Условия безубыточной работы организаций АПК. Точка безубыточности.

 

Точка безубыточности — минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли. Синонимы: критическая точка, CVP-точка. Не путать с точкой окупаемости (проекта). Это не одно и то же. Точка безубыточности в денежном выражении — такая минимальная величина дохода, при которой полностью окупаются все издержки (прибыль при этом равна нулю). Точка безубыточности в единицах продукции — такое минимальное количество продукции, при котором доход от реализации этой продукции полностью перекрывает все издержки на ее производство. Сущность маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях. В его основе лежит деление затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста. Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль. Маржинальный доход (М) рассчитывается по формуле: M = S - V где S — выручка от реализации; V — совокупные переменные затраты. Маржинальный доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельный маржинальный доход). Экономический смысл этого показателя — прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции: M = (S-V) / Q = p -v где M — удельный маржинальный доход; Q — объем реализации; р — цена единицы продукции; v — переменные затраты на единицу продукции. Найденные значения удельных маржинальных доходов для каждого конкретного вида продукции важны для менеджера. Если данный показатель отрицателен, это свидетельствует о том, что выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то менеджеру следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции. На практике производят более глубокую детализацию переменных затрат на группы переменных производственных, общепроизводственных, общехозяйственных и прочих расходов. Отсюда вытекает необходимость исчисления нескольких показателей маржинального дохода, из анализа которых выносится решение о том, воздействие на какие группы расходов может наиболее заметно отразиться на величине конечного финансового результата. Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление маржинального дохода позволяют определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль. Делается это на основе анализа модели безубыточности (системы «затраты объем производства прибыль»). Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений: поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной - объема выпуска; переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода; структура продукции не изменяется в течение планируемого периода; поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено; на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства. Точка безубыточности — это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т.е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным. Алгебраическим методом точка нулевой прибыли рассчитывается исходя из следующей зависимости: I = S -V - F = (p * Q) - (v * Q) - F = 0 где I — величина прибыли; S — выручка; V — совокупные переменные затраты, F — совокупные постоянные затраты Отсюда находим критический объем: Q ' = F / (p-v) где Q ' — точка безубыточности (критический объем в натуральном выражении). Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении: S = F * p /(p - v) = Q' * p где S — критический объем производства и реализации продукции. Экономический смысл этого показателя — выручка, при которой прибыль равна нулю. Если фактическая выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае — убыток. Приведенные выше формулы расчета критического объема производства и реализации в натуральном и стоимостном выражении справедливы лишь, когда выпускается только один вид продукции или когда структура выпуска фиксирована, т.е. пропорции между различными видами продукции остаются неизменными. Если выпускается несколько видов товара с разными предельными затратами, тогда необходимо учитывать структуру производства (продажи) этих товаров, а также долю постоянных затрат, приходящуюся на конкретный вид продукции. Точка закрытия предприятия — это объем выпуска, при котором оно становится экономически неэффективным, т.е. при котором выручка равна постоянным затратам: Q" = F / p где Q" — точка закрытия. Если фактический объем производства и реализации продукции меньше Q", предприятие не оправдывает своего существования и его следует закрыть. Если же фактический объем производства и реализации продукции больше Q", ему следует продолжать свою деятельность, даже если оно получает убыток. Еще один аналитический показатель, предназначенный для оценки риска, — «кромка безопасности», т.е. разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении): Кб = Оф - Q ' где Kб — кромка безопасности; Оф — фактический объем выпуска и реализации продукции. Полезно рассчитать отношение кромки безопасности к фактическому объему. Эта величина покажет, на сколько процентов может снизиться объем выпуска и реализации, чтобы избежать убытка. К% = Кб / Qф * 100%, где К% — отношение кромки безопасности к фактическому объему. Кромка безопасности характеризует риск предприятия: чем она меньше, тем больше риск того, что фактический объем производства и реализации продукции не достигнет критического уровня Q' и предприятие окажется в зоне убытков. Данные о величине маржинального дохода и других производных показателей получили довольно широкое распространение для прогнозирования затрат, цены реализации продукции, допустимого удорожания ее себестоимости, оценки эффективности и целесообразности увеличения объема производства, в решении задач типа «производить самим или покупать» и в других расчетах по оптимизации управленческих решений. Во многом это объясняется сравнительной простотой, наглядностью и доступностью расчетов точки безубыточности. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что формулы модели безубыточности годятся только для тех решений, которые принимаются в пределах приемлемого диапазона цен, затрат и объемов производства и продаж. Вне этого диапазона цена реализации единицы продукции и переменные издержки на единицу продукции уже не считаются постоянными, и любые результаты, полученные без учета таких ограничений, могут привести к неправильным выводам. Наряду с несомненными достоинствами модель безубыточности обладает определенными недостатками, которые связаны, прежде всего, с допусками, заложенными в ее основу. При расчете точки безубыточности исходят из принципа линейного наращивания объемов производства и продаж без учета возможностей скачка, например, вследствие сезонности выпуска и сбыта. При определении условий достижения безубыточности и построении соответствующих графиков важно правильно задать данные о степени использования производственных мощностей. Анализ точки безубыточности служит одним из важных способов решения многих проблем управления, поскольку при комбинированном применении с другими методами анализа его точность вполне достаточна для обоснования управленческих решений в реальной жизни. Точка безубыточности определяет, каким должен быть объем продаж для того, чтобы предприятие работало безубыточно, могло покрыть все свои расходы, не получая прибыли. В свою очередь, как с изменением выручки растет прибыль показывает Операционный рычаг (операционный леверидж). Для расчета точки безубыточности надо разделить издержки на две составляющие: Переменные затраты — возрастают пропорционально увеличению производства (объему реализации товаров). Постоянные затраты — не зависят от количества произведенной продукции (реализованных товаров) и от того, растет или падает объем операций. Точка безубыточности имеет большое значение в вопросе жизнестойкости компании и ее платежеспособности. Так, степень превышение объемов продаж над точкой безубыточности определяет запас финансовой прочности (запас устойчивости) предприятия. Введем обозначения: В - выручка от продаж. Рн - объем реализации в натуральном выражении. Зпер - переменные затраты. Зпост - постоянные затраты. Ц - цена за шт. ЗСпер - средние переменные затраты (на единицу продукции). Тбд - точка безубыточности в денежном выражении. Тбн - точка безубыточности в натуральном выражении. Формула расчета точки безубыточности в денежном выражении: Тбд = В*Зпост/(В - Зпер) Формула расчета точки безубыточности в натуральном выражении (в штуках продукции или товара): Тбн = Зпост / (Ц - ЗСпер) На приведенном ниже рисунке точка безубыточности Тбн = 20 штук В точке безубыточности линия доходов пересекает и идет выше линии общих (валовых) затрат, линия прибыли пересекает 0 — переходит из зоны убытков в зону прибыли. Теоретические и методические основы определения точки безубыточности Для успешного развития экономики любого предприятия необходимо изучать cooтнoшeниe объема производства (реализации) продукции с издержками и прибылью. Это cooтнoшeниe анализируется для исслeдoвaния комплекса пpичиннo-cлeдcтвeнныx взаимосвязей важнейших показателей конечных результатов деятельности предприятия, научного обоснования управленческих решений. Задачи и этапы определения точки безубыточности производства По мнению Вахрушиной в процессе определения точки безубыточности решаются следующие основные задачи: - рассчитывается объем реализации, при котором обеспечивается полное покрытие затрат предприятия; - исчисляется объем реализации, обеспечивающий, при прочих равных условиях, получение необходимой предприятию суммы прибыли; - дается оценка объема реализации, при котором предприятие может быть конкурентоспособно на рынке, т. е. расчет зоны (поля) безопасности. Как считает, Шеремет А.Д. основными этапами определения точки безопасности является: 1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации в соответствии с условиями анализа соотношения объема производства (реализации) продукции с издержками и прибылью; 2. Расчет постоянных и переменных издержек, уровня безубыточности и зоны безопасности; 3. Обоснование объема реализации, необходимого для обеспечения планируемой суммы прибыли. Классификация издержек на постоянные и переменные Общие издержки по степени зависимости от объема продукции подразделяются на постоянные и переменные. По мнению Шеремет А.Д., постоянные издержки - это затраты, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей, или изменения объема производства (арендная плата, услуги связи, зарплата администрации и др.). Переменные - затраты, величина которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объема производства (это прямые материальные затраты - cыpьe, матepиaлы, тoпливo и элeктpoэнepгия на тexнoлoгичecкиe цели и тpyдoвыe зaтpaты - ocнoвнaя и дoпoлнительнaя oплaтa тpyдa пpoизвoдcтвeнныx paбoчиx c oтчиcлeниями на coциaльныe нужды). По мнению Ивашкевича в действующей практике деление затрат на постоянные и переменные осуществляется двумя основными методами: аналитическим и статистическим. Аналитический метод. Все затраты предприятия постатейно подразделяют на постоянные и переменные. Данный метод основан на использовании вариаторов (темп роста затрат / темп роста (уменьшения) объема производства). Статистические методы: метод минимальной и максимальной точки (метод мини-макси); графический (статистический) и метод наименьших квадратов. Метод мини-макси. Алгоритм: 1) выбираются max и min значение объема производства и затрат; 2) находятся разности в уровнях производства и затрат; 3) определяется ставка переменных затрат на 1 единицу (разница уровня затрат за период / разница в уровнях производства за период); 4) определяется общая величина переменных затрат на максимальный и минимальный объем производства (ставка переменных затрат на 1 единицу продукции * соответствующий объем производства); 5) определяется общая величина постоянных затрат в максимальных и минимальных точках (общая сумма затрат - сумма переменных затрат в максимальной и минимальной точках). Графический метод - общую сумму затрат представляет собой уравнение совокупных (валовых) затрат. На график наносятся данные об общих затратах при разных объемах, затем проводится линия и точка ее пересечения с осью У показывает уровень постоянных затрат. Пример 3. У = 5 + 10х при объеме производства (ед.): 2, 4, 6, 8, 10. У = 5 + 10х 100 80 60 40 20 10х (переменные затраты) 5 постоянные затраты 2 4 6 8 10 Метод наименьших квадратов. Дифференциация методом наименьших квадратов дает наиболее точные результаты. Величина переменных затрат (rv) определяется: Rv = (п?Х Увал - ?Х ? Увал) / (п?Х2 - (?Х) 2) , где п - количество периодов; Х - объем производства. Общая сумма постоянных расходов: Rfix = (? Увал ?Х2 - ?Х Увал ?Х) / ( п?Х2 - (?Х) 2) Затем, эти значения подставляем в уравнение совокупных затрат. Определение точки бeзyбытoчнoсти производства Как считает Ивашкевич, деление затрат на постоянные и переменные, исчисление сумм и ставок покрытия позволяют определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль. Точка безубыточности (критическая точка, точка равновесия) - это такой объем производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, т.е. предприятие уже не несет убытков, но еще не имеет и прибылей. По мнению Карповой, в системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления точки безубыточности применяются три метода: математический метод (метод уравнения); метод маржинального дохода (валовой прибыли); графический метод. Математический метод (метод уравнения) Для вычисления точки безубыточности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия: Выручка от реализации продукции (работ, услуг) - Переменные расходы - Постоянные расходы = Прибыль или Цена единицы продукции * X - Переменные расходы на единицу продукции * X - Постоянные расходы = 0, где X -- объем реализации в точке безубыточности, шт. Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации (X), а правая часть -- прибыль -- приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета -- в определении точки, где у предприятия нет прибыли): X * (Цена единицы продукции - Переменные расходы на единицу продукции) = Постоянные расходы Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия: Постоянные затраты Х = Цена за единицу - Переменные затраты на единицу Пример. Постоянные расходы предприятия 28 000 д.е., а переменные 19 д.е. на 1 шт. Цена на единицу продукции 32 д.е. Определить точку безубыточности. Решение: 28 000 / (32 - 19) = 2 154 шт. - точка нулевой прибыли А также, зная критический объем, мы можем найти критическую величину выручки (2 154 * 32 = 68 928 д.е.) Метод маржинального дохода (валовой прибыли) Маржинальный доход - это сумма покрытия, т.е. маржинальный доход должен покрывать постоянные затраты, чтобы у организации не было убытка. Маржинальный доход = Выручка от продажи продукции - Переменные затраты; Маржинальный доход на единицу (ставка покрытия) = Цена на единицу - Переменные затраты на единицу Ставка покрытия должна покрывать постоянные затраты на единицу. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) - Переменные расходы - Постоянные расходы = Прибыль или Маржинальный доход = Постоянные затраты; Маржинальный доход на единицу * Х = Постоянные затраты; Постоянные затраты Точка безубыточности = Маржинальный доход на единицу Пример. Постоянные затраты в течение месяца составили 960 000 д.е., а переменные 600 д.е. на 1 шт. Цена изделия 1 200 д.е за штуку. Определить точку нулевой прибыли. Решение: Маржинальный доход на единицу = 1 200 - 600 = 600 960 000 / 600 = 1 600 - точка безубыточности. Для принятия перспективных решений полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от реализации, т.е. определение маржинального дохода в процентах от выручки. Для этого выполняют следующий расчет: Маржинальный доход (руб.) * 100 % Выручка от реализации (руб.) Графический метод Данный способ основан на построении двух линий: линии совокупных затрат (У = а + bx) и линии выручки (У` = цена * х). Пересечение этих линий - точка безубыточности. Линия выручки затрат прибыль выручка переменные затраты. Точка безубыточности убыток постоянные затраты объем производства.

return false">ссылка скрыта

 

 


22.Текущее планирование деятельности организаций АПК: основные разделы, показатели, методы расчета.

 

Годовой план строится на основе перспективных планов сельскохозяйственного производства и представляет собой программу
деятельности предприятия на календарный год. В годовом плане
сохраняются направления, намеченные на ряд лет: специализация, состав и размеры отраслей, система севооборотов, мероприятия по улучшению и повышению плодородия земель и повышению интенсивности их использования, увеличение численности
поголовья скота, строительство объектов производственного и социального назначения, размеры инвестиций.Годовой план по сравнению с перспективным более конкретен.
Его разрабатывают по широкому числу показателей, детализируют
сроки выполнения заданий, доводят их до исполнителей.Этапу непосредственной разработки годового плана производственно-финансовой деятельности предшествует период подготовительной работы, в течение которого проводят углубленный экономический анализ ситуации, критически оценивают результаты
деятельности предприятия и структурных подразделений за прошедший период. Сопоставляют их с результатами передовых
предприятий, опытных станций, сортоучастков, племзаводов.
Сравнительный анализ позволяет выявить недостатки, проанализировать их причины и изыскать резервы. На этом этапе осуществляют также инвентаризацию зданий, помещений, машин и
орудий, скота, многолетних насаждений, уточняют состояние и
возможность их использования в планируемом году, определяют
остатки продукции, сырья, материалов, состав трудовых ресурсов.На собраниях коллективов подразделений ведут учет предложений по улучшению работы в будущем году.Для всех сельскохозяйственных предприятий Министерством
сельского хозяйства РФ рекомендован бланк годового плана производственно-финансовой деятельности.Единая форма плана дает возможность получать сводные планы по районам, областям, республикам. Кроме того, она позволяет обеспечивать предприятия едиными методическими рекомендациями по разработке годовых планов.Состав разделов и показателей годового плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся в нем методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики, рыночной конъюнктуры и др.

План содержит 36 форм, сгруппированных в 7 разделов:• юридический статус;• организационная структура;• основные экономические показатели;• производственная программа;• ценообразование;• инвестиционная деятельность;• финансовая деятельность. В разделе «Юридический статус» отражают информацию о государственной регистрации учредительных и уставных документов, участии в совместной деятельности, договорах с местной администрацией, распределении имущества и земли по формам собственности и участниках предприятия.В разделе «Организационная структура» указывают производственное направление предприятия, дополнительные и вспомогательные отрасли и виды деятельности, его структурные производственные подразделения. Приводится перечень представительств
и филиалов, дочерних и зависимых обществ, численность работников подразделений, общая площадь земельных угодий, площадь
сельскохозяйственных угодий, их состав на начало и конец года.В разделе «Основные экономические показатели» должны содержаться отчетные и плановые показатели развития предприятия.Разработка данного раздела строится на основе договоров на
продажу предприятием сельскохозяйственной продукции по различным каналам в соответствии с избранной производственной и
маркетинговой стратегией. Представляются плановые показатели
стоимости валовой продукции сельского хозяйства, численности
работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, размера фонда оплаты труда, стоимости основных средств, финансовые результаты деятельности предприятия.Основные показатели «Производственной программы» характеризуют факторы основных, вспомогательных, обслуживающих и промышленных производств, порядок формирования издержек производства и осуществления экспортно-импортных
операций.Объемы производства определяются не только наличием материальных, финансовых и иных ресурсов, но и потребностями
рынка, спросом. Рыночная конъюнктура должна оцениваться
службами и специалистами предприятия по маркетингу. Основные объекты изучения — потребители, поставщики, партнеры и
конкуренты. При этом целесообразно оценивать:• территориальные границы и прогноз емкости рынка продукции;• возможные объемы реализации продукции с учетом ее качества;• динамику потребительского спроса;• наличие конкурентов.70При определении границ рынка учитывают доступность транспортных средств, уровень транспортных расходов, конкурентоспособность продукции, сохранность потребительских свойств товара при транспортировке.Емкость рынка определяется на основе оценки и прогнозов
возможного выхода на рынок с собственной продукцией, исходя
из сложившейся ситуации и имеющейся информации о перспективах роста объемов производства в регионе.Динамика потребительского спроса зависит от роста прогнозных доходов населения, публикуемых в официальной печати.Особое внимание следует уделить возможности поставки на
рынок конкурентоспособной продукции, предлагать продукцию
более высокого качества и на лучших условиях по сравнению с реальными и потенциальными конкурентами.Производственная программа по растениеводству включает
разработку мероприятий по улучшению земель, обоснование перечня возделываемых сельскохозяйственных культур и посевных
площадей, определение объемов производства и себестоимости
продукции, потребности в семенах для посева под урожай будущего года, уровня использования минеральных и органических удобрений, химических средств защиты растений, баланса продукции
растениеводства.Принципиальное значение для предприятия имеет научно обоснованное планирование урожайности сельскохозяйственных культур. При определении потребности в кормах параллельно с расчетами по растениеводству планируют поголовье животных. В процессе увязки выхода продукции растениеводства с потребностью в
ней вносят соответствующие изменения в севообороты, окончательно уточняют посевные площади, урожайность, поголовье скота и его продуктивность.Достижение необходимой пропорциональности между растениеводством и животноводством через кормопроизводство позволяет установить обоснованные балансы продукции растениеводства на календарный и сельскохозяйственный годы и уточнить
объемы ее продажи по всем реальным и эффективным каналам,
расходы на семена и переработку, общественное питание. Балансы дают возможность определить остатки растениеводческой продукции на конец года для использования их на страховые фонды,
корм скоту, резервные запасы и т. д.Подготовленная для плана производственно-финансовой деятельности информация позволяет руководству предприятия обеспечить обоснованную разработку исходных плановых показателей
для хозрасчетных подрядных подразделений.Дальнейшее планирование агротехнических и зоотехнических
мероприятий по отраслям проводят параллельно в годовых производственных заданиях хозрасчетным подразделениям или договорах подрядных коллективов и по предприятию в целом.

Общую потребность в технике и рабочей силе рассчитывают с
учетом напряженных периодов и применения прогрессивных
норм выработки, а также полного использования техники. При
этом предполагается строгое соблюдение требований агротехники, сроков проведения работ и высокое их качество. Недостаток
техники предусматривается пополнить за счет покупки или планируется выполнение работ с помощью техники машинно-технологических станций на договорной основе.Разработка производственной программы отрасли растениеводства заканчивается расчетом себестоимости продукции. Расчет
себестоимости осуществляют в соответствии с Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат на производство и
калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 792 от 06.06.2003 г.Производственная программа по животноводству включает
разработку следующих разделов:• поголовье животных, птицы и число пчелосемей;• продуктивность животных и птицы, показатели воспроизводства;• производство продукции животноводства, реализация ее на
мясо, племенные цели;• себестоимость продукции.Развитие животноводства в годовом плане рассматривают в
тесной увязке с кормовой базой, посевными площадями и природными кормовыми угодьями. Такая увязка необходима для обоснованной разработки и доведения до каждой фермы исходных
показателей годового производственного задания. После этого
выход животноводческой продукции планируют и в годовых заданиях фермам, и в годовом плане предприятия. В условиях коллективного и арендного подряда исходные показатели используются
при разработке и заключении подрядного договора.Отправным моментом разработки программы развития отрасли
служат планы оборота стада, в которых отражают движение поголовья по половым и возрастным группам на протяжении периода,
приход и расход скота по половым и возрастным группам, поступление приплода, покупку животных, перевод молодняка из младших возрастных групп в старшие, откорм, продажу на мясо, племя, прочий расход. В заключение определяют результат — выход
поголовья по группам на конец года, среднегодовое поголовье.Обоснование плановой продуктивности животных проводится
с учетом факторов кормления, разведения и организационно-
экономических.Для проверки обеспеченности скота кормами на протяжении
года в годовом плане составляют два баланса:от урожая планируемого до урожая следующего года;с 1 января по 31 декабря планируемого года.

Первый баланс рассчитывают для определения посевных площадей на планируемый год: устанавливают, какой объем кормов
необходимо произвести в текущем году, чтобы было достаточно до
урожая следующего года с учетом переходящих запасов; в случае
недостатка кормов корректируют посевные площади и урожайность. Второй баланс составляют на два периода: с 1 января до
нового урожая и от нового урожая по 31 декабря. Это обеспечивает проверку степени удовлетворения кормами, а в случае их недостатка выявляет размер покупки, кроме того, позволяет определить потребность в кормах на весь календарный год и затраты на
них при исчислении себестоимости продукции животноводства.Потребность в кормах можно рассчитывать двумя способами.
Первый способ — это произведение норм кормления скота на голову и поголовья по половозрастным группам для каждой отрасли
животноводства; второй — расчет потребности в кормах через плановую продукцию и обоснованные нормы расхода кормов на единицу животноводческой продукции.Планирование потребности животноводства в кормах должно
осуществляться с учетом страховых запасов и обязательного обеспечения скота, находящегося в личных хозяйствах работников
предприятия.Завершающий этап разработки производственной программы
развития отрасли — расчет затрат и калькуляция себестоимости
продукции животноводства.В плане производственно-финансовой деятельности планируют производство и себестоимость продукции по видам подсобных
промышленных предприятий и промыслов. Определяют также количество продукции подсобных предприятий и промыслов, подлежащее реализации, и сумму денежных поступлений за реализованную продукцию.Показатели производственной программы по каждому подсобному предприятию планируют в соответствии с его мощностью, с
учетом потребностей в его продукции для собственных нужд и
возможностями реализации ее на сторону.Планирование энергетики предприятия осуществляют в тесной
увязке с проектированием сельскохозяйственных отраслей. В этом
разделе плана выделяют:• использование грузовых автомобилей;• выработку и расход электроэнергии;• объем работ для тракторов, комбайнов, автомобилей и потребность в топливе;• завоз жидкого, твердого топлива и газа;• затраты на техническое обслуживание, ремонт, хранение
тракторов, комбайнов, автомобилей, другой техники и оборудования.Затраты на производство промышленной продукции рассчитывают по следующим статьям: оплата труда с отчислениями, сырье для переработки, работы и услуги, содержание основных средств,
организация производства и управления, прочие. Расчет затрат
проводят в порядке, рекомендуемом для основных отраслей, вспомогательных и обслуживающих производств (формы № 2, 13 и 14).Расчет издержек производства включает определение численности и заработной платы работников. Вначале определяют среднегодовую численность работников с учетом трудовых ресурсов и
формируют их баланс, уточняют число работающих и фонд оплаты труда по категориям. Число работников определяют по отраслям и вспомогательным производствам, исходя из объемов работ и
норм выработки (обслуживания).Амортизационные отчисления и затраты на ремонт рассчитывают по каждому виду и группе основных средств, в том числе
тракторам, сельскохозяйственным машинам, зданиям, сооружениям, другим средствам производства с учетом их использования
в отраслях растениеводства, животноводства, подсобных предприятиях, строительстве.В статью «Затраты по организации производства и управления»
включают сумму общепроизводственных и общехозяйственных
расходов. Общепроизводственные расходы —это бригадные, цеховые, которые включают затраты на оплату труда, социальные
нужды аппарата управления подразделений, транспортное обслуживание и другие, связанные с организацией и управлением производством в отраслях хозяйства. К общехозяйственным относятся расходы, которые связаны с общим управлением и организацией производства всего предприятия.В раздел «Ценообразование» годового плана включают расчеты
цены предложен™ и прогнозируемых цен на 1 ц сельскохозяйственной продукции, материальные ресурсы, потребляемые в сельскохозяйственном производстве предприятия в планируемом году.
Основные составляющие в цене предложения (заявочной) — расчетная себестоимость и нормативный уровень рентабельности,
обеспечивающий расширенное воспроизводство в складывающихся экономических условиях. Прогнозируемая цена формируется по
средним фактическим ценам реализации продукции в отчетном
году и индексам-дефляторам, которые определяет Министерство
экономического развития и торговли России на плановый год.Могут применяться следующие методы ценообразования:• на основе издержек;• с ориентацией на уровень конкуренции;• с ориентацией на спрос;• параметрические.В разделе «Инвестиционная деятельность» годового плана обосновывается деятельность предприятия, заключающаяся в планировании капитальных вложений, вводе в действие производственных мощностей, жилья и объектов соцкультбыта, поиске источников финансирования капитальных вложений.

Инвестиции — это денежные средства, целевые банковские
вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки,
кредиты либо другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли
(дохода) или достижения положительного социального эффекта.Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения
граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами
страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.);заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых
коллективов, граждан, юридических лиц);инвестиционных ассигнований из федерального бюджета и
бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов,
соответствующих внебюджетных фондов;зарубежных инвестиций.Основа инвестиционной программы — инвестиционный проект.Эффективность инвестиций определяется сравнением затрат с
прибылью или доходом, полученным в результате их освоения.
Срок окупаемости начинается с момента начала финансирования
проекта и завершается, когда разность между накопленной чистой
прибылью с учетом амортизационных отчислений и объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение.Завершающий раздел годового плана — финансовая деятельность. Этот раздел включает расчет поступления средств и результатов реализации продукции, работ и услуг; валового дохода;
бюджетных ассигнований; финансовый план в виде баланса доходов и расходов на предстоящий год, расчет потребности в кредитах.Наряду с годовым планом производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия разрабатывают годовые производственные планы для внутрихозяйственных подразделений. Их разрабатывают по формам, рекомендуемым Министерством сельского хозяйства РФ.Формы планов отделений, ферм, бригад, порядок и методика
их составления в значительной степени сходны с формами, методикой и порядком составления годового плана предприятия. В то
же время разнообразие форм собственности предполагает выбор различных методов хозяйствования на сельскохозяйственных
предприятиях. Распространенные формы хозяйствования — подряд, арендные отношения, внутрихозяйственные кооперативы.
Годовые производственные планы для внутрихозяйственных подразделений имеют свои особенности. Могут использоваться специфические формы и приложения к договорам коллективного и
арендного подряда, а также к договору по развитию внутрихозяйственной кооперации.

23.Управление процессом планирования организаций АПК.

 

Агропромышленный комплекс России - один из наиболее крупных и важных секторов народного хозяйства. На его долю приходится 25% основных фондов, около 30% валового общественного продукта и более 70% товаров, потребляемых населением. Уровень развития сельского хозяйства оказывает решающее влияние на здоровье нации, качество жизни, на социальную обстановку в обществе, продовольственную безопасность страны.

В свою очередь эффективность аграрного производства зависит во многом от выбора научно обоснованных методов хозяйствования, форм и методов проведения аграрных преобразований. За годы экономической реформы в российском сельском хозяйстве в основном сформирована многоукладная экономика, осуществлена реорганизация многих предприятий, произошли кардинальные изменения в области рыночных и земельных отношений, создан фермерский сегмент аграрного производства. Более чем в два раза возросло число подсобных хозяйств, садовых товариществ.

Современное состояние аграрного производства в Российской Федерации является кризисным.

Кризис имеет вполне объективные причины, главные из которых следующие: введение практически нерегулируемого рынка, неэквивалентный обмен сельскохозяйственной продукции на промышленную, настойчивое проведение сплошной фермеризации и разрушение высокотоварного крупного производства, монополизм перерабатывающей промышленности, торговли и коммерческих банков, разрыв экономических и научно-технических связей со странами СНГ, необоснованное стимулирование импорта продуктов питания и т, д.

Рыночные условия хозяйствования требуют от субъектов хозяйственной деятельности высокого профессионализма, быстрого реагирования на изменения конъюнктуры, умения краткосрочного и долгосрочного прогнозирования производственно-финансовой деятельности. До перехода на рыночные отношения основные задачи функционирования предприятий решались в рамках централизованного управления экономикой.

Теперь предприятия имеют полную самостоятельность в выборе предмета деятельности, установлении связей с поставщиками и потребителями их продукции, использовании производственных ресурсов. Неизмеримо возросла их ответственность за результаты производственной и финансовой деятельности. Издержки, связанные с неустойчивостью конъюнктуры рынка, могут быть значительно снижены при разработке и реализации всесторонне обоснованной программы действий на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. В современных условиях без детально разработанного плана нельзя начинать ни одного значимого мероприятия. Планирование позволяет оценить условия, в которых вынуждено действовать предприятие, выявить его слабые и сильные стороны, предвидеть возможные выгоды и потери. Любая эффективная деятельность предусматривает определение конечной ее цели, способы или механизмы их достижения, этапность или последовательность выполнения. Это относится как к технологическим операциям, так и к экономическим процессам, на каких бы уровнях управления они не осуществлялись

План является не только внутренним документом, он необходим и при установлении контактов, связей с банками, инвесторами, заготовителями продукции и другими партнерами. Наличие у предприятия планов на средне - срочную и долгосрочную перспективу определено в качестве одного из требований (оценочных критериев), предъявляемых к реформируемым предприятиям. С другой стороны, реформирование становится важнейшей составной частью планирования деятельности предприятия. В плане производственно-финансовой деятельности предприятия определяются стратегия и перспективы его развития с учетом возможных изменений рыночной конъюнктуры, обосновываются направления вложения средств, что снижает степень хозяйственных рисков при осуществлении производственно-финансовой деятельности.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости обеспечения его производственного и социального развития, повышения личных доходов работников. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов. Хозяйствам предоставляется полная свобода деятельности, но и возлагается вся ответственность за её результаты. Конкуренция в сбыте продукции требует снижения издержек производства и улучшения её качества, расширения ассортимента. Необходимы предприимчивость и жёсткая экономия материальных ресурсов. Это поможет хозяйственнику выжить в рыночных условиях. В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов: Формы планирования в зависимости от длительного планового периода:

· перспективное планирование (прогнозирование);

· среднесрочное планирование;

· текущее (бюджетное, оперативное) планирование.

Виды планов: 1) в зависимости от содержания хозяйственной деятельности -планы НИОКР; производства; сбыта; материально-технического снабжения; финансовый план; 2) в зависимости от организационной структуры - планы производственного отделения; планы дочерней компании. Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства организации на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.

Можно выделить некоторые характерные особенности планирования в зависимости от целей: в американских компаниях главное - это объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов; в английских компаниях - ориентация на распределение ресурсов; в японских компаниях - ориентация на внедрение новшеств и повышение качества решений. Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер и мероприятий (образа действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений. Цель функционирования АПК состоит в удовлетворении общественных потребностей в продовольствии и сельскохозяйственном сырье . [8, с.332]

Региональные органы управления АПК решают проблемы развития в рамках своей территории, особая роль в управлении принадлежит экономическому прогнозированию.

Характерными особенностями сельскохозяйственного производства являются:

* многообразие форм собственности;

* сезонность сельскохозяйственного производства;

* влияние природно-климатических условий.

Главной задачей прогнозирования и планирования организации производства продукции в АПК являются максимизация объема конечной продукции АПК и приближение объема и структуры производства продукции к объемам и структуре потребностей в ней. В состав конечной продукции АПК входит продукция, используемая на личное потребление населения, производственное потребление в отраслях, не входящих в АПК, прирост .9, с.334запасов, резервов, экспорт

Продукция поступает потребителю главным образом через сферу обращения: государственную и кооперативную торговлю, систему общественного питания, колхозный рынок. Часть продукции, минуя сферу обращения, потребляется непосредственно семьями, ведущими личное подсобное хозяйство.

Прогнозирование и планирование развития АПК осуществляется по подкомплексам, которые определены исходя из технологической взаимосвязи по производству конечной продукции. Выделены следующие подкомплексы: зернопродуктовый, картофелепродуктовый, мясной, молочный и др.

 

Планирование производства и реализации продукции. Состав товарной и реализуемой продукции, методы оценки.

 

Планирование производства продукции, работ и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разрабатываемой общей стратегией развития предприятия, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

В годовом плане производства каждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:

- основная цель производственной деятельности предприятия и ее отдельных подразделений на плановый период;

- объем и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;

- расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесия спроса и предложения;

- определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;

- распределение планируемых работ по основным цехам, а также сроком изготовления и поставок продукции на рынок;

- выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;

- обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг, контроля выполнения планов производства и реализации продукции.

План производства и реализации продукции является основным и ведущим разделом годового комплексного плана предприятия. На его основе разрабатываются все другие разделы и показатели годового плана.

Рыночные отношения в промышленности означают самопланирование, самоорганизацию, самоуправление и самофинансирование всех видов производственной, хозяйственной и иной деятельности. Самостоятельность в осуществлении внутрипроизводственного рыночного планирования предполагает:

1) свободное обеспечение производственно – технического и социального – экономического развития предприятия за счет собственных финансовых ресурсов;

2) высокую материальную заинтересованность персонала предприятия в достижении необходимых конечных результатов трудовой, производственной и финансовой деятельности;

3) полную ответственность высшего руководства и специалистов предприятия за общие результаты рыночной деятельности и выполнение всех договорных обязательств;

4) получение планируемых доходов или прибыли, необходимой финансовой основы выполнения годовой производственной программы предприятия, дальнейшего развития его потенциала;

5) установление прямой зависимости между планами производства и продажи продукции и общими доходами, уровнем эффективности производства и личными доходами работников.

В планах производства устанавливаются основные источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно-допустимые затраты по этапу и виду работ, конечные результаты по отдельным подразделениям, видам потоков и сроком поступления денежных средств. В ходе внутрипроизводственного планирования каждое структурное подразделение, цех или отдел разрабатывают свои планы производственной деятельности, которые затем увязываются с общим планом предприятия.

По уровню управления производственные планы бывают: общими по предприятию, цеховыми, бригадными и т.д. На малых предприятиях разрабатывается, как правило, общий план производственно-хозяйственной деятельности.

В годовых планах производства и реализации продукции решают следующие основные задачи:

- определение основных плановых заданий каждому подразделению предприятия;

- выявление и устранение возникающих нестыковок в межцеховых планах;

- взаимодействие основных показателей долгосрочных и текущих планов производства;

- распределение производства ресурсов между подразделениями предприятия.

План производства и реализации продукции включает планирование производства продукции в натуральном выражении, производство продукции в стоимостном выражении, объема реализации продукции, показателей качества выпускаемых изделий, обоснование плана производства показателями использования производственных мощностей и основных фондов.

Объем производства предприятия в стоимостном выражении характеризуется показателями: товарной, реализуемой, валовой и нормативно – чистой продукции.

Товарная продукция предприятия характеризует собой объем продукции, подготовленной для передачи потребителям. В состав товарной продукции включаются:

а) все виды полностью изготовленной, комплектной продукции и полуфабрикатов, предназначенных для реализации;

б) работы и услуги промышленного характера сторонним организациям (частичная обработка деталей и т. д.);

в) продукция вспомогательных цехов и хозяйств, предназначенная для реализации.

г) капитальный и средний ремонт оборудования и транспортных средств своего предприятия.

Изготовленная, но не отвечающая качественным требованиям (стандартам, ТУ) забракованная продукция, а также все виды непроизводственных услуг, в состав товарной продукции не включается.

Объем товарной продукции планируют в стоимостном выражении по действующим оптовым ценам и нормативу чистой продукции по каждой номенклатурной позиции и определяют по формулам:

Для каждого вида изделия или услуг

, (4.1)

а по всему объему товарной продукции

, руб/год, (4.2)

где - товар продукции по i-му изделию, полуфабрикат;

- объем производства продукции i-го наименования в натуральном выражении, шт, т, м;

- оптовая цена i-го вида продукции, полуфабрикатов, руб.;

n – номенклатура изготавливаемых изделий и полуфабрикатов для реализации на сторону;

- стоимость производственных услуг сторонним организациям и капитальное строительство, руб.;

- затраты на капитальные и средние ремонты оборудования и транспортных средств.

Реализуемая продукция в отличие от товарной включает продукцию, поставленную потребителем и оплаченную по счетам.

В плане объем реализованной продукции определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовых изделий, полуфабрикатов, производственных услуг и работ сторонним организациям.

При расчете объема реализуемой продукции учитывают изменение остатков готовой продукции на складе и стадии реализации на начало и конец планируемого периода по формуле

. (4.3)

Объем реализуемой продукции определяется по действующим оптовым ценам предприятия и нормативу чистой продукции.

Состав и объем товарной и реализуемой продукции на один и тот же период разделяется, так как последняя не учитывает складских остатков или продукцию, находящуюся в стадии реализации (товаропродвижении, транспортировки и расчетах).

Незавершенным производством называется выраженная в стоимостной форме, незаконченная в изготовлении продукция, находящаяся на различных стадиях производства в виде заделов, подлежащих дальнейшей обработке.

В состав незавершенной продукции входят заготовки, детали, сборочные единицы, комплекты, находящиеся на рабочих местах, в контрольных пунктах, в цеховых кладовых, на сборке и испытаниях, а также законченные изделия, но не прошедшие технической приемки и не сданные на склад или заказчику.

Материалы, заготовки и полуфабрикаты, полученные от поставщиков, если даже они завезены в цех, не включаются в незавершенное производство до тех пор, пока они не запущены в обработку на данном предприятии.

Незавершенное производство (заделы) – необходимое условие обеспечения непрерывности и ритмичности работы производства. Незавершенное производство планируют в размерах минимальных, но достаточных для планомерного хода производства.

На предприятии с устойчивой номенклатурой и коротким циклом производства (до двух месяцев) уровень незавершенного производства не претерпевает существенных изменений и в плане не учитывается.

В условиях массового и крупносерийного производства изделий с длительными циклами производства уровень незавершенного производства на конец планируемого периода зависит от среднедневного выпуска продукции планируемого в последующем периоде и производственного цикла изготовления продукции.


В стоимостной форме планируемая величина незавершенного производства на конец периода определяется по формуле

, (4.4)

где – себестоимость изделия;

– коэффициент, учитывающий соотношение цены и себестоимости;

– коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве.

Этот коэффициент определяется отношением себестоимости изделия в незавершенном производстве к себестоимости готового изделия по формуле

. (4.5)

Если условно принять, что все материалы для изготовления изделия запускаются в производство в первый день цикла, а все последующие затраты расходуются равномерно (рис. 4.1), то коэффициент нарастания затрат будет определяться по формуле

, (4.6)

где - коэффициент затрат на материалы в себестоимости изделия.

Этот средний коэффициент нарастания затрат рассчитан укрупненно.

Рис. 4.1. График нарастания затрат в незавершенном производстве

Здесь все материалы и комплектующие изделия поступают в производство при запуске.

Деятельный метод расчета среднего коэффициента нарастания затрат (4.7) заключается в том, что по каждому виду затрат в незавершенном производстве – основной материал, полуфабрикаты, комплектующие изделия, заработная плата и прочие затраты – определяется средневзвешенным пребыванием их в общем цикле изготовления изделия. Здесь материалы поступают в производство при запуске, а комплектующие изделия в процессе узловой и общей сборки (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Детальный график нарастания затрат в незавершенном производстве

, (4.7)

где - затраты на материалы, поступающие в производство в начале цикла;

- средний уровень затрат на данной стадии цикла;

– время пребывания затрат данной стадии в цикле.

Когда возникает необходимость рассчитать объем незавершенного производства для каждого вида продукции по трудоемкости, то это определяется по формуле

, (4.8)

где - трудоемкость;

- средний коэффициент готовности изделий в заделе.

Полуфабрикаты собственного изготовления – это изделия, технологический процесс производства которых закончен в одном цехе и которые подлежат доработке в других цехах предприятия.

Валовой называется продукция, произведенная предприятием за планируемый период независимо от степени ее готовности. В состав валовой продукции входят товарная продукция и изменения остатков незаконченной продукции, полуфабрикатов, остатков незавершенного производства и запчастей к оборудованию своего производства.

, (4.9)

где - остаток незавершенного производства на конец планового периода;

- остаток незавершенного производства на начало планового периода.

При укрупненных расчетах объем валовой продукции может быть определен через показатели валового и внутризаводского оборота.

Валовой оборот – это сумма валовой продукции в рублях, выпускаемой всеми цехами завода.

В него включаются все готовые изделия, продукция, изготовленная основными, вспомогательными и обслуживающими цехами завода, взаимные услуги независимо от назначения (внутри или на сторону) и изменения остатков незавершенного производства.

Внутризаводской оборот представляет собой суммарный объем продукции, обращающийся между цехами, т.е. суммарный выпуск цехов, кроме цеха окончательной сборки и продукции цехов, отгружаемой потребителям и равен разности между валовым оборотом и валовой продукцией.

В него входят: стоимость полуфабрикатов своего производства, используемых на предприятии для выпуска готовой продукции, для ремонта оборудования, транспорта, изготовленная оснастка стоимость израсходованного инструмента и всех видов энергии собственной выработки, услуги заводского транспорта, ремонтных цехов и т.д.

С помощью расчетов валового и внутризаводского устанавливают соответствие возможностей заготовительных и вспомогательных цехов и обеспечивают производство необходимыми полуфабрикатами и разного вида работами и услугами.

Валовая продукция на предприятии машиностроительной промышленности по своему вещественному составу совпадает с товарной продукцией, отличия заключаются в оценке продуктивности. Валовая оценивается в ценах на первое января предыдущего года, а товарная – в действующих оптовых ценах.

Стоимость товарной продукции в действующих оптовых ценах предприятия и товарной (валовой) продукции в сопоставленных ценах определяется по заводскому методу, сущность которого состоит в том, что в объем продукции включается только продукция, реализуемая на сторону и для непромышленных нужд предприятия.

Однако следует помнить, что включаемая в валовую продукцию стоимость сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий по кооперативным поставкам существенно искажает представление о фактическом объеме и динамике производства на данном предприятии.

Поэтому в качестве оценочного показателя работы предприятия может применяться объем нормативной чистой продукции (иногда нормативная стоимость обработки или трудоемкость).

Объем нормативно – чистой продукции отражает величину вновь созданной стоимости. Это устраняет заинтересованность в выпуске материалоемкой продукции и влияние внешних факторов на показатели работы предприятия.

Норматив чистой продукции ( ) – это часть оптовой цены, состоящая из заработной платы, отчислений на социальные нужды и прибыли. Норматив чистой продукции утверждается по всей номенклатуре изделий, полуфабрикатов, запасных частей, по всем работам и услугам промышленного характера, реализуемых на сторону.

с отчислениями на социальные нужды, руб.;

- годовой фонд основной и дополнительной зарплаты с отчислениями на социальные нужды производственных рабочих, руб.

Следовательно, сумма заработной платы, подлежащей включительно в норматив чистой продукции, определяется по формуле

. (4.11)

Прибыль, включаемая в норматив, является нормативной и рассчитывается по нормативурентабельности , которая определяется по каждой позиции и устанавливается по отношению к себестоимости за вычетом материальных затрат , т.е.

, (4.12)

. (4.13)

Норматив чистой продукции на изделие определяется по формуле

. (4.14)

При большой номенклатуре выполненных работ и прочей продукции норматив чистой продукции (НЧП) устанавливается для предприятия в виде коэффициента ее к стоимости соответствующей продукции и работ по ценам предприятия. Этот коэффициент определяется соотношением между объемом продукции, выраженном в ценах и НЧП, сложившимся на производстве за два истекших года, но он не может быть более единицы.

Объем производства, выраженный в НЧП, в планах и отчетах предприятия определяется:

1) по готовым изделиям и продукции, планируется в натуральном выражении через норматив в виде

, (4.15)

где m – номенклатура изделий;

- количественное задание по выпуску i-го вида продукции в натуральных единицах.

2) по продукции, планируемой в стоимостном выражении, через нормативный коэффициент чистой продукции по формуле

, (4.16)

где - объем планируемой продукции в стоимостном выражении.

3) по незавершенному производству продукции с длительным циклом путем умножения изменения остатков незавершенного производства (в руб.) на коэффициент по формуле

. (4.17)