Компенсационные меры

Компенсационные меры применяются в отношении субсидируемого импорта, т.е. импорта какого-либо товара, при производстве, транспортировке или экспорте которого в иностранном государстве использовались специфические субсидии

Субсидии в ВТО подразделяются на 3 основных категории:

§ запрещенные (направленные на импортозамещение или напрямую связанные с результатами экспорта), которые должны быть устранены страной-членом ВТО к моменту присоединения (для развивающихся и наименее развитых стран есть более льготный переходный период) являющиеся специфическими;

§ специфические («наказуемые») субсидии, предоставляемые одному или группе предприятий, отрасли или группе отраслей, определенному региону. Именно эти субсидии являются предметом компенсационных расследований, т.к. создают преференциальный режим для предприятия/отрасли/региона;

§ субсидии, носящие «горизонтальный» характер, т.е. доступные без исключения всем предприятиям/отраслям/регионам на равных условиях. Такие меры не являются предметом компенсационных расследований, т.к. не предоставляют привилегий отдельным субъектам рынка.

За исключением запрещенных субсидий, прочие виды субсидирования, как и демпинг, не являются запрещенной практикой. Но, учитывая степень их возможного «искажающего» воздействия на конкуренцию, могут стать предметом компенсационного расследования.

В соответствии с международными правилами компенсационные меры применяются в случае импорта какого-либо товара, при производстве, транспортировке или экспорте которого в иностранном государстве использовались специфические субсидии, что причиняет материальный ущерб (или создает угрозу материального ущерба) отечественным производителям аналогичного товара или приводит к существенному замедлению создания отрасли отечественной экономики.

Эти меры также устанавливаются на срок не более 5 лет, с возможность последующего продления по результатам пересмотра.

При проведении компенсационных расследований рыночный статус определяет весь ход расследования. Поскольку при отсутствии рыночных механизмов ценообразования (например, когда все цены внутри страны и на экспорт устанавливаются государством) невозможно (а) выделить и рассчитать размер предоставляемой таким образом субсидии и (б) провести сопоставление стоимости субсидируемого товара с аналогичным товаром, чья цена установлена свободным рынком.

Специальные защитные меры чрезвычайные меры, направленные на временное ограничение импорта с целью защиты интересов отечественного производства.

Для применения таких мер необходимо в ходе расследования доказать, что импорт имел тенденцию резкого роста в таких количествах, что наносит серьезный ущерб национальному производству. Специальные защитные меры принимаются посредством специальной пошлины (взимаемой сверх импортной таможенной пошлины) или квоты, ограничивающий фактический объем импорта. При этом обязательным условием применения специальных защитных мер является применение мер в отношении всего импорта вне зависимости от страны происхождения.

Специальные защитные мерыстоят несколько особняком в ряду мер защиты внутреннего рынка, так как в отличие от антидемпинговых или компенсационных мер не направлены на устранение несправедливой конкуренции, но призваны защитить национальную отрасль, терпящую убытки в связи с резко возросшим импортом аналогичного товара.

В соответствии с международными нормами специальные защитные меры применяются в случае, когда импорт какого-либо товара резко увеличивается за последние годы и это причиняет серьезный ущерб (или создает угрозу серьезного ущерба) отечественным производителям этого товара. При этом увеличение импорта происходит из всех стран, осуществляющих поставки данного товара.

В случае введения специальной защитной меры отечественным производителям, неожиданно столкнувшимся со значительными объемами конкурирующих иностранных товаров, государством дается некоторое время для адаптации к работе в условиях иностранной конкуренции.

Специальные защитные меры могут вводиться сроком на 4 года (с максимальным продлением до 8 лет) и должны быть отменены, как только обстоятельства, лежащие в их основе, прекратят оказывать свое негативное влияние.

 

Правовую базу применения компенсационных и специальных защитных мер внутреннего рынка составляют следующие положения ВТО:

ü Компенсационные меры: статья VI, XVI ГАТТ-47,

ü Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам

ü Специальные защитные меры: статья XIX ГАТТ,

ü Соглашение ВТО о защитных мерах.

Нормы, содержащиеся в этих соглашениях, как правило, инкорпорированы в национальное законодательство стран-членов ВТО.

Эти нормы описывают базовые понятия, правила и процедурные аспекты проведения расследований, связанных с применением мер защиты внутреннего рынка.