Юридический процесс: понятие и виды
Г
в зависимости от сферы распространения |
в зависимости от характера |
в зависимости
от функциональной
1 1 | ||
ш | ||
<u | ||
1ЬН | ||
л | а | |
ериал | §. о о | |
й | |прО! |
_L_ | IL Ш | |
<u | Ш | |
Ш | ||
CO ш | I/O | |
I/O | a | |
a | COT | |
ё | S | |
роли
тивные | | гельные [ | |
о; | ||
гул | I | |
ш | ||
Q. | О |
Глава 14. Система права и система законодательства
§ 6. Юридический процесс: понятие и виды
§ 5. Частное и публичное право
Кроме отраслей, в структуре права можно вычленить две большие группы: частное и публичное право, что характерно преимущественно для романо-германской правовой семьи.
Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брач-ного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.
Деление права на частное и публичное идет еще от традиций римского права. Римский юрист Ульпиан (170—228 гг.) писал: «Публичное право, то, которое относится к положению Римского государства, частное относится к пользе отдельных лиц: существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении»1.
Иначе можно сказать, что частное право выражает и защищает интересы частных лиц, публичное — общие, общегосударственные интересы. Важным является и то, что защита интересов в частном праве осуществляется по инициативе самих заинтересованных лиц, в публичном же праве — по обязательному предписанию закона должностными лицами.
В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:
1) интерес (если частное право призвано регулировать частные
интересы, то публичное — общественные, государственные);
2) предмет правового регулирования (если частному праву свой
ственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то
публичному — неимущественные);
3) метод правового регулирования (если в частном праве господ
ствует метод координации, то в публичном — субординации);
4) субъектный состав (если частное право регулирует отноше
ния частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц
с государством либо между государственными органами).
В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.
1 См.: Дигесты Юстиниана. Кн. 1. Тит. 1.
Нормы права | ||||
Публичное право | Частное право | |||
конституционное | гражданское | |||
уголовное | семейно-брачное | |||
административное | трудовое | |||
финансовое | предпринимательское | |||
уголовно-исполнительное | земельное |
и другие |
и другие
Система права состоит из материальных и процессуальных отраслей права. К первой группе относятся конституционное, гражданское, административное, уголовное, земельное, трудовое, семейно-брачное, уголовно-исполнительное, аграрное (сельскохозяйственное), экологическое (природоохранное) и финансовое право. Процессуальные отрасли — уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право — устанавливают порядок рассмотрения соответствующих дел.
Связь материальных и процессуальных отраслей является взаимной и двусторонней. Материальные отрасли определяют правовой статус субъектов процессуальных отношений, устанавливают условия и основания возникновения процессуальных правоотношений. В свою очередь, процессуальные отрасли закрепляют порядок разрешения конфликтных спорных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права.
В форме уголовного процесса применяются нормы уголовного права. Гражданский процесс тесно связан с другими материальными отраслями. В системе права Российской Федерации специализация материальных и процессуальных отраслей приобрела всеобщий характер. Конституционное право, которое долгое время оставалось автономным, содержало и материальные, и процессуаль-
Глава 14. Система права и система законодательства
§ 7. Соотношение системы права и системы законодательства
ные нормы, в настоящее время не может обходиться без сотрудничества с гражданско-процессуальным законодательством. Так, решения и действия органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 46 Конституции РФ, могут быть обжалованы в судебном порядке, установленном гражданско-процессуальным правом.
Слово «процесс» буквально переводится как «движение вперед». В юридической практике он означает порядок осуществления деятельности следственных, административных, судебных органов.
Юридический процесс — это нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, направленные на оптимальное удовлетворение и гарантирование интересов субъектов права. Он регулируется соответствующими правовыми нормами, а его результаты оформляются и закрепляются в правовых актах — официальных документах.
Юридический процесс присущ любой юридически значимой деятельности (законотворческой, исполнительно-распорядительной, судебной), содержит ее программу и выступает существенной гарантией точного соблюдения и результативного осуществления правовых предписаний. Он призван нейтрализовать элементы стихийности, хаоса, неуправляемости, существующие в юридической деятельности, содействовать реализации норм материального права и удовлетворению общественно значимых интересов субъектов права.
Юридический процесс — это всегда определенная система, состоящая из последовательно совершаемых действий и принимаемых актов, это определенный алгоритм правового регулирования.
Особенности юридического процесса заключаются в том, что он представляет собой:
1) властную деятельность компетентных органов и должност
ных лиц;
2) деятельность, осуществление которой урегулировано процес
суальными нормами;
3) деятельность, направленную на принятие юридических ре
шений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты
применения права) характера;
4) сложную, длящуюся во времени деятельность, состоящую из
процессуальных стадий, которые имеют строго определенную пос
ледовательность.
С точки зрения содержания он представляет собой цепь взаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений,
фиксируемых в соответствующих документах (В.И. Леушин). Например, в ходе расследования уголовного дела следователь выполняет такие процессуальные действия, как осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных доказательств и т.д., выносит различные процессуальные решения — постановления о возбуждении уголовного дела, о производстве обыска в квартире подозреваемого, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т.п. При этом, принимая процессуальные решения и выполняя процессуальные действия, он руководствуется требованиями уголовно-процессуального закона.
В зависимости от предмета правового регулирования (отраслевого признака) юридический процесс подразделяется на гражданский, уголовный, административный, конституционный.
Гражданское процессуальное — и уголовно-процессуальное право регулируют соответственно гражданское судопроизводство и предварительное расследование и судопроизводство по уголовным делам. Арбитражный процесс является разновидностью гражданского процесса.
Административный процесс пока еще не выделился из гражданского процесса, хотя определенные предпосылки для этого есть. В настоящее время административное судопроизводство регулируется гл. 22—25 ГПК РСФСР.
Конституционный процесс находится в стадии правового формирования, поисков оптимальных средств и путей осуществления конституционного контроля.
В зависимости от природы принимаемых решений юридический процесс может классифицироваться на правотворческий (воплощается, например, в регламентах Государственной Думы и Совета Федерации РФ), с помощью которого принимаются нормативные акты, правоприменительный (воплощается, например, в Указе Президента РФ о назначении на должность министра), с помощью которого принимаются правоприменительные акты, и праворазъяснительный (воплощается, например, в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации»), с помощью которого принимаются интерпретационные акты.
§ 7. Соотношение системы права и системы законодательства
Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение, состоящее из взаи-
Глава 14. Система права и система законодательства
Рекомендуемая литература
мосвязанных нормативных актов в той или иной области общественной жизни.
Между системой права и системой законодательства существует тесная связь. Так, система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый кодифицированный акт или сборник законодательства. Следовательно, система права служит основой систематизации нормативных актов. Кодификация является высшей формой систематизации, в частности, потому что учитывает требования системы права, осуществляется обычно по отраслевому основанию. Подавляющее большинство кодифицированных актов (кодексы, уставы, положения и т.п.) содержат нормы одной отрасли права (А.Ф. Чер-данцев).
Часть отраслей права имеет совпадающие с ними отрасли законодательства (например, уголовное право и соответствующее уголовное законодательство). Другие — еще не имеют строго определенной отрасли законодательства (например, аграрное право). Наконец, в системе законодательства существуют отрасли, которые имеют комплексный характер и не совпадают с какими-либо отраслями права (например, транспортное, хозяйственное, военное законодательство, законодательство об образовании, здравоохранении и т.п.)
Систему права и систему законодательства необходимо различать по следующим основаниям:
1) если первичным элементом системы права является норма,
то первичным элементом системы законодательства — норматив
ный акт;
2) если система права выступает в качестве содержания, то сис
тема законодательства — в качестве формы;
3) если система права складывается объективно в соответствии
с существующими общественными отношениями, то система зако
нодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от зако
нодателя;
4) если система права имеет первичный характер, то система
законодательства — производный (первая служит исходной базой
для второй);
5) если система права имеет только горизонтальное (отраслевое)
строение, то система законодательства — еще и вертикальное (фе
деративное, иерархическое);
6) если в системе права не может быть комплексных структур
ных образований, поскольку классификационным основанием
служат специфические для каждой отрасли предмет и метод правового регулирования, то в системе законодательства встречаются различные комплексные структуры, построенные по признаку функционального назначения либо применительно к сферам государственного управления (например, комплексным являются сельскохозяйственное, торговое законодательство) (В.М. Баранов, СВ. Поленина).
Система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах); с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы — преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Назовите основные структурные элементы системы права.
2. Что такое предмет и метод правового регулирования?
3. Назовите основные признаки отрасли права.
4. Какие отрасли права можно считать основными?
5. Что такое институт права и каковы их виды?
6. Какие отрасли относятся к частному, а какие к публичному праву?
7. Каково соотношение системы права и системы законодательства?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Агарков ММ. Ценность частного права // Правоведение. 1992. № 1, 2.
Варанов В.М., Поленина СВ. Система права, система законодательства и правовая система. Н.Новгород, 1999.
Драма российского закона / Отв. ред. В.П. Казимирчук. М., 1996. Гл. 5. С. 69— 73.
Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. М., 1992. С. 10—19.
Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 11.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 13.
Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 11, 12.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 197ё200.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 178—179.
Поленина СВ. Система права и система законодательства в современных условиях // Правоведение. 1975. № 5.
Протасов В.Н. Юридическая процедура. М., 1991.
Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М., 1991.
Рязановский ВА. Единство процесса. М., 1996.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 242—246.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 15, 17.
Глава 14. Система права и система законодательства
Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. Харьков, 1985. Тихомиров ЮЛ. Действие закона. М., 1992. С. 119—130. Тихомиров ЮЛ. Публичное право. М., 1995. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 15. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. С. 54—57. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. Тема 11. Юридическая процессуальная форма: теория и практика / Под ред. П.Е. Не-дбайло и В.М. Горшенева. М., 1976.
ГЛАВА 15 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ