порядком, природой и обществом. Ф.Аквинский весьма популярно разъясняет смысл вечного закона: «Соответственно утверждаю, что как у всякого мастера предсуществует замысел произведения, так же и у всякого правителя должен предсуществовать замысел порядка, согласно которому надлежит поступать подвластным».[30] И принадлежит этот замысел божественной премудрости.

Вечный закон не может быть познан во всей его полноте человеком. Люди познают только его излучение. Естественный закон и представляет собой отражение вечного закона человеческим разумом. От естественного закона берут свое начало все человеческие законы.

Ф.Аквинский следующим образом формулирует эту мысль. «Каждый закон, созданный людьми, содержит свойства закона именно в той степени, в которой он происходит из закона природы. Но если он в каком-либо отношении противоречит естественному закону, то сразу же перестает быть законом: он становится всего лишь извращением закона».[31]

Исходя из своих философских воззрений, Ф.Аквинский дает такие определения человеческого закона. Закон есть известное правило и мерило действий, благодаря которым человек или побуждается к определенным действиям, или удерживается от определенных действий. Закон – это обнародованный акт разума, принимаемый органом или лицом, ответственным за положение дел в обществе, который имеет целью всеобщее благо.

Схематически иерархию законов по Ф.Аквинскому можно изобразить следующим образом.

Рационалистическая теория не является принципиально новой версией естественного права. Она сохраняет основные элементы предыдущих воззрений на право – идею справедливости, положение о неизменности, всеобщности и вечности естественных законов, противопоставление права волеустановленного и естественного. Своеобразие этой теории состоит в том, что она открывает относительно новое рационалистическое направление в философии права и государства, которое пришло на смену средневековой схоластике. Схоластический метод характеризуется верховенством теологического мышления в форме божественного откровения, соединением догматического и рационалистического способов познания, особым интересом к формально-логической проблематике. Рационалистический метод основан на культе разума, его определяющей роли в познании, признании идеи естественного порядка, который познается разумом.