Юридический процесс: понятие и виды

Г

в зависимости от сферы распространения
в зависимости от характера

в зависимости

от функциональной

1 1
    ш
<u  
  1ЬН
л   а
ериал   §. о о
й   |прО!
  _L_ IL Ш
   
<u   Ш
  Ш
CO ш   I/O
I/O   a
a   COT
ё   S
     

роли

 

тивные |   гельные [
о;    
гул   I
ш    
Q.   О


Глава 14. Система права и система законодательства


§ 6. Юридический процесс: понятие и виды



 


§ 5. Частное и публичное право

Кроме отраслей, в структуре права можно вычленить две боль­шие группы: частное и публичное право, что характерно преиму­щественно для романо-германской правовой семьи.

Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брач-ного, трудового права, а публичное — из отраслей конституцион­ного, административного, финансового, уголовного и иных.

Деление права на частное и публичное идет еще от традиций римского права. Римский юрист Ульпиан (170—228 гг.) писал: «Публичное право, то, которое относится к положению Римского государства, частное относится к пользе отдельных лиц: существу­ет полезное в общественном отношении и полезное в частном отно­шении»1.

Иначе можно сказать, что частное право выражает и защищает интересы частных лиц, публичное — общие, общегосударствен­ные интересы. Важным является и то, что защита интересов в частном праве осуществляется по инициативе самих заинтересо­ванных лиц, в публичном же праве — по обязательному предписа­нию закона должностными лицами.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо пуб­личному праву:

1) интерес (если частное право призвано регулировать частные
интересы, то публичное — общественные, государственные);

2) предмет правового регулирования (если частному праву свой­
ственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то
публичному — неимущественные);

3) метод правового регулирования (если в частном праве господ­
ствует метод координации, то в публичном — субординации);

4) субъектный состав (если частное право регулирует отноше­
ния частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц
с государством либо между государственными органами).

В настоящее время в правовой системе России все больше ут­верждаются такие институты частного права, как право наследуе­мого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.

1 См.: Дигесты Юстиниана. Кн. 1. Тит. 1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Нормы права    
     
Публичное право   Частное право
     
конституционное     гражданское
уголовное     семейно-брачное
административное     трудовое
финансовое     предпринимательское
уголовно-исполнительное     земельное
и другие

и другие

Система права состоит из материальных и процессуальных от­раслей права. К первой группе относятся конституционное, граж­данское, административное, уголовное, земельное, трудовое, се­мейно-брачное, уголовно-исполнительное, аграрное (сельскохо­зяйственное), экологическое (природоохранное) и финансовое право. Процессуальные отрасли — уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право — устанавливают порядок рас­смотрения соответствующих дел.

Связь материальных и процессуальных отраслей является вза­имной и двусторонней. Материальные отрасли определяют право­вой статус субъектов процессуальных отношений, устанавливают условия и основания возникновения процессуальных правоотно­шений. В свою очередь, процессуальные отрасли закрепляют по­рядок разрешения конфликтных спорных ситуаций, возникаю­щих при реализации норм материальных отраслей права.

В форме уголовного процесса применяются нормы уголовного права. Гражданский процесс тесно связан с другими материальны­ми отраслями. В системе права Российской Федерации специали­зация материальных и процессуальных отраслей приобрела всеоб­щий характер. Конституционное право, которое долгое время ос­тавалось автономным, содержало и материальные, и процессуаль-


 



Глава 14. Система права и система законодательства


§ 7. Соотношение системы права и системы законодательства



 


ные нормы, в настоящее время не может обходиться без сотрудни­чества с гражданско-процессуальным законодательством. Так, ре­шения и действия органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 46 Конституции РФ, могут быть об­жалованы в судебном порядке, установленном гражданско-про­цессуальным правом.

Слово «процесс» буквально переводится как «движение впе­ред». В юридической практике он означает порядок осуществле­ния деятельности следственных, административных, судебных ор­ганов.

Юридический процесс — это нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, направленные на оптимальное удовлетворение и гарантирование интересов субъ­ектов права. Он регулируется соответствующими правовыми нор­мами, а его результаты оформляются и закрепляются в правовых актах — официальных документах.

Юридический процесс присущ любой юридически значимой де­ятельности (законотворческой, исполнительно-распорядитель­ной, судебной), содержит ее программу и выступает существенной гарантией точного соблюдения и результативного осуществления правовых предписаний. Он призван нейтрализовать элементы сти­хийности, хаоса, неуправляемости, существующие в юридической деятельности, содействовать реализации норм материального права и удовлетворению общественно значимых интересов субъек­тов права.

Юридический процесс — это всегда определенная система, со­стоящая из последовательно совершаемых действий и принимае­мых актов, это определенный алгоритм правового регулирования.

Особенности юридического процесса заключаются в том, что он представляет собой:

1) властную деятельность компетентных органов и должност­
ных лиц;

2) деятельность, осуществление которой урегулировано процес­
суальными нормами;

3) деятельность, направленную на принятие юридических ре­
шений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты
применения права) характера;

4) сложную, длящуюся во времени деятельность, состоящую из
процессуальных стадий, которые имеют строго определенную пос­
ледовательность.

С точки зрения содержания он представляет собой цепь взаимо­связанных процессуальных действий и процессуальных решений,


фиксируемых в соответствующих документах (В.И. Леушин). На­пример, в ходе расследования уголовного дела следователь выпол­няет такие процессуальные действия, как осмотр места происше­ствия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных доказа­тельств и т.д., выносит различные процессуальные решения — по­становления о возбуждении уголовного дела, о производстве обыс­ка в квартире подозреваемого, о привлечении лица в качестве об­виняемого и т.п. При этом, принимая процессуальные решения и выполняя процессуальные действия, он руководствуется требова­ниями уголовно-процессуального закона.

В зависимости от предмета правового регулирования (отрасле­вого признака) юридический процесс подразделяется на граждан­ский, уголовный, административный, конституционный.

Гражданское процессуальное — и уголовно-процессуальное право регулируют соответственно гражданское судопроизводство и предварительное расследование и судопроизводство по уголов­ным делам. Арбитражный процесс является разновидностью гражданского процесса.

Административный процесс пока еще не выделился из граж­данского процесса, хотя определенные предпосылки для этого есть. В настоящее время административное судопроизводство ре­гулируется гл. 22—25 ГПК РСФСР.

Конституционный процесс находится в стадии правового фор­мирования, поисков оптимальных средств и путей осуществления конституционного контроля.

В зависимости от природы принимаемых решений юридичес­кий процесс может классифицироваться на правотворческий (во­площается, например, в регламентах Государственной Думы и Со­вета Федерации РФ), с помощью которого принимаются норматив­ные акты, правоприменительный (воплощается, например, в Указе Президента РФ о назначении на должность министра), с помощью которого принимаются правоприменительные акты, и праворазъяснительный (воплощается, например, в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации»), с помощью которого принимаются интерпретацион­ные акты.

§ 7. Соотношение системы права и системы законодательства

Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение, состоящее из взаи-



Глава 14. Система права и система законодательства


Рекомендуемая литература



 


мосвязанных нормативных актов в той или иной области общест­венной жизни.

Между системой права и системой законодательства существу­ет тесная связь. Так, система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый коди­фицированный акт или сборник законодательства. Следовательно, система права служит основой систематизации нормативных актов. Кодификация является высшей формой систематизации, в частности, потому что учитывает требования системы права, осу­ществляется обычно по отраслевому основанию. Подавляющее большинство кодифицированных актов (кодексы, уставы, поло­жения и т.п.) содержат нормы одной отрасли права (А.Ф. Чер-данцев).

Часть отраслей права имеет совпадающие с ними отрасли зако­нодательства (например, уголовное право и соответствующее уго­ловное законодательство). Другие — еще не имеют строго опреде­ленной отрасли законодательства (например, аграрное право). На­конец, в системе законодательства существуют отрасли, которые имеют комплексный характер и не совпадают с какими-либо от­раслями права (например, транспортное, хозяйственное, военное законодательство, законодательство об образовании, здравоохра­нении и т.п.)

Систему права и систему законодательства необходимо разли­чать по следующим основаниям:

1) если первичным элементом системы права является норма,
то первичным элементом системы законодательства — норматив­
ный акт;

2) если система права выступает в качестве содержания, то сис­
тема законодательства — в качестве формы;

3) если система права складывается объективно в соответствии
с существующими общественными отношениями, то система зако­
нодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от зако­
нодателя;

4) если система права имеет первичный характер, то система
законодательства — производный (первая служит исходной базой
для второй);

5) если система права имеет только горизонтальное (отраслевое)
строение, то система законодательства — еще и вертикальное (фе­
деративное, иерархическое);

6) если в системе права не может быть комплексных структур­
ных образований, поскольку классификационным основанием


служат специфические для каждой отрасли предмет и метод пра­вового регулирования, то в системе законодательства встречаются различные комплексные структуры, построенные по признаку функционального назначения либо применительно к сферам госу­дарственного управления (например, комплексным являются сельскохозяйственное, торговое законодательство) (В.М. Баранов, СВ. Поленина).

Система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных догово­рах, и в юридических прецедентах); с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы — преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите основные структурные элементы системы права.

2. Что такое предмет и метод правового регулирования?

3. Назовите основные признаки отрасли права.

4. Какие отрасли права можно считать основными?

5. Что такое институт права и каковы их виды?

6. Какие отрасли относятся к частному, а какие к публичному праву?

7. Каково соотношение системы права и системы законодательства?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Агарков ММ. Ценность частного права // Правоведение. 1992. № 1, 2.

Варанов В.М., Поленина СВ. Система права, система законодательства и пра­вовая система. Н.Новгород, 1999.

Драма российского закона / Отв. ред. В.П. Казимирчук. М., 1996. Гл. 5. С. 69— 73.

Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. М., 1992. С. 10—19.

Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 11.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 13.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 11, 12.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 197ё200.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 178—179.

Поленина СВ. Система права и система законодательства в современных усло­виях // Правоведение. 1975. № 5.

Протасов В.Н. Юридическая процедура. М., 1991.

Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М., 1991.

Рязановский ВА. Единство процесса. М., 1996.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 242—246.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 15, 17.



Глава 14. Система права и система законодательства


 


Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. Харьков, 1985. Тихомиров ЮЛ. Действие закона. М., 1992. С. 119—130. Тихомиров ЮЛ. Публичное право. М., 1995. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 15. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. С. 54—57. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. Тема 11. Юридическая процессуальная форма: теория и практика / Под ред. П.Е. Не-дбайло и В.М. Горшенева. М., 1976.


ГЛАВА 15 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ